Моделирование логистического цикла закупки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Данная исследовательская работа в области экономико-математических методов в логистике основной целью ставит перед собой изучение моделирования логистического цикла закупок и разработку мероприятий по усовершенствованию закупочной деятельности.
Задачами курсовой работы являются следующие:
1) рассмотреть теоретико-методические основы моделирования логистического цикла закупок;
2) проанализировать экономическую и логистическую деятельность современного предприятия;
3) изучить процесс планирования и организации логистического цикла закупок на конкретном предприятии;
4) построить оптимальную модель снабжения для исследуемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ЗАКУПОК…………………………...…………………………………………………….5
1.1 Цикл снабжения и его основные операции………………………...………………………….5
1.2 Общие принципы моделирования процессов закупочной логистики……………………….9
1.3 Выбор модели корпоративного снабжения: метод экспертных оценок...............................12
2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛЕНЭНЕРГО»…………………………………………………………………………………….17
2.1 Экономическая характеристика и анализ логистической деятельности ОАО «Ленэнерго»…………………………………………………………..……………………………17
2.2 Анализ планирования и организации логистического цикла закупок и построение оптимальной модели снабжения на ОАО «Ленэнерго»……...…................................................23
2.3 Рекомендации по улучшению состояния закупочной деятельности в ОАО «Ленэнерго»………………………………………………………….…….....................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIKOVA_3_2 (1).doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Предприятие планирует  расширить процессный охват внутри Управления ИТ, а также тиражировать решение на Управлении АСТУ и Управлении Телекоммуникаций и связи.

При проведении закупок применяются открытые конкурентные способы выбора поставщиков. Закупка  у единственного источника применяется  для устранения возникших чрезвычайных ситуаций.

В настоящий  момент финский концерн Ensto является ключевым поставщиком «Ленэнерго». Ensto поставляет предприятию всю необходимую литейную арматуру для крепления проводов.

Ensto – предприятие международного уровня, которое специализируется на экологически чистых технологиях в области разработки, производства и продажи электротехнических систем и компонентов для распределения электроэнергии.

Клиентами ОАО  «Ленэнерго» являются юридические  и физические лица, нуждающиеся в  технологическом присоединении  энергопринимающих устройств к  их электрическим сетям, а также потребители, которым оказываются услуги по снабжению электроэнергией. [9, с. 149]

Клиентская  база организации включает не только отечественных потребителей, но и  зарубежных. В 1999 г. был заключен 10-летний контракт с финским холдингом Fortum о том, что ежегодно будет поставляться 300 млн. кВтч электроэнергии.

У Департамента МТО и логистики в «Ленэнерго»  есть три основные задачи: экономическая  эффективность, эффективность проведения торгов и повышение открытости торгов на электронных площадках.

Деятельность отдела логистики в «Ленэнерго» стремится к снижению затрат на закупку оборудования и проведению закупочных процедур в соответствии с планом закупок.

В «Ленэнерго»  постоянно совершенствуется процесс  логистики. Если раньше доставка материально-технических  ресурсов со складов до филиалов организации осуществлялась другой компанией-агентом, то сейчас доставка осуществляется самостоятельно, благодаря деятельности логистов на предприятии. С их помощью филиалы своевременно снабжаются всем необходимым.

У логистического отдела высокие требования к поставщикам, среди них проводится жесткий отбор, благодаря чему они обеспечивают бесперебойную систему снабжения на предприятии. К примеру, поставщики, имеющие большую кредиторскую задолженность, не допускаются к участию в тендере, также учитываются отзывы других компаний о проведенных сделках и т.д. Из этого мы можем сделать вывод о высоком уровне эффективности отдела логистики.

 

2.2 Анализ планирования  и организации логистического  цикла закупок и построение  оптимальной модели снабжения на ОАО «Ленэнерго»

 

Для того чтобы  предприятие могло эффективно осуществлять процесс закупки, оно должно иметь  представление о своей потребности  в ресурсах для успешного исполнения своей деятельности.

Такая потребность  выявляется при составлении плана закупок. Главной целью такого плана является обеспечение слаженности  действий всех подразделений внутри фирмы и сотрудников предприятия в вопросах снабженческой деятельности, а именно, определение потребности в расчете количества закупаемых материальных ресурсов, выбор метода закупок и заключение договоров с поставщиками, а также мониторинг деятельности поставщиков.

Процесс планирования снабженческой деятельности начинается с исследования рынка закупок, т.е. анализа информации полученной из ежегодного плана продаж, плана производства и общего экономического плана. [13, с. 98]

В области своей  закупочной деятельности ОАО «Ленэнерго»  ведет открытую и прозрачную политику. Также «Ленэнерго» стремится  к достижению максимального экономического эффекта при проведении закупочной деятельности и повышению уровня эффективности при конкуренции участников закупочных процедур.

Для того чтобы  максимально повысить эффективность  своих закупок «Ленэнерго» ставит перед собой следующие цели:

  1. Организация должна снабжаться качественными материалами, оборудованием, техникой и услугами;
  2. Закупки осуществляются на конкурентной основе;
  3. Процедуры по закупке должны быть организованы на высшем уровне;
  4. Высокая степень объективности проведения закупочных материалов;
  5. Максимизация экономического эффекта от закупок.

Перечисленные выше цели дают организации возможность  поддерживать конкурентоспособность  свей деятельности и обеспечивать гарантию качества своим потребителям, а также  контролировать свои издержки.

Закупочная  деятельность в ОАО «Ленэнерго» регламентирована следующими документами:

  1. Положением о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд ОАО «Ленэнерго»;
  2. Положением о постоянно Действующем Центральном закупочном органе ОАО «Ленэнерго»;
  3. Регламентом работы постоянно действующего Центрального закупочного органа ОАО «Ленэнерго». [9, с. 155]

В соответствии с этими документами была организована Годовая Комплексная Программа  Закупок (коротко ГКПЗ).

Годовые комплексные  закупки «Ленэнерго» включают в  себя все закупки сырья, работ или услуг подрядчиков, предназначенные для нужд производственной деятельности предприятия, направленные на обеспечение надежного и бесперебойного электроснабжения более 6 млн человек, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. [9, с. 156]

ГКПЗ включают в себя: закупки для нового строительства  и расширения электросетевых объектов, закупки для реконструкции и  технического перевооружения электросетевых объектов, энергоремонтное производство и техническое обслуживание, ИТ-закупки, НИОКР, консультационные услуги, услуги оценщиков и прочее.

Закупки предприятие  проводит разными способами в  зависимости от стоимости закупки: открытый конкурс, открытый запрос предложений, открытый запрос цен, закупка у единственного  источника, открытые конкурентные переговоры.

Основополагающей  целью закупочной деятельности организации  является стремление к обеспечению  своей деятельности ресурсами, услугами, работами, товарами с должным уровнем  качества и по приемлемой цене.

Также целями является:

  1. Обеспечение эффективного расхода средств;
  2. Формирование вокруг организации рынка квалифицированных поставщиков, подрядчиков, исполнителей, обслуживающих потребности предприятия наилучшим образом;
  3. Исключение ошибок;
  4. Поддержание имиджа организации, как добросовестного покупателя.

Департамент логистики  и материально-технического обеспечения  занимается контролем проведения всех закупок в ОАО «Ленэнерго».

Департамент включает в себя ряд отделов: отдел планирования закупок, отдел подготовки и проведения конкурсов, отдел согласования и контроля поставок и маркетинговый отдел.

Благодаря совместному  вкладу каждого отдела осуществляется снабжение организации. Каждый отдел  отвечает за свою сферу деятельности.

В отделе планирования закупок анализируется потребность  предприятия в ресурсах и составляется перечень необходимых закупок.

Отдел подготовки и проведения конкурсов занимается поиском поставщиков в соответствии с особенностями закупки и  требованиями «Ленэнерго». Далее они  выбирают некоторое количество потенциально подходящих поставщиков, после чего начинаются последовательные переговоры с каждым из них.

Отдел согласования и контроля поставок следит за работой  поставщиков и точным выполнением  всех оговоренных в договоре условий  поставки.

Отдел маркетинга ориентирует деятельность других подразделений  на рынок и коррелирует их работу с общими для всего предприятия целями рыночной деятельности.

Таким образом, на «Ленэнерго» планируется и  организуется логистический цикл закупок.

В первую очередь  для построения модели снабжения  необходимо определить ее цель. Цель снабженческой  деятельности «Ленэнерго» заключается в снабжении жителей электроэнергией с минимальными потерями. Для осуществления этой цели, в Санкт-Петербурге и Лениградской области есть 10 ТЭС, которые снабжают электричеством Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Целевая функция для построения модели снабжения представлена в виде формулы (1):

 

F = Σ aijxij → min                                                      (1)

 

Критерием эффективности  в данном случае будет количество потерь электроэнергии. Чем меньше потерь, тем эффективнее деятельность предприятия и экономнее потребление электроэнергии. [4, с. 156] Управляемой переменной является количество электроэнергии – xij. Ограничения по спросу представлены в виде уравнения (2):

 

Σ aijxi = bi , i = 1,m.                                                    (2)

 

Ограничения по предложению представлены в виде неравенства (3):

 

Σ aijxj ≤ dj , j = 1,n.                                                     (3)

 

Дополнительные  ограничения связаны с неотрицательностью управляемых переменных: xij ≥ 0. В данной модели следует определить, как лучше распределить электроэнергию по ТЭС, чтобы они снабжали Санкт-Петербург и Ленинградскую область. [4, с. 157]

Нам известен спрос  на электроэнергию, предложение, т.е. количество вырабатываемой ТЭС электроэнергии и потери электроэнергии что приведено в таблице 5.

 

Таблица 5 –  Потери электроэнергии, млн кВт/ч.

ТЭС

Санкт-Петербург

Ленинградская область

Предложение - dj,

МВт

1

2154,2

1250

147000,3

2

2313,3

1273,3

161000,2

3

2522,5

1281,3

158000,4

4

2488,4

1272,2

154000,3

5

2510

1262,1

149000,4

6

2534,2

1259,9

148000,6

7

2565,4

1261

147000,9

8

2602,3

1254,1

152000,2

9

2612,4

1264,3

156000,2

10

2639,5

1266,3

162000,5

Спрос - bi, МВт

1078132

1011571

 

 

Потери электроэнергии происходят в основном из-за неэкономного потребления или хищений. Например, при использовании энергоемкого оборудования или незаконного подключения к сети.

В данной таблице  указаны общие потери электроэнергии в Санкт-Петербурге и Ленинградской  области. Модель снабжения, реализованную в приложении Excel, мы можем посмотреть на рисунке 4.

 

Рисунок 4 –  Модель снабжения

 

В соответствии с построенной моделью мы приходим к выводу, что при данном распределении  электроэнергии по ТЭС, наименьшие потери электроэнергии будут равны 1534004 кВт/ч. Таким образом выглядит оптимальная модель снабжения ОАО «Ленэнерго».

 

2.3 Рекомендации  по улучшению состояния закупочной  деятельности в ОАО «Ленэнерго»

 

Для более углубленного и всестороннего анализа считаем  целесообразным выявить сильные  и слабые стороны, возможности и угрозы, возникающие в отношении исследуемого объекта и дальнейшей разработки рекомендаций по усовершенствованию закупочной деятельности ОАО «Ленэнерго» посредством проведения SWOT-анализа. [12, с. 58]

Сильными сторонами  предприятия являются: политика открытости и прозрачности закупок, повышение уровня эффективности при конкуренции участников закупочных процедур, достижение максимального экономического эффекта от проведения мероприятий в области закупочной деятельности.

А также снабжение компании качественным оборудованием, техникой, материалами и услугами при проведении закупочных процедур. Закупки осуществляются на конкурентной основе с высоким уровнем организации их проведения. В том числе к сильным сторонам относится введение системы электронных торгов для поставщиков товаров и услуг.

Слабой стороной организации можно считать значительную зависимость в закупках от одного источника, проблемы связи с поставщиками и отсутствие личного помещения  под склад, предприятие арендует помещение на Ижорском заводе.

Рассмотрим  также влияние внешних факторов на возможность достижения целей  организации. «Ленэнерго» на рынке  уже около 128 лет, поэтому банкротство  организации менее вероятно, т.к. имеется огромный опыт управления производством. Но нельзя недооценивать неустойчивость экономики на сегодняшний день. Есть вероятность, что ухудшение экономической ситуации повлияет на поставщиков и придется искать новые источники закупок.

Введение государственных  ограничений на работу «Ленэнерго»  и ослабление конкурентов по российской энергетике.

Информация о работе Моделирование логистического цикла закупки