Государственное управление развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО-СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.6
Сущность малого предпринимательства……………………………..6
Современное состояние малого предпринимательства в России....12
Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства…………………………………………...……16
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)..…………………………………………………………………..19
Современное состояние малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания……………………………….19
Проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………………………………………21
Перспективы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………...…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

- разнообразные полимерные материалы для электронной, радио- и электротехнической промышленности: компаунды, термопласты, клеи, конденсаторные пленки, гибкие фольгированные диэлектрики и защитные материалы для микроэлектроники.

Владикавказский научно-исследовательский  институт электронных материалов один из крупнейших в России в области  полимерных технологий. Завод “Гран” - единственный в России серийный изготовитель микроканальных пластин для техники ночного видения. Завод «Кристалл» - уникальный изготовитель сверхчистых металлов и специальных сплавов для электроники. 
 
На территории республики вблизи с. Заманкул почти 40 лет добывалась нефть фонтанным способом при избыточном ее давлении на устье. Эта нефть - легкая, редкая по своим химическим свойствам. Прогнозные ресурсы углеводородного сырья в Северной Осетии оцениваются в 64,5 млн. тонн. Промышленные и перспективные запасы четырех разведанных месторождений составляют 10,2 млн. тонн.

Доля доломитов Осетии в балансовых запасах России по оценке составляет 71,2 процента.

Помимо минеральных вод Республика Северная Осетия-Алания располагает  значительными запасами подземных  пресных, термальных и промышленных вод. Минеральные воды Осетии обладают большим разнообразием качества и термальных характеристик.

Индекс промышленного производства по видам деятельности “Добыча полезных ископаемых”, “Обрабатывающие производства”, “Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды” в  январе-сентябре 2009 года по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года составил 99,5%.

Добыча полезных ископаемых.

Индекс производства по добыче полезных ископаемых за истекшие девять месяцев  составил 97,2% в основном за счет сокращения добычи нерудных строительных материалов.

Обрабатывающие производства.

Индекс производства в январе-сентябре составил 99,4% в результате сокращения выпуска колбасных изделий на 15,5%, шампанских и игристых вин –  на 30,2%, кондитерских изделий – на 19,6%, постельного белья – в 7,8 раза, изделий из пластмасс – в 2,7 раза, полимерных пленок – в 2,1 раза, серной кислоты – на 13,5%. Одновременно увеличилось  производство спирта в 2,8 раза, животного  масла – на 8,8%, цельномолочной продукции  – на 57,2%, сыров – на 19,8, мяса, включая субпродукты 1 категории, – на 77,3%, картонной тары – на 56,6%. В металлургическом производстве сократился выпуск всех видов продукции, кроме молибдена, вследствие чего индекс производства составил 83,8%.

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды. 
Индекс производства в январе-сентябре текущего года составил 101,5% к уровню соответствующего периода прошлого года. Выработка электрической энергии возросла на 0,7%, тепловой – сократилась на 11,2%.

    1. Проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания

Гарантией стабильности северокавказского  региона является максимальная занятость  населения. Несомненно, на Кавказе размещено  довольно много крупных промышленных предприятий, но опыт последних лет  показал, что их основные фонды чрезвычайно  устарели и нуждаются в полной или частичной замене. Одним словом, крупные производства требуют и  крупных инвестиций, а между тем  инвесторы крайне неохотно идут на вложения в нашем регионе –  опять же, ввиду его нестабильности. И возникает замкнутый круг: не будет инвестиций – не будет стабильности, а стабильности не будет, пока не будет  инвестиций!

Из этого порочного круга  есть один выход: всячески поощрять частную  инициативу, создавая максимально благоприятные  условия для малого бизнеса. Ведь именно малый и средний бизнес являются основой пополнения местного бюджета, оперативно реагируют на рыночную конъюнктуру, создают новые рабочие  места, вовлекая в производство молодое  трудоспособное население. 
Успешное социально-экономическое развитие Российской Федерации и регионов напрямую зависит от уровня, темпов и развития малого и среднего предпринимательства, его оптимального симбиоза с органами государственной власти. 
Субъекты малого и среднего предпринимательства республики, занимают более 83% от общего числа хозяйствующих субъектов республики. 
По итогам мониторинга, в 2013 году, среднесписочная численность работающих в сфере малого и среднего предпринимательства республики составляет около 22 тыс. человек, или 7,3% занятого населения республики. 
Уровень развития предпринимательской деятельности на территории муниципальных образований значительно отличается. Так, итоги мониторинга свидетельствуют, что 56,6% малого и среднего бизнеса зарегистрированы на территории городского округа г. Владикавказ, 12,9% - на территории Моздокского района, число зарегистрированных на территории других муниципальных образований субъектов малого и среднего предпринимательства не достигает и 10%. (пригородный район – 9,2%, правобережный район – 6,0%).

Таким образом, одной из основных проблем  развития предпринимательской деятельности в Республике Северная Осетия-Алания является структурная неравномерность  по территориальному и отраслевому  признаку. 
За последние годы в России формально сложилась разветвленная система государственной и общественной поддержки малого предпринимательства, которая призвана была оказывать малому бизнесу те услуги, в которых он нуждается в первую очередь: бизнес - образование и подготовка кадров, услуги агентств поддержки малого предпринимательства, услуги фондов поддержки предпринимательства, услуги бизнес - инкубаторов, услуги технологических парков. 
          Важным отправным пунктом при решении задач развития малого предпринимательства является то, что не следует рассматривать малый бизнес как источник «сиюминутного» фискального дохода государства, что, к сожалению, присутствует в прямых или косвенных высказываниях ряда чиновников и руководителей регионов. В первую очередь, это - важный социальный ресурс общества, направленный на повышение социальной активности населения, его вовлеченности в экономические процессы. 
В качестве основной цели развития малого предпринимательства следует ставить формирование так называемого среднего класса, причем в короткие сроки (доля «среднего класса», по словам президента РФ Путина В.В, должна к 2020 г. достичь 60-70% населения). Сделать это без интенсивного развития малого бизнеса вряд ли возможно.

Если есть намерение достичь  указанной цели, первым делом следует  выделить те задачи и проблемы, которые  являются первоочередными для самих  предпринимателей. На основе опроса, проведенного  в 2013 г. среди руководителей ряда малых предприятий в РСО -Алания, были выделены и следующие проблемы малого бизнеса (по мере уменьшения значимости): 
1.    административные барьеры;

2.    кадры;

3.    финансирование развития малых предприятий;

4.    налоговое бремя;

5.    внедрение инноваций;

6.    аутсорсинг (как спектр услуг, необходимых малому бизнесу). 
                 Опираясь на исследование, проведенное консультантами Всемирного Банка в 2013 году, рассмотрим основные проблемы в сфере малого бизнеса в РСО-Алания, и возможные пути их решения. (Центра экономических и финансовых разработок, Национального института системных исследований проблем предпринимательства).

Конкуренция 
Проблема конкуренции и обеспечения конкурентоспособности малого предприятия многогранна. С одной стороны, именно конкуренция создает атмосферу неустойчивости для предпринимателей и отпугивает желающих открыть собственное дело. С другой, конкуренция - это важный рыночный инструмент, заставляющий предпринимателей искать пути более полного удовлетворения потребностей покупателя и, следовательно, делать свою работу более эффективно.

По моему мнению, для решения  проблем связанных с обеспечением конкурентоспособности, следует создать  новые или эффективнее использовать существующие образовательные и  содействующие малому бизнесу структуры (учебные комбинаты, технопарки и  т.п.). Именно туда привлекать по конкурсу специалистов для создания обучающих  программ и проведения занятий, а  также, что очень важно, последующего консультационного сопровождения предпринимателей. Данные программы должны иметь сугубо практическую направленность, чтобы позволяли в короткий срок выработать необходимые умения по изучаемой дисциплине. Нужна и последующая долгосрочная поддержка и консультации по практическому использованию полученных знаний и умений.

Второй, не менее важной задачей  таких учебных центров может  стать помощь малым предприятиям в подготовке к участию в тендерах и электронных торгах по государственным  и частным закупкам. Это позволит реализовать принцип справедливой конкуренции между малыми и более крупными предприятиями.  
Инновации

Одно из важнейших конкурентных преимуществ малого предпринимательства  состоит в возможности быстро, без длительных бюрократических  проволочек принимать и использовать инновации. В данном случае инновацию  следует понимать как любое новшество, не только в производстве, но и в  торговле (так появилась сеть магазинов  IКЕА), и в сфере энергетики, и в сельском хозяйстве. 
Но поиск инновационных решений зачастую похож на «изобретение велосипеда», поскольку на малых предприятиях, как правило, нет специалистов и необходимых финансовых и технических возможностей, чтобы искать и отслеживать имеющиеся инновационные решения.

Между тем в России немало различных  научно исследовательских и учебных  учреждений, обладающих необходимыми ресурсами и опытом для осуществления научного и информационного поиска. Они могли бы создавать и активно предлагать малым предприятиям описание инноваций в соответствующих сферах деятельности. Концентрация информационных возможностей в рамках существующих учебных центров и технопарков позволит стать «информационным спонсором» тех инноваций, которые появились в самих малых предприятиях и требуют для своего внедрения участия и инвестициях. (Введения территориального понятия инновации.) 
Аутсорсинг

Сейчас крупные предприятия все чаще переводят непрофильные виды деятельности аутсорсерам, повышая таким способом собственную эффективность за счет привлечения высококвалифицированных специалистов этих предприятий. Для малого предприятия все гораздо сложнее. С одной стороны, аутсорсинг позволяет высвободить ресурсы (в первую очередь, управленческие) и сосредоточить все внимание на основной деятельности. С другой стороны, есть и серьезные проблемы: неумение и отсутствие привычки пользоваться услугами аутсорсинга, недоверие к аутсорсерам, относительно высокая стоимость их услуг и недостаточное количество фирм, предлагающих необходимые аутсорсинговые услуги.

Предприятия - аутсорсеры, по моему мнению, могут стать важнейшим элементом инфраструктуры малого бизнеса. Возможно, следует развивать систему аутсорсинга, сначала под эгидой учебных центров и технопарков. 
На начальном этапе целесообразно структурирование и расширение спектра услуг, предлагаемых малым предприятиям. На сегодняшний день территориальные агентства по развитию предпринимательства  предлагают небольшой набор услуг, в основном связанных с некоторыми видами обучения (не всегда отвечающими интересам малого бизнеса), регистрацией предприятия, предоставлением почтово-секретарского обслуживания и некоторых видов юридической консультации.

Административные барьеры

Предприниматели  в РСО-Алания утверждают, что власть, федеральная, республиканская и особенно местная мешает вести бизнес. Но большинство все же считает, что и не мешает, но и не помогает. 
Результаты проведенного опроса содержат и оценку предпринимателей того, как организованы у нас в республике все процедурные процессы, связанные с функционированием малых и средних предприятий. Зачастую они сопровождаются бюрократическим произволом, необходимостью подключать к решению тех или иных насущных проблем неформальные связи. Отмечалось и то, что во многих ведомствах – неудобные графики работы. 
Решение данной проблемы основано на создании на базе существующих центров поддержки малого бизнеса «скорой помощи» - службы по защите интересов малых предприятий во всем, что касается их взаимодействия с различными органами власти, проверяющими и регламентирующими организациями. «Скорая помощь» должна реагировать не только на уже появившиеся проблемы, но и помогать в их профилактике. Например, через обязательное присутствие представителей такой службы при любой проверке предприятия малого бизнеса.

Кадры

         В малом бизнесе возможностей для карьерного роста и регулярного повышения квалификации практически нет. Поэтому, несмотря на (обычно) широкий круг обязанностей и разносторонний характер работы, специалисту на малом предприятии закрыт путь профессионального совершенствования. 
Основным источником трудовых ресурсов для малого бизнеса остается семья и ближайшее окружение.

              Для того чтобы сегодня обеспечить малый бизнес в РСО – Алания кадрами следует  перенести тяжесть социальной ответственности с предпринимателей на государственные или самоорганизующиеся организации (профсоюзы). В определенной мере этому бы способствовал «аутсорсинг» - система найма сотрудников для малого бизнеса, позволяющая повышать эффективность малых предприятий и увеличивать социальные гарантии для их сотрудников, при этом экономя на социальных отчислениях. 
Финансирование

          Что касается доступа к кредиту, то от 37 до 50 процентов предпринимателей назвали его получение сложными, а порой и невозможным, несмотря на работу «Фонда микрофинансирования» и «Гарантийного фонда» Осложняют жизнь предпринимателей и подготовка документов для получения кредита, и требования банков по залогу и поручительству. Безусловно, высокие банковские проценты и краткосрочность кредитов являются сильным сдерживающим фактором. Конечно, существует фонд содействия кредитованию малого бизнеса, предоставляющий поручительство, но оно распространяется на кредиты сроком до одного года на сумму, не превышающую 50% испрашиваемого кредита.

          Наиболее правильный путь в решении финансовых проблем - предоставлять кредиты вновь организующимся малым предприятиям через фонды, финансируемые из государственного или регионального бюджетов, и некоммерческие организации. При этом основой получения кредита должен быть подготовленный предпринимателем совместно с указанными выше учебными центрами или технопарками бизнес-план с его обязательной оценкой независимыми экспертами. Имеет смысл вхождение указанных фондов в число учредителей предприятия на время предоставления займа как для осуществления контроля, так и для помощи при реализации утвержденного бизнес-плана.

Налогообложение 
         Создание упрощенной системы налогообложения, введение единого налога на вменённый доход, несомненно, способствовали тому, что проблема налогообложения перестала быть главной бедой для предприятий малого бизнеса. Для малого бизнеса есть серьезная опасность, в результате замены единого социального налога на страховые выплаты, что не только увеличит налоговую нагрузку на малый бизнес, но и существенно повысит расходы на ведение налогового учета.

Информация о работе Государственное управление развития малого предпринимательства