Построение модели Манделла-Флеминга экономики США и изучение последствий фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 11:16, творческая работа

Краткое описание

Несмотря на то, что работы ранних авторов на тему соотношения экономического инструментария и целей, заложили серьезный фундамент для дальнейших исследований в этой области, в них содержались определенные недостатки. Наиболее существенные, такие, как, например, игнорирование роли международного перелива капитала, отсутствие четкого разграничения самого инструментария налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики и его влияния на совокупный спрос и выпуск в экономической системе, были устранены в так называемой модели Манделла-Флеминга, оказавшей «фундаментальное влияние на развитие международной экономической теории».

Содержание

Введение 3
1 Основные элементы модели Манделла-Флеминга 5
1.1 Кривая IS 5
1.2 Кривая LM 6
1.3 Кривая BP 8
2 Модель Манделла-Флеминга для экономики США 11
3 Фискальная политика США и её последствия 14
3.1 Структура и сроки освоения средств федерального бюджета, выделенных по "Плану американского возрождения и реинвестиций" 16
3.2 Мультипликативное воздействие на занятость и безработицу 20
Заключение 27
Список источников 28

Вложенные файлы: 1 файл

rabota.doc

— 423.50 Кб (Скачать файл)

3.1 Структура и сроки освоения средств федерального бюджета, выделенных по "Плану американского возрождения и реинвестиций"

После законодательного принятия в феврале 2009 г. "Плана американского возрождения и реинвестиций" федеральное правительство немедленно приступило к выделению ассигнованных 787 млрд. долл. по линии расходных и доходных статей федерального бюджета. Согласно принятому закону, практически все эти средства должны были быть освоены в течение двух лет. По состоянию на 21 января 2011 г., т.е. ко второй годовщине пребывания у власти президента Б.Обамы, было ассигновано и/или освоено 71,2% средств (355,1 млрд. долл.) из общей суммы в 499 млрд. долл., выделенных в виде контрактов, грантов, займов и прямой финансовой помощи нуждающимся слоям населения, главным образом безработным и малоимущим слоям населения США. Помимо 499 млрд. долл., проходящих по расходным статьям федерального правительства, ещё 288 млрд. долл. было выделено в виде налоговых льгот, изъятий и снижений налогов, т.е. по линии доходных статей федерального бюджета США. К началу 2011 г. американское население, малый и средний бизнес США получили 85 % (243 млрд. долл.) всех средств, выделенных в виде налоговых льгот и снижения налогов по "Плану американского возрождения и реинвестиций". Распределение и степень освоения выделенных средств федерального бюджета на протяжении первых двух лет реализации "Плана" приводится в таблице 1.

Таблица 1

Структура ассигнованных средств по Плану американского возрождения и реинвестиций и степень их освоения в 2009 – 2011 г., в млрд. долл.

 

Направления бюджетной поддержки экономики

 

Выделенные средства

 

Освоенные (израсходованные)

средства

Суммарная величина средств по Плану американского возрождения и реинвестиций

Налоговые льготы и снижение налогов

 

0

 

243,4

 

288

Контракты, гранты, займы

275

176

275

Трансфертные выплаты населению (пособия, медицинское обслуживание и т.п.)

 

 

184,6

 

 

179,1

 

 

224

ВСЕГО:

459,6

598,5

787


Следует также иметь в виду, что бюджетная поддержка в объёме 275 млрд. долл. из общей стоимости "Плана" в размере 787 млрд. долл. американская экономика получила из средств федерального бюджета, распределяемых по линии бюджетов штатных и местных органов власти. К началу 2011 г. Министерство финансов США выделило штатным и местным органам власти 195,3 млрд. долл., или немногим более 71,0% общего объёма межбюджетных трансфертов. Динамика распределения бюджетных средств, осваиваемых по линии бюджетов штатных и местных органов власти в рамках "Плана американского возрождения и реинвестиций", приведена на рисунке 7.

Рис. 7 - Распределение и освоение бюджетных средств федеральной помощи штатным и местным органам власти по "Плану американского возрождения и реинвестиций" в 2009-2016 фин.гг., в млрд. долл.

Основными направлениями поддержки экономики штатов являлись сферы здравоохранения и образования, включая переподготовку рабочей силы, развитие транспортной инфраструктуры, энергетики и охрана окружающей среды, а также поддержка доходов малоимущих слоёв и групп, наиболее сильно пострадавших в ходе экономического кризиса, и социальной инфраструктуры (проекты развития общин). Долевое распределение выделенных средств из федерального бюджета по основным направлениям поддержки штатных и местных органов власти суммировано в таблице 2.

Таблица 2

Приоритетное распределение средств федеральной помощи штатными и местными органами власти в 2009-2011 фин.гг.

 

Приоритетные направления

2009 фин.г.

2010 фин.г.

2011 фин.г. 

(с 1 октября 2010 г. по 14 января 2011 г.)

Здравоохранение

60%

37,6%

40,7%

Образование и подготовка рабочей силы

 

27,8%

 

40,8%

 

23,9%

Транспорт

6,1%

8,6%

14,6%

Выплаты и пособия беднейшим слоям населения

 

2,8%

 

6,0%

 

9,8%

Развитие энергетики и охрана окружающей среды

 

0,7%

 

3,0%

 

8,3%

Общинное развитие

2,6%

4,0%

2,7%

Итого:

100%

100%

100%


 

Основными приоритетами поддержки экономик штатов со стороны федерального центра стала их социальная инфраструктура, представленная сферами здравоохранения и образования. В кризисные 2009—2010 фин.гг. доля расходов на нужды здравоохранения и образования составляла от 80 до 90 % всего объёма выделяемых и осваиваемых средств федерального бюджета. Большая часть расходов наздравоохранение пошла на оплату оказанных медицинских услуг по программе «Медикейд», ориентированной на оказание медицинских услуг малоимущим слоям населения США, среди которых немалую часть реципиентов составляют дети и подростки. Расходы на образование были в основном сконцентрированы на оплату труда преподавателей начальных и средних школ; иными словами, по сути, эти расходы явились формой сохранения занятости в сфере образовательных услуг, поскольку по мере нарастания кризисных явлений в американской экономике штатные и местные органы власти стали увольнять педагогов и сокращать штаты школьных преподавателей. К категории текущих потребительских расходов относятся и расходы на выплаты пособий беднейшим слоям населения, в том числе безработным.

Расходы на развитие транспортной инфраструктуры, включая ассигнования на строительство новой и ремонт существующей дорожной сети, относятся к категории инвестиционных проектов, имеющих сравнительно долгий период освоения. Развитие энергетики и охрана окружающей среды также в основном представлены инвестиционными проектами, не дающими немедленной экономической отдачи. В период 2009—2010 гг. их доля была сравнительно небольшой в общем объёме средств федерального бюджета, поступавших в распоряжение штатных и местных органов власти; показательно, что по мере выхода экономики США из наиболее острых проявлений экономического кризиса в 2011 фин.г. их доля заметно увеличилась, однако в целом, как видно из данных рисунка 7, в 2012—2016 фин.гг. объём федеральной помощи в рамках "Плана американского возрождения и реинвестиций" не будет превышать 45 млрд. долл., что составит немногим более 16% общего объёма финансовой поддержки штатных и местных органов власти по "Плану". По всей видимости, большая часть этих расходов и придётся на долю инвестиций в сферы энергетики, транспорта и охраны окружающей среды.

Таким образом, сопоставляя данные рисунка 6, согласно которой в период со II кв. 2009 г по IV кв. 2010 г. реальный ВВП США увеличился на 570,7 млрд. долл., с данными таблицы 1, согласно которым с 2009 фин.г. по начало 2011 фин.г., т.е. до конца 2010 календарного года, по линии "Плана американского возрождения и реинвестиций" в экономику США было влито порядка 600 млрд. долл., пересчитывая которые в постоянные цены 2005 г. получаем самую общую оценку мультипликативного эффекта фискальных мер администрации Б.Обамы по выведению экономики США из кризиса, равного 1,07 (570,7 млрд. долл. : 535,6 млрд. долл.), т.е. практически 1,0.

Иными словами, эти расчёты отвечают условиям рассмотренного выше первого варианта, и таким образом дают основание для вывода, что, основываясь на опыте США, при прочих равных условиях в настоящее время размеры крупномасштабного пакета фискальных стимулирующих мер должны составляться с таким расчётом, что его величина должна по меньшей мере количественно (с учётом инфляции) совпадать с абсолютными размерами сокращения в ходе экономического кризиса реального ВВП (реального объёма производимой экономики товаров и услуг).

В свою очередь итоговая оценка мультипликативного воздействия "Плана американского возрождения и реинвестиций" на экономику США слагается из алгебраической суммы стимулирующего воздействия достаточно разнородных компонентов пакета стимулирующих мер, принятых в феврале 2009 г., какими являются налоговые льготы и снижение налогов, трансфертные (прямые денежные) выплаты американскому населению и инвестиционные проекты, «по определению» предполагающие длительные сроки проявления мультипликативных эффектов. В результате американские исследователи и экономисты сосредоточили своё внимание на определении мультипликативных эффектов отдельных составляющих "Плана американского возрождения и реинвестиций", изначально встав на ту точку зрения, что различные компоненты "Плана" проявляют далеко не одинаковый стимулирующий эффект, что в случае каждого конкретного исследования потребовало использования специфической (неунифицированной) методологии оценки выявленных мультипликативных эффектов.

3.2 Мультипликативное воздействие на занятость и безработицу

Центральное место в исследованиях американских аналитиков и экономистов заняли проблемы количественного определения «мультипликаторов рабочих мест» "Плана американского возрождения и реинвестиций". Не в последнюю очередь это оказалось связанным с тем, что сама администрация Б.Обамы при разработке и принятии "Плана" декларативно заявила: вклад разработанного ею пакета стимулирующих мер по выведению экономики США из кризисных потрясений должен оцениваться, прежде всего, по его влиянию на показатели занятости и безработицы. Как отметил в своём первом "Экономическом послании Конгрессу США" президент Б.Обама в феврале 2010 г., после принятия "Плана американского возрождения и реинвестиций" «темпы потери рабочих мест в экономике США уменьшились с 691 тысячи в месяц в первом квартале 2009 г. до 69 тысяч в последнем квартале 2009 г. Но замедление темпов потери рабочих мест не является достаточным. С тех пор, как два года назад в экономике началась рецессия, было потеряно 7 млн. рабочих мест. Эти данные говорят не только о переживаемой нами ужасной человеческой трагедии, но и о той очень глубокой экономической яме, из которой нам необходимо выбраться. До тех пор, пока не будут воссозданы все потерянные нами рабочие места – до тех пор, пока Америка вновь не вернётся к нормальному состоянию рынка труда – моя администрация не прекратит активно действовать в этом направлении, а эту рецессию нельзя будет считать преодолённой».

Для лучшего понимания аргументов и расчётов американских аналитиков и экономистов необходимо иметь чёткое представление о динамике изменений показателей занятости и безработицы на протяжении 2009-2010 гг., т.е. за два года реализации Плана американского возрождения и реинвестиций. Эти данные приводятся в таблице 3.

Таблица 3

Динамика показателей занятости и безработицы 
 в США в 2009—2010 гг.

 

Период

Численность рабочей силы,

млн. чел.

Занятые,

млн. чел.

Безработные,

млн. чел.

Норма безработицы,

в %

2009 г.:

- январь

154,1

142,2

11,9

7,7

- февраль

154,4

142,2

12,7

8,2

- март

154,2

141,7

13,3

8,6

- апрель

154,7

140,9

13,8

8,9

- май

155,0

140,9

14,5

9,4

- июнь

154,8

140,0

14,7

9,5

- июль

154,4

139,8

14,5

9,4

- август

154,4

139,4

15,0

9,7

- сентябрь

153,9

138,8

15,2

9,8

- октябрь

153,9

138,2

15,6

10,1

- ноябрь

153,7

138,4

15,3

10,0

- декабрь

153,1

138,0

15,2

9,9

2010 г.:

- январь

153,4

138,5

14,8

9,7

- февраль

153,6

138,7

14,9

9,7

- март

153,9

139,0

15,0

9,7

- апрель

154,5

139,4

15,1

9,8

- май

154,2

139,4

14,9

9,6

- июнь

153,7

139,1

14,6

9,5

- июль

153,6

139,0

14,6

9,5

- август

154,1

139,3

14,9

9,6

- сентябрь

154,1

139,4

14,7

9,6

- октябрь

154,0

139,1

14,9

9,7

- ноябрь

154,0

138,9

15,0

9,8

- декабрь

153,7

139,2

14,5

9,4

Информация о работе Построение модели Манделла-Флеминга экономики США и изучение последствий фискальной политики