География транспортного машиностроения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей). Актуальность темы подтверждается активными изменениями происходящими в географии транспортного машиностроения во многих странах мира, включая Россию. Помимо того, исследование позволяет увязать разносторонние знания по смежным дисциплинам и сформировать целостное представление о проблемах организации и регулирования.

Содержание

Оглавление 1
Введение 3
Факторы размещения подотраслей 4
Общие принципы, влияющие на размещение транспортного машиностроения 4
Особенности размещения подотраслей 6
Влияние факторов размещения на географию транспортного машиностроения 8
Современная география транспортного машиностроения 8
Основные тенденции изменений в географии автомобилестроения 11
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Вложенные файлы: 1 файл

машиностроение.doc

— 463.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство  по образованию

Самарский Муниципальный институт Бизнеса и Управления

Факультет «Менеджмент организации»

Кафедра Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«География транспортного машиностроения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена студенткой

экстерната I-го курса

.

 

Научный руководитель:

Козлова Т.Н.

 

 

 

 

 

Самара 2007 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Целью курсовой работы является изучение актуальных проблем формирования и эффективного развития отраслевого рынка транспортного машиностроения и каждой из его подотрасли (автомобилестроения, вагоностроения и локомотивостроения, которые можно объединить в общую группу железнодорожной техники, судостроения, авиационной и ракетно-космической промышленностей).

В первой (теоретической) части  будут перечислены основные факторы размещения производственных сил транспортного машиностроения и выделены особенности размещения для каждой подотрасли.

В начале второй части  будет дана характеристика географии мирового транспортного машиностроения. В дальнейшем работа будет посвящена рассмотрению тенденций и закономерностей размещения производственных сил на примере автомобилестроения – одной из ключевых, системообразующих отраслей мировой экономики, определяющих ее состояние и перспективы дальнейшего развития.

Актуальность темы подтверждается активными изменениями происходящими  в географии транспортного машиностроения во многих странах мира, включая  Россию. Помимо того, исследование позволяет  увязать разносторонние знания по смежным дисциплинам  и сформировать целостное представление о проблемах организации и регулирования.

 

 

 

Факторы размещения подотраслей

Общие принципы, влияющие на размещение транспортного  машиностроения

 

Факторы размещения производительных сил – это условия, оказывающие решающее воздействие на РПС, создающие или исключающие возможность размещения тех или иных экономических объектов на определенной территории.

В связи с многочисленностью  производств и многообразным  характером производственного процесса, с одной стороны, и универсальным значением транспортного машиностроения – с другой, его размещение определяется сложным переплетением различных факторов. Среди них решающую роль играют социально-экономические:

  1. Уровень развития  науки. В эпоху научно-технической революции развитие машиностроения немыслимо без широкого внедрения научных разработок. Поэтому производства продукции наукоемких отраслей все более ориентируется на районы, обладающие высокоразвитой научной базой. Производство наиболее прогрессивной техники концентрируется в районах с развитой научной базой – крупными НИИ, конструкторскими бюро и т.д.
  2. Фактор наличия трудовых ресурсов. Выпуск машиностроительной продукции транспортного машиностроения требует гораздо больших затрат рабочего времени, чем в других отраслях, поэтому высока трудоемкость отрасли. Во-первых, на РПС влияет наличие дешевой рабочей силы. Во-вторых, – уровень квалификации трудовых ресурсов. Производство тяготеет к районам или крупным промышленным центрам, обладающим квалифицированными рабочими и научно-техническими кадрами.
  3. Специализация и кооперирование. Специализация и кооперирование двойственно воздействуют на организацию промышленного производства. С одной стороны, они усиливают пространственную централизацию производства, с другой – увеличивают эффективность малых и средних предприятий, что стимулирует свободу их размещения. Данные особенности связаны с наличием трех видов специализации: предметной, подетальной, технологической. Увеличение роли небольших предприятий отражает общую тенденцию к развитию специализации в машиностроении, характерную для рыночных условий. Размеры кооперированных поставок и их географическая широта имеют тенденцию к увеличению.
  4. Сырьевой фактор. Основным сырье для предприятий транспортного машиностроения являются металлы. Предприятия транспортного машиностроения часто ориентируются на ее центры. Но в эпоху НТР ориентация заводов на металл значительно снизилась, за счет увеличения трудоемкости и наукоемкости. Транспортное машиностроение все больше становится отраслью повсеместного распространения.
  5. Транспортный фактор. Он воздействует как на осуществление кооперационных поставок, так и на обеспечение потребителей готовой продукцией. Поскольку перевозка машин или их деталей обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные предприятия размещаются на транспортных магистралях. При этом надо учитывать, что затраты на транспортировку готовой продукции, как правило, превышают затраты на транспортировку металла для ее производства.
  6. Потребительский фактор. Этот фактор определяется масштабом, структурой и географией потребления продукции.

Государственная политика. Помимо чисто экономических факторов на размещение транспортного машиностроения огромное влияние оказывают социально-политические факторы. Так, например, на разных этапах развития СССР реализовывались, в частности, следующие основные принципы государственной политики РПС:

    • выравнивание социально-экономического развития регионов;
    • формирование территориально-производственных комплексов;
    • размещение производства с учетом обороноспособности страны;
    • сдвиг народного хозяйства на восток; освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий;
    • ограничение роста крупных и крупнейших городов;
    • активизация развития малых и средних городов;
    • принцип налогового регулирования РПС (при создании свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов).

Основные принципы государственной  политики в сфере размещения производства разрабатываются и реализуются  каждым государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем размещения производительных сил. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенной трансформироваться или прекращать действие.

Тенденции глобализации автомобилестроения и консолидации производителей. В последние несколько десятилетий этот фактор становиться особенно важным для мировой географии производства. Более подробно мы рассмотрим его влияние на РПС ниже.

Особенности размещения подотраслей

 

Транспортное машиностроение отличается крайней неоднородностью, каждая подотрасль обладает исключительным набором особенностей. Исходя из этого, факторы РПС для каждой подотрасли необходимо рассматривать отдельно.

На географию автомобилестроения влияют следующие факторы:

  • уровень квалификации трудовых ресурсов (оно ориентировано на районы, отличающиеся высокой технической культурой производства);
  • транспортный фактор (для нормального функционирования и снижения издержек автомобилестроению необходима развитая сеть путей сообщения),
  • фактор специализации и кооперирования (удобное географическое положение в отношении многочисленных предприятий-смежников-поставщиков различных узлов, деталей, запасных частей, материалов (моторы, электрооборудование, приборы, пластические массы, технические ткани, шины и др.)

Авиационная и  ракетно-космическая промышленности – очень наукоемкие и включают в себя большое количество различных производств. Определяющим для размещения является уровень квалификации трудовых ресурсов.

Локомотивостроение, вагоностроение, судостроение относятся к металлоемким отраслям машиностроения – определяющим является сырьевой фактор. Вагоностроение – крупный потребитель не только металла, но и пиломатериалов. По этой причине производство вагонов большое развитие получило в районах, хорошо обеспеченных металлом и древесным сырьем.

Еще более значителен отрыв от металлургических баз предприятий  судостроительной промышленности (хотя они и потребляют большое количество металла). Для этой подотрасли важен транспортный фактор, поэтому судостроение, которое делится на морское и речное, представлено своими верфями на побережьях морей и речных магистралей. На РПС остальных подотраслей транспортного машиностроения за исключением судостроения, транспортный фактор не оказывает большого влияния.

 

Влияние факторов размещения на географию транспортного  машиностроения

Современная география транспортного машиностроения

 

В эпоху НТР транспортное машиностроение возникло и стало  быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И, тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики.

В территориальной структуре  мирового машиностроения выделяют четыре главных региона – Северную Америку, Западную Европу, Восточную и Юго-Восточную Азию и Восточную Европу.

На Северную Америку (США, Канада, Мексика) приходится примерно 1/4 стоимости продукции транспортного  машиностроения. В международном  разделении труда регион выступает как крупнейший производитель и экспортер машин высокой сложности и наукоемких отраслей. Так, в США большая роль принадлежит авиаракетно-космическому машиностроению, военному кораблестроению и др.

На страны западной Европы также приходится около 1/4 продукции мирового машиностроения. Регион представлен транспортным машиностроением всех видов (автомобилестроением, авиастроением, судостроением). Лидер европейского машиностроения ФРГ – крупнейший экспортер в регионе и мире.

Регион, включающий страны Восточной и Юго-Восточной Азии, развивающийся в настоящее время наиболее быстрыми темпами, стремительно обгоняет исторически сложившиеся центры транспортного машиностроения и создает примерно треть продукции мирового транспортного машиностроения. Основной стимулирующий фактор в развитии машиностроения в странах региона – относительная дешевизна рабочей силы. Лидер региона – Япония – вторая машиностроительная держава мира, крупнейший экспортер изделий наиболее квалифицированных отраслей (авиа-техника). Другие страны – Китай, Республика Корея, Тайвань, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Индонезия и др. производят трудоемкую, но менее сложную продукцию (производство автомобилей, морских судов) и также весьма активно участвуют в работе на внешний рынок.

За пределами главных машиностроительных районов расположены достаточно крупные по масштабам и сложности структуры производства центры машиностроения — Индия, Бразилия, Аргентина. Их производство в основном пока работает на внутренний рынок. Вывозят эти страны автомобили, морские суда, велосипеды.

Россия, несмотря на огромные возможности развития машиностроения (значительный производственный, научно-технический, интеллектуальный и ресурсный потенциал, емкий внутренний рынок, предъявляющий  большой спрос на разнообразную продукцию и пр.), в международном разделении труда выделяется лишь производством вооружения и новейшей космической техники и вынуждена даже импортировать много видов продукции. В то же время по ряду отраслей, особенно наукоемких, отмечается серьезное отставание.

Таблица 1.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Среди отраслей транспортного  машиностроения наиболее динамично  развивается автомобилестроение. Ареал  его пространственного распространения  постоянно растет и включает в  настоящее время, наряду с традиционными, главными производителями автомобилей (Япония, США, Канада, ФРГ, Франция, Италия, Великобритания, Швеция, Испания, Россия и др.), сравнительно новые для отрасли страны: Китай, Южная Корея, Бразилия, Аргентина, Турция, Индия, Малайзия, Польша. Доли регионов в автомоблестроения показаны на таблице 1 (по материалам БИКИ ВНИКИ).

География судостроение и производства подвижного состава  железных дорог испытала значительные изменения. Доли регионов в производстве железнодорожной техники показаны на таблице 2 (по материалам БИКИ ВНИКИ).

Судостроение из развитых стран переместилось в развивающиеся. Крупнейшими производителями судов  стали Южная Корея (опередила  Японию и вышла на первое место  в мире), Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Тайвань. В то же время США, страны Западной Европы (Великобритания, Германия и др.) в результате сокращения производства судов перестали играть заметную роль в мировом судостроении.

Таблица 2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авиационная промышленность сконцентрирована в странах с  высоким уровнем науки и квалификации рабочей силы – США, России, Франции, Великобритании, ФРГ, Нидерландах.

Основные  тенденции изменений в географии автомобилестроения

 

В последние десятилетия  география мирового транспортного  машиностроения претерпевает революционные  изменения. Рассмотрим основные тенденции этих изменений на примере автомобилестроения. География размещения производства автомобилей показана на рисунке 1 (по данным журнала «Automobile Revue»).

Информация о работе География транспортного машиностроения