География транспортного машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей). Актуальность темы подтверждается активными изменениями происходящими в географии транспортного машиностроения во многих странах мира, включая Россию. Помимо того, исследование позволяет увязать разносторонние знания по смежным дисциплинам и сформировать целостное представление о проблемах организации и регулирования.

Содержание

Оглавление 1
Введение 3
Факторы размещения подотраслей 4
Общие принципы, влияющие на размещение транспортного машиностроения 4
Особенности размещения подотраслей 6
Влияние факторов размещения на географию транспортного машиностроения 8
Современная география транспортного машиностроения 8
Основные тенденции изменений в географии автомобилестроения 11
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

машиностроение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 6.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бурный процесс образования  кластеров происходит в развивающихся  странах Юго-Восточной Азии. В 1998-1999 гг. в качестве регулирующего органа, способствующего развитию национальной автомобильной промышленности и созданию научно-производственной базы, был создан Таиландский автомобильный институт. Схема создаваемого в Таиланде автомобильного кластера представлена на таблице 6. Данная схема отражает логику взаимоотношений внутри создаваемых кластеров во многих развивающихся странах.

В Китае в провинции  Гуандун автомобильный кластер  формируется вокруг автосборочных  производств, размещаемых японскими компаниями Toyota, Honda и Nissan. Китайское правительство планирует инвестировало 6 млрд долл. в создание и развитие эксклюзивного «индустриального города по производству автокомпонентов», который уже назван журналистами «китайским Детройтом».

Сегодня в Поволжье формируется  автомобильный кластер, объединяющий несколько автомобилестроительных заводов («АВТОВАЗ», «ИжМашАВТО», «РосЛада»), крупнейших производителей комплектующих, группу банков, тесно взаимодействующих  с заводами, ряд устойчиво работающих профессиональных консалтинговых и инжиниринговых компаний. Создание индустриального парка поставщиков руководство «АВТОВАЗа» рассматривает как действенный механизм стимулирования создания

Второй кластер сформировался  в Санкт-Петербурге. Совсем недавно руководство «Hyundai Motor» подписала договор с правительством города о cтроительстве автозавода, состоялось открытие автозавода Toyota Motor Corporation, а до конца 2007 года планируется официальное подписание документов о строительстве сборочного производства Mitsubishi. Петербургский кластер, объединяющий шесть сборочных производств грандов мирового автопрома (будущие заводы General Motors, Nissan, Mitsubishi, Suzuki и Toyota – непосредственно в Санкт-Петербурге, а также работающий Ford в Ленинградской области), станет реальностью в ближайшей перспективе. Под его влиянием в регионе набирает силу процесс формирования сопутствующего автосборке производства автокомпонентов. Пока это в основном простые металлические и пластиковые элементы кузова и салона. Учитывая планируемые объемы выпуска автомобилей, это нормальное с точки зрения экономики решение, которое к тому же позволит выполнить условие промышленной сборки – требуемый уровень локализации производства по количественным показателям.

Государственное регулирования отрасли в развивающихся странах

Первоначально страны вводят требования по обязательному соотношению  импортируемых и локально произведенных  компонентов от общего объема собираемых автомобилей, рассчитывая, что это  побудит автопроизводителей создавать локальные предприятия по производству компонентов. В дальнейшем, когда качество локально собираемых автомобилей достигает конкурентного уровня, государству более выгодно регулирование баланса импорта-экспорта. На этом этапе требования по локальной составляющей производств отменяются.

В последние пять лет  подобные изменения затронули законодательства Бразилии, Таиланда, Индии, Китая.

В Индии в 2002 г. были отменены требования по объему первоначальных инвестиций в организацию производства для новых игроков, а разрешенная доля прямых иностранных инвестиций повысилась до 100%. В Таиланде с 2000 г. отменено требование определенной доли локально произведенных компонентов от общего объема выпуска.

Сформулированная в 1994 г. китайская политика развития автомобильной отрасли (The Automotive Industry Policy) так и не была оформлена законодательно, однако если сравнивать все развивающиеся страны, то государственное регулирование автомобильной отрасли в Китае является наиболее протекционистским. Из всех развивающихся стран именно в Китае выдвигались повышенные требования к совместным предприятиям (СП) с зарубежными партнерами:

    • создаваемые СП должны иметь свою собственную базу НИОКР.
    • производимые продукты должны соответствовать международным техническим стандартам.
    • СП должны независимо регулировать свои обменно-валютные операции.
    • СП должны предпочитать производственные компоненты китайского производства.
    • китайский партнер должен иметь не менее 50% собственности СП.

Последний пункт характерен только для китайских СП. Во всех других развивающихся странах контрольные пакеты создаваемых в автомобильной отрасли СП принадлежат преимущественно иностранным партнерам.

Правительство России предоставляет  пятилетние льготы автопроизводителям, организующим выпуск автомобилей в нашей стране, в обмен на обязательство обеспечить в течение пяти лет производство по меньшей мере 50% комплектующих в России. Однако, пример компания Ford, получившая льготы на производство автомобилей «Форд-Фокус», показывает, что из-за отсутствия российских производителей, производящих компоненты, соответствующие «фордовским» стандартам качества, материнской компании остается либо развивать производство комплектующих в РФ, либо отказывать от использования льгот.

Развитие национальных автомобильных брэндов в развивающихся странах в долгосрочной перспективе возможно только в альянсе с мировыми производителями легковых автомобилей.

Существует несколько  примеров удачного взаимодействия мировых  и национальных автопроизводителей развивающихся стран:

    • индийский автопроизводитель – компания Tata Motors. В 1994 г. было образовано совместное предприятие с корпорацией Daimler-Benz. В 2001 г. Tata Motors разрывает отношения с Daimler-Benz (Daimler Chrysler). На данный момент оборот Tata Motors составляет 1,8 млрд долл., и компания продолжает успешно развиваться;
    • покупка части акций Skoda концерном Volkswagen в кризисный для компании момент. На сегодняшний день автомобили марки Skoda являются одними из самых продаваемых в Европе;
    • совместные предприятия «МАЗ – МАН» и «УралАЗ – IVECO».

Успешным примером альянса российского и зарубежного автопроизводителя в России можно считать ЗАО «Дженерал моторс – АВТОВАЗ». Перспективы роста российского производства легковых автомобилей связаны именно с российскими модернизированными моделями (такими как Chevrolet Niva, Chevrolet Viva и др.). АВТОВАЗ считает, что производство более 150 тыс. автомобилей Chevrolet Niva и более 150 тыс. автомобилей Chevrolet Viva автоматически сделает центром прибыли АВТОВАЗа совместное предприятие ЗАО «Дженерал моторс – АВТОВАЗ» (при условии увеличения доли АВТОВАЗа в ЗАО до 50%). В декабре руководство АВТОВАЗа объявило о союзе с еще одним крупным мировым производителем – альянсом Renault-Nissan. В будущем году иностранный концерн получит блок-пакет акций АвтоВАЗа, предоставив взамен современные технологии.

Возможно, кооперация с  мировым производителем и послужит тем шагом, который обеспечит  выживание автопрома России в  будущем. Развитие автомобильного рынка  России, несмотря на некоторые особенности, в целом соответствует вышеописанным тенденциям на развивающихся рынках. Остается надеяться, что интеграция национального автопрома в мировой автомобильный рынок будет происходить по наиболее благоприятному для России сценарию.

Согласно прогнозу компании «PriceWaterhouseCoopers», в конце текущего десятилетия ожидается повышение коэффициента загрузки производственных мощностей мирового автомобилестроения (до 81,7% в 2010 г. и 83% в 2011 г.). До 2011 г. наиболее перспективными регионами по темпам роста продукции автомобилестроения являются Восточная Европа, Южная Америка и Азиатско-тихоокеанский регион, а среди отдельных стран – КНР, Индия, Бразилия и Россия.

В соответствии с теми же мировыми тенденциями, но менее быстро, развиваются и остальные подотрасли транспортного машиностроения. Это обусловлено внешними факторами и действиями мировых производителей.

 

 

Заключение

 

При развитии отрасли, необходимости  выходов на внешние рынки, на размещение производства влияют механизмы формирования глобальной системы мирового автомобилестроения и движущие силы территориально-производственной организации:

    • консолидация отрасли;
    • «Стратегия платформ»;
    • появление гибких производств в автомобилестроении;
    • модульная сборка;
    • аутсорсинг производства компонентов.

Стремительные изменения в географии транспортного  машиностроения связаны с продвижением в развивающиеся страны. К основным причинам этих изменений можно отнести:

    • вывод производственных процессов в развивающиеся страны;
    • прямые иностранные инвестиции в автомобильные отрасли;
    • новые глобальные цепочки поставок;
    • формирование национальных автопромышленных кластеров;
    • государственное регулирования отрасли в развивающихся странах.

К основным факторам размещения производственных сил на современном этапе развития транспортного машиностроения можно отнести:

    • наличие потенциального спроса;
    • невысокая стоимость рабочей силы;
    • необходимость в приобретении научно-технических разработок;
    • государственное регулирование.

Последний фактор особенно важен, так как государство в  состоянии влиять на всю совокупность первых. Вопреки расхожему представлению об уменьшении значения государства в современной экономике, его роль, во многом, остается определяющей в регулировании притока иностранных инвестиций и защиты внутренних производителей.

Как основную тенденцию  в размещении транспортного машиностроения нашего времени можно выявить  выравнивание географии производства в мировом масштабе и формирование крупных промышленных кластеров на уровне регионов.

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. Учебник. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 320 с.
  2. Желтиков В.П. Экономическая география. Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 384 с.
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:  ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 735 с.
  4. Кудеркин Д., Скачков И. Интеграция развивающихся стран в мировое автомобилестроение. Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru
  5. Мимясов М.Н., Селищев Е.Н.. Отраслевые приоритеты российской экономики. www.yspu.yar
  6. Постников А., Стёпин А. Анализ тенденций на мировом и российском автомобильных рынках. Корпоративный менеджмент, http://www.cfin.ru
  7. Страница Статкомитета СНГ . http://www.cisstat.com/rus/index.htm
  8. История института НАМИ. http://www.nami.ru/about.htm
  9. Центр анализа данных ИИР ГУ-ВШЭ. http://stat.hse.ru/hse/index.html



Информация о работе География транспортного машиностроения