Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:02, реферат
Главная особенность Дальневосточного экономического района в природном отношении - соседство с Тихим океаном и неразрывная связь с ним во всех отношениях. Дальний Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна — Берингово , Охотское , Японское , образуя большой морской бассейн России. Все эти моря глубоководны , дно их очень неровное. Впадины часто сменяются подводными поднятиями и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны , естественных защищенных бухт для стоянок судов мало. 
От Тихого океана моря отделены цепью островов: Алеутских , Курильских , Японских. К востоку от них лежит одна из самых глубоких океанских впадин — Курило-Камчатская. Огромная протяженность морей по восточной окраине России обуславливает огромные различия в их климатических условиях. Если северная часть Берингова моря находится в субарктическом климате , то южная часть Японского лежит в области субтропического.
                               
Дальневосточный экономический район 
В состав Дальневосточного экономического 
района входят : Приморский и Хабаровский 
(с Еврейской автономной областью) края 
, Республика Саха (Якутия) , Амурская, Камчатская 
(с Корякским автономным округом) , Магаданская 
(с Чукотским автономным округом) и Сахалинская 
области. 
Главная особенность Дальневосточного 
экономического района в природном отношении 
- соседство с Тихим океаном и неразрывная 
связь с ним во всех отношениях. Дальний 
Восток омывают моря Тихоокеанского бассейна 
— Берингово , Охотское , Японское , образуя 
большой морской бассейн России. Все эти 
моря глубоководны , дно их очень неровное. 
Впадины часто сменяются подводными поднятиями 
и хребтами , берега обрывисты , слабо изрезаны 
, естественных защищенных бухт для стоянок 
судов мало. 
От Тихого океана моря отделены цепью 
островов: Алеутских , Курильских , Японских. 
К востоку от них лежит одна из самых глубоких 
океанских впадин — Курило-Камчатская. 
Огромная протяженность морей по восточной 
окраине России обуславливает огромные 
различия в их климатических условиях. 
Если северная часть Берингова моря находится 
в субарктическом климате , то южная часть 
Японского лежит в области субтропического. 
Растительный и животный мир морей Тихого 
океана намного богаче морей Северного 
Ледовитого океана. На мелководьях произрастают 
заросли морских трав и водорослей. Бурые 
водоросли , достигающие в длину 50 метров 
, образуют иногда настоящие подводные 
леса. 
На островах очень много птиц: кайр , чаек 
, балканов , топориков , белобрюшек , глупышей. 
В настоящее время промысловую ценность 
в дальневосточных морях имеют тюлень 
, нерпа , белуха. У западных берегов полуострова 
Камчатка ведется лов крабов. 
Разнообразны рыбные ресурсы дальневосточных 
морей. Важнейшими рыбодобывающими районами 
являются акватории Камчатки , Охотского 
побережья , Амурский лиман , побережья 
Южного Сахалина и Приморья. На первом 
месте по значению стоят проходные лососевые 
рыбы — кета , горбуша , нерка , чавыча. 
На нерест они идут в Амур , в реки Охотского 
побережья , Камчатки и Сахалина. 
В заливе Посьет Японского моря работает 
единственное в стране предприятие , где 
в естественных условиях моллюсков (гребешки 
, гигантские устрицы) — высокопитательных 
и обладающих лечебными свойствами. 
Важнейшей особенностью экономико-географического 
положения Дальневосточного экономического 
района является большая удаленность 
от основного экономического потенциала 
России. Район расположен на восточной 
окраине страны , его отделяют не только 
от Москвы , но даже от индустриальных 
центров Сибири расстояния , измеряемые 
многими тысячами километров. И по прежнему 
единственным сухопутным путем остается 
Транссибирская магистраль , по которой 
расстояние от Москвы до Владивостока 
более 9300 километров , что составляет примерно 
неделю езды на скором поезде. 
Широкий выход к Тихому и Ледовитому океанам 
, пересечение морских путей в страны Тихоокеанского 
бассейна позволяют интенсифицировать 
внешнюю торговлю и участвовать в международном 
разделении труда. 
В межрайонном разделении труда Дальний 
Восток выделяется производством цветных 
металлов , алмазов , слюды , добычей рыбы 
и морепродуктов , лесной и целлюлозно-бумажной 
промышленностью , судоремонтом и пушным 
промыслом. В сельскохозяйственном производстве 
Дальневосточный район специализируется 
на выращивании сои и оленеводстве. Все 
отрасли рыночной специализации основаны 
на использовании местных природных богатств. 
Дальний Восток играет важную роль в морских 
и внешнеторговых связях России. На экспорт 
Дальний Восток поставляет каменный уголь 
, лес , пушнину , рыбу и т.д.  
Природные условия Дальнего Востока отличаются 
резкой контрастностью , что обусловлено 
очень большой протяженностью территории 
с севера на юг. Большая часть территории 
занята горами и высокими нагорьями. Низменностями 
заняты лишь сравнительно небольшие площади 
по речным долинам. Наиболее обширная 
низменность находится в долине Амура 
и его притока Уссури. На значительной 
части района распространена многолетняя 
мерзлота , что затрудняет строительство 
и развитие земледелия. Горы имеют высоты 
в среднем 1000-1500 метров. Но отдельные вершины 
поднимаются до 2000 метров и более. На Тихоокеанском 
побережье преобладают молодые горы , 
о чем свидетельствует вулканическая 
деятельность. На Камчатке действуют более 
20 вулканов , крупнейший из них Ключевская 
Сопка , много гейзеров. 
Моря , омывающие Дальний Восток , отличаются 
высокой ледовитостью. В первую очередь 
она свойственна арктическим морям Северного 
Ледовитого океана - Чукотскому и Восточно-Сибирскому. 
Но и моря Тихого океана - Берингово и Охотское 
- также холодные , с длительным ледовым 
периодом и потому трудны для плавания. 
Лишь в Японском море и в открытых водах 
северо-западной части Тихого океана , 
подверженных влиянию теплого течения 
Куросио , возможна круглогодичная навигация. 
Большое значение для развития района 
имеют запасы полезных ископаемых. Межрайонное 
значение имеют руды цветных металлов 
и редких металлов. Это один из важнейших 
золотоносных районов России. Месторождения 
рудного и рассыпного золота сосредоточены 
в бассейнах Колымы , Алдана , Зеи , Амура, 
Селемджи , Буреи , на Чукотке и на склонах 
Сихотэ-Алиня. Оловянные , вольфрамовые 
, свинцово-цинковые руды открыты и разрабатываются 
в Республике Саха , Магаданской области 
, в отрогах Сихотэ-Алиня. Дальний Восток 
располагает большими запасами ртути. 
Основные месторождения расположены на 
Чукотке , в Якутии и Хабаровском крае. 
В Томмоте на верхнем Алдане разведаны 
уникальные месторождения слюды. Большое 
значение имеют месторождения алмазов 
северо-запада Республики Саха - “Мир”, 
“Удачное” и др. 
В Дальневосточном районе известны запасы 
железных руд. Наибольшее значение имеет 
Алданский железорудный бассейн с месторождениями 
Таежное , Пионерское , Сиваглинское , расположенный 
на юге Якутии. 
Располагает Дальний Восток и большими 
запасами топливных ресурсов , особенно 
каменным и бурым углем. Однако крупные 
запасы угля расположены в Ленском бассейне 
, сильно удаленном от освоенных территорий. 
На юге Республики Саха расположен один 
из наиболее перспективных бассейнов 
коксующегося угля - Южно-Якутский. Остальные 
месторождения , сравнительно небольшие 
, разбросаны по территории района. 
Выявлены на территории района нефтегазоносные 
провинции : на Сахалине, Камчатке , Чукотке 
, в Магаданской области , но разрабатываются 
пока только месторождения нефти Оха и 
Тунгор на севере Сахалина. Нефть высокого 
качества , но ее не хватает для удовлетворения 
потребностей района. Газ обнаружен в 
Лено-Вилюйской нефтегазоносной провинции. 
Это один из важнейших перспективных газоносных 
районов. 
Располагает Дальний Восток и запасами 
нерудного сырья : мергелем , известняками 
, огнеупорными глинами , кварцевыми песками 
, а также серой , графитом , слюдой. 
Гидрографическая сеть района очень обширна 
и многоводна. Среди наиболее крупных 
можно выделить бассейны Лены , Амура , 
Яны , Индигирки , Колымы и т.д. Реки концентрируют 
в себе огромные запасы гидроэнергии , 
богаты ценными видами рыб , являются транспортными 
путями , в том числе и зимой , когда по 
льду прокладываются зимники. Богат район 
и термальными водами. Горячие источники 
, особенно на Камчатке , питают реки , которые 
зимой не замерзают. С вулканической деятельностью 
связано происхождение гейзеров. Вода 
горячих источников содержит цинк , сурьму 
, мышьяк , имеет лечебное значение и открывает 
большие возможности для создания курортной 
базы. 
Очень большое значение для экономики 
района имеют моря Тихого океана : Берингово 
, Охотское и Японское. Замерзая на сравнительно 
короткий период, они имеют рыбохозяйственное 
, зверопромысловое и транспортное значение. 
Здесь сконцентрированы крупнейшие в 
мире запасы лососевых рыб : кета, нерка 
, чавыча , обитают тюлени , моржи , котики. 
Леса на Дальнем Востоке покрывают около 
260 млн. га территории района. В лесах произрастают 
лиственница , ель , пихта , кедр , широколиственные 
породы : дуб , ясень , клен и т.д. 
Особенности физико-географического положения 
определили разнообразие природно-климатических 
условий - от резко континентального до 
муссонного климата юго-востока района,что 
вызвало неравномерность заселения и 
освоения района. 
В северной части района климат исключительно 
суровый. Зима холодная , малоснежная , 
продолжается до 9 месяцев. Почти повсеместно 
многолетняя мерзлота. В Республике Саха 
находится полюс холода северного полушария. 
Однако теплое , хотя и очень короткое 
лето позволяет развивать земледелие 
в открытом грунте. В южной части района 
климат муссонного типа с холодной зимой 
и влажным летом. Вегетационный период 
в бассейне Нижнего Амура составляет до120 
дней , и лишь на юге Приморья - до 190 дней. 
Большое количество осадков , выпадающих 
в летний период , вызывает сильное переувлажнение 
почв , что создает большие трудности для 
сельского хозяйства. 
Вследствие суровости климата и удаленности 
территории Республика Саха и Магаданская 
область заселены очень редко. Освоение 
этих районов имеет очаговый характер.Более 
плотно заселены Хабаровский край и Амурская 
область. 
Экологические проблемы Дальнего Востока 
имеют специфический характер , связанный 
с размещением производительных сил на 
необъятных территориях с различным уровнем 
освоенности. Нагрузка на окружающую среду 
носит не сплошной , а очаговый характер 
, который ведет к серьезным локальным 
нарушениям , при этом нужно иметь в виду 
, что большая часть района находится в 
зоне многолетней мерзлоты. 
Современное состояние окружающей Среды 
требует самых неотложных мер. Дальневосточное 
отделение Академии наук России разработало 
Долговременную программу охраны природы 
и рационального использования природных 
ресурсов Дальнего Востока. В эту программу 
заложены принципы рационального пользования 
ресурсами , сохранения уникального видового 
состава биоты , снижения генетических 
последствий загрязнения Среды. Открытие 
и заселение Дальнего Востока приходятся 
на 17-ый век и связаны с общим продвижением 
русских к берегам Тихого океана . Пути 
отрядов казаков-первопроходевсначала 
пролегали по студеным морям Северного 
Ледовитого океана и рекам , лишь затем 
они направлялись в более южные территории 
вплоть до Приамурья и Приморья. 
В 1632 году сотник Петр Бекетов проник от 
устья вверх по Лене и основал острог , 
получивший название Якутск , который 
вскоре стал центром Восточно-Сибирского 
края и опорной базой для дальнейших походов 
на восток и на юг. 
В 1639 году И.Москвитин с отрядом казаков 
вышел к Охотскому морю , заложил острожек 
в устье реки Улья , обследовал на значительном 
протяжении побережье. В 1643-1646 годах В.Поярков 
совершил поход к низовьям Амура. В 1649-1652 
годах Е.Хабаров осуществил две экспедиции 
в приамурские земли и основал там несколько 
городов - Албазин , Ачин и др. С.Дежнев 
и Ф.Алексеев на кочах (лодках) в 1648 году 
достигли восточной оконечности Азии. 
Выступив из Анадырского острога , отряд 
В.Атласова добрался до Камчатки. По “челобитным” 
и “сказам” первопроходцев П.И.Годуновым 
в 1667 году была составлена карта - “Чертеж 
сибирской земли”. 
Важный этап в исследованиях Дальнего 
Востока связан со знаменитыми Камчатскими 
экспедициями под начальством Витуса 
Беринга и Алексея Чирикова (1725-1730 и 1733-1743 
годах) , во время которых были определены 
очертания северной части Дальнего Востока 
, открыты Алеутские и Командорские острова 
, разрешен вопрос “сошлась ли Азия с Америкой”.  
Географические открытия и обследования 
, сделанные в 18-ом веке , подготовили исторические 
плавания русских моряков вокруг света 
к берегам Дальнего Востока : И.Ф.Крузенштерна 
и Ю.Ф.Лисянского (1803-1806 годы) , В.М.Головина 
(1807-1809 и 1817-1819 годах) , М.П.Лазарева (1813-1816 
и 1822-1825 годах) , Ф.П.Литке (1826-1829 годах) и 
др.  
В 1849 году экспедицией Г.И.Невельского 
были установлены островное положение 
Сахалина и возможность выхода из устья 
Амура в море. На Дальнем Востоке были 
созданы опорные пункты : Петропавловск-на-Камчатке 
, Николаевск-на-Амуре , Владивосток. 
Организованное заселение Дальнего Востока 
началось с 50-х годов 19-ого века. Оно усилилось 
после отмены в 1861 году крепостного права 
и принятия законов о переселенцах. 
Интерес к Дальнему Востоку возрос , когда 
в 1891 году началось строительство Транссибирской 
железной дороги. Были развернуты геологические 
, географические , экономические и другие 
исследования. Все это дало импульс к развитию 
производительных сил Дальнего Востока 
: появились промышленные (горные , рыбные) 
и транспортные предприятия , расширились 
промыслы пушнины и морского зверя (котиков) 
, увеличилось сельскохозяйственное производство 
, возросла торговля. 
Однако в целом Дальний Восток в экономическом 
отношении оставался крайне отсталым 
регионом царской России. Правительство 
видело в нем сырьевой “придаток” для 
метрополии. Использовались лишь те из 
природных богатств Дальнего Востока 
(золото , цветные металлы , пушнина , лососевые 
рыбы) , которые давали предпринимателям 
высокие прибыли. Важные позиции в экономике 
Дальнего Востока занимали иностранные 
монополии , безжалостно эксплуатировавшие 
его ресурсы и население. 
Вплоть до 1917 года Дальний Восток оставался 
слабонаселенной территорией. Развитие 
производительных сил Дальнего Востока 
в годы Советской власти привели к увеличению 
численности населения : в 1920 году в районе 
проживало 1.2 млн., а в 1980 году - 7 млн. человек. 
Темпы роста населения Дальнего Востока 
- одни из самых высоких в стране. 
Сейчас численность населения Дальнего 
Востока - более 7.6 млн. человек. Городское 
население составляет 76%. Дальний Восток 
- самый малонаселенный район Российской 
Федерации. Средняя плотность его населения 
1.2 человек на 1 кв. км. По территории района 
население размещено крайне неравномерно. 
Наиболее высокая плотность - более 12 человек 
на 1 кв. км. в Приморском крае. Довольно 
густо населена южная часть Сахалина. 
В то же время в Республике Саха , Магаданской 
и Камчатской областях плотность населения 
составляет лишь 0.3 - 0.8 человек на 1 кв. 
км. Население отличается пестротой национального 
состава. Подавляющее большинство населения 
- русские. Живут здесь также много украинцев 
, татар , евреев и большая группа коренных 
народностей - коряков , нанайцев , нивхов 
, ульчей , удегейцев , ительменов , эвенков 
, алеутов , чукчей , эскимосов и др. 
ЗАСЕЛЕННОСТЬ ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО 
РАЙОНА
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
|   |   |   |   |   | 
 
 
  
Быстрая индустриализация Дальнего Востока 
поставила эти малочисленные народы на 
грань исчезновения. Нарушена среда их 
обитания , национальные традиции. Сегодня 
эти малочисленные народы стремятся обрести 
право быть хозяевами на своей земле , 
стремятся к возрождению. 
В последние десятилетия население Дальнего 
Востока значительно возросло. Увеличение 
численности населения происходит как 
за счет естественного , так и за счет механического 
прироста , главным образом привлечения 
на крупные стройки трудовых ресурсов 
, преимущественно из многонаселенных 
европейских районов. 
Особенно значительный прирост рабочей 
силы наблюдается в цветной металлургии 
, рыбной , лесной ,деревообрабатывающей 
и целлюлозно-бумажной промышленности 
, т. е. в отраслях специализации. В целях 
закрепления кадров на Дальнем Востоке 
предусмотрены ускоренное жилищное строительство 
, укрепление службы быта и расширение 
сети социально-культурных учреждений 
и предприятий. 
Ведущее место среди отраслей рыночной 
специализации Дальневосточного района 
принадлежит цветной металлургии. В последние 
годы она особенно быстрыми темпами развивалась 
в Республике Саха и Хабаровском крае. 
Цветная металлургия представлена добычей 
олова , ртути , полиметаллов , вольфрама 
, мышьяка. 
Наибольший удельный вес по запасам олова 
принадлежит Республике Саха , где осваивается 
крупнейшее Депутатское месторождение. 
Введены в действие рудники Фестивальный 
и Перевальный , строится обогатительная 
фабрика в Горном. Построены оловянный 
комбинат в Хрустальном (Приморский край) 
и комбинат “Солнечный” по добыче олова 
(Хабаровский край). 
Получила развитие свинцово-цинковая 
промышленность , сосредоточенная в Приморском 
крае , производящая свинцово-цинковые 
концентраты и свинец. В настоящее время 
осваиваются новые крупные месторождения 
свинцово-цинковых руд - Вознесенское 
и Николаевское. В Магаданской области 
и Приморском крае добывается вольфрам.  
Быстро растет алмазодобывающая промышленность. 
Построены два крупных горно-обогатительных 
комбината “Мир” и “Айхал” , строится 
новый комбинат. 
К ведущим отраслям рыночной специализации 
района относится рыбная промышленность. 
По улову рыбы Дальнему Востоку принадлежит 
первое место среди экономических районов 
России. Важную роль играет район в китобойном 
и крабовом промыслах. 
Главными районами рыболовства и морского 
промысла являются Охотское , Японское 
и Берингово моря и восточная часть Тихого 
океана. В последние годы промысловые 
суда Дальнего Востока ведут добычу рыбы 
также в водах Индийского океана и южной 
части Тихого океана. Рыболовецкий флот 
оснащен первоклассной техникой. Введены 
в действие плавучие рыбоперерабатывающие 
заводы , китобойные флотилии. Возникли 
крупные центры рыбопереработки - Петропавловск-Камчатский 
, Усть-Камчатск , Невельск , Холмск , Корсаков 
, Южно-Курильск , Находка , Николаевск-на-Амуре 
, Охотск и др. Построены холодильные комбинаты 
, крупнейшие из них находятся в Петропавловске-Камчатском 
и Комсомольске-на-Амуре. 
Производственные связи рыбной промышленности 
Дальнего Востока 
Отраслями рыночной специализации являются 
также лесная , целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая 
промышленность. Район имеет значительный 
удельный вес в вывозе древесины , производстве 
пиломатериалов , бумаги, целлюлозы и древесно-волокнистых 
плит. Лесная промышленность развита в 
основном в Хабаровском и Приморском краях 
и в Амурской области. Центры лесопиления 
- Имен , Лесозаводск , Благовещенск , Свободный 
, Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре , Амурск 
, Хор , Бикин и др. Производство фанеры 
создано во Владивостоке и Биробиджане 
, мебели - в Благовещенске , Хабаровске 
, Владивостоке , Биробиджане , спичек - 
в Благовещенске , целлюлозно-бумажная 
развита на Сахалине (Углегорск , Поронайск 
и др.). 
Машиностроение имеет разнообразную структуру 
, однако ведущими его отраслями являются 
судоремонт и производство энергетического 
оборудования. Машиностроительные заводы 
производят дизели , мостовые краны , судовые 
механизмы , литейное оборудование , металлорежущие 
станки , приборы , инструменты и т. д. Один 
из крупнейших машиностроительных центров 
- Хабаровск. Судоремонт развит в Николаевске-на-Амуре 
, Петропавловске-Камчатском , Владивостоке 
, Находке , а речное судостроение - в Благовещенске. 
Сельскохозяйственное машиностроение 
размещается в городе Свободном (Амурская 
область). В Благовещенске построен завод 
“Амурэлектроприбор” , во Владивостоке 
- завод инструментов и другие заводы , 
в Хабаровске работает завод “Дальдизель”, 
в Комсомольске-на-Амуре - завод подъемно-транспортного 
оборудования , в Биробиджане - “Дальсельмаш”. 
Далее рассмотрим отрасли , дополняющие 
территориальный комплекс : 
Топливная промышленность представлена 
добычей угля , нефти и природного газа. 
Черная металлургия пока еще развита недостаточно. 
В районе имеется завод передельной металлургии 
- “Амурсталь” в Комсомольсе-на-Амуре 
, работающий на металлоломе. Посторен 
второй передельный металлургический 
завод. 
Легкая промышленность Дальнего Востока 
представлена текстильной , швейной , трикотажной 
, кожевенно-обувной и другими отраслями 
, предприятия которых размещены в основном 
в средних и крупных городах.  
Помимо развития основной отрасли пищевой 
промышленности - рыбной , на Дальнем Востоке 
созданы и другие отрасли : мукомольная 
, крупнейшим предприятием которой является 
Хабаровский мелькомбинат; мясная, имеющая 
крупные мясокомбинаты в Благовещенске 
, Хабаровске , Комсомольске-на-Амуре , 
Биробиджане ; маслобойно-жировая (сырьем 
для которой служит соя), представленная 
масложирокомбинатами в Хабаровске и 
Уссурийске. 
Агропромышленный комплекс. Важной отраслью 
района является сельское хозяйство. Ведущее 
место в сельском хозяйстве занимает производство 
зерна , сои и малотранспортабельных продуктов 
для местного потребления. Сельскохозяйственные 
угодья расположены преимущественно на 
юге (Амурская область , Хабаровский и 
Приморский края , южные районы Республики 
Саха).
Основное место в посевах занимают 
зерновые культуры , прежде всего яровая 
пшеница , а также ячмень , озимая рожь 
, овес. На юге Приморского края значительны 
посевы риса. Главная техническая культура 
- соя. Развивается овощеводство закрытого 
грунта , особенно на Камчатке , где для 
выращивания овощей используются горячие 
подземные воды. Большие площади отведены 
под кормовые культуры и многолетние травы 
, что создает устойчивую кормовую базу 
для животноводства. Развито животноводство 
преимущественно на юге. Особое место 
принадлежит оленеводству. На севере , 
где расположены обширные пастбища , разводят 
северных оленей , а на юге , в Приморье 
, развито пантовое оленеводство. Большое 
значение приобрело пушное звероводство 
, созданы зверофермы , зверопитомники 
и совхозы. В лесах насчитывается более 
40 видов ценных пушных зверей. 
Транспорт и экономические связи. Хозяйственное 
развитие района в огромной степени зависит 
от ускоренного развития транспорта , 
так как редкая заселенность требует активного 
функционирования внутрирайонных связей 
, основанных на тесном взаимодействии 
различных видов транспорта. 
В Дальневосточном районе представлены 
все существующие виды транспорта , но 
основную роль играет железнодорожный. 
На его долю приходится до 80% перевозимых 
грузов. 
Начало активного транспортного освоения 
южной части района связано с прокладкой 
в 19-ом веке Транссибирской магистрали. 
За последнее время Транссибирская магистраль 
“обросла” боковыми линиями , иногда 
являющимися подъездными витками к лесозаготовительным 
базам , но в ряде случаев имеющими самостоятельное 
значение : до Советской Гавани (через 
Комсомольск-на-Амуре) , до Находки и Посьета. 
Железнодорожное освоение средней зоны 
Дальнего Востока связано с Байколо-Амурской 
магистралью (БАМ). С постройкой этой магистрали 
Россия получила выход на Тихоокеанское 
побережье и возможность освоения различных 
видов полезных ископаемых в зоне тяготения 
БАМа. Кроме широтной магистрали БАМ включают 
и дорогу от Транссибирской магистрали 
через Тынду , Беркакит , Томмот , Якутск 
- “Малый БАМ” , а также ряд линий , соединяющих 
Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. 
В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные 
перевозки грузов Дальневосточного района 
осуществляются морским транспортом. 
Плавание в суровых арктических морях 
обеспечивается с помощью ледоколов. к 
Северному морскому пути примыкает река 
Лена , образующая транспортную перемычку 
между железнодорожной магистралью и 
морским путем вдоль берегов Северного 
Ледовитого океана. Совершенно иной режим 
работы морского транспорта Тихоокеанских 
морей. Практически круглый год осуществляются 
внутрирайонные и международные перевозки 
по Японскому и Берингову морям. Главными 
грузами в перевозках по Дальневосточному 
району являются лес , уголь , строительные 
материалы , нефть , рыба и продовольственные 
товары . Крупнейшие порты этих морей Тикси 
, Ванино , Петропавловск-Камчатский , Нагаево 
(Магадан) , Владивосток , Находка , Советская 
Гавань. 
Автомобильными дорогами район обеспечен 
слабо. Но в районах , оторванных от других 
транспортных путей , значение автотранспорта 
велико. Для дальних перевозок есть несколько 
крупных автомагистралей , например , с 
юга в Республику Саха ведет дорога Невер 
- Алдан - Якутск. Самая северная дорога 
проходит от Якутска до Магадана. Помимо 
автомагистралей на севере района есть 
множество автозимников и дорог местного 
значения. Более развита сеть автомобильных 
дорог в южных районах Дальнего Востока. 
Огромно для Дальнего Востока значение 
воздушного транспорта , как для связей 
с другими районами России , так и для внутрирайонных 
перевозок (особенно для пассажироперевозок). 
Самолетами и вертолетами осуществляются 
связи с труднодоступными районами. На 
огромных пространствах севера Дальнего 
Востока наряду с другими видами транспорта 
сохраняется олений транспорт. 
Анализируя потоки грузов Дальневосточного 
района , необходимо отметить что район 
получает больше грузов , чем вывозит. 
Основной объем перевозок приходится 
на железные дороги. Доля транспортных 
расходов в себестоимости дальневосточной 
продукции выше , чем в других районах. 
Это связано с тем , что большая часть грузов 
привозится издалека. В вывозе Дальнего 
Востока преобладают рыбопродукты , лес 
и пиломатериалы , концентраты руд цветных 
металлов. Однако в последние годы возрос 
уровень комплексности развития района 
, появились новые промышленные предприятия 
, развиваются сопутствующие и обслуживающие 
отрасли , сфера услуг , что сказалось на 
структуре грузооборота. 
Так , усиление международной торговли 
, развитие рыбной промышленности потребовали 
развития судоремонта и судостроения 
, что в свою очередь дало толчок к развитию 
машиностроения , энергетической промышленности 
и интенсивному освоению местных топливно-энергетических 
ресурсов. 
В условиях перехода к рынку одним из наиболее 
узких мест дальневосточной экономики 
являются все возрастающая напряженность 
топливно-энергетичес-кого баланса. Добыча 
угля за 1993 год сократилась на 3% по сравнению 
с 1992 годом. Основным направлением топливно-энергетического 
комплекса Дальнего Востока станет ускоренное 
развитие нефтегазовых месторождений 
присахалинского шельфа при техническом 
содействии Японии. Сильное отставание 
произошло и в деревообрабатывающей и 
целлюлозно-бумажной промышленности. 
В результате недостатка древесного сырья 
сокращено производство пиломатериалов 
в Приморском и Хабаровском краях. Значительно 
сокращен выпуск заменителей деловой 
древесины на предприятиях Приморского 
края. В Хабаровском крае значительно 
снизилось производство маргариновой 
продукции ,на Камчатке и в Магаданской 
области - кондитерских изделий на 40%, в 
Корякском и Чукотском автономных округах 
- мяса. Сократили в регионе и улов рыбы. 
Спад производства имеет место и в других 
отраслях промышленности. 
Найболее перспективным направлением 
экономики Дальнего Востока является 
реализация сложившегося потенциала отраслей 
тяжелой индустрии , в том числе конверсируемых 
предприятий. Дальний Восток насыщен предприятиями 
военно-промышленного комплекса. В соответствующей 
продукции российской промышленности 
и разработанных в недрах оборонного комплекса 
технологиях “двойного назначения” весьма 
заинтересованы дальневосточные соседи 
России. 
Условиями успешного перехода к рынку 
Дальневосточного региона России являются 
: 
дальнейшее разгосудаствление экономики 
района; 
возникновение элементов свободной конкуренции; 
создание рыночной инфраструктуры; 
устранение перечисленных и других факторов 
, препятствующих развитию промышленности. 
На Дальнем Востоке в настоящее время 
существуют три свободные экономические 
зоны : “Находка” , “Большой Владивосток” 
, “Сахалин”. 
Экологические проблемы Дальнего Востока 
очень серьезны. В их числе : лесные пожары 
, последствия тайфунов и землетрясений 
, наводнения , крушения нефтиналивных 
танкеров , аварии на нефтегазопромыслах 
и других промышленных объектах , умышленный 
сброс в реки и моря , а также в атмосферу 
вредных отходов производства. 
Для решения проблем в регионе создано 
НПО “Экопрос” , разрабатывающее и внедряющее 
, в частности , концепцию инженерно-экологического 
обеспечения безопасности присахалинского 
шельфа в местах освоения месторождений 
нефти и газа. 
Огромную территорию Дальневосточного 
района по уровню экономического развития 
можно разделить на три зоны : южную , среднюю 
и северную. 
В южную зону интенсивного развития входят 
Приморский край , южные части Хабаровского 
края , Амурской и Сахалинской областей. 
Это наиболее развитая в экономическом 
отношении часть Дальнего Востока. Основу 
хозяйства южной зоны составляют море- 
, лесо- и горнопромышленные комплексы. 
В настоящее время идет развитие по пути 
сочетания ведущих отраслей промышленности 
с обслуживающими отраслями и сельским 
хозяйством. 
В состав средней зоны входят северные 
районы Хабаровского края , Амурской и 
Сахалинской областей , южная часть Республики 
Саха. Для этой зоны характерны сравнительно 
высокие темпы развития. Главная специализация 
- добывающая промышленность , а обслуживающие 
отрасли развиты слабо. Ее экономической 
осью является Байкало-Амурская магистраль 
, которая внесла большие изменения в территориальную 
структуру хозяйства данной зоны : идет 
формирование промышленного пояса района. 
Основными задачами хозяйственного освоения 
зоны кроме строительства второго выхода 
на Дальний Восток являются разработка 
новых месторождений полезных ископаемых 
и создание в районе БАМа потенциала для 
освоения северной части района. С экономическим 
освоением зоны Байкало-Амурской магистрали 
связано формирование Южно-Якутского 
и Комсомольского ТПК. 
Южно-Якутский ТПК формируется на юге 
Республики Саха на базе разнообразных 
полезных ископаемых. В бассейне реки 
Алдан к северу от Станового хребта (в 
80-100 км) и недалеко от южно-якутских высококачественных 
железных руд находится Южно-Якутский 
каменноугольный бассейн. Здесь разведаны 
Чульмаканское , Нерюнгринское и другие 
месторождения. Мощность пласта на Нерюнгринском 
месторождении превышает 50 метров. На 
Чульмаканском месторождении пласты угля 
имеют горизонтальное простирание. В Южно-Якутском 
бассейне введена в эксплуатацию шахта 
производительностью 6 миллионов тонн 
угля в год. 
Вблизи угольного бассейна находится 
Алданский железорудный бассейн с содержанием 
железа в руде до 42%. Наиболее изученными 
являются месторождения Таежное , Пионерское 
, Сиваглинское , запасы которых составляют 
2,5 млрд. тонн. 
В бассейнах рек Олекмы и Чары разведаны 
магнетитовые кварциты. Это дает возможность 
создать в перспективе крупную базу для 
черной металлургии на Дальнем Востоке. 
В зоне Южно-Якутского минерального комплекса 
выявлены значительные месторождения 
апатитов , большие залежи слюды , корунда 
, сланцев и других полезных ископаемых. 
Выход якутским углям на БАМ и к Сибирской 
магистрали дает новая железная дорога 
БАМ - Тында и ее продолжение на Беркакит. 
Высококачественные коксующиеся угли 
Южно-Якутского бассейна значительным 
объемом будут поступать в южные районы 
Дальнего Востока на металлургические 
заводы и экспортироваться в Японию. Для 
их вывоза в Японию в бухте Врангеля построена 
первая очередь нового крупного порта 
- Восточный. 
В дальнейшем кроме угольных предусмотрено 
вовлечение в эксплуатацию железорудных 
ресурсов района с тем , чтобы в перспективе 
создать здесь сырьевую базу для черной 
металлургии полного цикла. Сельское хозяйство 
имеет очаговый характер. 
В северной зоне Дальнего Востока очаговое 
развитие характерно не только для сельского 
хозяйства , но и для промышленности. Более 
интенсивно развиты добывающие отрасли 
на основе выборочного использования 
полезных ископаемых. В северной зоне 
можно выделить несколько промышленных 
очагов, в которых наряду с отраслями специализации 
развивается производственная инфраструктура. 
Алданское , Мирненский , Магаданский , 
Вилюйский , Билибинский из мелких пунктов 
с горно-рудной промышленностью превращаются 
в территориально-
Анализ территориальной структуры Дальневосточного 
района показал , что масштабы и структура 
промышленности района характеризуются 
большими различиями и свидетельствуют 
о неравномерности размещения промышленности. 
Большие изменения в территориальную 
структуру района внесли строительство 
Байкало-Амурской магистрали и создание 
новых территориально-
Дальний Восток имеет достаточно развитые 
межрайонные и международные экономические 
связи. Особенно велика его роль во внешнеторговых 
связях со странами Тихоокеанского бассейна. 
Десятки стран осуществляют торговые 
операции через территорию района , и его 
экспортные функции имеют исключительное 
значение. Более половины грузов , ввозимых 
в районы из зарубежных стран , проходит 
транзитом в западном направлении. 
Развитие внешнеторговых связей влечет 
за собой улучшение транспортной системы 
района , экономических показателей работы 
, совершенствование структуры грузооборота 
и межрайонных транспортных связей. 
Если до недавнего времени ввоз грузов 
на Дальний Восток в четыре раза превышал 
их вывоз , то сейчас структура меняется. 
Грузооборот растет очень высокими темпами 
, причем вывоз возрастает быстрее , чем 
ввоз. Это свидетельствует о повышении 
эффективности хозяйственного комплекса 
района. 
Совершенствование структуры хозяйства 
Дальневосточного района связано с дальнейшим 
освоением зоны Байкало-Амурской магистрали 
, формированием Южно-Якутского и Комсомольского 
ТПК , развитием внешнеторговых транспортных 
связей (в том числе и контейнерных перевозок 
между странами Тихоокеанского бассейна 
и Европы) , обеспечением населения района 
сельскохозяйственной продукцией , развитием 
социальной инфраструктуры , решением 
экологических проблем.