Государственное управление развития малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;
- оценить современное состояние малого предпринимательства в России;
- рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО-СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.6
Сущность малого предпринимательства……………………………..6
Современное состояние малого предпринимательства в России....12
Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства…………………………………………...……16
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)..…………………………………………………………………..19
Современное состояние малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания……………………………….19
Проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………………………………………21
Перспективы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………...…..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

Вложенные файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.docx

— 69.07 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

 

 

Кафедра «Организации производства и экономики промышленности»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

 

 

 

             Выполнила студентка гр. ГМУ-10-1  Шабанова А. С.

             Руководитель – Хетагурова  Т. Г.

 

 

 

 

 

 

 

                                     Владикавказ 2013

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

  1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО-СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ.6
    1. Сущность малого предпринимательства……………………………..6
    2. Современное состояние малого предпринимательства в России....12
    3. Государственные механизмы регулирования малого предпринимательства…………………………………………...……16
  2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (НА ПРИМЕРЕ РСО-АЛАНИЯ)..…………………………………………………………………..19
    1. Современное состояние малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания……………………………….19
    2. Проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………………………………………21
    3. Перспективы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания…………………………...…..29

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..………..33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Реформирование российского общества, построение основ социально ориентированной  рыночной экономики столкнулось  со сложными проблемами, не имевшими аналогов в  мировой практике. Стремительный уход государства из управления экономикой привел общество в крайне нестабильное состояние: коррупция, преступность, повсеместное нарушение законов стали повседневным явлением в обществе. В России так и не сформировалось четкого взаимодействия и взаимопонимания в системе власть-предприниматели-общество.

В последнее время власть пытается решить эту проблему, но попытки  эти крайне осторожны и во многих случаях непрофессиональны. Беда государственного воздействия (федерального, регионального и местного) на предпринимательство состоит в отсутствии долгосрочных и устойчивых программ, что не позволяет устанавливать понятные всем правила (нормативно-правовые, налоговые, ценностные).

Выработка концептуально-стратегических подходов всегда является сложным этапом и требует междисциплинарных  исследований, применения совокупности методов, но всегда наиболее плодотворна  потому, что позволяет понять взаимосвязь  и взаимодействие экономических, социальных, правовых, духовно-культурных механизмов,  которые в конечном итоге определяют становление и цивилизованное развитие такого сложного явления, каким является предпринимательство.

Мировой опыт подтверждает, что предпринимательство  – важная составляющая часть рыночной экономики, без которого не может  быть гармоничного общественного развития. Оно во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Этот сектор является имманентным, внутренним элементом рыночной инфраструктуры.

Высокий уровень развития предпринимательства  выступает необходимым слагаемым  современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного  тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному  устройству, формирует новый социальный строй общества.

Предпринимательство обладает рядом  специфических свойств. Ускоряя  хозяйственные изменения, оно выступает  в роли своеобразного «возмутителя спокойствия» и переводит экономику  в новое состояние. Именно в предпринимательской  деятельности  создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, являющихся питательной средой экономического роста. Поэтому сейчас в условиях нашей российской действительности просто необходимо разработать эффективную модель взаимодействия государства и малого предпринимательства, это на сегодняшний день является актуальным вопросом.

Предыдущая модель общественного  развития в нашей стране базировалась на подавлении предпринимательского духа в обществе и самого предпринимателя  как носителя культуры и творческого  стиля мышления. Опыт наших реформ (особенно начального периода) показал, что при отказе на словах от традиционной модели, стереотипов мышления фактически продолжается эта же линия. В стране не создан благоприятный предпринимательский  климат, нет твердо установленных  правил поведения на рынке, отсутствует  широкая система мер поддержки  инициатив граждан. Еще предстоит  выработать оптимальные формы существования  малого предпринимательства в нашей  стране.

Цель курсовой работы рассмотреть государственное регулирование как источник развития малого предпринимательства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-   выявить сущность малого предпринимательства как объекта государственного регулирования;

-   оценить современное состояние малого предпринимательства в России;

-   рассмотреть государственное управление как механизм поддержки малого предпринимательства, а также его эффективность;

- рассмотреть современное состояние  малого промышленного предпринительства в РСО-Алания;

- рассмотреть проблемы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания;

- рассмотреть перспективы развития малого промышленного предпринимательства в РСО-Алания.

Объектом исследования будет выступать  малое предпринимательство, предметом  исследования – сфера государственного управления малым предпринимательством.

Структура курсовой работы состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 Теоретической основой для написания работы являются учебные материалы и научные статьи следующих авторов: Ульянова Е.В., Бублик В., Горшкова Л.А., Лапуста М.Г., Сытова Е.В. и т.д.

 

 

 

 

 

 

1. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО –  СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖЕНИЕ

1.1. Сущность малого предпринимательства

Сам термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Под малым предпринимательством понимается экономическая деятельность субъекта экономических отношений, имеющего юридический статус предпринимателя без образования юридического лица, либо статус малого предприятия, с определенным числом работающих, объемом прибыли и производящего продукцию, оказывающего услуги от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.1

Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 августа 1995 г. определяет субъекты малого предпринимательства как «коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности – 100 человек;

- в строительстве – 100 человек;

- на транспорте – 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле – 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении иных видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства  понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица».2

К предпосылкам возникновения частного предпринимательства как экономического явления можно отнести следующие  социально-экономические факторы:

- кризис административно-командной  системы хозяйствования;

- дефицит товаров, работ и  услуг;

- чрезмерную монополизацию производства  и сферы обслуживания, торговли, что позволяло реагировать на конъюнктуру рынка;

- замкнутое экономическое пространство, ограниченное территорией государства;

- легализацию (признание законом)  предпринимательской деятельности;

- признание иных форм собственности,  кроме государственной и колхозно-кооперативной;

-   сокращение объемов производства и появление свободной рабочей силы, имеющей официальный статус безработных.

Экономическая деятельность малого предпринимательства  определяется, прежде всего, его экономическим  интересом. Так, в частности, субъект  малого предпринимательства заинтересован  в получении максимального дохода от своей экономической деятельности. Государство же изымает часть  дохода предпринимателя в виде налогов  и обязательных платежей, в целях обеспечения экономических интересов государства и общества. Наличие противоположных экономических интересов в этом случае может вести к негативным экономическим последствиям. В связи с этим учет экономических интересов субъектов экономических отношений приобретает весьма важное значение. В идеале должен быть достигнут компромисс между участниками экономических отношений, а экономический интерес позволит использовать экономические методы в управлении народным хозяйством.

Субъекты малого предпринимательства  как участники экономических  отношений, особенно в начале деятельности, наиболее болезненно ощущают влияние противоречивости экономических интересов. Так, предприниматель, заинтересованный в получении максимального дохода, одновременно несет налоговое бремя, расходы по организации производства и реализации продукции, расходы по оплате наемного труда и т.д. Следовательно, экономический интерес предпринимателя будет выражаться в стремлении снизить названные расходы, что может быть достигнуто как законным, так и незаконным путем. Иногда неразумная государственная политика провоцирует предпринимателя на нарушение законодательства (например, чрезмерный налоговый гнет), что ведет к повышению риска предпринимательской деятельности и сокращению числа предпринимательских структур.3

Реализуя свой экономический интерес, предприниматель неизбежно сталкивается с проблемой предпринимательского риска. Риск неизбежно связан с возможным наступлением нежелательных экономических последствий, которые могут причинить вред рискующему и делу, во имя которого осуществляется риск. Поэтому принятию решения действовать с риском должны предшествовать: оценка экономической ситуации; выбор оптимального варианта достижения положительного результата; выбор сил и средств; принятие мер по нейтрализации возможных негативных последствий.

Помимо экономического интереса и  риска, важнейшими характеристиками предпринимательской  деятельности являются экономическая (предпринимательская) инициатива и экономическая ответственность. Под инициативой понимается начинание, активные действия, направленные на достижение определенной цели. Наличие экономической инициативы в малом предпринимательстве - непременное условие. Экономическая ответственность предпринимателя наступает в соответствии с действующим законодательством по следующим основаниям:

- в силу неисполнения обязательств по договорам;

- вытекающая из причинения вреда;

- в связи с нарушением действующего законодательства.

Гражданским законодательством предусматривается  несколько организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, которые по своим экономико-правовым характеристикам различны. Наиболее простой и доступной формой предпринимательства является предприниматель без образования юридического лица (индивидуальный бизнес). Индивидуальное предпринимательство осуществляется хозяйственной единицей, которая не отделена от ее собственника. Все доходы от предпринимательской деятельности в этом случае принадлежат единичному владельцу предприятия (фирмы). Владелец малого предприятия в этом случае является одновременно его управляющим и имеет ненормированный рабочий день. Его труд не только интенсивен, но и связан с необходимостью принимать решения, требующие специальных знаний по широкому кругу вопросов. Его ответственность за все, что происходит на предприятии, сочетается с высоким риском финансовых потерь, связанным с возможными убытками и нерегулярной выплатой заработной платы самому себе.

Иные формы предпринимательской  деятельности предполагают участие  в бизнесе нескольких собственников-предпринимателей. Основными формами коллективного малого предпринимательства являются: полное товарищество; товарищество на вере; общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительной ответственностью и кооперативы. Этот перечень не является исчерпывающим и характерным только для малого предпринимательства, так как в обществе с ограниченной ответственностью число работающих, допустим; в промышленности может составлять более 100 человек, в этом случае оно под признаки малого предприятия не подпадает.

Информация о работе Государственное управление развития малого предпринимательства