Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 19:41, практическая работа
Во́лго-Вя́тский экономи́ческий  райо́н — один из 11 экономических  районов Российской Федерации, состоит из 5 федеральных субъектов: 
Республика Марий Эл 
Республика Мордовия 
Чувашская Республика 
Кировская область 
Нижегородская область
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №61»
Практическая работа №5 
«Волго-вятский 
экономический район»
                              
Выполнил работу ученик 9 «Б» класса
Спиридонов Артём
Проверила работу: учитель географии
Ермакова Татьяна Олеговна
г. Чебоксары 2014.
ЗАДАНИЕ 1.
1)  Во́лго-Вя́тский экономи́
Республика Марий Эл 
Республика Мордовия 
Чувашская Республика 
Кировская область 
Нижегородская область 
 
Волго-Вятский экономический район расположен 
в центральной части европейской территории 
России, в междуречье рек Волги и Вятки, 
и граничит с Северным, Уральским, Центральным 
и Поволжским районами. 
Выгодное географическое положение Волго-Вятского 
района благоприятствует развитию его 
связей с основными сырьевыми и топливными 
базами страны и является основным фактором 
формирования здесь важного экономического 
комплекса. Доля внутреннего продукта, 
создаваемого в регионе, составляет 4,8% 
(1997 г.) от общероссийского ВВП. В межрайонном 
территориальном разделении труда район 
выделяется продукцией отраслей рыночной 
специализации: машиностроения, химической 
и нефтехимической, лесной, деревообрабатывающей 
и целлюлозно-бумажной промышленности. 
Волго-Вятский регион представляет крупный 
индустриальный комплекс с развитой многоотраслевой 
промышленностью. Отраслями рыночной 
специализации промышленности являются 
машиностроение и металлообработка, химическая 
и нефтехимическая промышленность, деревообрабатывающая, 
целлюлозно-бумажная и лесная промышленность. 
В структуре промышленного производства 
региона на долю отраслей группы А (производство 
средств производства) приходится 75,5%, 
а на долю продукции отраслей, производящих 
предметы потребления - группы "Б" 
приходится 25,5%, что отражает структуру 
промышленного производства России. На 
долю ведущих отраслей хозяйства района 
приходится свыше 60% объема промышленного 
производства товарной продукции региона. 
Главную роль играют машиностроение и 
металлообработка. Их удельный вес в структуре 
промышленного производства составляет 
39,8%. В регионе производятся автомобили, 
суда, станки, двигатели, приборы, электротехническое 
и электронное оборудования. Среди отраслей 
машиностроения рыночной специализации 
выделяется транспортное машиностроение, 
развитию которого способствовали наличие 
квалифицированных кадров и научно-производственной 
базы. Здесь возник крупнейший комплекс 
автомобилестроения. Большое развитие 
в регионе получила и отрасль рыночной 
специализации - электротехническая промышленность. 
Межрегиональное значение имеют станкостроение 
и инструментальное производство, получившие 
развитие во всех крупных городах региона.
2) Национальный состав района 
очень пестрый.  
Большинство населения составляют русские; 
кроме того, здесь проживают марийцы, мордва, 
чуваши, татары, удмурты.  
Наиболее древнее население бассейнов 
Вятки и Средней Волги — марийцы и мордва, 
появившиеся на этой территории еще в 
первом тысячелетии до нашей эры. Народы тюркской языковой группы (чуваши, 
татары) присоединились к ним в начале 
нашей эры.  
Колонизация же района славянскими народами 
(в основном русским) началась только в 
XIII в. с основанием Нижнего Новгорода.  
Уровень урбанизации достаточно высокий 
- 70%, причем из восьмимиллионного населения 
два миллиона проживает в Нижнем Новгороде.
3) Это крупнейший город района, расположенный при слиянии Волги и Оки, третий по числу жителей в России (после Москвы и Санкт-Петербурга). Основанный в XIII в., Нижний Новгород, благодаря своему экономико-географическому положению, быстро становится крупным торговым и ремесленным центром. В начале XVII в. значение города как крупнейшего (после Москвы) торгового центра и его удаленность от основных сражений Смутного времени способствовали тому, что в 1611 — 1612 гг. Нижний стал базой формирования Второго земского ополчения Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского против польских интервентов. С тех пор Нижний Новгород приобрел славу спасителя России и свободолюбивого города. Торговое значение города еще больше возросло в начале XIX в., когда там стала проводиться крупнейшая в России ярмарка. С началом пароходства Нижний Новгород становится центром речного судостроения — здесь производилась большая часть речных судов России. Город стал и центром волжского судоходства. Волгу не зря называли «главной улицей России» — ее транспортное значение было во много раз больше, чем любой железной дороги. И главный «перекресток» на этой улице, главная станция — Нижний Новгород. Особенно быстро развивалась промышленность города в 1930-х гг. В это время был построен один из крупнейших автозаводов России (он называется ГАЗ — Горьковский автозавод, поскольку сам город с 1932 по 1991 г. назывался Горький — в честь известного писателя). Это был автозавод, сделанный по образцу завода Форда в Детройте в США (Нижний Новгород одно время даже называли «русским Детройтом»). Концепция Форда предусматривала создание почти всего необходимого для автомобиля на самом заводе или поблизости от него. Поэтому в Нижнем Новгороде и его окрестностях наладили производство моторов (Заволжье), автостекла (Бор), инструментов (Павлово), резинотехнических изделий и т. д. Кроме автозавода в городе были построены авиационный и артиллерийский заводы, много других предприятий ВПК (в том числе развивался уже известный вам завод «Красное Сормово»). Поэтому Нижний Новгород оказался в очень тяжелой ситуации после сокращения государственного заказа на военную технику. Очень интересен облик Нижнего Новгорода, расположенного при впадении Оки в Волгу. На возвышенной, холмистой правобережной части находится центр города, большинство памятников архитектуры, в том числе кремль. На низинном левом берегу Оки, удобном для промышленного строительства, расположились главные предприятия города: автозавод (ГАЗ), «Красное Сормово» и другие.
ЗАДАНИЕ 2.
Экономико-географическая характеристика.
| Отрасль | Факторы размещения | Ресурсы | Центры | 
| Машиностроение | Транспортный, потребительский | Наличие водных путей | Нижний Новгород, Арзамас | 
| Химическая промышленность | Привозное сырье, отходы лесной промышленности | наличие квалифицированных трудовых ресурсов | Киров, Йошкар-Ола, Саранск | 
| Сельское хозяйство | Агроклиматические условия | Агроклиматические ресурсы лесостепной зоны, трудовые ресурсы | Чувашия (хмель) |