Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 17:34, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломного проекта является прогнозирование спроса на продукцию фирмы с помощью статистического анализа и построения экономико-математической модели спроса предприятия, а, так как у некоторых предприятий достаточно обширный список номенклатуры и полноценное прогнозирование займет очень много времени и будет стоить очень дорого, то необходимо создание программы, позволяющей даже неспециалисту строить достаточно точные и достоверные прогнозы спроса на продукцию.
Исходя из цели вытекают следующие задачи:
- дать характеристику методам статистического анализа данных;
- дать характеристику методам экономико-математического моделирования;

Содержание

Введение 3
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 7
1.1. Основные показатели 7
1.2. Динамика основных показателей 8
ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 16
2.1. Проверка существования тенденции временных рядов методом серий, основанным на медиане выборки 17
2.2. Корреляционный анализ данных и уравнение регрессии 26
2.3. Построение математической модели с помощью уравнения множественной регрессии. 28
2.4. Построение прогнозных данных показателей и сравнение с эталонными данными 31
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПЛАТФОРМЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ 8.1 53
3.1. Постановка технического задания 54
3.2. Описание алгоритма расчета 57
3.3. Описание обработки, пользовательская форма, код 59
3.4. Инструкция пользователя 66
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение 1. 75
Приложение 2 79

Вложенные файлы: 1 файл

диплом казаковой.doc

— 1.95 Мб (Скачать файл)

     Продолжение таблицы 5.

Период действия %
15 сентября 2009 г. – 29 сентября 2009 г. 10,5
10 августа  2009 г. – 14 сентября 2009 г. 10,75
13 июля 2009 г. – 9 августа 2009 г. 11
5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г. 11,5
14 мая  2009 г. – 4 июня 2009 г. 12
24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г. 12,5
1 декабря  2008 г. – 23 апреля 2009 г. 13
12 ноября 2008 г. – 30 ноября 2008 г. 12
14 июля 2008 г. – 11 ноября 2008 г. 11
10 июня 2008 г. – 13 июля 2008 г. 10,75

 

     Для того, чтобы можно было использовать эти данные в расчетах, необходимо привести их к такому же виду, как и остальные данные. То есть вычислить среднюю ставку рефинансирования на каждый год.

     Сначала необходимо вычислить количество дней действия ставки, для этого составим такую таблицу.

     Ставка  рефинансирования по периодам действия

     Таблица 6.

Дата  начала действия Дата  окончания действия % Колво дней Сумма % за период Сумма дней Сумма % за месяц Итого средний %
01.03.2011 31.03.2011 8 31 248 31 248 8,00
28.02.2011 28.02.2011 7,75 1 7,75 28 217 7,75
01.02.2011 27.02.2011 7,75 27 209,25      
01.01.2011 31.01.2011 7,75 31 240,25 31 240,25 7,75
01.12.2010 31.12.2010 7,75 31 240,25 31 240,25 7,75
01.11.2010 30.11.2010 7,75 30 232,5 30 232,5 7,75
01.10.2010 31.10.2010 7,75 31 240,25 31 240,25 7,75
01.09.2010 30.09.2010 7,75 30 232,5 30 232,5 7,75
01.08.2010 31.08.2010 7,75 31 240,25 31 240,25 7,75
01.07.2010 31.07.2010 7,75 31 240,25 31 240,25 7,75
01.06.2010 30.06.2010 7,75 30 232,5 30 232,5 7,75
01.05.2010 31.05.2010 8 31 248 31 248 8,00
30.04.2010 30.04.2010 8 1 8 30 247,25 8,24

     Продолжение таблицы 6.

Дата  начала действия Дата  окончания действия % Колво дней Сумма % за период Сумма дней Сумма % за месяц Итого средний %
01.04.2010 29.04.2010 8,25 29 239,25      
29.03.2010 31.03.2010 8,25 3 24,75 31 262,75 8,48
01.03.2010 28.03.2010 8,5 28 238      
24.02.2010 28.02.2010 8,5 5 42,5 28 243,75 8,71
01.02.2010 23.02.2010 8,75 23 201,25      
01.01.2010 31.01.2010 8,75 31 271,25 31 271,25 8,75
28.12.2009 31.12.2009 8,75 4 35 31 278 8,97
01.12.2009 27.12.2009 9 27 243      
25.11.2009 30.11.2009 9 6 54 30 282 9,40
01.11.2009 24.11.2009 9,5 24 228      
30.10.2009 30.10.2009 9,5 1 9,5 30 299,5 9,98
01.10.2009 29.10.2009 10 29 290      
30.09.2009 30.09.2009 10 1 10 15 160,5 10,70
01.09.2009 14.09.2009 10,75 14 150,5      
10.08.2009 31.08.2009 10,75 22 236,5 31 335,5 10,82
01.08.2009 09.08.2009 11 9 99      
13.07.2009 31.07.2009 11 19 209 31 347 11,19
01.07.2009 12.07.2009 11,5 12 138      
05.06.2009 30.06.2009 11,5 26 299 30 347 11,57
01.06.2009 04.06.2009 12 4 48      
14.05.2009 31.05.2009 12 18 216 31 378,5 12,21
01.05.2009 13.05.2009 12,5 13 162,5      
24.04.2009 30.04.2009 12,5 7 87,5 30 386,5 12,88
01.04.2009 23.04.2009 13 23 299      
01.03.2009 31.03.2009 13 31 403 31 403 13,00
01.02.2009 28.02.2009 13 28 364 28 364 13,00
01.01.2009 31.01.2009 13 31 403 31 403 13,00
01.12.2008 31.12.2008 13 31 403 31 403 13,00
12.11.2008 30.11.2008 12 19 228 30 349 11,63
01.11.2008 11.11.2008 11 11 121      
01.10.2008 31.10.2008 11 31 341 31 341 11,00
01.09.2008 30.09.2008 11 30 330 30 330 11,00
01.08.2008 31.08.2008 11 31 341 31 341 11,00
14.07.2008 31.07.2008 11 18 198 31 337,75 10,90
01.07.2008 13.07.2008 10,75 13 139,75      

 

     С помощью этих данных можно получить средние значения ставки рефинансирования на каждый год.

     Полученные  данные можно отразить в виде таблицы, представленной в приложении 1.

     Ряд динамики ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, процент в виде графика.

     

     Рис.4. 

     Ряд динамики выручки от продаж тыс. руб. в виде графика.

     

     Рис.5.

     Подытоживая вышеуказанные графики, можно визуально  определить, что практически все  графики имеют сезонные колебания  с периодичностью 12 месяцев, все  имеют либо возрастающий либо убывающий тренд и, возможно, могут оказывать влияние на прогнозируемые данные спроса на продукцию.

     Более четкий ответ можно получить проанализировав  указанные временные ряды с помощью  каких-либо методов статистического  анализа.

 

      ГЛАВА 2. СТАТИСТИЧЕСКИЙ И МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ПРЕДПРИЯТИЯ 

     Так как целью данной квалификационной работы является прогнозирование, то необходимо дать определение самому понятию «прогнозирование».

     Прогнозирование – это научно обоснованное описание возможных состояний объектов в будущем, в зависимости от развития события в прошлом.

     Прогнозы  бывают следующих видов:

     - поисковые;

     - нормативные;

     - научно-технические;

     - демографические;

     - экономические;

     - социальные;

     - военно-политические;

     - и т.д.

     В данной квалификационной работе будет  использоваться экономический прогноз .

     В зависимости от масштабности объекта  прогнозирования, прогнозы могут охватывать все уровни (микро-, мезо-, макро-). Для построения прогноза будем использовать микроуровень прогноза, так как будет исследоваться и прогнозироваться один показатель одного предприятия, а не данные по республике или стране в целом.

     Важная  характеристика – время упреждения прогноза. Это отрезок времени, от момента которого имеются последние статистические данные об изучаемом объекте, до момента к которому относится прогноз.

     По  времени упреждения экономические прогнозы делятся на оперативные (с периодом упреждения до 1 месяца), краткосрочные (от нескольких месяцев до года), среднесрочные (от года до 5 лет), долгосрочные – более пяти лет. Будет строиться краткосрочный прогноз на 1 месяц.

     В прогнозировании существует несколько  этапов:

  1. Постановка задачи и сбор необходимой информации, что было выполнено в Главе 1.
  2. Первичная обработка данных – построение графиков и проверка существовании тенденции временного ряда.
  3. Определение модели для прогнозирования.
  4. Оценка параметров модели.
  5. Построение прогноза.
  6. Содержательный анализ результата прогноза.
 

     2.1. Проверка существования тенденции временных рядов методом серий, основанным на медиане выборки

     Описание  метода серий, основанного на медиане  выборки:

  1. Из исходного ряд образуется ранжированный ряд. yt = y’t
  2. Определить медиану
  3. Образуется последовательность δi из «+» и «-» по следующему правилу

  1. Подсчитывается  ν(n) число серий совокупности δi, где под серией понимается последовательность подряд идущих «+» или «-». Один «+» или «-»тоже серия.
  2. Определяется τ(n) – протяженность самой длинной серии.
  3. Проверка гипотезы, основанная на том, что при условии случайности ряда протяженность самой длинной серии не должна быть слишком большой, а общее число серий слишком маленьким.

     Поэтому для того, чтобы не была отвергнута гипотеза о случайности ряда, должны выполняться условия:

     

     Первым  временным рядом, который необходимо проверить на существование тенденции  будет ряд «Среднедушевые денежные доходы населения, руб. в месяц».

     С помощью программы MS Excel проранжируем ряд, определим медиану и проставим знаки + и -.

     Таблица 7.

yt y’t +/-
1 8239,5 8239,5 -
2 7964,8 6065,6 -
3 8245,5 6635,6 -
4 8600,2 7513,9 -
5 8682,9 7802,4 -
6 10989,8 7964,8 +
7 6065,6 8245,5 -
8 8351,3 8351,3 -
9 7802,4 8572,3 -
10 9180,6 8600,2 -
11 8572,3 8682,9 -
12 8832 8762,1 -
13 9190,2 8766,5 -
14 8762,1 8832 -
15 9504,5 9082 +
16 9896,5 9180,6 +
17 9839,5 9190,2 +
18 14365,7 9504,5 +
19 6635,6 9768,6 -
20 9082 9839,5 -
21 10033,5 9896,5 +
22 10524,7 10033,5 +
23 8766,5 10089,9 -
24 10271,8 10266,6 +
25 9768,6 10271,8 +
26 10089,9 10486,7 +

     Продолжение таблицы 7.

yt y’t +/-
27 10486,7 10524,7 +
28 11096,1 10625 +
29 10625 10989,8 +
30 14868,7 11096,1 +
31 7513,9 11114,3 -
32 10266,6 14365,7 +
33 11114,3 14868,7 +

 

     Как видно из таблицы 7, медианой является сумма 9190,2.

     Число серий ν(n) = 10, протяженность самой длинной серии τ(n) = 8, количество наблюдений n = 33.

     Так как  то гипотеза о случайности ряда отвергается, следовательно, ряд имеет тенденцию. 

     Следующим временным рядом, который необходимо проверить на существование тенденции будет ряд «Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения,  руб. в месяц».

     С помощью программы MS Excel проранжируем ряд, определим медиану и проставим знаки + и -.

     Таблица 8.

yt y’t +/-
1 3810 3810 -
2 3810 3810 -
3 3810 3810 -
4 3933 3933 -
5 3933 3933 -
6 3933 3933 -
7 4263 4263 -
8 4263 4263 -
9 4263 4263 -
10 4339 4292 -
11 4339 4292 -
12 4339 4292 -

Информация о работе Моделирование и прогнозирование спроса на продукцию предприятия с помощью платформы 1С: Предприятие 8.1