Моделирование логистического цикла закупки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 16:08, курсовая работа

Краткое описание

Данная исследовательская работа в области экономико-математических методов в логистике основной целью ставит перед собой изучение моделирования логистического цикла закупок и разработку мероприятий по усовершенствованию закупочной деятельности.
Задачами курсовой работы являются следующие:
1) рассмотреть теоретико-методические основы моделирования логистического цикла закупок;
2) проанализировать экономическую и логистическую деятельность современного предприятия;
3) изучить процесс планирования и организации логистического цикла закупок на конкретном предприятии;
4) построить оптимальную модель снабжения для исследуемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА ЗАКУПОК…………………………...…………………………………………………….5
1.1 Цикл снабжения и его основные операции………………………...………………………….5
1.2 Общие принципы моделирования процессов закупочной логистики……………………….9
1.3 Выбор модели корпоративного снабжения: метод экспертных оценок...............................12
2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛЕНЭНЕРГО»…………………………………………………………………………………….17
2.1 Экономическая характеристика и анализ логистической деятельности ОАО «Ленэнерго»…………………………………………………………..……………………………17
2.2 Анализ планирования и организации логистического цикла закупок и построение оптимальной модели снабжения на ОАО «Ленэнерго»……...…................................................23
2.3 Рекомендации по улучшению состояния закупочной деятельности в ОАО «Ленэнерго»………………………………………………………….…….....................................28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…………………...31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

DIKOVA_3_2 (1).doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

Всероссийский конкурс информационных технологий и информационной безопасности «Интеллектуальная Россия»

Тема «Моделирование логистического цикла закупки»

МОЛОДЕЖНЫЙ СОЮЗ ЭКОНОМИСТОВ И ФИНАНСИСТОВ

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….3

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО  ЦИКЛА ЗАКУПОК…………………………...…………………………………………………….5

1.1 Цикл снабжения и  его основные операции………………………...………………………….5

1.2 Общие принципы моделирования  процессов закупочной логистики……………………….9

1.3 Выбор модели корпоративного  снабжения: метод экспертных оценок...............................12

2 МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «ЛЕНЭНЕРГО»…………………………………………………………………………………….17

2.1 Экономическая характеристика  и анализ логистической деятельности ОАО «Ленэнерго»…………………………………………………………..……………………………17

2.2 Анализ планирования  и организации логистического  цикла закупок и построение оптимальной модели снабжения на ОАО «Ленэнерго»……...…................................................23

2.3 Рекомендации  по улучшению состояния закупочной деятельности в ОАО «Ленэнерго»………………………………………………………….…….....................................28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…………………...31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………....32

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На данный момент успех деятельности почти всех предприятий  зависит от эффективности осуществления закупок. Актуальность моделирования логистического цикла закупок заключается в потребности оптимизации закупочного процесса для получения наибольшей выгоды от закупленной продукции при наименьших затратах.

Данная исследовательская  работа в области экономико-математических методов в логистике основной целью ставит перед собой изучение моделирования логистического цикла закупок и разработку мероприятий по усовершенствованию закупочной деятельности.

Задачами курсовой работы являются следующие:

1) рассмотреть  теоретико-методические основы моделирования логистического цикла закупок;

2) проанализировать  экономическую и логистическую  деятельность современного предприятия;

3) изучить процесс  планирования и организации логистического  цикла закупок на конкретном  предприятии;

4) построить  оптимальную модель снабжения для исследуемого предприятия;

5) разработать  рекомендации по улучшению состояния   закупочной деятельности на изучаемом  объекте курсовой работы.

В соответствии с поставленной целью, задачей исследования является рассмотрение теоретико-методических основ моделирования логистического цикла закупок.

Объектом исследования выступает ОАО «Ленэнерго». Предметом курсовой работы является процесс управления закупками на промышленном предприятии.

Информационной  базой послужил официальный сайт ОАО «Ленэнерго», на котором размещены отчеты о проделанной работе за 2008, 2009 и 2010 гг.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего  в себя 13 источников. Общий объем работы – 32 страницы.

Первая глава данной курсовой работы содержит теоретико-методическую часть анализа моделирования логистического цикла закупки, рассматриваются основные операции цикла снабжения, выявляются общие принципы моделирования закупок, а также рассматривается применение метода экспертных оценок в закупочной деятельности.

Во второй главе  анализируется экономическая и  логистическая деятельность ОАО  «Ленэнерго», осуществляется построение оптимальной модели для его снабжения, а также даются рекомендации по улучшению  закупочной деятельности по данным SWOT-анализа.

 

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО  ЦИКЛА ЗАКУПОК

 

    1. Цикл снабжения и его основные операции

 

Основными звеньями логистических цепей являются закупка сырья, материалов и комплектующих, их доставка к месту производства, перемещение и хранение предметов труда в рамках производственных технологий, распределение и транспортировка изготовленной продукции к месту ее реализации, сервис после реализации. Все это относится к процессу снабжения.

Считаем необходимым отметить особую важность процесса управления снабжением, во многом именно он определяет эффективность всей логистической цепи. Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основной целью которой является управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

Цель снабжения – гарантировать надежную поставку материалов организации соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время от квалифицированного поставщика с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене. [6, с. 162]

Чтобы добиться регулярного  поступления потока материалов или  готовой продукции на производственное предприятие и объекты сферы  распределения, следует выполнить  ряд операций: определить потребность  в ресурсах; выбрать источник ресурсов; разместить и отослать заказ; проконтролировать и экспедировать заказ; получить и проверить поставку. Совокупность этих действий способствуют полноценной организации цикла снабжения.

Функциональный цикл снабжения  – логистический цикл исполнения заказа на поставку продукции производственного назначения является составной частью полного логистического цикла. [6, с. 169] Рассмотрим более подробно основные логистические операции снабжения, представленные на рисунке 1.

 

 

 

 

 







 

 

 

Рисунок 1 –  Функциональный цикл снабжения

 

В первую очередь, для осуществления закупки необходимо определить потребность организации  в материальных ресурсах. На данном этапе решаются следующие задачи: потребность в материалах; количество сырья, которое необходимо для того, чтобы произвести нужный продукт; возможности поставщиков, у которых будет закуплен товар; размер площади складских помещений; расходы, связанные с закупками, а также возможность произвести некоторые ресурсы самостоятельно, не закупая их. [5, с. 422]

Важно помнить, что дефицит ресурсов может привести к неприятным последствиям, а именно к остановке производства и соответственно к излишним расходам – росту затрат на эксплуатацию в связи с постоянными расходами и неспособностью удовлетворять требованиям клиентов к временным рамкам доставки продукции.

Потребности предприятия можно разделить на две группы, в зависимости от объема заказа на общую, валовую (брутто-потребность) и чистую (нетто-потребность), а также, в зависимости от очередности выполнения заказа на первичную, вторичную и третичную потребности. Общая потребность включает валовую потребность в объеме сырья, материалов и комплектующих для специального использования. Валовая потребность – это потребность на производство без учета имеющихся запасов или готовой продукции.

Первичная потребность  – потребность в приоритетных изделиях, т.е. они уже есть в договорах на производство и поставку. Вторичная потребность – потребность в изделиях, которые уже включены в производственную программу, но договор на поставку еще не заключен. Третичная потребность – потребность в материалах, которые нужны, чтобы обеспечивать техническую поддержку производства. [3, с. 342]

Определение источников ресурсов – для этого нужно исследовать предполагаемый рынок закупок. Такое исследование следует начать с анализа поведения рынка поставщиков. Оно включает изучение всех возможных поставщиков, выявление наиболее надежного и подходящего организации. Идентифицировать их можно по непосредственным рынкам, альтернативным рынкам и новым рынкам. Предварительное оценивание всех вариантов возможных источников для закупки материалов, а также анализ всех возможных рисков, связанных с выходом на конкретный рынок позволяет завершить исследование и определить источник ресурсов. [3, с. 342]

Следует помнить, что инвестиции, связанные с запасами и расходы должны быть минимальными. Одним из путей непрерывного потока материальных ресурсов и готовой  продукции является создание и хранение крупных запасов этих ресурсов и продукции. Запасы предполагают использование капитала, который еще никуда не инвестирован. Ежегодная стоимость текущего запаса составляет около 20-50 % от общей стоимости активов.

Прежде чем  осуществлять заказ, необходимо выбрать поставщика. Это очень важная часть снабжения, т.к. от выбора квалифицированного поставщика, от способности развивать отношения с ним, анализировать его возможности, а затем работать с ним и стремиться к постоянному совершенствованию совместной деятельности, зависит успех функции закупок. Процесс выбора поставщика включает в себя поиск информации о возможном поставщике, выбор оптимального поставщика и оценку результатов работы с выбранным поставщиком.

Также стоит отметить, что поставщик должен быть финансово стабилен, должен иметь мощнoсти для поставки необходимых материалoв, доставлять в точности то, что нужно заказчику и при этом гарантированно высокого качества, своевременно, по приемлемым ценам, а так же поставщик должен быть достаточно гибок по отношению к запросам потребителей и возникающим изменениям, иметь хорошую репутацию, удобную и легкую систему закупок и направленность на долгосрочные отношения, т.к. в дальнейшем сформируется определенная база проверенных поставщиков, что значительно ускорит их поиск и таким образом позволит работать более эффективно с меньшими затратами.

После выбора поставщика размещается заказ на закупку, который предусматривает заполнение формы заказа. В заказе учитываются условия, которые регулируют отношения покупателя и продавца.

В каждой организации есть свои формы заказа на закупку. В них обязательно должен быть серийный номер, дата заполнения, название и адрес поставщика, характеристика заказанных товаров, точное количество, предпочтительная дата доставки, условия отгрузки, оплаты и заказа. [5, с 455]

Заказ на закупку является частью юридического контракта между потребителем и поставщиком. Но пока он не одобрен и не исполняется поставщиком, т.е. не получена форма – «подтверждение», которую поставщик должен прислать в отдел закупок заказчика, заказ на закупку не может являться контрактом. Обычно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской связью. [11, с 253]

Самый распространенный пример рассылки копий заказа может иметь следующий вид: оригинал заказа, сопровождаемый вторым экземпляром, высылается поставщику, второй экземпляр подлежит возврату, как подтверждение того, что поставщик принял заказ к исполнению. Когда заказ на закупку отправлен, покупатель может контролировать ход выполнения работы и соответственно, если это требуется, ускорять выполнение заказа. В отделе контроля и экспедирования отмечается дата отправления заявки.

Функция контроля выполнения заказа – стандартная  функция, отвечающая за контроль способности поставщика выполнять свою работу в срок. В основном контроль выполнения заказа осуществляется по телефону, что дает возможность получить информацию немедленно.

Если поставщик  не способен выполнить условия договора, то рычагом давления могут являться штрафы, угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в дальнейшем. Важным значением является приемка поставленной продукции, документальное оформление поставки, проверка качества и количества товара для того, чтобы избежать угроз брака и краж. [11, с. 254]

Целью контроля полученного сырья являются: гарантия полученного заказа; требуемый уровень качества; количества сырья; отправка товара в его следующее место назначения – на склад, отдел контроля или отдел производства или использования; оформление документации, связанной с получением и регистрацией сырья.

Качество товара должно удовлетворять всем предъявленным к нему требованиям. Если контроль качества закупок не производится надлежащим образом, могут возникнуть такие издержки, как: дополнительные расходы, связанные с возвратом брака и товаров несоответствующего качества; остановка производства в случае, если, к примеру, вся партия не удовлетворяет заявленным требованиям заказчика и подлежит возврату; судебные иски и т.п.

После всех проверок осуществляется оплата заказа. Получение  счетов на оплату - это заключительный этап выполнения контракта. Необходимо проверить все счета на оплату, и если в документации нет противоречий, бухгалтерия их оплачивает. Когда оплачивают счета, в основном используют безналичный расчет, но могут производиться также наличные платежи, если иное не установлено законом. Возможны расчеты по аккредитиву, платежными поручениями, чеками, по инкассо и в других формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ними банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Информация о работе Моделирование логистического цикла закупки