Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 15:45, курсовая работа

Краткое описание

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике со всей остротой поставил перед ней проблему интеграции в мировую экономику. Активизация участия нашей страны в мировом хозяйстве, протекающих в нём процессов должно оказать благотворное влияние на её экономику, позволить получить дополнительные стимулы, приступить к структурной перестройке внутренней экономике и внешнеполитических связей, приспособить национальные экономические механизмы к современным требованиям и таким образом ускорить создание цивилизованного рынка.

Содержание

Введение 3
1. Сущность международной экономической интеграции 4
1.1 Формы международной экономической интеграции 8
1.2 Виды международной экономической интеграции 11
1.3 Интеграция и глобализация 17
1.4 Основные формы международного сотрудничества 19
1.5 Интеграция и ее эффективность 21
2. Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь 23
2.1 Внешняя торговля со странами-членами Таможенного союза 25
3. Мероприятия по повышению эффективности интеграционных процессов с участием Республики Беларусь 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность международной экономической интеграции .doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Экономический и валютный союз - высшая форма международной экономической интеграции, при которой обеспечиваются единые условия развития реального сектора экономики, а также проводится единая кредитно-денежная политика. Примером данной формы международной экономической интеграции является экономический и валютный союз стран ЕС.

Экономическая интеграция является следствием углубления международного территориального разделения труда. На определенном этапе развития этого процесса экономические отношения между странами характеризуются не только торговыми, но и производственными, финансовыми связями. Национальные экономики, специализируясь на определенных товарах и услугах, одновременно дополняют друг друга в системе мирового хозяйства.

1.2  Виды международной экономической интеграции

 

Европейская экономическая интеграция

Практика функционирования различных видов региональной экономической интеграции показывает, что существуют как успешные примеры такого сотрудничества, так и его очевидные трудности, и неоднозначные результаты. Глобализация усиливает стремление стран к расширению такого рода взаимных связей, что делает развитие международной экономической интеграции современной актуальной проблемой.

История европейской интеграции начинается с организации в 1949 г. Союза экономической взаимопомощи (СЭВ). Причины его образования носили не столько экономический, сколько политический характер. В СЭВ вошли Албания (в 1963 г. вышла из него), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия, а в последующем к нему присоединились Монголия, Куба, Вьетнам.

Целью создания СЭВ было стремление направить развитие стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, освобожденных в ходе войны Советской армией, по пути социализма, что вызвало противодействие западных держав и привело к холодной войне, торгово-экономической изоляции этих стран.

По замыслу его основателей СЭВ должен был стать альтернативой международному капиталистическому разделению труда и служить примером нового типа международных экономических отношений. В его уставных документах были декларированы идеи социалистической солидарности и взаимопомощи, планомерных торговых и расчетных отношений, выравнивания уровней развития.

Вместе с тем СЭВ способствовал развитию транспортной инфраструктуры в регионе, положил начало созданию сети трансграничных нефте- и газопроводов, линий электропередачи, автомобильных дорог. В рамках этой организации осуществлялась политика развития международной внутриотраслевой специализации и кооперации производства по типоразмерам продукции, а также по отдельным деталям, узлам и компонентам изделий. Это способствовало созданию и развитию современных высокотехнологичных производств во всех странах-участницах. Той же цели отвечали различные формы научно-технического сотрудничества. Нельзя отрицать роль СЭВ в создании ряда современных промышленных производств в странах-членах, развитии авиа- и автомобилестроения, электроники, химии и т.д.

Выгоды регионального сотрудничества проистекали не только из значительной взаимодополняемости отраслевых структур экономики стран СЭВ. Немалые преимущества давала система устойчивых и во многих случаях льготных цен взаимной торговли, а также заранее согласованный на длительные периоды и гарантированный сбыт экспортной продукции, получение импортных товаров.

Однако недооценка роли рыночного механизма как источника экономического развития и основы международного сотрудничества обусловила снижение эффективности интеграции. Кроме того, кардинальные политические перемены внутри государств и в международных отношениях привели к ликвидации СЭВ.

Североамериканская и Латиноамериканская экономическая интеграция

В течение последних пяти лет Латинская Америка демонстрировала экономический рост в среднем 5% в год и удерживала довольно низкий уровень инфляции. Но в 2009 г. из-за падения потребления в развитых странах произошло сжатие экспорта региона и снижение цен на его сырьевые товары, что усложнило экономическое положение входящих в него государств. В среднем рост экономики стран Латинской Америки составит 2,2%.

Объединения северо- и латиноамериканских стран в региональные группировки представляют собой, как правило, начальные этапы интеграции.

К таким объединениям относится Североамериканская зона свободной торговли (North American Free Trade Area — NAFTA), в которую входят США, Канада, Мексика. Между этими странами устранены таможенные и другие барьеры для движения товаров, капитала и рабочей силы.

Между руководителями стран США, Южной и Центральной Америки проводились переговоры, на которых была достигнута договоренность о формировании зоны свободной торговли обеих Америк. Однако реализовать намеченные планы в полном объеме пока не удается. Наиболее развитые страны — Бразилия, Аргентина, Венесуэла, — опасаясь экспансии США на национальные рынки, не готовы форсировать создание панамериканской зоны свободной торговли.

Эти опасения вполне обоснованны. Соединенные Штаты в значительной степени контролируют деятельность международных экономических институтов, в рамках которых вырабатываются правила ведения мировой торговли и перемещения капитала между странами (Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.).

Несмотря на имеющиеся сложности, в Южной и Центральной Америке уже сложились и успешно функционируют субрегиональные экономические группировки, образующие зоны свободной торговли, решающие задачи более глубокой интеграции, предусматривающие переход к единым внешним тарифам. Наиболее крупная из них — МЕРКОСУР, включающая Бразилию, Аргентину, Уругвай и Парагвай, — создана в 1991 г. В дальнейшем к объединению присоединились Чили и Боливия на правах ассоциированных членов.

Под влиянием серьезных экономических и финансовых трудностей, с которыми в последние десятилетия столкнулись Бразилия и Аргентина, произошло замедление динамики регионального сотрудничества. Обнаружились противоречия интересов этих стран по различным вопросам, в том числе — по установлению единого внешнеторгового тарифа.

Экономики Бразилии и Аргентины достаточно тесно переплетены, особенно в области обеспечения энергетических потребностей. Крупные промышленные объединения в машиностроении и металлургии связаны кооперационными отношениями, разграничивается номенклатура выпускаемых изделий, происходит обмен новыми технологиями. Идет процесс слияния и поглощения отдельных компаний обеих стран. Все это свидетельствует о жизнеспособности интеграционного объединения и имеющемся потенциале для присоединения к нему других стран.                           

В 2005 г. МЕРКОСУР и Андское сообщество (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Эквадор) договорились о слиянии двух экономических блоков, в результате которого должен возникнуть гигантский общий рынок. Создание Южноамериканского союза направлено на решение вопросов не только торговой, энергетической и финансовой интеграции, но и других сфер: обороны, политики, здравоохранения. Ставится задача выработать единую позицию по отношению к главным международным организациям.

Целью Союза Южноамериканских наций (UNASUR) является укрепление позиций стран данного региона в мировой экономике. Перспектива углубления интеграции в рамках МЕРКОСУР зависит от того, насколько ее участникам, прежде всего Бразилии и Аргентине, удастся выработать согласованный подход к ключевым проблемам макроэкономической политики.

Дальнейшее экономическое сближение стран предполагает, в частности, стабилизацию инфляции, бюджетного дефицита, долгового бремени, колебаний курсов валют по отношению друг к другу в определенных пределах.

Азиатско – Тихоокеаническая  экономическая интеграция

На Азиатско-Тихоокеанском континенте созданы и функционируют несколько региональных торгово-экономических интеграционных группировок. Они различаются по составу стран-членов, уровню их развития, видам и формам сотрудничества, устойчивости и эффективности международных отношений.

Страны Юго-Восточной Азии образовали в 1967 г. Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии, которая ныне играет важную роль в мировой экономике. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а затем к ним присоединились Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа.

Целью созданной Ассоциации является содействие социально-экономическому и культурному сотрудничеству стран-членов, а также упрочение мира и стабильности в регионе. Ее интересы не ограничиваются странами-участницами.

 Ассоциация способствует  созданию зоны свободной торговли  и преференциальных условий для  инвестиций в своем регионе.

Соглашение между АСЕАН и Китаем предусматривает образование крупнейшей зоны свободной торговли.

Принимаются меры по развитию инфраструктуры и коллективных управленческих органов, обслуживающих интеграционное сотрудничество. Актуальным направлением является активизация взаимного промышленного сотрудничества. По всем этим вопросам заключены рамочные соглашения. Разрабатываются планы даже более глубокой, чем в ЕС, интеграции в экономике, политике, обороне, научно-технической и других сферах.

Интеграционные объединения  стран СНГ

Основная функция Содружества Независимых Государств (СНГ) как региональной организации заключается во взаимных консультациях, обсуждении отдельных проектов сотрудничества.

Не использовать сегодня открываемые региональным сотрудничеством преимущества стратегически рискованно и крайне не выгодно. Региональные группировки вступают во взаимовыгодное сотрудничество друг с другом, сближая свои интересы и расширяя зону преференциальных условий взаимодействия.

В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция создания разносторонних и совместно регулируемых форм интеграции. Однако этот процесс имеет определенные трудности и противоречия.

Это связано с тем, что после распада Советского Союза стали нарастать дезинтеграционные процессы, которые носили не столько экономический, сколько политический характер. С одной стороны, сохранилась основа для объединения в виде единого народнохозяйственного комплекса, в котором экономики республик развивались бы в тесной взаимосвязи, дополняя друг друга. Действовали общие транспортная и энергетическая системы, были налажены разветвленные кооперационные связи между предприятиями. Существовали единые управленческая и денежно-кредитная системы.

С другой стороны, политическая децентрализация привела к

фрагментации некогда общего экономического пространства. В условиях резкого и повсеместного спада производства, связанного с переходом к новым принципам хозяйствования, страны не могли заниматься разработкой интеграционных проектов. Все это отодвинуло решение задачи в условиях переходной экономики реализовать объективные возможности и преимущества региональной интеграции.

В последующие годы явного прогресса в деле создания интеграционного союза достичь не удалось. Присутствие Содружества в товарообороте большинства стран СНГ постоянно снижалось, даже у главных стран-участниц — России, Украины, Белоруссии.

Резервы расширения и углубления экономического сотрудничества на постсоветском пространстве имеются, но их непоследовательная и долговременная реализация ослабляет конкурентные позиции всей группы стран СНГ в мировой экономике. Необходимо выработать равноправные и взаимовыгодные механизмы интеграции на постсоветском пространстве.

1.3  Интеграция и глобализация

 

Международная экономическая интеграция как процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе разделения труда между отдельными национальными хозяйствами и развития глубоких устойчивых взаимосвязей на различных уровнях и в различных сферах их экономик стала предпосылкой и движущей силой глобализации мировой экономики.

Современная международная экономическая интеграция происходит под воздействием ряда факторов, среди которых самыми значимыми являются глобализация и регионализация.

Глобализация сопровождается образованием международных организаций, которые являются регуляторами данного процесса. В экономической сфере это, в первую очередь, все экономические подразделения ООН (ЭКОСОС, ЮНИДО, ЮНКТАД и др.), Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация, международные организации в отдельных сферах экономики (промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т.п.). Глобализация придает интеграционным процессам общемировой характер. Каждая страна взаимодействует с другими государствами не только непосредственно (например, через внешнюю торговлю), но и через механизм опосредования – включаясь в мировой рынок, мировую валютную систему, систему международных организаций глобального характера.

Регионализация предполагает углубление международных связей в компактном пространстве  - регионе,  характеризующемся  близким  расположением  стран  друг к другу, а также общностью естественных, исторических, экономических, политических, культурных условий (например, Западная Европа). На региональном уровне создаются

Государственные группировки, которые имеют характер интеграционных объединений. Экономическое объединение является главной целью и фактором их создания, но зачастую этот процесс усиливается политическими, культурными и другими условиями. Например, Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) был, в первую очередь, политической организацией. Европейский Союз, напротив, начал формироваться в 1950-е гг. как сугубо экономическая организация, а в настоящее время все больше приобретает черты политического союза. Региональные группировки в Латинской Америке в значительной мере основываются на культурной, языковой, региональной общности. Побудительным фактором африканских объединений является общность исторических условий развития.

Информация о работе Влияние интеграционных процессов на развитие экономики Республики Беларусь