Система административного управления в Японии на примере компании «TOYOTA

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 00:33, курсовая работа

Краткое описание

Происходящие в нашей стране преобразования нацелены на повышение эффективности общественного производства. Для решения этой задачи осуществляется целый комплекс мер. Развернулась решительная борьба за повышение качества выпускаемой продукции, внедряются более эффективные экономические методы управления взамен изживающих себя административных методов, новые формы организации труда и производства, осуществляется переход на принципы полного хозрасчета, происходит реорганизация внешних экономических связей. Вместе с тем предстоит еще изыскать и привести в действие нераскрытые резервы эффективной организации управления, более полного использования всех видов ресурсов, задействовать методы стимулирования труда. Решению этих задач может помочь освоение передовых методов управления в развитых капиталистических странах.

Содержание

Введение 3
1. Основы управления фирмами в Японии 5
1.1 Основные черты японского управления 5
1.1.1 Традиционно-культурные корни японской модели управления 5
1.1.2 Управление персоналом 7
1.1.3 Обучение и подготовка персонала 9
1.1.4 Управленческие решения, стиль и концепция управления 12
1.1.5 Средства мотивации 13
1.1.6 Система управления качеством 15
1.1.6.1 Кружки качества 15
1.1.6.2 Цели и задачи кружков качества 17
1.1.6.3 Успешное функционирование кружков качества 18
2. Особенности управления в компании TOYOTA 20
2.1 История фирмы TOYOTA 20
2.2 Руководящие принципы компании «Тойота» 23
2.3 Система управления производством 23
2.4 Система 5S 24
2.5 Подход Toyota – не только инструменты и технологии 25
2.6 Краткая характеристика 14 принципов Дао Toyota 27
2.7 Производство «точно вовремя» – just-in-time (JIT) 32
3. TOYOTA. Настоящее и будущее компании 34
3.1 Toyota сегодня 34
Заключение 35
Список использованной литературы 36

Вложенные файлы: 1 файл

административное управление в Японии Компания TOYOTA.doc

— 268.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, она ослабляет конкуренцию между отдельными работниками за освобождающиеся вакансии.

Во-вторых, она отвечает бытующим в стране представлениям об особой ценности работников, обогащённых производственным опытом, навыками, а таковыми в первую очередь считают старших по возрасту.

В-третьих, она  поддерживает господствующий в Японии принцип уравниловки: «каждый в свое время займет соответствующее положение»

Кроме возраста, стажа и способностей на систему  выбора кандидатов на выдвижение оказывает влияние, конечно, и уровень образования. При прочих равных условиях кандидат с престижным вузом за плечами получит предпочтение. Но в целом преимущество пока в большинстве случаев сохраняется за возрастом и стажем» (15).

1.1.6 Система управления качеством

Историческими предпосылками управления качеством явилось

общегосударственное движение «за отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Это движение оказало существенное влияние не только на качество товаров, но и на осознание ответственности каждым рабочим за качество выполненной работы, развивая в них чувство самоконтроля.

«Существуют также особенности японской системы управления качеством, отличающая ее от западной системы:

1. управление качеством на уровне фирмы – участие всех звеньев в управлении качеством.

2. подготовка  кадров и обучение методам  управления качеством.

3. деятельность  кружков качества.

4. инспектирование деятельности по управлению качеством (премии Деминга предприятию и проверка деятельности руководства.)

5. использование  статистических методов.

6. общенациональные  программы по контролю качества.

1.1.6.1 Кружки качества

Изначально  система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества. По мнению основателя и теоретика управления качеством в Японии Исикава Каору, для организации кружков руководителям необходимо следовать следующими принципами:

1. добровольности. Кружки должны создаваться на добровольной основе, а не по команде сверху.

2. саморазвитие. Члены кружка должны проявлять  желание учиться;

3. групповая  деятельность;

4. применение  методов управления качеством;

5. взаимосвязь  с рабочим местом;

6. деловая активность  и непрерывность функционирования;

7. взаимного  развития. Члены кружка должны стремиться к расширению

своего кругозора  и сотрудничать с членами других кружков;

8. атмосфера  новаторства и творческого поиска;

9. всеобщего  участия в конечном итоге. Конечной  целью кружков качества должно стать полноценное участие всех рабочих в управлении качеством;

10. осознание важности повышения качества продукции и необходимости решения задач в этой области.

Задачами кружков качества в рамках общей деятельности по управлению качеством на предприятии являются:

1. содействие  совершенствованию и развитию  предприятия

2. создание здоровой, творческой и доброжелательной атмосферы на рабочем участке

3. всестороннее развитие способностей работников и ориентация на использование этих возможностей в интересах фирмы

Управлением качеством  имеет многие преимущества:

4. Она дает истинную гарантию качества. Качество можно закладывать на каждом этапе, в каждом процессе и добиться полностью бездефектного производства. Это достигается путем управления технологическим процессом. Недостаточно просто обнаружить дефекты и устранять их.

Необходимо определить причины, которые вызывают эти дефекты.

Комплексное управление качеством может помочь рабочим  выявить, а затем и устранить эти причины.

5. Комплексное управление качеством вскрывает каналы связи внутри фирмы, давая приток свежего воздуха. Комплексное управление качеством позволяет обнаружить отказ, прежде чем он приведет к катастрофе, поскольку все привыкли говорить откровенно, помогать друг другу.

6. Комплексное управление качеством дает возможность отделу проектирования продукции и производственному отделу умело и точно следовать меняющимся вкусам и позициям заказчика, с тем, чтобы выпускаемая продукция последовательно удовлетворяла их запросам.

Комплексное управление качеством проникает в сознание людей и помогает выявить ложную информацию. Оно помогает фирмам избежать использование ошибочных данных о выпуске и реализации продукции. «Знание – сила» – вот лозунг комплексного управлением качеством.

Основные идеалы воплощенные в QC, можно кратко охарактеризовать так: Естественной потребностью каждого человека является достижения совершенства в работе. Если на ним осуществлять правильное руководство и поощрять, он может совершенствовать свою работу бесконечно. Люди, выполняющие индивидуальную работу, – настоящие в ней специалисты. Существует множество деталей в работе, выполняемых неправильно, и профессионалы могут внести ценное предложение по устранению трудностей и улучшению системы производства. Рабочие наделены умом и воображением. Они обладают доскональным знанием работы и соответственно мастерством. Они стремятся к успеху и не боятся ответственной работы. Если их обучать непосредственной ответственности за качество своей работы, можно получить взрыв творческой активности в организации.

В связи с постоянно  изменяющимися вкусами, потребностями людей и

появлением новых технологий от руководителей требуется постоянная перестройка самосознания и ориентировок, которые в самом общем виде могут быть сформулированы так:

1. Прежде всего – качество, а не кратковременные прибыль;

2. Главный человек – потребитель, то есть нужно стоять на точке зрения конечного пользователя;

3. Следующий этап производственного процесса – потребитель твоей продукции. Этот лозунг позволил устранить барьеры и разобщенность между отдельными стадиями жизненного цикла продукции;

4. Информационное обеспечение  и применение экономико-математических методов делает процесс принятия решений спокойным, эффективным и более творческим занятием;

5. Человек в системе управления – вовлечение всех без исключения работников в процесс управления качеством;

1.1.6.2 Цели и задачи кружков качества

Кружок качества представляет собой: небольшую группу (не менее 3 и не более 12 человек) самостоятельно работающую (но не работающую в рамках единой административной системы предприятия) выполняющую работу по контролю качества (работу, касающуюся качества, безопасности, стоимости и т.д.) на одном рабочем месте (руководитель и подчиненный составляют одно целое).

Основная идея работы кружков качества:

1. Кружки качества вносят вклад в существенное улучшение и развитие работы предприятия.

2. Кружки качества позволяют улучшить моральный климат среди членов рабочей группы, способствуют развитию чувства собственного достоинства каждого и создание отношений между всеми членами кружка, основанных на уважении и человечности.

3. Кружки качества создают условия для повседневного роста, развития творческих способностей человека.

Основная цель деятельности кружков качества.

• изыскивать дополнительные возможности для эффективного управления со стороны мастеров и линейного руководства нижнего уровня, способствовать их саморазвитию;

• поднять уровень трудовой морали рабочих на производстве и создать атмосферу, в которой усилится сознательное отношение каждого члена трудового коллектива к качеству и к недостаткам на производстве;

• функционировать  как «ядра» общей системы управления, что обеспечит поддержку и внедрение политики обеспечения качества продукции.

Главной целью  всей теоретической и практической деятельности по организации кружков  качества является, естественно, обеспечение  победы в конкурентной борьбе и повышение  прибылей фирмы.

Реализация  поставленных целей в большой  степени зависит от принятого  на фирме стиля управления наёмным  персоналом. Для успешного выполнения задач, поставленных перед кружками качества, руководство должно воспринимать рядовых рабочих и служащих как  сознательных членов трудового коллектива, лучше всех знающих, как выполнять свою трудовую операцию, заинтересованных в укреплении и процветании своего предприятия, в собственном саморазвитии, в рациональном решении производственных проблем.

1.1.6.3 Успешное функционирование кружков качества

Реализация  в кружках качества положительной  мотивации труда.

Мощным резервом повышения производительности и  качества является положительная мотивация  труда. Рабочие должны чувствовать  себя полноправными членами коллектива, быть уверенными в том, что руководство относится к ним справедливо, учитывает их нужды и думает об их благополучии. Только в этом случае у них будет соответствующее 
«рабочее настроение». Эта проблема становится все более важной по мере повышения уровня жизни и уровня образования в стране.

Иерархия человеческих потребностей сформулирована американским ученым Маслоу. По мере удовлетворения потребностей одного уровня они перестают служить мотиваторами, и возникают новые потребности более высокого уровня. Материальные потребности (первые два уровня) постепенно сменяются духовными (последние три уровня).

Поскольку с  развитием человека как личности расширяются его потенциальные  возможности, потребность в самовыражении  никогда не может быть полностью  удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен. Для того чтобы мотивировать конкретного человека, руководитель должен дать ему возможность удовлетворить его важнейшие потребности посредством такого образа действий, который способствует достижению целей всей организации.

Добровольное  участие рабочих в кружках  качества пропагандируется организаторами кружков как надежный путь к удовлетворению индивидуальных потребностей. Действительно:

1. творческий  труд в кружке стимулирует  активность и снимает утомляемость, повышает интерес к работе;

2. постоянная  учёба в кружке повышает квалификацию  рабочего, успехи и достижения  повышают его ценность как  работника для фирмы, поощрения  руководства увеличивают его  уверенность в завтрашнем дне,  гарантируют

3. обеспеченность  в будущем;

4. работа в  кружке, где обеспечивается атмосфера  человечности, доброжелательности, внимания, повышает чувство коллективизма,  удовлетворяет социальные потребности;

5. успешная работа  в кружке, рациональное решение  возникающих проблем, приносящее прибыль фирме, повышает значимость кружка, способствует появлению чувства собственного достоинства членов кружка;

6. в кружках  качества обеспечиваются возможности  свободного высказывания суждений  и оценок, внесения предложений,  творческого самовыражения.

Работа кружков  качества осуществляется при соблюдении условий организации труда на основе положительной мотивации:

• ясное понимание истинной цели работы;

• обучение и воспитание членов кружка;

• обеспечение  возможности свободного выбора средств и методов в достижении целей работы;

• обратная связь, состоящая в своевременном и  правильном информировании о результатах работы;

• коллективизм в работе членов кружка

• использование  различных средств для тесной связи руководства с кружками качества» (5).

Таким образом, мы увидели, в чем заключаются  принципы системы управления в Японии, на чем основаны данные принципы. Выяснили, что огромная роль принадлежит руководству в этой системе, а также то, что ответственности и трудолюбию сотрудников в японских компаниях можно только завидовать. Возможно поэтому крупнейшие компании – лидеры на Мировом рынке – это японские компании. В основе их успеха – «японский стиль управления», но каждая фирма, каждая компания стремится максимально усовершенствовать свою систему управления, чтобы добиться бОльшего успеха. Одной из таких компаний, название которой известно во всем мире, принципы управления которой были заимствованы многими другими японскими фирмами, а в последствии и фирмами других стран, является компания «ТОЙОТА».

О секрете успеха и о принципах управления в компании мы поговорим во второй главе.

 

2. Особенности управления в компании TOYOTA

2.1 История  фирмы TOYOTA

 

В мировом рейтинге автопроизводителей «Тойота» сегодня занимает третью позицию и догоняет лидеров – General Motors и Ford.

Такой успех тем более  удивителен, что еще несколько  десятков лет назад никто не мог  даже и думать о том, что японские машины завоюют изрядную долю рынка  и потеснят» американцев».

«Киичиро Тойода стал»  отцом» компании, но история» Тойоты» также неразрывно связана и с отцом самого Киичиро, с Сакичи Тойодой. Сакичи считается одним из самых знаменитых японских изобретателей. Он владел фабрикой по производству ткацкого оборудования, которое он сам изобретал и проектировал. Так что» Тойота» была изначально построена на базе компании, являвшейся мировым лидером, правда, всего лишь в производстве ткацкого оборудования. Главным было то, что Тойодой-старшим был разработан особый принцип действия ткацкого станка, который и снискал продукции компании такую популярность: как только рвалась нить, станок автоматически прекращал свою работу для того, чтобы не портить ткань. Этот принцип, как утверждают представители компании, стал залогом успеха и автомобилей» Тойота». Известно, что на заводах компании существует правило: как только хоть у одного из рабочих на конвейере возникнет проблема, он должен остановить всю линию, чтобы не допустить брака.

Информация о работе Система административного управления в Японии на примере компании «TOYOTA