Особенности размещения хозяйства Дальневосточного экономического района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 21:22, контрольная работа

Краткое описание

Географическое положение района уникально. Для него характерна большая протяженность с севера на юг и с запада на восток. По территории проходит пять часовых поясов. Важнейшими особенностями экономико-географического положения являются:
- большая удаленность от центральных наиболее развитых районов России;
- приморское положение и выход к морям двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого (вдоль побережья Тихого океана территория тянется на 4500 км);
- местонахождение на пересечении морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна;
- большая протяженность границ с Китаем.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I. Общая характеристика Дальневосточного экономического района…....4
1.1. Природные условия…………………………………………………4
1.2. Природные ресурсы…………………………………………………5
1.3. Население…………………………………………………………....7
II. Особенности хозяйства Дальневосточного экономического района…..9
2.1. Территориальная организация хозяйства………………………….9
2.2. Особенности хозяйства…………………………………………….10
III. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района……………………………………………………………………...……15
Заключение……………………………………………………………………….17

Список используемых источников……………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Топливно-энергетический комплекс Дальнего Востока вносит свой вклад в развитие электроэнергетики и топливной промышленности России. В основе топливного баланса России лежат каменный и бурый угли, суммарная добыча которых составляет 12% добычи углей в России. Наибольшее количество угля добывается в Приморском крае (Артем, Партизанок), Республике Саха (Нерюнгри), а также в Амурской (Райчихинск) и Сахалинской областях.

Добыча природного газа составляет 0,5% российской добычи. При  этом газ добывается лишь в Сахалинской  области и Республике Саха. Добытая  главным образом на Сахалине нефть  составляет лишь 0,46% нефти страны. В целом по развитию топливной промышленности выделяются Республика Саха, Хабаровский край, Сахалинская область, а также Амурская область.

Электроэнергетика района представлена Нерюнгринской, Якутской, Хабаровской, Владивостокской, Петропавловск-Камчатской и другими теплоэлектростанциями; Билибинской атомной и Паужетской геотермальной электростанцией на Камчатке. В целом электроэнергетика наиболее развита в Амурской, Магаданской и Камчатской областях.

Химическая и нефтехимическая промышленность размещена лишь в Хабаровском крае (Хабаровск) и Приморском крае (Комсомольск-на-Амуре), куда нефть поступает из Сахалинской области. Объемы производимой продукции явно недостаточны для удовлетворения потребностей района.

По объему валовой  продукции сельского хозяйства Дальневосточный экономический район занимает 9-е место среди экономических районов России, в том числе 9-е место по продукции растениеводства и 10-е – по продукции животноводства. Доля трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве, составляет 8% общего числа занятых.

Преобладание горного  рельефа, суровость климата ограничивают площади сельскохозяйственных угодий. Из них более 80% приходится на Приморский край, Республику Саха и амурскую область. В растеневодстве 32% всей посевной площади  занято зерновыми культурами, 21% - техническими, 6% - картофелем и овощами и 41% - кормовыми культурами.

Среди зерновых, валовой сбор которых составляет около 500 тыс. т в год, распространены пшеница, ячмень, овес и гречиха. В Приханкайской низменности выращивают рис. В основном зерновые культуры произрастают в Амурской области, Приморском и Хабаровском краях и республике Саха. Урожайность зерновых культур в районе значительно меньше средней по России – 7,3 ц/га по сравнению с 12 ц/га.

Дальний Восток – это  основной район в России по производству сои. На его территории сосредоточено более 90% этой культуры. Самые крупные посевы сои размещаются в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях.

Практически повсеместно  на юге района выращивают картофель  и овощи. Наибольшие площади под эти культуры отведены в Сахалинской области (27% всей посевной площади), где урожайность овощей достигает 200 ц/га, картофеля – около 110 ц/га. Высокая урожайность овощей отмечена также в Республике Саха, Камчатской, Амурской областях и Хабаровском крае.

Под кормовые культуры в  Магаданской области выделяется 91,6% всех посевных площадей, в Камчатской – 89%, Сахалинской – 73%, Республике Саха – 63%.

В животноводстве ведущее  место принадлежит оленеводству и пушному звероводству. Оленеводство наиболее распространено на севере Республики Саха, в Магаданской и Камчатской областях. Охотничьим промыслом и пушным звероводством занимаются по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Кроме того, развиваются скотоводство и свиноводство, птицеводство и овцеводство. Однако продукции животноводства недостаточно для удовлетворения потребностей района.

Транспорт имеет исключительное значение для Дальнего востока, учитывая редкую заселенность территории, очаговое использование природных ресурсов. В районе развиваются все виды транспорта, однако важнейшее место в грузообороте принадлежит железнодорожным перевозкам. По территории Дальнего востока проходят часть Байкало-Амурской магистрали, Малый БАМ (от БАМа через Тынду к Беркакиту), Транссибирская магистраль, строится ветка на север от Беркакита к Якутску. По густоте железнодорожной сети выделяются Сахалинская область, Приморский край и Амурская область (соответственно 123, 98 и 83 км железных дорог на 10 тыс. км2 территории).

Большое значение для  Дальнего Востока, и прежде всего для внутренних перевозок, имеет морской транспорт. На его долю прходятся 15% внутренних перевозок и 5-6% внешних. Велика роль Северного морского пути. В Японском и Беринговом морях морской транспорт работает практически круглогодично. Крупными морскими портами являются Владивосток, Находка, Петропавловск-Камчатский, Советская Гавань, Холмск, Певек, Тикси и др.

На долю речного транспорта приходится также почти 15% внутренних перевозок. Основными транспортными  речными артериями Дальнего Востока  являются Амур и Лена.

Автомобильный транспорт  не получил большого распространения  в районе, хотя можно выделить такие  крупные автострады, как Магадан  – Якутск, Невер – Якутск и  пр. По объему грузов, перевозимых автомобильным  транспортом, выделяются Приморский и  Хабаровский края, а также Амурская область.

Широко развит воздушный  транспорт, имеющий особое значение для севера Дальнего востока. Развивается  трубопроводный транспорт: построен нефтепровод  Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Ввоз грузов в Дальневосточный  экономический район превышает их вывоз. В структуре ввоза преобладают нефтепродукты, металл, хлебные грузы, а также машины, оборудование и транспортные средства, промышленные товары широкого спроса, минеральные удобрения, соль. Основную часть вывоза составляют деловая древесина и пиломатериалы, продукция рыбной промышленности, обогащенные руды цветных металлов. По удельному весу экспортных товаров в производстве всей промышленной продукции выделяются Приморский край и Камчатская область.  

 

 

III. Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района.

 

Перспективы развития Дальнего Востока в условиях рынка связаны  с освоением новых природных  ресурсов и дальнейшим формированием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

В перспективе в районе БАМа возможно также создание еще одного нового комплекса, основу которого составит черная металлургия на базе коксующихся углей южной Якутии и железо-рудных месторождений этого же района.

Получит дальнейшее развитие Зейско-Свободненский комплекс на основе энергетики, лесной и деревообрабатывающей промышленности, машиностроения, добычи олова и других полезных ископаемых. Здесь уже введена в эксплуатацию Зейская ГЭС, Ургальский ТПК будет создаваться на базе Бурейской ГЭС и разработки углей Ургальского месторождения.

В районе г. Комсомольска-на-Амуре  намечается создание мощного химического  комплекса на базе западносибирской нефти, нефти сахалинского шельфа, якутского  природного газа, южно-якутских углей, местных апатитов и фосфоритов Удско-Селемджинского района.

В перспективе намечается ввести в эксплуатацию около 40 млн. га сибирской и дальневосточной  тайги. Планируется заготовку древесины довести до 6 млн.м3. (особенно ели, пихты).

В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны магнетитовые кварциты, это дает возможность создать  в перспективе крупную базу для  черной металлургии на Дальнем Востоке.

Вместе с тем освоение богатейших ресурсов Дальнего Востока  требует огромных капиталовложений. Необходимы поэтому приоритетная инвестиционная программа для региона и привлечение иностранных инвестиций, в первую очередь соседних государств - Японии, Китая, Южной Кореи. В настоящее время уже есть решение о совместном с Японией освоении нефтяных ресурсов сахалинского шельфа. Подписано Соглашение с Китаем о демаркации государственной границы по Амуру, совместной эксплуатации ряда речных островов.

Первоочередной экономической  задачей Дальневосточного района являются укрепление энергетической базы, перевод тепловых электростанций на более эффективное газовое топливо, реконструкция их и наращивание мощностей.

Наиболее перспективным  направлением в экономическом развитии региона является развитие промышленности по добыче и переработке природного сырья за счет конверсии оборонного комплекса, предприятиями которого перенасыщен регион.

В составе первоочередных мер по стабилизации социально-экономического положения в регионе предусматривается ликвидация дефицита энергоснабжения путем увеличения поставок энергоресурсов из Сибири и обеспечения устойчивого объема добычи местного угля. Дотационная поддержка предприятий топливно-энергетического комплекса должна сочетаться с политикой сдерживания тарифов на электроэнергию

В горнорудной промышленности намечено значительно расширить сырьевую базу по добыче золота, титана, олова, полиметаллов. Основное направление развития лесопромышленного комплекса - увеличение производства и экспорт пиломатериалов, целлюлозы, бумаги, а также другой продукции глубокой переработки древесины.

 

Заключение.

 

В ходе проведенного анализа Дальневосточного экономического района можно сделать следующие выводы:

1. географическое положение  района уникально (Для него  характерна большая протяженность  с севера на юг и с запада  на восток; по территории проходит пять часовых поясов; большая удаленность от центральных наиболее развитых районов России; приморское положение и выход к морям двух океанов – Тихого и Северного Ледовитого; местонахождение на пересечении морских и сухопутных путей в страны Тихоокеанского бассейна; большая протяженность границ с Китаем);

2. население района  многонационально;

3. в районе происходит  очень интенсивное миграционное  движение, прежде всего отток  населения;

4. масштабы и структура промышленности характеризуются большими различиями;

5. промышленность размещена неравномерно;

6. большие изменения в территориальную структуру хозяйства района внесли строительство Байкало-Амурской магистрали и создание Южно-Якутского ТПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2.

 

Состав Дальневосточного экономического района. (10;221-223)

 

Субъект

Столица

Территория тыс. км2

Население, тыс. чел.

Республика Саха (Якутия)

Якутск

3103,2

1022,8

Приморский край

Владивосток

165,9

2194,2

Хабаровский край

Хабаровск

788,6

 

1523,3

 

Амурская область

Благовещенск

363,7

1007,7

 

Камчатская область

 

Петропавловск-Камчатский

 

472,3

 

396,1

 

Магаданская область

Магадан

 

461,4

246,1

Сахалинская область

Сахалин

87,1

608,5


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №3

 

Производство (добыча) важнейших видов промышленной продукции Дальневосточного района. (9;504)        

 

 

Регион

Электроэнергия, млрд. кВтч

Нефть, тыс. т

Уголь, млн.т

Деловая древесина, тыс. м3

Пиломатериалы, тыс. м3

Производство целлюлозы, тыс.т

Производство картона, тыс. т

Республика Саха (Якутия)

7,6

419

10,1

212,9

149

   

Еврейская автономная область 

-

 

0,02

12,3

6,1

   

Чукотский автономный округ

0,6

 

0,3

-

-

   

Приморский край

8,1

 

10,4

1058

150,7

 

17,9

Хабаровский край

8,5

 

2

4227,6

229,3

 

4,2

Амурская область

6,9

 

2,1

639

53,9

   

Камчатская область

1,6

   

59,7

21,6

   

В том числе Корякский  Автономный округ

0,1

 

0,04

-

-

   

Магаданская область

2,8

 

0,7

1,6

2,6

   

Сахалинская область

2,7

3362

2,7

733,1

59,5

12,6

9,8

Итого по ДВЭР

38,8

3781

28,4

7544,2

673,3

12,6

31,9

Информация о работе Особенности размещения хозяйства Дальневосточного экономического района