Восточно-Сибирский крупный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:43, курсовая работа

Краткое описание

В своей курсовой работе я посчитала целесообразным написать о таком крупном (по территории занимает второе место в Росси – 23,7%) экономическом районе как – Восточно-Сибирский экономический район, т.к. здесь сосредоточены основные природные ресурсы страны, а также имеется большая база для развития туристско-рекреационной деятельности.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………3
2. Общие сведения…………………………………………………………………3
3. Природные условия и ресурсы………………………………4
4. Народно-хозяйственный комплекс…………………….5
5.Топливо-энергетический комплекс………………………6
6.Республика Бурятия……………………………………………..…….7
7. Республика Тыва…………………………………………………………….9
8.Республика Хакасия……………..……………………………………11
9.Краснодарский край..….……………………………………………13
10.Эвенкийский автономный округ……………………………17
11.Иркутская область…………………………………………..…………19
12.Усть-Ордынский Бурятский автономный округ…………………………………………………………..……………………………………21
13.Читинская Область……………………………………………………….23
14.Агинский Бурятский автономный округ……………………………………..……………………………………………………….25
15. Литература……………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Восточно-сибирский регион (27стр).doc

— 232.00 Кб (Скачать файл)

Широка гамма  руд цветных, редких и драгоценных  металлов. Выделяются Норильская провинция  сульфидных медно-никелевых руд  с высоким содержанием никеля, меди, кобальта, платины и других металлов, Горевское месторождение свинцово-цинковых руд (одно из крупнейших в мире), а также запасы алюмосодержащего сырья в Кузнецком Алатау, молибдена, титана, магния, сурьмы.

Значительны запасы неметаллического сырья – графита, исландского шпата, слюды, асбеста, магнезитов, калийной и поваренной солей.

Край располагает  развитой транспортной сетью. Протяженность  железных дорог – 2,1 тыс. км, автомобильных  дорог с твердым покрытием  – 19,6 тыс. км, протяженность внутренних судоходных путей – 6,2 тыс. км. Красноярское речное пароходство выполняет большой объем работ по поставке грузов в районы Севера и обеспечивает доставку экспортной продукции к портам Игарка и Дудинка. Крупным транспортным узлом является город Красноярск. Здесь река Енисей пересекается с Транссибирской железной дорогой и автодорогой Москва – Владивосток. Имеется аэропорт.

Экологическая ситуация изменяется от условно удовлетворительной до очень острой, связанной главным  образом с комплексным нарушением земель, истощением недр горными выработками, промышленным загрязнением атмосферы, воды и почвы, нарушением мерзлотного режима грунтов в результате промышленного освоения территории. Зоны общего загрязнения территории сформировались вокруг городов Красноярск (8500 км2), Норильск (7000 км2), Ачинск (1300 км2), Канск (700 км2).

Численность населения  края (без учета Таймырского и  Эвенкийского автономных округов) на 01.01.2000 составила 2988,5 тыс. человек (2,06% от общей  численности населения РФ). Доля городского населения – 74,8%, сельского – 25,2%. В крае проживает 2,17% всего трудоспособного населения страны. По сравнению с 1991 годом под воздействием неблагоприятных демографических процессов численность населения края сократилась на 91 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни за этот период уменьшилась на 3,74 года.

По общему уровню экономического развития (в соответствии с его интегральной комплексной  оценкой) Красноярский край занимает 20-е  место среди субъектов Российской Федерации. Удельный вес его в производстве валового внутреннего продукта страны составляет 2,8%. Среднедушевой объем валового регионального продукта – около 134% от среднего уровня по России, а при его расчете с учетом паритета покупательной способности населения – 107%.

В 90-е  годы спад в отраслях материального  производства края был менее глубоким, чем в среднем по стране. В 1999 году объем промышленного производства составил около 62% от уровня 1991 года, продукции  сельского хозяйства – 75%, грузооборота автомобильного транспорта – 28%.

Край является одним из наиболее промышленно развитых регионов азиатской части России с экономикой сырьевого типа. В  структуре промышленности ведущую  роль играют цветная металлургия (58% всей промышленной продукции) и электроэнергетика (12%). Существенное развитие получили также топливная, химическая промышленность и отрасли лесного комплекса.

В 1999 году в крае было произведено промышленной продукции  на 124 418 млн. руб. Ее среднедушевой объем  составил около 200% от среднего уровня по России.

Уровень инвестиционной активности в Красноярском крае несколько  уступает среднероссийскому. Объем  инвестиций в основной капитал на душу населения в 1999 году был в 1,1 раза меньше, чем в среднем по России. При этом общий объем инвестиций в экономику края по сравнению с уровнем 1991 года сократился примерно в 6 раз. Общий объем иностранных инвестиций в 1999 году составил 195,2 млн. долл. (2,04% от их общей величины по РФ).

Величина среднедушевых  денежных доходов населения в  крае примерно на 4% превосходит аналогичный среднероссийский показатель. При этом стоимость стандартной потребительской корзины на конец 1999 года была на 15% выше ее среднего уровня по стране. В целом с 1991 года уровень реальных денежных доходов населения снизился в крае на 43%.

Финансовое положение края более стабильно, чем в целом по Российской Федерации. Доля убыточных предприятий во всех отраслях экономики в 1999 году составила около 53%. С территории края в бюджетную систему страны поступило налогов и сборов на 25 120,3 млн. руб., или 3,0% от их общероссийского объема (в расчете на душу населения – 140% от уровня РФ), в том числе в федеральный бюджет – 7479,7 млн. руб. (2,1%).

Красноярский  край располагает практически всеми  видами топливных ресурсов. На его  территории функционируют угольная база и предприятие по переработке нефти.

Начальные суммарные извлекаемые ресурсы  нефти Красноярского края оцениваются  в 1,1 млрд. т, газа – в 3,3 трлн. м3. Открыто 4 месторождения (2 газонефтяных, 1 газовое и 1 нефтегазоконденсатное), разработка которых пока не ведется.

(* Данные по  производству и потреблению ТЭР  в 1991 году,

включая Таймырский АО и Эвенкийский АО.

** Данные по  потреблению электроэнергии, включая  Таймырский АО и Эвенкийский АО.)

В Красноярском крае сосредоточены около 45 млрд. т  балансовых запасов угля в Канско-Ачинском буроугольном бассейне, на базе которых  функционирует Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс, включающий производственные мощности по добыче угля (более 40 млн. т в год). Добыча угля ведется на 6 разрезах, наиболее крупные из них – разрезы «Бородинский», «Березовский» и «Назаровский». На базе добываемых углей работают несколько крупных тепловых электростанций.

За 1991–1995 годы добыча угля в крае сократилась в 1,8 раза (с 56,2 млн. до 32,0 млн. т), однако после 1995 года она несколько возросла (на 4,7 млн. т).

Добыча угля полностью удовлетворяет потребности  края в топливе для энергетики (26,4 млн. т) и позволяет вывозить за его пределы 10,3 млн. т угля. В то же время для коммунально-бытовых и технологических нужд в край завозятся каменные угли из Республики Хакасии.

Потребляемые  в Красноярском крае продукты нефтепереработки производятся на Ачинском НПЗ, работающем на привозной (томской) нефти. Ачинский НПЗ работает по топливной схеме и практически не располагает углубляющими процессами . За годы кризиса переработка нефти на заводе снизилась в 1,2 раза (до 5,9 млн. т).

Собственные мощности полностью удовлетворяют потребности  края в нефтепродуктах; излишки (538 тыс. т мазута, 464 тыс. т автобензина, 851 тыс. т дизельного топлива) вывозятся в регионы Сибири и Дальнего Востока.

За 1991–1999 годы потребление  топлива в крае сократилось: угля – в 1,25 раза, газа (Норильский промышленный узел) – в 1,3 раза, топочного мазута – в 1,6 раза, автобензина – в 1,7 раза, дизельного топлива – в 1,8 раза. Однако после 1997 года потребление угля начало расти.

В структуре потребления топливных ресурсов Красноярского края преобладает уголь (61%), на долю газа приходится 22%, на продукты нефтепереработки – 17% .

Красноярский  край располагает развитой электроэнергетикой, представленной централизованной системой энергетических объектов (КЭС, ГЭС, ТЭЦ, ЛЭП и др.). Установленная мощность электростанций края составляет около 12 300 МВт, в том числе крупнейший объект края, Красноярская ГЭС – 6000 МВт.

Выработка электроэнергии в Красноярском крае за 1991–1999 годы сократилась в 1,1 раза (с 53,32 млрд. до 47,24 млрд. кВт.ч). Тем не менее она практически полностью удовлетворяет внутренние потребности (47,97 млрд. кВт.ч).

Перспективы развития энергетического сектора Красноярского  края связаны:

– с наращиванием собственных генерирующих мощностей путем нового строительства (ввод Богучанской ГЭС), а также расширения мощностей действующих энергетических объектов (ввод агрегата К-160-130 мощностью 160 МВт на Красноярской ГРЭС-2, агрегата Т-180-130 на Красноярской ТЭЦ-2, агрегата мощностью 85 МВт на Красноярской ТЭЦ-1);

– с усилением  связей с ОЭС Сибири;

– с развитием  Канско-Ачинского топливно-энергетического  комплекса на основе прогрессивных  технологий добычи и переработки  угля, производства и транспорта электроэнергии;

– с газификацией региона;

– с модернизацией  Ачинского НПЗ (ввод комплекса замедленного коксования мощностью 600 тыс. т);

– с проведением  активной энергосберегающей политики. 
 
 
 

11.Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный  округ

Площадь Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа, входящего в состав Красноярского края, составляет 862,1 тыс. км2. Центр – г. Дудинка. Территория округа занимает полуостров Таймыр, северную часть Среднесибирского плоскогорья и архипелаг Северная Земля.

Рельеф равнинный; в центре полуострова Таймыр горы Бырранга (до 1146 м).

Климат арктический. Средняя температура января -30°С, июля – от +2 до +13°С. Осадков выпадает около 250 мм в год. Широко распространена многолетняя мерзлота.

Главные реки: Енисей, Пясина, Хатанга. Леса занимают небольшую  территорию на юге округа.

В округе имеются  запасы нефти, газа, каменного угля, полиметаллических руд. Выявлены месторождения  редких и благородных металлов.

Основные виды транспорта: морской (по Северному морскому пути), речной, воздушный. Эксплуатируется  железнодорожная ветка Дудинка – Норильск – Талнах.

Наиболее важной экологической проблемой в Таймырском АО является негативное воздействие  Норильского промышленного узла на экосистему региона. Вследствие многолетнего воздействия выбросов на территории округа выведено из хозяйственного оборота 13 млн. га земель. Из-за сброса промстоков полностью потеряли рыбохозяйственное значение реки Щучья, Купец, Амбарная, Талнах.

Численность населения  округа на 01.01.2000 составила 43,7 тыс. человек (0,03% от общей численности населения РФ). Доля городского населения – 63,6%, сельского – 36,4%. В округе проживает 0,03% всего трудоспособного населения страны. По сравнению с 1991 годом в результате неблагоприятных демографических процессов численность населения округа сократилась на 10 тыс. человек.

По общему уровню экономического развития (в соответствии с его интегральной комплексной  оценкой) округ занимает 70–71-е место  среди субъектов Российской Федерации.

Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО является типичным регионом Крайнего Севера с экстремальными природно-климатическими условиями хозяйственной деятельности. В структуре промышленности ведущую роль играют топливная (36% промышленной продукции) и пищевая (36%) промышленность. Важнейшую роль в экономике региона играет транспортное обслуживание грузовых перевозок через порты Карского моря и реки Енисей.

В 1999 году в округе было произведено промышленной продукции  всего на 67 млн. руб. Ее среднедушевой  объем составил лишь около 8% от среднего уровня по России. По сравнению с 1991 годом объем производства сократился на 63%.

Уровень инвестиционной активности в округе значительно  уступает среднероссийскому. Объем  инвестиций в основной капитал на душу населения в 1999 году был почти  в 2,5 раза меньше, чем в среднем  по России. При этом объем инвестиций в экономику округа по сравнению с уровнем 1991 года сократился примерно в 13 раз. Иностранных инвестиций в 1999 году в округ не поступало.

Величина  среднедушевых денежных доходов  населения в округе соответствует  аналогичному среднероссийскому показателю. При этом стоимость стандартной потребительской корзины на конец 1999 года была в 2,2 раза выше ее среднего уровня по стране.

Финансовое положение  Таймырского автономного округа существенно менее стабильно, чем  в целом по Российской Федерации. Доля убыточных предприятий во всех отраслях экономики в 1999 году составила 75%. С территории округа в бюджетную систему страны поступило налогов и сборов на 497 млн. руб., или 0,1% от их общероссийского объема (в расчете на душу населения – около 190% от уровня РФ), в том числе в федеральный бюджет – 159 млн. руб.

Таймырский АО располагает ресурсами природного топлива. Начальные суммарные извлекаемые  ресурсы нефти в округе оцениваются  более чем в 1,6 млрд. т, газа – в 11,3 трлн. м3. В округе разведано 12 месторождений (в том числе 8 газовых). В разработке находится лишь одно газовое месторождение (Мессояхское).

Для газоснабжения  Норильского промузла, кроме Мессояхского, используется газ Северо-Соленинского и Южно-Соленинского месторождений, которые территориально находятся в Ямало-Ненецком АО.

Таймырский АО располагает небольшими разведанными запасами угля. Потребности округа в угле (51 тыс. т) полностью удовлетворяются  собственной добычей, а нефтепродукты (2 тыс. т автобензина и 2 тыс. т  дизельного топлива) завозятся извне. В структуре потребления топливных ресурсов округа преобладает уголь (86%), на долю нефтепродуктов приходится 14%.

Энергоснабжение округа децентрализовано: оно осуществляется от большого количества мелких дизельных  и угольных энергоустановок, а электроснабжение Норильска (города краевого подчинения, находящегося на территории Таймырского АО) осуществляется от локальной энергосистемы, включающей несколько тепловых и гидравлических электростанций.

Выработка электроэнергии на энергетических объектах округа в 1995–1999 годах была стабильной (0,07 млрд. кВт. ч).

Перспективы развития энергетического сектора Таймырского  АО связаны:

– с вовлечением  в эксплуатацию углеводородных ресурсов округа с целью полного обеспечения потребностей в топливно-энергетических ресурсах за счет собственных источников (включая Норильский промышленный узел);

– с необходимостью реконструкции и модернизации действующих  ТЭС;

– с развитием нетрадиционных источников энергоснабжения.

12.Эвенкийский  автономный округ

Территория Эвенкийского автономного округа, входящего в  состав Красноярского края, составляет 767,6 тыс. км2. Центр – поселок Тура. Округ расположен на Среднесибирском  плоскогорье.

Климат резко  континентальный. Средняя температура  января от -26 до -36°С, июля – от +13 до +15°С. Количество осадков составляет около 400 мм в год. Повсеместно распространена многолетняя мерзлота. Главные реки: Нижняя и Подкаменная Тунгуска. Более 80% территории занимает лиственничная тайга.

Округ располагает  запасами графита, исландского шпата, нефти и газа. Основные виды транспорта в округе – воздушный и речной.

В целом экологическая  ситуация в округе удовлетворительная. Однако в результате дейятельности Северо-Енисейского ГОК загрязняются воды р. Вельмо. Потенциальными источниками загрязнения радионуклидами являются места подземных ядерных взрывов в округе.

Численность населения  округа на 01.01.2000 составила 18,9 тыс. человек (0,01% от общей численности населения РФ). Доля городского населения – 29,1%, сельского – 70,9%. В округе проживает 0,01% всего трудоспособного населения страны. По сравнению с 1991 годом в результате неблагоприятных демографических процессов численность населения округа сократилась на 6 тыс. человек.

По общему уровню экономического развития (в соответствии с его интегральной комплексной  оценкой) округ занимает 73-е место  среди субъектов Российской Федерации.

Эвенкийский автономный округ является одним из самых  экономически слаборазвитых регионов страны, с крайне низким уровнем интенсивности хозяйственной деятельности. В структуре промышленности преобладают электроэнергетика (около 27% промышленной продукции), пищевая (18%), лесная и деревообрабатывающая (16%) и промышленность строительных материалов (15%).

В 1999 году в округе было произведено промышленной продукции  всего на 13 млн. руб. Ее среднедушевой  объем примерно в 30 раз меньше среднего уровня по России. По сравнению с 1991 годом объем производства сократился в 5,5 раза.

Уровень инвестиционной активности в округе значительно уступает среднероссийскому. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 1999 году был примерно в 2 раза меньше, чем в среднем по России. При этом общий объем инвестиций в экономику округа по сравнению с уровнем 1991 года сократился более чем в 6 раз. Иностранных инвестиций в 1999 году в округ не поступало.

Величина среднедушевых  денежных доходов населения в  округе примерно соответствует аналогичному среднероссийскому показателю. При  этом стоимость стандартной потребительской корзины на конец 1999 года была в 1,8 раза выше ее среднего уровня по стране.

Финансовое положение  округа является крайне неустойчивым, что связано с дотационным  характером его экономики. Доля убыточных  предприятий во всех отраслях экономики в 1999 году достигла 89%. С территории округа в бюджетную систему страны поступило налогов и сборов на 79,3 млн. руб. (в расчете на душу населения – около 70% от уровня РФ), в том числе в федеральный бюджет – 22,6 млн. руб.

Развитие топливного комплекса округа будет базироваться на наличии значительных начальных суммарных извлекаемых ресурсов нефти, оцениваемых в 5,5 млрд. т, и газа – свыше 9 трлн. м3. Кроме того, в округе разведаны небольшие запасы угля.

Запасы углеводородов  сосредоточены в пределах Юрубчено-Тохомской зоны нефтегазонакопления. Открыто 5 месторождений, в том числе 4 нефтегазоконденсатных и 1 газоконденсатное. Добыча топливных ресурсов в промышленных масштабах не ведется. Пробная добыча нефти (до 20 тыс. т) осуществляется ОАО «Востсибнефтегаз» на Юрубчено-Тохомском нефтегазоконденсатном месторождении. Нефть вывозится за пределы округа автотранспортом.

Все потребляемые топливные ресурсы завозятся  в округ с предприятий Красноярского  края. В 1999 году сюда было поставлено 38 тыс. т угля, 19 тыс. т нефтепродуктов, в том числе 2 тыс. т автобензина и 17 тыс. т дизельного топлива.

Кризис экономики  в округе не сопровождался падением потребления топливных ресурсов. За 1995–1999 годы потребление угля возросло в 1,1 раза, потребление автобензина осталось относительно стабильным, а дизельного топлива даже увеличилось. В структуре потребления топливных ресурсов Эвенкийского АО доли угля и нефтепродуктов составляют по 50% .

Эвенкийский АО практически не располагает развитой электроэнергетикой. Энергоснабжение округа осуществляется от дизельных и угольных энергоустановок, работающих на привозном топливе.

Информация о работе Восточно-Сибирский крупный экономический район