Волго-Вятский экономический район в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 17:17, контрольная работа

Краткое описание

Большое значение в социальной и в промышленной жизни района играет очень выгодное соседское положение. Волго-Вятский экономический район окружен высокоразвитыми территориями (так, например, на западе район граничит с Центральным экономическим районом, на юге – с Поволжским районом, на востоке – с Уральским районом, на юго-западе происходит стык границ с Центрально-Черноземным районом, а на севере – с Северным экономическим районом). Кроме того, важную экономическую роль играет река Волга, в устье которой находится район.

Содержание

Введение
I. Состав, природные условия и ресурсы региона
а) Состав
б) Природные условия
в) Ресурсы региона
II. Отраслевая структура и специализация регионов
Ш. Актуальные проблемы региона, пути их решения и перспективы развития
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Производство продукции лесохимической промышленности на базе отходов лесозаготовок и деревообработки размещено вблизи соответствующих лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий в основном в Кировской и Нижегородской областях (Балахнинский лесопромышленный комплекс, поселки Вахтан, Ветлужский). ОАО «Оргсинтез» — одно из крупнейших предприятий лесохимической промышленности в России. Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность Волго-Вятского экономического района является специализирующей, преобладает промышленное производство на собственном древесном сырье. Около 90% древесины в ВВЭР заготавливается в Кировской и Нижегородской областях. В районе отмечается переруб расчетной лесосеки. Деревообрабатывающие производства размещаются как в местах лесозаготовок, так и в местах потребления. Это лесопиление, домостроение, мебельное, спичечное производство, выпуск спортинвентаря, ДВП и ДСП. Производство бумаги и картона главным образом сосредоточено на Балахнинском лесопромышленном комбинате (ЛПК). По этому показателю район занимает третье место в стране. Производство бумаги составляет более 50% всей продукции района, размещено в Зуевке, Волжске, Новочебоксарске, Кондровке. Продукция лесной промышленности направляется в Поволжский, Центральный, Северо-Кавказский районы и на Украину благодаря наличию густой транспортной сети и удобных сплавных рек (Волги, Вятки, Ветлуги). Главная задача развития лесной промышленности — наиболее полное использование лесного сырья, увеличение механической и химической переработки древесины и усиление работы по расширению лесовосстановления и охраны лесов района.

Промышленность строительных материалов района не обеспечивает полностью потребность района в строительных материалах. Производство в районе цемента, стекла, железобетонных изделий, кирпича остается дефицитным.

Легкая промышленность Волго-Вятского экономического района представлена швейной, хлопчатобумажной, льняной, шерстяной, кожевенно-обувной, меховой отраслями, народными промыслами. В районе производятся хлопчатобумажные ткани (Чебоксары) на привозном хлопке, льняные (в Кировской и Нижегородской областях и в Мордовии) — на собственном сырье. Кожевенное и овчинно-шубное производство размещается в Нижнем Новгороде, Кирове, Богородске, Йошкар-Оле, Слободском, Вахруши. Высокого уровня достигли художественные промыслы — изготовление декоративно-прикладных изделий из дерева («хохломская роспись»), резьба по дереву, искусство инкрустации, изготовление дымковской игрушки из глины, изделиями из капа-корня, соломки, соснового корня, лозы, вятскими кружевами, изделиями из льна с традиционной вышивкой, керамикой (Киров), металлических художественных изделий, производство столовых наборов (Павлово), вышивка, поставленные в значительной степени на промышленную основу.

Пищевая промышленность района наряду с легкой занимает второе место после машиностроения. Производство продуктов питания в ВВЭР в целом не полностью удовлетворяет спрос, в расчете надушу населения находится ниже среднего уровня по Российской Федерации. Размещена пищевая промышленность по территории района повсеместно, включает в себя мясную, маслодельную, крупяную, заготовку грибов, лесных ягод. В Нижнем Новгороде находится завод шампанских вин, пивзавод (пиво «Окское»), кондитерская фабрика. Основывается пищевая промышленность преимущественно на собственном сельскохозяйственном производстве.

Топливно-энергетический баланс Волго-Вятского экономического района — остродефицитный. Значительные потребности района в электрической и тепловой энергии далеко не удовлетворяются местными ресурсами торфа. Топливно-энергетическое хозяйство формируется в основном на привозных топливно-энергетических ресурсах (ТЭР): угле Печорского, Подмосковного, Кузнецкого бассейнов (уголь доставляется по железнодорожным магистралям) и природном газе и нефти, поступающих из Поволжского и Западно-Сибирского районов по магистральным трубопроводным транспортным артериям. Газ поступает из Уренгоя, Ямбурга (по газопроводам Уренгой — Центр, Уренгой — Поморы — Ужгород, Уренгой — Пунга — Киров, Ямбург — Пунга — Киров, Ямбург — Пунга — Нижний Новгород); нефть поступает из Западной Сибири (по нефтепроводам Среднее Приобье — Ижевск — Нижний Новгород, Омск — Челябинск — Уфа — Кстово) и из Поволжья (Альме¬тьевск — Кстово). Тепловые электростанции работают на угле, газе и мазуте, получаемом с нефтеперерабатывающих заводов из Нижнего Новгорода и Кстово. Крупнейшие тепловые электростанции и теплоэлектроцентрали — Балахнинская, Горьковская, Дзержинская, Кирово-Чепецкая, гидроэлектростанции — Горьковская, Чебоксарская, атомная станция теплоснабжения — Горьковская ACT.

Итак, наряду с отраслями  специализации в ВВЭР получили развитие и обслуживающие отрасли: топливно-энергетическая, черная металлургия (на отходах металлолома и машиностроительных заводов — Нижний Новгород, Выкса, Кулебаки, Кировская область), промышленность строительных материалов (Алексеевский цементный завод в Мордовии, производство стеновых материалов во всех республиках и областях района, алебастра — в Нижегородской области, технического стекла в г. Бор), пищевая промышленность, кустарные промыслы, художественная обработка дерева (г. Семенов в Заволжье).

Сельское хозяйство Волго-Вятского экономического района не в полной мере обеспечивает местное население продовольствием и пищевую и легкую промышленность сырьем. Общая земельная площадь района 13,6 млн га, из них сельскохозяйственных угодий — 10,2 млн га (4,7% от общероссийских). На долю пашни приходится 75,9% общих сельскохозяйственных угодий района, доля пастбищ составляет 15%, сенокосов — 8%. Ведущая отрасль сельского хозяйства — растениеводство — представлено зерновыми культурами. Зерновыми занято более половины посевных площадей района, преобладают посевы ржи, пшеницы, ячменя, овса, в лесостепной полосе в основном крупяные — гречиха, просо. Главная техническая культура — лен-долгунец (Нижегородская, Кировская области), выращиваются также конопля, сахарная свекла, хмель (Чувашия); картофелеводство и пригородное овощеводство размещаются в районе повсеместно. В южной части района имеются посевы кукурузы.

Животноводство ВВЭР представлено скотоводством (мясо-молочного и молочно-мясного направлений по всей территории), овцеводством, свиноводством, а также кролиководством, птицеводством и пчеловодством. Кормовой базой животноводства служат травы пойменных лугов, лесных полян, кормовые культуры, сеяные травы.

Волго-Вятский район  обладает всеми видами современного транспорта. Железнодорожный транспорт занимает более половины в общем объеме межрайонных перевозок (по трем транзитным широтным и одной меридиональной железнодорожной магистрали, к которым подходят местные железные дороги с высокой грузонапряженностью). Северная и южная территории района менее охвачены железными дорогами. Плотность шоссейных дорог в районе выше среднероссийского показателя.

 Речной транспорт  обеспечивает внешние и внутренние связи района по таким судоходным рекам, как Волга, Ока, Вятка, Ветлуга. Крупные речные порты района и страны — Нижний Новгород, Чебоксары. По рекам перевозятся лес, уголь, металл, соль, продукция машиностроения, строительные материалы, овощи, хлебные грузы. Трубопроводный транспорт представлен несколькими газо- и нефтетрубопроводными магистралями, обеспечивающими поступление (ввоз) топливно-энергетических ресурсов из Поволжского, Уральского и Западно-Сибирского районов. Ввоз грузов — топлива, сырья, металла, зерна — значительно превышает вывоз готовой продукции (автомобилей, станков, дизелей, речных судов, тракторов, изделий художественных промыслов, кожевенно-меховых изделий, древесины, продукции деревообработки, бумаги, картона, изделий легкой промышленности). Волго-Вятский экономический район, ввозя продукцию, имеет тесные экономические связи с Уралом и Центрально-Черноземным районами (металл), Югом (уголь восточного крыла Донбасса), Севером (апатиты), Поволжьем (нефть, хлеб, рыба, соль), Центром (машиностроительная продукция от предприятий-смежников), Западной Сибирью (топливо). Кроме того, он имеет связи с Южными экономическими районами, куда направляется из ВВЭР преимущественно лес и продукция деревообрабатывающей отрасли, машиностроения.

 

Ш. Актуальные проблемы региона, пути их решения 

и перспективы развития.

Проведение экономических  реформ и формирование рыночных отношений в условиях суверенизации регионов, субъектов Федерации требуют учета региональной специфики. Для каждого региона выделяют свои приоритеты и задачи.

В первом квартале 1997 года темпы спада выпуска продукции  замедлились по всем регионам, кроме Кировской области, положение в отдельных отраслях промышленности стабилизировалось. Наибольший спад производства в экономическом районе наблюдался в Республике Марий Эл. Несмотря на принимаемые меры, в ведущих отраслях республики – пищевой промышленности и машиностроении – выпуск продукции сократился соответственно на 25% и 30%. Особенно тяжелое положение сложилось на предприятиях ВПК. В то же время возросло производство строительных материалов на 24%, электроэнергии – на 1,2%, в лесном комплексе снижение составило всего 1%, в химической и нефтехимической промышленности – 4%. Треть предприятий республики увеличили выпуск продукции, обновился ассортимент, освоено и внедрено в производство более 200 новых видов изделий.

Мордовия в 90-е годы была одним из беднейших регионов России. Сегодня экономика республики динамично развивается, имеет высокий инвестиционный потенциал. Этому способствует политика властей региона, направленная на поддержку малого бизнеса. Через республику проходят важнейшие транспортные артерии, связывающие Москву с Поволжьем, Уралом и Сибирью. Участие Саранска в крупнейшем инфраструктурном проекте — Чемпионате мира по футболу-2018 — выведет экономику Мордовии на новые рубежи.

Распад единой союзной  экономики сильно назад отбросил промышленность Чувашской республики, она упала на 70 % от уровня 1990 г. К 2004 г. валовый объем производства составлял менее 50 % к уровню 1990 г.

Сельское хозяйство, ранее  игравшее важную роль, во второй половине 2000-х гг. продолжала деградировать  — занятость в этой отрасли  продолжала уменьшаться и за 2003-2008 гг. сократилась на четверть. На 2008 год в сельхозпредприятиях работало 14% занятых в республике (на 2003 г. – 18,5%).

По данным Минсельхоза  РФ, Чувашия ныне находится в группе регионов с относительно благоприятной динамикой сельского хозяйства в 1990-х гг., спад в агросекторе по сравнению с промышленным производством был менее сильным. Посевные площади в республике сократились в меньшей степени, чем в других республиках Волго-Вятки (на 29 и на 37-40% соответственно). Темпы сокращения поголовья скота в 1990-х – начале 2000-х гг. также были медленнее средних по РФ, (в 1,7 и 2,2 раза, соответственно). Сельское хозяйство Чувашии традиционно славилось хмелеводством, в этой отрасли республика – почти монополист (80% хмеля, производимого в России). Ведущую роль в агросекторе играют личные подсобные хозяйства населения, на них приходится 60-75% производимого в республике мяса и молока (в среднем по РФ – около половины), около 70-80% производства картофеля и овощей.

Нижний Новгород расположен в энергодефицитном регионе. Это в том числе связано с отменой строительства в конце 1980-х Горьковской АСТ. В 2009 года инвестиционный совет при губернаторе нижегородской области одобрил проект строительства в Нижнем Новгороде парогазовой ТЭЦ электрической мощностью 900 МВт и тепловой мощностью 840 Гкал/час. К 2016 году планируется ввести в эксплуатацию первый блок Нижегородской АЭС.

Таким образом, на социально-экономическое развитие Волго-Вятского района оказывают влияние как благоприятные факторы (географически выгодное положение, транспортная сеть, трудовые ресурсы, накопленный производственный потенциал, научная, конструкторская и опытно-экспериментальная базы), так и факторы негативного воздействия (дефицит топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, недостаточно рациональное использование накопленного производственного потенциала, трудовых ресурсов, недостаток мощностей строительных организаций, плохое состояние автомобильных дорог, напряженная экологическая ситуация).

Переход к рынку, реформирование народного хозяйства страны позволяют сделать выбор приоритетных отраслей хозяйства, чтобы обеспечить повышение вклада района в экономику России.

Основное внимание следует  уделить научно-техническому прогрессу, предпринимательской деятельности, новым эффективным формам организации труда, созданию предпосылок сначала для стабилизации экономики, а затем для достижения ранее утраченных ориентиров развития производства, развитию процессов разгосударствления и приватизации с учетом интересов трудящихся и государства. Важная роль принадлежит выработке соответствующего механизма акционирования, реинвестирования доходов, перелива капитала в высокорентабельные отрасли, ориентированные на потребительский спрос, надежному продуманному перепрофилированию оборонных предприятий за счет конверсии и ориентации их на выпуск товаров народного потребления. Актуально повышение комплексности использования малоценных лиственных пород; отходов лесной промышленности. Смягчению дефицита топливно-энергетических ресурсов в районе будет способствовать укрепление местной энергетической базы за счет наращивания мощностей тепловых электростанций и крупных котельных на экологичном топливе — природном газе.

При этом необходимо привести в соответствие мощности строительных организаций с объемами строительно-монтажных работ, ускоренно наращивать производство строительных материалов на основе вовлечения в хозяйственный оборот местных ресурсов сырья. Техническое перевооружение перерабатывающих отраслей АПК, создание гарантированных объемов производства сельскохозяйственной продукции (зерна, картофеля, овощей, льна, продукции животноводства) на основе новых прогрессивных форм хозяйствования, улучшение использования и перераспределения трудовых ресурсов, осуществление мер по трудоустройству и профессиональной переподготовке позволит создать возможности для улучшения социально-экономических условий жизни людей.

Актуальной задачей  Волго-Вятского района является оздоровление экологической среды, и в первую очередь, Волги и крупных городов, перенасыщенных промышленных промышленными предприятиями. Поэтому необходимо внедрение новых экологически чистых технологий. Важными задачами региона являются также восстановление и развитие экономических связей, в том числе и связей по кооперированию с другими районами России.

 

Заключение

Из вышесказанного делаем выводы, что удобное географическое положение, устойчивые транспортные связи, наличие строительных площадок, пригодных для размещения новых промышленных объектов, высококвалифицированные кадры создают благоприятные предпосылки для наращивания экономического потенциала региона. Но вместе с тем слабые минерально-сырьевая и топливная базы оказывают сдерживающее влияние на развитие и размещение материало-, топливо- и энергоемких производств.

Информация о работе Волго-Вятский экономический район в экономике России