Модели и методы в принятии решений при административном регулировании внешней торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

• Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

Содержание

ГЛАВА 1. Методы регулирования международной торговли…………………….3
Глава 2. Математическое моделирование в экономике. Множественная регрессия…………………………………………………………………………….12
ГЛАВА 3. Практическая часть……………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………3

Вложенные файлы: 1 файл

МММ.doc

— 302.50 Кб (Скачать файл)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Модели и методы принятия решений

на тему: Модели и методы в принятии решений при административном регулировании внешней торговли

 

Содержание

 

ГЛАВА 1. Методы регулирования  международной торговли…………………….3

Глава 2. Математическое моделирование в экономике. Множественная регрессия…………………………………………………………………………….12

ГЛАВА 3. Практическая часть……………………………………………………..26

Список литературы…………………………………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ  МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

Государственное регулирование  международной торговли может быть:

• Односторонним, когда  инструменты государственного регулирования  используются правительством страны в  одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми  партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

• Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

• Многосторонним, когда  торговая политика согласовывается  и регулируется многосторонними  соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов  вмешательства государства в  международную торговлю различают  протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Свобода торговли (free trade) – политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных  рыночных сил спроса и предложения.

Протекционизм (protectionism) – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.

Дилемма, что лучше  – протекционизм, который дает возможность  развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая  позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, – предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция – страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Правда, при этом современный  протекционизм концентрируется  в относительно узких областях. В  отношениях развитых стран между собой – это области сельского хозяйства, текстиля, одежды и стали. В торговле развитых стран с развивающимися – это экспорт промышленных товаров развивающимися странами. В торговле развивающихся стран между собой – это товары традиционного экспорта.

Развитие протекционистских  тенденций позволяет выделить несколько  форм протекционизма:

• селективный протекционизм  – направлен против отдельных  стран или отдельных товаров;

• отраслевой протекционизм  – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма;

• коллективный протекционизм  – проводится объединениями стран  в отношении стран, в них не входящих;

• скрытый протекционизм  – осуществляется методами внутренней экономической политики.

В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические, политические, административные, организационные, правовые и иные вопросы. Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые, организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки, таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства  в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как  можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

 

1.2 Тарифные методы регулирования международной торговли

В зависимости  от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга  определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста  может определяться как:

• инструмент торговой политики и государственного регулирования  внутреннего рынка страны при  его взаимодействии с мировым  рынком;

• свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

• конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах  таможенная территория может не совпадать  с географической территорией. Под  товаром обычно понимается любое  имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой  страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины  выполняют три основные функции:

• фискальную, которая  относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

• протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

• балансировочную, которая относится к экспортным пошлинам, установленным с целью предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или, иным причинам ниже мировых.

Классификации таможенных пошлин.

По способу взимания:

• адвалорные – начисляются в процентах  к таможенной стоимости облагаемых товаров (например, 20% от таможенной стоимости);

• специфические – начисляются  в установленном размере за единицу  облагаемого товара (например, 10 долл. за 1г);

• комбинированные – сочетают оба названных вида таможенного обложения (например, 20% от таможенной стоимости, но не более 10 долл. за 1г).

По объекту обложения:

• импортные – пошлины, которые  накладываются на импортные товары при выпуске их для свободного обращения на внутреннем рынке страны. Являются преобладающей формой пошлин, применяемой всеми странами мира для защиты национальных производителей от иностранной конкуренции;

• экспортные – пошлины, которые  накладываются на экспортные товары при выпуске их за пределы таможенной территории государства. Применяются крайне редко отдельными странами, обычно в случае больших различий в уровне внутренних регулируемых цен и свободных цен мирового рынка на отдельные товары, и имеют целью сократить экспорт и пополнить бюджет;

• транзитные – пошлины, которые  накладываются на товары, перевозимые  транзитом через территорию данной страны. Встречаются крайне редко  и используются преимущественно  как средство торговой войны.

По характеру:

• сезонные – пошлины, которые применяются для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок их действия не может превышать нескольких месяцев в год, и на этот период действие обычного таможенного тарифа по этим товарам приостанавливается;

• антидемпинговые –  пошлины, которые применяются в  случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем  их нормальная цена в экспортирующей стране, если такой импорт наносит  ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров;

• компенсационные –  пошлины, накладываемые на импорт тех  товаров, при производстве которых  прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб  национальным производителям таких товаров.

 

1.2 Нетарифные методы регулирования международной торговли

Зачастую перед правительством возникает альтернатива: какой инструмент торговой политики – тарифный или  нетарифный – использовать в конкретной ситуации. Нередко предпочтение отдается нетарифным методам, поскольку политически они считаются более приемлемыми, ибо не являются, в отличие от тарифов, дополнительным налоговым бременем для населения. Кроме того, нетарифные меры в известном смысле более удобны в достижении искомого результата. Например, куда проще ограничить импорт стали до 3 млн. т путем введения количественного ограничения импорта в размере 3 млн. т, чем высчитывать ту ставку импортного тарифа, которая позволит снизить импорт до желаемой величины. Наконец, нетарифные ограничения почти не регулируются международными соглашениями, и, используя их в своей торговой политике, правительства чувствуют себя свободнее, чем при введении тарифных ограничений, которые регулируются Всемирной торговой организацией (ВТО).

В большинстве случаев  использование нетарифных методов, особенно интенсивных количественных, наряду даже с относительно либеральным  таможенным режимом приводит к более  ограничительному характеру государственной  торговой политики в целом.

Количественные ограничения (quantative restrictions)– административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.

Квотирование/Контингентирование.

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два этих понятия имеют практически одно и то же значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:

• экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.);

• импортные – вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения  на внутреннем рынке, а также как  ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся  на:

• глобальные – устанавливаются  на импорт или экспорт определенного  товара на определенный период времени  вне зависимости от того, из какой  страны он импортируется или в  какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара;

• индивидуальные – установленная  в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. Чаще всего индивидуальные квоты (контингента) бывают сезонными, то есть вводятся на определенный период времени, когда внутренний рынок наиболее нуждается в государственной защите. Обычно это осенние месяцы, когда происходит реализация сельскохозяйственной продукции нового урожая.

Лицензирование.

Тесно связан с квотированием  другой вид государственного регулирования  внешнеэкономической деятельности, называемый лицензированием.

Информация о работе Модели и методы в принятии решений при административном регулировании внешней торговли