Итоги внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 года

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель - изложить методы и принципы учета данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации для регулярного обеспечения органов государственной власти и управления информацией о реальном состоянии внешней торговли субъектов Российской Федерации, обеспечения федеральных органов исполнительной власти статистическими данными и показателями по внешней торговле, проведения на региональном уровне анализа вклада отдельных субъектов Российской Федерации в российский экспорт, рационального освоения закупок по импорту, ориентации на целесообразное размещение производительных сил, развития импортозамещающих производств и укрепления экспортного потенциала страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1 Обзор методов и приемов анализа статистических показателей
внешней торговли субъектов РФ……………………………………………….5
1.1 Абсолютные и относительные величины, сравнения…………………..5
1.2 Статистические сводки и группировки, статистические
таблицы, статистические графики и диаграммы……………………………6
1.3 Балансовый метод…………………………………………………………9
1.4 Индексный метод…………………………………………………………10
2 Статистический анализ, показатели внешней торговли
Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г……………………………….12
2.1 Общая характеристика внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г..…………………………………………………………….12
2.2 Экспорт внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г ………………………………………………………………………….15
2.2.1 Общая характеристика экспорта Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………...15
2.2.2 Товарная структура экспорта………………………………………16
2.3 Импорт внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г ………………………………………………………………………….18
2.3.1 Общая характеристика импорта Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………...18
2.3.2 Товарная структура импорта……………………………………….19
2.4 Страны контрагенты, основные торговые партнеры…………………...21
2.4.1 Анализ внешней торговли со странами Дальнего Зарубежья……21
2.4.2 Анализ внешней торговли со странами СНГ……………………...25
3 Итоги внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список источников………………………………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Статистика.doc

— 231.50 Кб (Скачать файл)

РОСЖЕЛДОР

 

СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 

ФАКУЛЬТЕТ МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ПРАВО 

 

КАФЕДРА  «Таможенное дело»

 

 

ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ иркутской области за январь – сентябрь 2003 года

 

 

Курсовая работа

 

 

По дисциплине «Региональная таможенная статистика»

 

Выполнила студентка  ТД-213

Токарева О. А.

 

 

Научный руководитель:

канд. экон. наук, доцент

Жаркова Е.А

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2011

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1 Обзор методов и приемов анализа статистических показателей

внешней торговли субъектов  РФ……………………………………………….5

1.1 Абсолютные и относительные величины, сравнения…………………..5

1.2 Статистические сводки и группировки, статистические

таблицы, статистические графики и диаграммы……………………………6

1.3 Балансовый метод…………………………………………………………9

1.4 Индексный метод…………………………………………………………10

2 Статистический  анализ, показатели внешней торговли 

Иркутской области  за январь – сентябрь 2003 г……………………………….12

2.1 Общая характеристика  внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г..…………………………………………………………….12

2.2 Экспорт внешней торговли  Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г ………………………………………………………………………….15

2.2.1 Общая характеристика  экспорта Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………...15

2.2.2 Товарная структура экспорта………………………………………16

2.3 Импорт внешней  торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г ………………………………………………………………………….18

2.3.1 Общая характеристика  импорта Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………...18

2.3.2 Товарная  структура импорта……………………………………….19

2.4 Страны контрагенты,  основные торговые партнеры…………………...21

2.4.1 Анализ внешней  торговли со странами Дальнего  Зарубежья……21

2.4.2 Анализ внешней  торговли со странами СНГ……………………...25

3 Итоги внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 г …………………………………………………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список источников………………………………………………………………31

Введение

 

Внешняя торговля - экспортно-импортные отношения  между странами, в основе которых лежит международное разделение труда. Для большинства стран внешней торговли, т.е. ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров и услуг, является главной составляющей внешнеэкономических связей, опосредующей и другие их проявления. В условиях рыночной экономики торгово-финансовые внешнеторговые операции осуществляются самостоятельно предприятиями и ведомствами, прерогативой государства является торговля оружием и стратегическим сырьем.

Целями таможенной статистики являются:

  • обеспечение высших органов государственной власти, иных государственных органов, информацией о состоянии внешней торговли Российской Федерации;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных пошлин, налогов;

  • анализ состояния и развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом.

Цель - изложить методы и принципы учета данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации для регулярного обеспечения органов государственной власти и управления информацией о реальном состоянии внешней торговли субъектов Российской Федерации, обеспечения федеральных органов исполнительной власти статистическими данными и показателями по внешней торговле, проведения на региональном уровне анализа вклада отдельных субъектов Российской Федерации в российский экспорт, рационального освоения закупок по импорту, ориентации на целесообразное размещение производительных сил, развития импортозамещающих производств и укрепления экспортного потенциала страны.

Задачей Методологии является организация сбора, обработки и использования, данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации для осуществления следующих мероприятий:

  • содействие развитию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, расширению их внешнеторговых связей;
  • анализ основных тенденций, структуры и динамики, внешнеторговых товаропотоков субъектов Российской Федерации в увязке с анализом их макроэкономических показателей;
  • обеспечение данными таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации по субъектам Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для курсовой работы по базе данных ГТД оформленных участниками ВЭД Иркутской области были получены таблицы, содержащие статистические показатели внешней торговли  за январь-сентябрь 2002 – 2003 гг. На основании данных этих таблиц предполагается произвести анализ внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2002 - 2003 гг. и дать оценку состояниия внешнеторговой деятельности участников ВЭД края. Для этого предполагается:

  1. провести обзор приемов и методов анализа статистических показателей внешней торговли,
  2. дать общую характеристику внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2002. в сравнении с январем-сентябрем 2003 г.,
  3. проанализировать экспорт и импорт Иркутской области, их товарную структуру и географическую направленность,
  4. охарактеризовать внешнюю торговлю участников ВЭД Иркутской области со странами дальнего зарубежья и СНГ.

 

 

  1. Обзор методов и приемов анализа статистических показателей внешней торговли субъектов РФ

 

    1. Абсолютные и относительные величины  сравнения

 

Статистические  данные по внешней торговле, представляемые в виде сводок и группировок, суть суммарные абсолютные величины.

Абсолютной  величиной называется величина, характеризующая размеры исследуемого явления в присущих ему единицах измерения. Например, стоимостной объем экспорта и импорта — в долларах США, физические объемы экспортных и импортных поставок — в килограммах.

Анализ статистических показателей внешней торговли обычно начинается с характеристики абсолютных величин: стоимостных и физических объемов исследуемого явления.

На базе абсолютных величин рассчитываются относительные показатели, которые выражаются в процентах или коэффициентах.

Относительной величиной называется показатель, полученный в результате деления двух абсолютных величин, которые характеризуют исследуемое явление внешней торговли в течение одного периода времени или в сравнении с другим периодом, равным по протяженности первому.

При анализе  явлений внешней торговли наиболее часто исчисляются относительные  величины структуры и динамики экспорта и импорта.  
Относительные величины структуры характеризуют внутренние составляющие исследуемого явления внешней торговли, показывая удельный вес (долю) составных частей совокупности в общем его объеме, принятом за 100 %. Сумма удельных весов (долей) отдельных составлявших явления должна быть равна 1 (100%).

Относительные величины динамики характеризуют изменение исследуемого явления внешней торговли, имевшее место в течение одного периода в сравнении с другим периодом, равным по протяженности первому.

Наиболее распространенным методом статистического анализа является сравнение. Непременным условием сравнения является сопоставимость исследуемых явлений, т.е. признаки и содержание одного исследуемого явления должны соответствовать признакам и содержанию другого такого же явления.

Существует  несколько форм сравнения: сравнение с предыдущим (базисным) периодом; сравнение с лучшим; сравнение со средними данными и т.д.

    1. Статистические сводки и группировки, статистические        таблицы, статистические графики и диаграммы

 

Сводки и  группировки статистических данных. После завершения сбора ГТД за определенный период приступают к следующему этапу: к сводке и группировке информаций по различным признакам, расчету статистических показателей внешней торговли и формированию статистических таблиц. Статистической сводкой называется этап, который включает в себя систематизацию собранных данных во внешней торговле, подсчет групповых и общих итогов внешней торговли (объемов экспорта, импорта и внешнеторгового оборота).

Группировка статистических данных – представляет собой процесс создания из показателей характеризующих отдельные товары внешней торговых групповых показателей, для которых характерны определенные признаки общие для всех единиц наблюдения. ТСВТ наиболее распространены следующие группировки данных:

  1. по странам и группам стран, которая предполагает получение основных показателей внешней торговли (экспорт, импорт, товарооборот) для:

всех стран  мира,

    • стран СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина),
    • стран дальнего зарубежья,
    • стран Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан),
    • стран ЦВЕ, ЕС, ОПЕК;
  1. по товарам кода ТНВЕД (10 знаков) которая предполагает получение основных показателей внешней торговли по:
  • важнейшим товарам (по десятизначным кодам товаров в ТНВЕД) имеющим наибольший удельный вес,
    • товарным группам (первым двум знакам кода товара ТНВЕД),
  • первым четырём и шести знакам кода товара, по классификационной схеме;
  1. по товарам и странам (разрез «товар-страна»);
      1. по странам и товарам (разрез «страна-товар»).

Статистические  таблицы. Результаты статистических сводок и группировок представляются в виде статистических таблиц. Статистической таблицей принято называть форму наглядного изложения статистических данных о внешней торговли.

В статистические таблицы формируются по определенным правилам, которые сводятся к следующему:

  • таблица должна иметь наименование, отражающее содержание  таблицы,
  • наименование вертикальных и горизонтальных строк должно быть предельно кратким,
  • все цифровые данные в таблице подлежит округлению единообразно (либо все до целых, либо до 1 цифры после запятой; и т.д.),
  • если показатели таблицы имеют одинаковые единицы измерения, то наименование этой единицы должно содержаться в конце заголовка в скобках. Если таблица содержит цифровые показатели, имеющие разные единицы измерения, то они указываются в графах «шапки» таблицы либо в таблицу вводится графа единица измерения,
  • если это вызвано необходимостью то в таблице помещаются итоги, как общие, так и групповые,
  • если какое либо явление не имело место, то в таблице проставляется знак «минус»,
  • если в таблице приводятся проценты роста либо падения показателя то: если превышают 200% то данные указываются в разах (показатель в % делится на 100); если данные менее 50% то они так же указываются в разах (необходимо 100 делить на показатель в %).

Статистические  графики и диаграммы. Результаты статистических сводок и группировок принято отображать графически.

Графический метод  отображения:

  • позволяет наглядно изобразить исследуемое явление;
  • облегчает восприятие явления;
  • дает одновременный обзор составляющих явления;
  • помогает осмыслить взаимосвязи исследуемого явления и уловить основные тенденции его динамики.

Информация о работе Итоги внешней торговли Иркутской области за январь – сентябрь 2003 года