Бюджетный федерализм в условиях современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 00:39, курсовая работа

Краткое описание

Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы, заключения, приложений и библиографического списка. В каждой из глав я старалась показать понятие и сущность бюджетного федерализма, отличительные черты, проблемы, показать, что Россия старается следовать по пути развития германской модели бюджетного федерализма, понять на каких принципах основывается бюджетный федерализм. Поэтапно рассмотреть формирование бюджетного федерализма в России, а также рассмотреть особенности межбюджетных отношений в Чувашской Республике. Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.

Содержание

Введение………………………………………………………………....................3-4
Глава 1. Сущность бюджетного федерализма и его модели……………………5-7
Проблемы бюджетного федерализма: вертикальное и горизонтальное выравнивание…………………………………………………………………….7-10
Модели бюджетного федерализма………………………………………..10-14
1.3. Бюджетный федерализм в России………………………………………..15-18
Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Чувашской Республике.
2.1. Характеристика Чувашской Республики………………………………….24-26
2.2. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Респуб-лике ……………………………………………………………………………....26-28
Глава 3. Критерии и направления совершенствования межбюджетных отноше-ний…...33-36
Заключение………………………………………………………………………37-39
Список использованной литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursach.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности межбюджетных отношений в Чувашской Республике.

2.1. Характеристика Чувашской Республики.

Чувашская Республика (Чувашия) - один из 83 регионов Росси. Входит в состав Приволжского федерального округа Российской Федерации. Площадь - 18,3 тыс. км². В состав ЧР входит 21 муниципальный район, 5 городских округов, 7 городских и 284 сельских поселений. Столица Республики –              г. Чебоксары с населением 465,6 тыс. человек.

 

По данным статистических органов на май-июнь 2012 года учтено 1.292 млн. чел., постоянно проживающих в Чувашской Республике. Плотность населения составила 70,4 чел./км² (в РФ – 8,4). 41,1 % населения проживает в сельской местности.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. по сравнению с Всероссийской переписью населения 2002 г. численность населения сократилась во всех районах и городах республики на 62,1 тыс. человек (на 4,7%)., за исключением г.Чебоксары и Чебоксарского района, в которых численность населения увеличилась соответственно на 3,0% и 7,1%. Наибольшее снижение численности населения произошло в Алатырском (на 20,3%), Красночетайском (на 19,8%), Порецком (на 19,2%), Шумерлинском (на 19,0%), Яльчикском (на 18,3%) и Козловском (на 18,0%) районах. По-прежнему наиболее населенными являются города Чебоксары и Новочебоксарск, где проживает 588,6 тыс. человек, или 47% населения республики (в 2002 году – 44%).

Численность городского населения  Чувашской Республики сократилась  по сравнению с переписью населения 2002 года на 60,3 тыс. человек, или на 7,6%, сельского – на 1,8 тыс. человек, или на 0,4%.

На снижение численности  городского населения наряду с естественной и миграционной убылью населения  повлияли административно-территориальные  преобразования. За последний межпереписной период (2002-2010 гг.) 8 посел-ков городского типа (пгт Киря Алaтырского района, пгт Вурнары Вурнарского района, пгт Буинск и пгт Ибреси Ибресинского района, пгт Урмары Урмарского района, пгт Кугеси Чебоксарского района, пгт Новые Лапсары и пгт Сосновка, подчиненные администрации г. Чебоксары) в соответствии с законодательством республики отнесены к категории сельских населенных пунктов. При переписи населения 2002 года они были городскими населенными пунктами. За счет административно-территориальных преобразований численность городского населения снизилась на 52,9 тыс. человек, а сельское население увеличилось на 52,9 тыс. человек.

Численность экономически активного населения в 2010 году составил около 687 тыс. чел., что составляет 57% от общей численности населения республики. Среднегодовая численность занятых в экономике республики году составила около 608 тыс. чел., безработных – 79 тыс. чел. В государственные учреждения службы занятости обратилось 72 тыс.чел., трудоустроено 49 тыс.чел. В целом наблюдается снижение среднегодовой численности работающих в организациях Чувашии.

Демографическая ситуация характеризуется увеличением удельного веса работающих в возрастных группах от 25 до 29 лет и от 50 до 54 лет. Средний возраст занятых в экономике остается стабильным и составляет 39,5 года.

Среднесписочная численность работающих в организациях республики в январе-феврале 2011 года составила 371,5 тыс. человек. Основная часть работающего населения сосредоточена в таких отраслях экономики, как: обрабатывающие производства – 67,1 тыс. чел., образование – 47,3 тыс.чел., здравоохранение и социальное обеспечение – 38,3 тыс. чел., государственная служба – 26,7 тыс. чел., транспорт и связь – 17,6 тыс. чел., торговля – 16,5 тыс. чел. Численность занятых на малых предприятиях по состоянию на 1 января 2011 г. составила 96,3 тыс. человек, увеличившись на 4,2 % по сравнению с началом прошлого года.

Доля городского населения в  общей численности населения  в 2010 году составила 58,8% (в 2002 году - 60,6%), сельского – 41,2% (в 2002 году - 39,4%).

Изменилась половая структура  населения, ухудшилось соотношение  мужского и женского населения. Численность женщин по итогам переписи населения 2010 является преобладающей во всех районах и городах республики. Наиболее высокий удельный вес женщин (более 55% от общего числа жителей) в городах Чебоксары, Алатырь, Шумерля и Козловском районе.

Рассмотрим  основные характеристики экономического развития Чувашской Республики.

Динамичное  развитие экономики Чувашии в  последние годы способствовало формированию мобильной экономики, ориентированной  на открытость и добросовестное партнерство, обладающей значительными возможностями и потенциалом социально-экономического роста. Ведущее место в экономике Чувашии занимает промышленный комплекс, на который приходится около 50% поступлений налоговых платежей, около 70% сальдированного финансового результата, около 30% работающего населения.

В структуре  промышленности доминирующее положение  занимают организации обрабатывающих производств, их доля в объеме отгруженной  продукции составляет 84,8%, организации  производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 14,9%, добычи полезных ископаемых - 0,3%.

В структуре  обрабатывающих производств более 63% объема отгруженной продукции  промышленного комплекса приходится на 5 видов экономической деятельности: на производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 15,9%, пищевых продуктов, включая напитки, - 14,4%, машин и оборудования - 13,1%, транспортных средств и оборудования - 10,4% и на химическое производство - 9,5%.

 

 

2.2. Анализ исполнения консолидированных бюджетов муниципальных районов и бюджетов городских округов на 1 января 2012 г.

 

2.3. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике.

Оценка плановых расходов бюджета Чувашской Республики.

Одним из показателей  эффективного расходования бюджетных  ресурсов является структура расходной части бюджета. В идеале большая часть средств должна быть направлена на социальные цели и поддержку производства, а доля расходов на управление, обслуживание государственного и муниципального долга и т.п. должна стремиться к минимуму. Проанализируем как были распределены ассигнования бюджета ЧР за 2009-2011 гг. Для этого составим сводную таблицу 2.

Таблица 2.

Распределение ассигнований бюджета ЧР за 2009-2011 гг. [18,22,23]

Годы

2009

2010

2011

Наименование  показателя

Утвержденные  бюджетные значения

Удельный вес

Утвержденные  бюджетные значения

Удельный вес

Утвержденные  бюджетные значения

Удельный вес

1

2

3

4

5

6

7

1. Общегосударствен-ные  вопросы (+ обслуживание гос. долга  до 2011 г)  

2101702556,93

5,4

908673779,02

2,9

903 682400

 

22618540900

4

2. Национальная  оборона 

21992518,71

0,05

21744100

0,069

21744100

0,09

3. Национальная  безопасность 

1088335442,9

2,81

1032100080

3,3

957974100

4,23

4. Национальная  экономика

6558138488,63

16,92

6124877906,15

19,6

4047590500

17,8

5. Жилищно-коммунальное  хозяйство  

4166556996,98

10,82

1803173977

5,7

1 421769800

6,28

6. Охрана окружающей  среды 

98379620,46

0,25

17239674

0,07

11074900

0,05

7. Образование   

8549973769,57

22,1

1655353260,61

5,3

5 074235800

22,4

8. Культура, кинематография, (+ СМИ до 2011г)  

1323282868,8

3,43

466859864,23

1,5

349234400

1,54

9. Здравоохранение, (+ до 2011 г физ. культура, спорт)  

9350607249,81

24,21

2726820253,25

8,7

3 006381400

13,3

10. Социальная  политика 

5383532068,46

13,92

7059300683,67

22,6

4 426600500

19,5

11. Межбюджетные трансферты 

34986246

0,09

9367557350,04

30

-

-

12. Физическая культура и спорт 

-

-

-

-

157480600

0,68

13. СМИ 

-

-

-

-

60988300

0,27

14. Обслуживание государственного и муниципального долга

-

-

-

-

42700000

0,19

15. Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 

-

-

-

-

2 351784100

10,4

Расходов всего 

38677487827,25

100

31161956827,97

100

22618540900

100


Следует отметить, что в таблице наглядно видны  изменения произошедшие в бюджетной  классификации согласно Приказу  Министерства финансов Российской Федерации  от 28.12.2010 г. №190н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".

Наибольший  удельный вес в классификации  расходов в 2009 г занимают:

  • расходы на здравоохранение (24,21%),
  • образование (22,1 %),
  • национальную экономику (16,9%).

В 2010 г. наибольший вес у межбюджетных трансфертов (30%), далее идет социальная политика (22,6%) и национальная экономика (19,6%).

2011 г. характеризуется увеличением ассигнований на образование (22,4%). Социальная политика (19,5%) и национальная экономика (17,8%).

Ситуация складывается следующим образом вследствие выполнения государственных программ по социально-экономическому развитию регионов. Как видим, наибольший удельный вес ассигнований в течение  трех последних лет распределяется на социально значимые сферы [21].

Рассмотрим  динамику по годам особо значимых показателей подробнее. Из диаграммы 2.1 хорошо видно как изменялись расходы  на национальную экономику, образование, здравоохранение и социальную политику.

 

Рис.2. Диаграмма 2.1.

В 2009 г. уровень расходов превышал 6500 млн. руб., а в 2010 г. снизился до 6124 млн. руб. и продолжил снижение в 2011 г (4047 млн. руб.). Что касается образования, то тут более наблюдается скачкообразное изменение суммы расходов по годам: в 2009 г она превышает 9000 млн. руб., в 2010 г падает до 272 млн. руб. и в 2011 г вновь возрастает до 3006 млн. руб.

Заметим, что  в диаграмме в здравоохранение  не включены расходы на физическую культуру и спорт для 2011 г, т.к. они  выносятся отдельной строкой  в бюджетной классификации. Из диаграммы видно, что 2009 г характеризуется большим объемом ассигнований на здравоохранение тогда, как в 2010 г они значительно снижаются. Только расходы на социальную политику имеют прямо противоположный характер динамики для 2009-2011 гг.: наибольший их вес приходится на 2010 г.

Можно отметить, что из всех социально значимых направлений  расходов по 2009-2011 гг. именно 2009 г характеризуется наибольшим финансированием, за исключением социальной политики, как было отмечено выше.

Далее проведем анализ исполнения плановых расходов на 2009-2010 гг.

Как видим из Таблицы 3, процент исполнения утвержденных бюджетных значений по показателям не превышает 100 %, а в большинстве своем колеблется для 2009г около 96 %, а для 2010 г - от 60 до 90 %. Уже в самом Законе ЧР о республиканском бюджете заложен профицит бюджета. Видимо это характерно для дотационных регионов, таких как Чувашская Республика, а также обусловлено необходимостью соответствия Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов.

Таблица 3.

Процент исполнения бюджета по расходам за 2009-2010 гг по разделам [6,7].

 

2009 г

2010 г

Наименование  показателя 

Утвержденные  бюджетные значения

Исполнено

% исполнения

Утвержденные  бюджетные значения

Исполнено

% исполнения

1. Общегосударст-венные  вопросы 

2101702556,93

2033859483,48

96,8

908673779,02

848293724,15

93,3

2. Национальная  оборона 

21992518,71

21988626,61

99,98

-

-

-

3. Национальная  безопасность 

1088335442,9

1083034513

99,51

1032100080

1031939818,9

99,9

4. Национальная экономика 

6558138488,63

6350755367,02

96,8

6124877906,15

5691547544,06

92,9

5. Жилищно-коммунальное  хозяйство  

4166556996,98

3853324559,17

92,5

1803173977

1044184425,26

57,9

6. Охрана окружающей  среды 

98379620,46

93057735,33

94,6

17239674

10445521,95

60,6

7. Образование   

8549973769,57

8262534776,39

96,6

1655353260,61

1619273240,38

97,8

8. Культура, кинематография, СМИ 

1323282868,8

1279808011,34

96,7

466859864,23

466859758,82

99,9

9. Здравоохранение,  физ. культура, спорт 

9350607249,81

9220770912,31

98,6

2726820253,25

2710328167,57

99,4

10. Социальная  политика 

5383532068,46

4996317001,12

92,8

7059300683,67

6655052898,37

94,2

11. Межбюджетные  трансферты 

34986246

32462591,16

92,8

9367557350,04

9267204597,16

98,9

Информация о работе Бюджетный федерализм в условиях современной России