Природно-ресурсный потенциал региона и проблемы его рационального использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 18:50, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование и анализ природно-ресурсного потенциала России в целом и Рязанской области в частности как одного из ведущих факторов развития экономики страны и региона, а так же выявление проблем рационального использования ресурсов страны.
В соответствии с указанной целью поставлены следующие задачи:
1) раскрыть понятие природно-ресурсного потенциала;
2) определить подходы к оценке природных ресурсов;
3) исследовать состояние и использование природно-ресурсного потенциала страны;

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Сущность природно-ресурсного потенциала...................................................5
1.1 Природно-ресурсный потенциал и система его показателей........................5
1.2 Основные подходы к оценке запасов природных ресурсов..........................7
2. Современное состояние природно-ресурсного потенциала..........................12
2.1 Обеспеченность, использование и состояние природно-ресурсного потенциала в России..............................................................................................12
2.2 Природно-ресурсный потенциал Рязанской области...................................19
3. Проблемы рационального использования природных ресурсов..................22
Заключение.............................................................................................................27
Список литературы................................................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика Суляев.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Сельскохозяйственные угодья России имеют площадь около 210 млн. га, из них около 125 млн. га занимает пашня. Такими земельными ресурсами располагают еще только две страны в мире - Индия и США. Существует проблема низкой производительности пахотных угодий по причине: эрозии почв, засоления почв вследствие нерационального орошения и уплотнения почв из-за использования тяжелых сельскохозяйственных машин.

Лесные ресурсы. Россия - крупнейшая лесная держава. Она располагает 1/5 мировых запасов древесины, в том числе более чем половиной запасов ценных хвойных пород. Лесами покрыто более 770 млн. га, что составляет 45 % территории страны. Это определяет исключительную средообразующую роль лесного покрова, в частности выравнивание сезонных и межгодовых изменений стока рек, увеличение влажности воздуха, уменьшение колебаний температуры приземного слоя атмосферы, увеличение содержания влаги в почве в засушливых районах и т.д. Под влиянием лесов находится не менее 60 % территории России. Экологический фактор учитывается при хозяйственной классификации лесов: около 222 млн. га лесного фонда (или 20 % площади) отнесены к так называемой первой группе, выполняющей защитные функции (водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и т.д.).

Промышленные рубки ведутся в лесах второй и третьей групп, которые расположены в густонаселенных и малообжитых районах (их площади составляют 61 и 828 млн. га соответственно).

Объем расчетной лесосеки России, определенный по нормам, обеспечивающим воспроизводство ресурсов, оценивается в размере примерно 500 млн. м3, в том числе по хвойному хозяйству - 300 млн. м3.

Несмотря на недоиспользование лесосеки по стране в целом, в России происходят крупномасштабные неблагоприятные процессы изменения структуры древостоев. Особенно быстро сокращаются запасы ценных хвойных пород в регионах Европейского Севера и Дальнего Востока.

Россия уже выступает одним из главных (наряду с Бразилией) приемников выбросов углерода и в будущем эта ее роль (а точнее, роль ее лесов в усвоении углерода) может стать критически важной. Осознание этого факта требует соответствующего выражения его в лесной политике государства, которая до сих пор еще не сформулирована.

 

2.2 Природно-ресурсный потенциал Рязанской области

 

Рязанская область как небольшое европейское государство занимает территорию общей площадью 39,6 тыс. км2., что составляет 0,2% от площади РФ и 6,1% ЦФО, с населением около 1,2 млн. чел. Она граничит с 7 областями: Владимирской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Тульской и республикой Мордовия.

Имеющийся на территории Рязанской области ресурсный потенциал относительно благоприятен для диверсифицированной хозяйственной деятельности и не позволяет развиваться экономике Рязанской области по экспортно-сырьевой модели. Область не зависит от поставки энергоресурсов, т.к. сама производит электроэнергию и снабжает ею соседние области.

Область в достаточной мере обеспечена подземными и поверхностными водами, часть которых минерализирована (97% водосбора дает река Ока).

В недрах Рязанской области залегают запасы бурого угля Подмосковного бассейна (8,7% ЦФО), торф Мещерской низменности (1200 месторождений общей площадью 92 тыс.га.), мощные запасы известняка, мергелей, глин, гравия, кварцитов, мела, стекольных песков, цементного сырья и минеральных красок, гипса – 142 млн. тонн; 14,7 млн.тонн строительных песков, щебня и прочих строительных материалов. Основными потребителями являются стройиндустрия и промышленность строительных материалов, чьи потребности практически полностью удовлетворяются за счет местной сырьевой базы. Работают два силикатных завода, завод ЖБИ, красного кирпича, щебеночные и цементные. Более 80 горнорудных предприятий ежегодно добывают из недр области более 6 млн. м3 полезных ископаемых.

В последние годы растет добыча полезных ископаемых, но нет прироста запасов сырья, т.к. практически не ведутся геолого-разведывательные работы. Резервные запасы по оценке специалистов составляет до 30% от имеющихся. Перспективы развития минерально-сырьевой базы в области есть: в Михайлове – крупное месторождение цементного сырья, в Ухолово – лечебные грязи, в Новодеревенском районе – запасы кирпичного сырья, в Шиловском районе – керамзитное сырье, в Клепиковском и Милославском районах – стекольное сырье и т.д.

Область располагает определенным земельным фондом – около 4 млн. га, 72% земельного фонда используется в сельском хозяйстве. Земельные ресурсы востребованы.

Леса занимают 25,4%, 731 тыс. га., но в целом промышленного значения не имеют. Экспортируется кругляк.

На территории области имеются более 500 крупных естественных водоемов, общая площадь зеркала которых - около 60 тысяч гектаров, с большими сапропелевыми отложениями (многовековые донные отложения пресноводных водоёмов, содержащие большое количество органических веществ, гумуса). Разведанные запасы сапропеля составляют более 80 миллионов кубических метров.

В реках Оке, Мокше, Цне находятся свыше 1 миллиона кубических метров залежей мореного дуба - ценнейшего сырья для производства мебели, декоративных и отделочных материалов для строительства.

Рязанская область богата рекреационными ресурсами, так как располагается в пределах живописных ландшафтов лесной и лесостепной зон В регионе насчитывается 2800 больших и малых озер. В области 103,5 тыс. га особо охраняемых природных территорий, в том числе Окский государственный биосферный заповедник, национальный природный парк «Мещерский», 47 заказников и 57 памятников природы. Регион славится своими историко-культурными и архитектурными памятниками, народными художественными промыслами.

 

3. Проблемы рационального использования природных ресурсов

 

С развитием научно-технического прогресса роль природных ресурсов в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов.

На современном уровне развития производительных сил специализация и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия минерального сырья и топлива, гидроэнергоресурсов, а также биологических ресурсов.

Однако следует помнить, что возможности поддержания темпов экономического роста за счет увеличения масштабов использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической безопасности национальной экономики и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений.

 

Кризисная экологическая ситуация, возникшая в настоящее время в России, объективно является следствием общей неблагоприятной социльно-экономической обстановки и политики и природопользования в стране, которая сложилась в предыдущие годы. Поэтому проблемы экологически безопасного и устойчивого развития относятся у числу приоритетных во внутренней и внешней политике страны.

Важнейшими направлениями решения проблемы сохранения невозобновляемых и воспроизводства возобновляемых природных ресурсов, реализация которых может быть обеспечена как развитием научно-технического прогресса и внедрением его результатов в производство, так и использованием мировым сообществом и каждым отдельным государством принципов концепции устойчивого развития. Основными путями реализации указанных направлений являются следующие:

• максимально возможное замедление темпов исчерпания запасов невозобновляемых природных ресурсов на основе замены их возобновляемыми ресурсами;

• расширение масштабов и увеличение темпов развития процесса вначале простого, а впоследствии расширенного воспроизводства возобновляемых ресурсов;

• разработка и внедрение в практику технологий, позволяющих коренным образом повысить степень извлечения из эксплуатируемых месторождений невозобновляемых ресурсов (сегодня из-за несовершенства технологий добычи в недрах остается до 70% нефти, 30% угля, 20% железной руды и т.д.);

• развитие и расширение использования технологий с применением оборотного водоснабжения;

• максимально возможная замена органического топлива на ядерное, что при условии безаварийной работы АЭС позволяет существенным образом экономить углеродное сырье (нефть, газ) для использования в других целях, а также исключает необходимость извлечения из атмосферы природного кислорода; в перспективе — его замена такими неисчерпаемыми энергетическими ресурсами, как солнечная и ветровая энергия, энергия Мирового океана и даже водород;

• всемерное вовлечение в производственный оборот так называемых «техногенных месторождений», т.е. все более активное развитие процесса использования отходов.

Многие из перечисленных путей сохранения и развития природно-ресурсного потенциала в части обеспечения производства природными ресурсами могут быть использованы не только в планетарном или государственном масштабах, но и на уровне любого промышленного предприятия.

Основная задача в определении места и роли природоресурсного потенциала в экономике будущего связана с необходимостью использовать его комплексно и рационально, а также сохранить природные ресурсы для будущих поколений.

Среди природных ресурсов большое значение для обеспечения развития производства, жизни и деятельности общества имеют топливно-энергетические ресурсы. Главной особенностью размещения топливно-энергетических ресурсов является неравномерность их размещения по территории страны. Основная часть геологических запасов топлива расположена в восточных районах страны, где сосредоточено 85 % запасов природного газа, 65 % запасов нефти и 93 % всех запасов угля страны.

Здесь можно выделить несколько моментов:

1) практика хозяйствования последних 5-6 лет показала, что регулирующую роль государства, в том числе и в определении государственной политики использования и охраны ресурсов, надо усилить путем доработки и дополнения соответствующего законодательства и нормативной базы; что в свою очередь требует укрепления института государственного регулирования недропользования;

2) вокруг изучения, воспроизводства и охраны природоресурсного комплекса сосредоточен огромный научно-технический потенциал, который должен быть не только сохранен, но и развит, переориентирован на создание новых технических средств и технологий, особенно в области рационального и комплексного использования традиционных и новых ресурсов;

3) весь природоресурсный потенциал подлежит кадастрированию и учету, паспортизации, оценке сегодняшнего состояния;

4) предстоит практически заново создать экологическую индустрию – от научных разработок до реализации в производственных мощностях, ориентированных не только на комплексное и более полное использование природного сырья и ресурсов, но и на охрану окружающей среды, переработку отходов и устранение негативных последствий производства, накопившихся к настоящему времени.

Говоря об использовании природных ресурсов, нельзя забывать об их учете. Основной механизм и основной методический прием – мониторинг состояния природных ресурсов по определенной схеме и номенклатуре и в соответствии с глобальной системой мониторинга. Россия, с ее стратегическим и геополитическим положением, не может оставаться в стороне от мировых ресурсных проблем.

Задачи государственной стратегии природопользования:

- эффективное обеспечение функций государства как собственника природных ресурсов России по их использованию, воспроизводству и охране на базе совершенствования законодательных, экономико-нормативных, научно-методических и организационно-хозяйственных подходов и мероприятий;

- уменьшение ресурсоемкости экономики, сокращение затрат природных ресурсов в расчете на единицу конечной продукции;

- использование возможностей природно-ресурсного потенциала с целью получения максимальной прибыли, в том числе для преодоления текущего кризиса и вывода России в число передовых постиндустриальных стран;

- совершенствование системы государственного регулирования в природно-ресурсной сфере (контроль, лицензирование, ресурсный аудит);

- создание эффективных экономических механизмов ресурсопользования с учетом российской специфики и повышение доли платежей за использование природных ресурсов в бюджеты всех уровней;

- решение вопроса собственности на природные ресурсы и права из этого вытекающие;

- учет региональных особенностей и приоритетов в отношении регионов со специфическими условиями хозяйствования.

 

Заключение

 

Россия располагает уникальным природно-ресурсным потенциалом. Кроме того, на территории России расположено значительное количество объектов общемирового и общенационального достояния, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Будущее России всецело зависит от эффективного использования природно-ресурсного потенциала. Вот почему в условиях перехода к устойчивому развитию приоритет должен быть отдан неистощительному природопользованию, охране и воспроизводству природных ресурсов.

Информация о работе Природно-ресурсный потенциал региона и проблемы его рационального использования