Анализ экономического положения и перспектив развития Республики Тыва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 14:18, реферат

Краткое описание

Республика Тыва, как один из регионов Сибирского федерального округа, участвует в программе «Стратегия Сибири 2020», призванной сформировать устойчивую социально-экономическую систему инновационного типа, способную обеспечить достойный уровень жизни населения и решить проблемы сырьевой, энергетической, технологической и демографической безопасности Российской Федерации.
В статье исследуются характеристики населения, трудовых ресурсов, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, территориальной структуры, управления, а также перспективы социально-экономического развития республики Тыва.

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ ЭППР республики Тыва.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Мосунов И.Г., Копченов А.А.

Финансовый университет  при Правительстве РФ, Челябинский  филиал

Mosunov I.G., Kopchenov A.A.

Financial university at Government of Russian Federation, Chelyabinsk branch

Анализ  экономического положения и перспектив развития Республики Тыва

Analysis of the economic situation and prospects of development of the Republic of Tyva

 

Аннотация

Республика  Тыва, как один из регионов Сибирского федерального округа, участвует  в программе «Стратегия Сибири 2020», призванной сформировать устойчивую социально-экономическую систему инновационного типа, способную обеспечить достойный уровень жизни населения и решить проблемы сырьевой, энергетической, технологической и демографической безопасности Российской Федерации.

В статье исследуются характеристики населения, трудовых ресурсов, сельского хозяйства, транспорта, экономических связей, территориальной структуры, управления, а также перспективы социально-экономического развития республики Тыва.

Abstract

Tuva Republic , as one of the Siberian Federal District , participates in the "Strategy of Siberia 2020" , designed to create a stable socio- economic system

innovative type , capable of providing a decent standard of living of the population and solve the problems of raw materials , energy , technological and demographic security of the Russian Federation.

The article examines the characteristics of the population , labor, agriculture, transport , economic relations , territorial structure, management , and prospects for socio-economic development of the Republic of Tyva.The article examines the characteristics of the population , labor, agriculture, transport , economic relations , territorial structure, management , and prospects for socio-economic development of the Republic of Tyva.

 

Ключевые  слова: Республика Тыва, «Стратегия Сибири 2020».

Keywords: Tuva Republic , "Strategy of Siberia 2020".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На территории этой республики разводят верблюдов, как в Аравии, и оленей, как на Крайнем Севере. В паре сотен километров от знойной пустыни летом может пойти снег. Здесь по карте до озер, кишащих драгоценной рыбой, рукой подать, а на деле поездка может оказаться приключением. Возможно, потому и рыба в этих озерах еще не перевелась. Здесь все противоречиво - от климата до людей.

Тыва расположена  на юге Восточной Сибири, в верховьях реки Енисей. Она является самым молодым субъектом Российской Федерации – принята в состав СССР в октябре 1944 года.

 Это горная республика с чередованием высоких хребтов и глубоких котловин. Территория 170,5 тыс.кв.км. Горы занимают 82% территории республики. Около 3,6 млн.га, или 21,5% площади отведено под сельскохозяйственные угодья.

Национальная  структура населения (по переписи 2002 г.): более 80 национальностей:

тувинцы – 77,02%;

русские – 20,11%;

       другие национальности – 2,87%.

Основные природно-климатические  зоны: тундровые плоскогорья с  вечной мерзлотой, а также таежные  массивы, соединяющиеся со степью и  пустыней.

Столица республики, город Кызыл, является географическим центром Азии.

Республика  Тыва включает в себя  обширную рудоносную площадь. На её территории около 2 тыс. месторождений цветных и редких металлов, в том числе два десятка крупномасштабных объектов дефицитного минерального сырья: кобальта, лития, карбонатитов, танталниобитов.[1]

Однако, число освоенных месторождений невелико.

Наиболее крупные месторождения - Каа-Хемский разрез (каменный уголь), Ак-Довуракское (хризотил-асбест), Хову-Аксынское (никель-кобальтовые руды), Тарданское (золотодобыча), Ак-Сугское (медь, молибден, золото, серебро), Кызыл-Даштыгское (свинец, цинк), Улуг-Танзекское (редкие металлы и редкоземельные элементы), Баян-Кольское месторождение уртитов. 

Разведано более 20 крупных  месторождений кирпичных глин, песчано-гравийной  смеси, песков строительных для силикатных изделий, мраморированных известняков и мраморов.

Общая площадь лесного  фонда республики 11 373 тыс. га (3,06% от общей площади лесного массива в СФО), в том числе площадь территории, занятой ценными хвойными породами: сибирская лиственница, кедр, сосна, ель –7 544 тыс. га (3,96% площади хвойных пород в СФО). Общий запас древесины на корню –1 111 млн. м3 (3,33% - доля в СФО).

Первозданная  природа, большое количество природных  и археологических памятников, обширные охотничьи угодья -всё это создает основу для развития российского и международного туризма в регионе.

Туриндустрия в республике рассматривается как отрасль, способная  сформировать новые рабочие места, обеспечить увеличение налоговых поступлений в бюджет, содействовать решению задач, ориентированных на восстановление и развитие физических и психологических сил человека, улучшение его здоровья, увеличение продолжительности жизни.

В связи с этим в 2011 году Правительством республики утверждена «Концепция развития туризма на период до 2015 года», призванная сформировать на территории республики современную туристическую инфраструктуру, включающую самобытные направления туризма в целях повышения социально-экономического развития республики, и предоставления дополнительных туристических услуг российским и иностранным гражданам.

Основные туристические  достопримечательности республики: Убса-Нурский биосферный заповедник, останки Уйгурских крепостей, скалы-верблюды,  Дорога Чингисхана,  буддийские монастыри, горные озера.

В экономике за период с 2007 по 2012 годы валовой региональный продукт увеличился в 1,9 раза в действующих ценах с 19,4 млрд. рублей до 37 млрд. рублей (на душу населения за 2012 год – 109446,4 тыс. руб.) в сопоставимых ценах рост составил 6 процентов.

Однако в структуре  внутреннего регионального продукта (ВРП) по-прежнему остается высокой доля видов экономической деятельности, финансируемых за счет государственного бюджета: здравоохранение, образование, государственное управление и обеспечение военной безопасности. На их долю приходится 46,5 процентов от общего объема ВРП.

Основу промышленности составляет горнодобывающая, возникшая на базе месторождений цветных металлов, асбеста, каменного угля, золота и  других полезных ископаемых.

Объем промышленного производства в 2012 году составил 7523,8 млн. рублей и увеличился к уровню 2007 года в 2,1 раза. Рост промышленности происходит в основном за счет увеличения объема добычи полезных ископаемых.

Сфера малого и среднего предпринимательства в Тыве охватывает переработку древесины, производство строительных материалов, выпуск хлебобулочных и кондитерских изделий, автозаправочные станции и сопутствующие производства.  На начало 2013 года это более 12 тыс. субъектов, составляющих в общем объеме ВРП республики более 8,4 %.

Транспортная система  республики включает автомобильный, воздушный и водный виды транспорта, которые ориентированы как на обслуживание пассажиров, так и на перевозку грузов.

Автомобильный транспорт является основным и играет важную роль в развитии экономики. Им осуществляется 99,8% перевозок грузов и 99% перевозок пассажиров. Общая  протяженность автомобильных дорог  составляет более 5000 километров. Опорную  сеть Республики Тыва представляет федеральная дорога М-54 "Енисей" (Красноярск - Абакан - Кызыл - Госграница с Монголией) протяженностью в пределах республики 384 км. Протяженность сети территориальных дорог составляет 2826 км. Из них с твердым покрытием 2321 км (82%). Протяженность грунтовых дорог составляет 1431 км, в том числе 926 км сельских автомобильных дорог. По плотности автодорог регион стоит на 10-м месте в СФО и  67-м месте в России.

Грузовые и  пассажирские перевозки осуществляются по рекам Большому и Малому Енисею. Навигационный период 150 суток (с июня по октябрь). Общая протяженность судоходных внутренних водных путей - 295 км (1,2% общей протяженности водных путей в СФО).

Ближайшая железнодорожная  станция находится в Абакане, в 400 км от города Кызыла.

На территории Республики Тыва находятся один аэропорт в г. Кызыле и шесть грунтовых взлетно-посадочных полос (г. Чадан, п. Кызыл-Мажалык, п. Хову-Аксы, с. Тоора-Хем, с. Кунгуртуг, с. Уш-Бельдыр).

 С началом периода реформ в России социально-экономическое положение республики значительно ухудшилось: объем производимой промышленной продукции ежегодно уменьшался на 10-20 % в год, сельскохозяйственной – на 5-10 %, ежегодно сокращалась численность занятых в экономике. Резко снизились доходы населения.

Значительную  часть своих потребностей Республика Тыва удовлетворяла за счет ввоза, что определило высокую зависимость республики от экономик других регионов. Узкоспециализированный характер производства, преобладание сельскохозяйственных, добывающих производств, неподготовленность региональной экономики к рыночным условиям – все это обусловило кризисное положение в республике. Значительно выросли транспортные тарифы, практически отрезавшие экономику и население республики от других регионов страны. 

В настоящее  время состояние социально-экономического развития в республике отражает общую тенденцию межрегиональной дифференциации в России. Причинами сохранения различий в социально-экономическом развитии регионов являются:

 -объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов;

-наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

-нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

-увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

В рейтинге социально-экономического положения регионов по итогам 2012 года Тыва занимает одни из последних мест по многим позициям:

-доля прибыльных предприятий – 65 место;

-производство товаров и услуг на душу населения – 81 место;

-уровень собираемости налогов – 71 место;

-доля собственных доходов бюджета – 81 место;

-уровень безработицы (18,4%) – 81 место;

-численность занятых в экономике – 78 место.[3]

В рейтинге 2012 года по группам  регионов с учетом отраслевой специализации  экономики Тыва, как аграрно-промышленный регион занимает 82 место. Соседние республики в этом рейтинге занимают: Хакасия-68 место, республика Алтай-83 место, Бурятия-62 место.

В программе «Стратегия Сибири 2020» республика Тыва отнесена к группе регионов с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социально-экономического развития, к которым можно отнести Республику Алтай, Республику Бурятия, и Забайкальский край.[2]

Основными стратегическими  приоритетами социально-экономического развития Республики Тыва в 2010 - 2020 годах являются: расширение добычи полезных ископаемых, развитие инфраструктуры для освоения угольных месторождений. В связи с этим реализуется инвестиционный проект по строительству железнодорожной линии Элегест -Кызыл-Курагино. В 2012 году государство вышло из проекта, но властям республики удалось предотвратить его замораживание. Сегодня этот проект рассматривается правительством России как один из основных претендентов на финансирование из Фонда национального благосостояния.

В сельском хозяйстве  планируется формирование высокотехнологичных агропромышленных предприятий с законченным циклом производства, способных обеспечить население основными видами продовольствия и выйти на межрегиональные и международные рынки сельскохозяйственной продукции.

Огромный потенциал  для экономического роста заключен в проекте изменения маршрута федеральной трассы М-54, что позволит ускорить создание многостороннего перехода на российско-монгольской границе и, в перспективе, открыть через Тыву транспортный коридор между Европой и Азией.

Конкурентными преимуществами Республики Тыва являются: выгодное географическое положение, богатая минерально-сырьевая база, наличие больших разведанных запасов полиметаллических руд, наличие свободных земельных участков, производственных площадей и трудовых ресурсов, большие запасы лесосечного фонда, выгодное положение в транспортной системе - прохождение через территорию Республики Тыва международного авиатранспортного коридора, автодороги, связывающей Россию, Монголию и Китай.

Все это при строгом  выполнении программы «Стратегия Сибири 2020» и грамотном инвестировании способно значительно улучшить  социально-экономическое положение региона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

 

1.Портал Сибирского федерального округа  http://www.sibfo.ru/index.php

2.Стратегия социально-экономического  развития Сибири до 2020 года. Утверждена  распоряжением Правительства РФ  от 5 июля 2010 г. №1120-р

3.Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ по итогам 2012 года. http://riarating.ru/infografika/20130610/610567256.html

4. Стратегия социально-экономического развития Республики Тыва до 2020 года. Одобрена постановлением Правительства Республики Тыва от 21 февраля    2008 г. № 91.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ экономического положения и перспектив развития Республики Тыва