Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Содержание

Введение 3
1. Сущность международной экономической интеграции 4
1.1 Формы международной экономической интеграции 8
1.2 Виды международной экономической интеграции 11
1.3 Интеграция и глобализация 17
1.4 Основные формы международного сотрудничества 19
1.5 Интеграция и ее эффективность 21
2. Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь 23
2.1 Внешняя торговля со странами-членами Таможенного союза 25
3. Мероприятия по повышению эффективности интеграционных процессов с участием Республики Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность международной экономической интеграции .doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Из Казахстана импортируются, в основном, черные металлы, нефтепродукты, алюминий необработанный, ленты конвейерные, ремни приводные из вулканизированной резины, минеральные удобрения смешанные и фосфорные, волокно хлопковое, соли фосфорных кислот, отходы и лом медные. Товарная структура экспорта и импорта Республики Беларусь представлена в ПРИЛОЖЕНИЕ В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Мероприятия по повышению эффективности интеграционных процессов с участием Республики Беларусь

Одной из наиболее важных задач является разрешение противоречия между сохранением суверенитетов Беларуси и России и созданием единого правового поля. Нуждаются в совершенствовании механизмы взаиморасчетов, укрепления национальной валюты, таможенных правил, превратившиеся в одну из серьезнейших проблем межгосударственных и региональных связей. Иначе говоря, впереди большая работа, выполнение которой, безусловно, находится в русле глобальных тенденций развития мировой экономики. Многие из стратегических целей, поставленных Союзом, могли бы стать своеобразным ориентиром в плане реформирования и дальнейшего развития Содружества.

При успешном осуществлении интеграционных задач Союза Беларуси и России опыт этого образования мог бы послужить ориентиром для достижения целей четырехстороннего договора, а также развития СНГ.

Уже сегодня при планировании и реализации стратегии развития Республики Беларусь органы государственного управления вплотную сталкиваются с необходимостью учета конкретных аспектов глобализации. Наиболее актуальными в настоящий момент представляются следующие аспекты:

  • транснационализация капитала и, как следствие, изменение понятия сравнительных преимуществ страны в международной торговле;
  • интернационализация производства и конкуренции и, как следствие, изменение механизмов экспортной конкурентоспособности национального производителя;
  • интернационализация инфраструктуры мировой экономики (производственной инфраструктуры, финансовой инфраструктуры, инфраструктуры управления, инфраструктуры мировых рынков);
  • развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений, и в первую очередь образование и расширение Всемирной торговой организации.

Рассмотрим подробнее каждый из указанных аспектов.

Транснационализация капитала. До недавнего времени в мировой экономической науке структуру международной торговли было принято объяснять наделенностью стран факторами производства - отдельными видами труда и капитала. В современной мировой экономике, в условиях глобализации, такой подход устарел, поскольку утрачивает смысл понятие наделенности страны капиталом. Капитал становится интернациональным и может приходить в отдельно взятую страну и уходить из нее в зависимости от инвестиционного климата данной страны.

Интернационализация производства и конкуренции. На современном этапе ряд отраслей мировой экономики, в частности машиностроение, химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтическая промышленность, финансовые услуги, телекоммуникационные услуги и др., характеризуются тем, что в этих отраслях утрачивает смысл понятие «национальный производитель». Предприятия данных отраслей через отношения собственности или договорные отношения производственной кооперации оказываются включенными в структуру одной из крупных многонациональных корпораций. Соответственно, международная конкуренция в таких отраслях - это не конкуренция между национальными производителями отдельных стран, а конкуренция между несколькими многонациональными корпорациями (МНК), работающими в данной отрасли. В результате национальные производители стран, не включенные в структуру одной из МНК, не могут сохранять конкурентоспособность на таких рынках. Для Республики Беларусь это означает, что ряд ее производств, в первую очередь высокотехнологических, не смогут эффективно работать с ориентацией на экспорт без установления долгосрочных отношений между отечественными предприятиями и МНК развитых стран.

Интернационализация инфраструктуры экономики. Нынешние изменения в сфере коммуникаций, в первую очередь, развитие глобальной компьютерной сети Интернет, ведут к формированию качественно новой инфраструктуры мировой экономики. Данные изменения затрагивают все важнейшие компоненты инфраструктуры: производство, финансы, управление, рынок.

Для Беларуси все вышесказанное означает, что развитие национальной экономики и ее конкурентоспособность ключевым образом зависят от того, насколько эффективно будет происходить включение страны в процессы информатизации мировой экономики.

Развитие системы наднационального регулирования международных экономических отношений - следующий важнейший аспект глобализации. В первую очередь здесь речь идет о создании и расширении Всемирной торговой организации.

Вступление Республики Беларусь в ВТО в известном смысле неизбежно, если принять во внимание, что сегодня ее членами являются большинство развитых и развивающихся стран мира, включая практически всех наших торговых партнеров, за исключением стран ЕврАзЭС.

В Институте экономики НАН Беларуси в 2004 г. разработан Комплексный прогноз последствий вступления Республики Беларусь в ВТО, охватывающий последствия для промышленного сектора, сельского хозяйства, сферы услуг, а также последствия в социально-трудовой сфере. В отличие от аналогичных исследований, посвященных последствиям вступления в ВТО отдельных стран (в частности, российских), разработчики не ставили перед собой цель создать единую «большую» модель общего равновесия для белорусской экономики, чтобы затем с помощью такой модели отрабатывать все аспекты, связанные с прогнозированием последствий вступления в ВТО. Вместо этого был использован подход на основе частичного равновесия, а точнее, метод поиска и отдельного изучения «чувствительных точек», т. е. конкретных элементов экономической системы (вплоть до уровня предприятия), для которых вступление в ВТО повлечет за собой ощутимые последствия. Вступление страны в ВТО сопровождается разноплановыми изменениями в регулировании внешней торговли, воздействие которых на отдельные отрасли и производства может быть очень различным. Даже внутри одной и той же отрасли одни предприятия могут в целом выигрывать, другие - проигрывать, в результате чего средний эффект от вступления в ВТО (который и дает модель общего равновесия) окажется равным нулю. Очевидно, что на основе такого усредненного прогноза невозможно выработать рекомендации по подготовке отрасли к вступлению в ВТО.

Вступление в ВТО ускорит процесс структурной перестройки национальной экономики и приведения отраслевых пропорций производства товаров и услуг в соответствие с требованиями внутреннего и внешнего спроса. Это означает более четкое разделение отраслей и отдельных производств в экономике на растущие и сокращающиеся, что будет сопровождаться перераспределением трудовых ресурсов из сокращающихся отраслей в растущие. Прогнозируется, что основная часть процесса перераспределения трудовых ресурсов будет происходить внутри промышленного сектора - между отдельными отраслями промышленности. Предварительные расчеты, учитывающие рост объемов производства после вступления в ВТО и сложившиеся в отдельных отраслях тенденции роста выработки на одного работающего, показали, что рост потребности в трудовых ресурсах в 2006-2010 гг. будет достаточным для поддержания уровня занятости. Создание новых рабочих мест в растущих экспортных отраслях экономики образует механизм, посредством которого будет реализована главная цель вступления Республики Беларусь в ВТО - ускорение долгосрочного экономического роста на экспорто-ориентированной основе.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня Беларусь оказалась в проблемной ситуации: для дальнейшего экономического развития ей необходимо интегрироваться в мировую экономику, но при этом она понесет значительные издержки, если сделает это в ближайшее время, без предварительной подготовки своей экономики, без адаптации к изменившимся условиям внешней среды. Следовательно, адаптация является главной целью той системы экономической интеграции, которую выберет правительство. Способ достижения этой цели, т.е. функция системы экономической интеграции, должен включать ряд составляющих. Так, участие Республики Беларусь в системе экономической интеграции европейских стран, либо стран СНГ и ЕврАзЭС позволит достичь указанной цели лишь в том случае, если сделает ее экономику достаточно открытой для связей с третьими странами, будет стимулировать участие нерезидентов в развитии национальных хозяйств и резидентов – во внешнеэкономических отношениях, а также поощрять совместное завоевание рынков третьих стран, совместное присоединение к общепринятым правилам осуществления международных экономических отношений, станет способствовать вхождению национальных хозяйств в мировую экономику, особенно в мировое информационное, телекоммуникационное, лицензионное, патентное, научно-техническое, транспортное пространство, в мировой финансовый рынок и рынок высококачественной рабочей силы, в мировое наукоемкое производство товаров и услуг. Вместе с тем в условиях глобализации система экономической интеграции с участием Республики Беларусь должна сохранить протекционализм за счет создания более благоприятных условий развития на территории региона и повышения гибкости нетарифных барьеров в отношении третьих стран. 

Таким образом, целевой установкой нашей страны является повышение конкурентоспособности, то есть обеспечение стабильно высокого уровня конечного потребления и валового накопления в расчете на душу населения на основе использования и развития реальных конкурентных преимуществ и активного участия в формировании международной экономической среды, благоприятной для национальной экономики.

Дальнейшее развитие экономики Беларуси в перспективном периоде будет зависеть от развития и использования новых преимуществ, которыми должны стать прежде всего такие как:

  • Низкое налоговое давление на производство;
  • Благоприятный инвестиционный климат;
  • Макроэкономическая финансовая стабильность, в первую очередь за счет невысокого уровня инфляции;
  • Устойчивость и безопасность банковской системы;
  • Высокий уровень экономической свободы и открытости экономики, как для товарных, так и для финансовых потоков;
  • Открытость и прозрачность государственной политики, ограниченность прямых административных методов регулирования, отсутствие административных барьеров развития бизнеса;
  • Действенный механизм реализации инновационной активности.

Наличие значительных конкурентных преимуществ страны, наряду с высоким уровнем их использования, позволит стране не только конкурировать в сфере производства и реализации товаров и услуг, но и в вопросах привлечения инвестиций в экономику.

В связи с определением места и роли Республики Беларусь в мировой экономике важно определить те отрасли, подотрасли и товарные группы, которые занимают весомые доли в мировом экспорте и составляют основу национальной конкурентоспособности страны. К таким отраслям относятся: сельское хозяйство, отрасли машиностроения, переработка нефтепродуктов, пищевая промышленность, лёгкая промышленность, туристические услуги, добыча и переработка минеральных удобрений и т.д.

Следует заметить, что Республика Беларусь слабо представлена в широких секторах. Это свидетельствует об очень ограниченной конкурентоспособности страны. Но она,  в противовес общепринятому мнению, всё-таки не отсутствует, а имеет весьма ограниченное развитие. Наша экономика находится в достаточно статичном положении относительно развития источников конкурентного преимущества. Однако, сервисные отрасли практически полностью неконкурентоспособны на мировом рынке. А ведь именно превосходство в развитии сферы услуг над сферой производства свидетельствует о высоком  уровне развития экономики страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Киреев, А. П.

Макроэкономика: учебник для вузов / [И. В. Новикова и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. — Минск : ТетраСистемс, 2010. — 383 с.

  1. Макроэкономика: экспресс-курс: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / Е. А. Марыганова, С. А. Шапиро; Российская академия предпринимательства. — Москва : КноРус, 2010. — 295, [1] с
  2. Марыганова, Е. А.

Международная экономика: В 2 ч.:Учеб.пособие для вузов / А.П.Киреев. Ч.1, Международная микроэкономика:движение товаров и факторов производства. — Москва : Междунар.отношения, 2001. — 416 с.

  1. Международная экономика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Ю. Г. Козак и др.]; под ред. Ю. Г. Козака, С. Н. Лебедевой. — Минск : Издательство Гревцова, 2011. — 358, [1] с.
  2. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / [М. И. Плотницкий и др.]; под общ. ред. М. И. Плотницкого, Г. В. Турбан. — Минск : Современная школа, 2011. — 614 с.
  3. Мировая экономика: социально ориентированный подход: учеб. пособие для вузов / В.В. Козловский, Э.А. Лутохина: под ред. Э.А. Лутохиной. — Минск : ИВЦ Минфина, 2005. — 351 с.
  4. Мировая экономика: учебное пособие для вузов / И. А. Стрелкова. — Москва : РИОР : Инфра-М, 2011. — 265, [1] с. : табл. — (Высшее образование). — Библиогр.: с. 261-264 (89 назв.).
  5. Наука и инновации: науч.-практ. журн. / учредитель: НАН Беларуси. 2012, № 1-2.
  6. Национальная экономика Беларуси. Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: учеб. пособие / В.Н. Шимов [и др.]; под ред. В.Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2005. — 843 с.
  7. Национальная экономика Беларуси: курс лекций / О. И. Приходченко. — Минск : ФУАинформ, 2009. — 447 с.
  8. Национальная экономика Беларуси: практикум / [О. Н. Ерофеева и др.]; под ред. В. Н. Шимова. — Минск : БГЭУ, 2010. — 259 с.
  9. Приходченко, О. И.

Республика Беларусь, 2011 = Republic of Belarus, 2011: статистический ежегодник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь;— Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2011. — 633 с.

  1. Стрелкова, И. А.

Экономика Беларуси: журнал / основатель: Совет Министров Респ. Беларусь; учредители: М-во экономики Респ. Беларусь [и др.]

  1. Экономический бюллетень Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Республики Беларусь.
  2. http://pravo.by/
  3. http://president.gov.by/
  4. http://belstat.gov.by/

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь