Метод прогнозирования на основе многофакторной модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время для решения задач подобного рода используются различные подходы: адаптивный регрессионный анализ, эволюционные алгоритмы самоорганизации, искусственные нейронные сети.
Адаптивные алгоритмы регрессионного анализа базируются на модифицированном методе наименьших квадратов и позволяют определить параметры и структуру регрессионного уравнения, которая обеспечивает наилучшие аппроксимационные свойства. Эти алгоритмы успешно используются для задач малой и средней размерности.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть
1.Теоретические основы использования методов моделирования и оптимизации в задачах обоснования маркетинговых решений на данном предпри-ятии………………………………………………………………………………..
1.1. Прогнозирование спроса в туризме с помощью регрессионного модели-рования……………………………………………………………………………
2. Методы маркетингового исследования в туризме, основные этапы маркетингового исследова-ния………………………………………………………...
3. Общая характеристика предприятия………………………………………….
II Математическая часть
2. Основы изучения корреляционного анализа…………………………………
III Практическая часть
3. Метод прогнозирования на основе многофакторной модели…………….
3.1. Множественная корреляция на примере 2-х факторов…………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_emm.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

    Проверка гипотезы Н0 о равенстве нулю генерального коэффициента парной корреляции двумерной нормально распределенной случайной величины осуществляется в следующей последовательности:

вычисляется значение статистики t;

при уровне значимости  для двусторонней области определяется критическая точка распределения Стьюдента tкр(n–2; ).

Сравнивается значение статистики t с критическим значением tкр(n–2;  ). Если t < tкр (п–2; ), то нет оснований отвергнуть нулевую гипотезу, иначе гипотеза Н0 отвергается (коэффициент корреляции значим).

     Когда модуль величины ik близок к единице, распределение ik отличается от распределения Стьюдента, так как значение  ik  ограничено справа единицей. В этом случае применяют преобразование yik=0,5ln[(1+| ik |)/(1–|ik |)]. Величина yik не имеет указанного ограничения, она при п > 10 распределена приблизительно нормально с центром  1( ik)=0,5ln[(1+| ik|)/(1–|ik|)]+0,5| ik|/(n–1) и дисперсией  2(ik)= 2(ik)=1/(п–3). Если значение центрированной и нормированной величины (yik – 1( ik))/ (ik) превышает значение квантили уровня 1– /2 нормального распределения стандартизованной величины, то нулевая гипотеза отвергается.

     Таким образом, постановка задачи линейного корреляционного анализа формулируется в следующем виде.

    Необходимо определить  оценки коэффициентов корреляции  для всех или только для  заданных пар параметров и  оценить их значимость. Незначимые  оценки приравниваются к нулю.

Допущения:

выборка имеет достаточный объем. Понятие достаточного объема зависит от целей анализа, требуемой точности и надежности оценки коэффициентов корреляции, от количества факторов. Минимально допустимым считается объем, когда количество наблюдений не менее чем в 5–6 раз превосходит количество факторов;

выборки по каждому фактору являются однородными. Это допущение обеспечивает несмещенную оценку средних величин;

матрица наблюдений не содержит пропусков.

    Если необходима проверка  значимости оценки коэффициента  корреляции, то требуется соблюдение  дополнительного условия – распределение вариант должно подчиняться нормальному закону.

Задача анализа решается в несколько этапов:

проводится стандартизация исходной матрицы;

вычисляются парные оценки коэффициентов корреляции;

проверяется значимость оценок коэффициентов корреляции, незначимые оценки приравниваются к нулю. По результатам проверки делается вывод о наличии связей между вариантами (факторами).

III Практическая часть

3. Метод прогнозирования на основе многофакторной модели

Уравнение регрессии для моделируемого показателя с изменяющимися во времени коэффициентами представляются в следующем виде:

yt = b0t + Ʃ bit ˣ xit , (3.1)

где: yt – значение моделируемого показателя в момент времени t;

       xit – значение i-го фактора в момент времени t;

       bit – текущее значение i-го коэффициента регрессии ( i = 0,m).

       По справедливому мнению авторов этого метода, анализ динамики коэффициентов регрессии совместно с анализом динамики самих факторов расширяет возможности перспективного анализа, позволяющего определить влияние факторов на моделируемый показатель. Причем степень влияния каждого фактора на значение моделируемого показателя авторы условно разделяют на две составляющие:

   - кволитивную (качественную, интенсивную), показывающую изменение величины  моделируемого показателя за счет изменений самих факторов;

   - квонтативную (количественную, экстенсивную), показывающую изменение величины моделируемого показателя за счет изменения факторов во времени.

   Возможность применения  предлагаемой адаптивной регрессии были проиллюстрированы мною на примере организации, предоставляющей туристические услуги. Исходные данные для проведения соответствующего анализа представлены в таблице 3.1.

Динамика показателей деятельности организации

                                                                                                               Таблица 3.1.

Год

Месяц

Число клиентов

Затраты на ПО

Прибыль

2011

Янв

1707

3200

10500

 

Фев

1801

3460

12128

 

Мар

1864

3500

12160

 

Апр

1925

3750

13890

 

Май

1980

4260

13445

 

Июн

2039

4870

12123

 

Июл

2089

4880

13675

 

Авг

2139

5680

13823

 

Сен

2189

5720

14464

1

2

3

4

5

 

Окт

2238

5830

15123

 

Ноя

2287

5940

14780

 

Дек

2331

6890

14865

2012

Янв

2389

7550

15092

 

Фев

3414

8340

25764

 

Мар

5189

10120

40623

 

Апр

5964

12230

46798

 

Май

6164

12470

45846

 

Июн

6373

14890

48124

 

Июл

6852

16240

49383

 

Авг

6912

16710

50920

 

Сен

7016

17560

51220

 

Окт

7123

18430

52087

 

Ноя

7206

18500

53070

 

Дек

7200

19500

56700


Из этой таблицы следует:                                                                                                                        

                                                                                                                Таблица 3.2

 

 

Коэф-ты

А2

А1

А0

-0,41395863

8,881829444

-2670,819924

Ошибка коэф.

0,213229778

0,532096064

517,1232432

Коэф.детерм.

Ошибка У

0,995764668

1230,810587

 

Статистика

Степ.св.

2468,644666

21

 

Регр.сум.кв.откл.

Ост.сум.кв.откл.

7479473446

31812788,71

 

 

Затем убираем столбец затраты и анализируем как изменятся показатели А1, А0.

                                                                                                          Таблица 3.3.

Год

Месяц

Число клиентов

Прибыль

2011

Янв

1707

10500

 

Фев

1801

12128

 

Мар

1864

12160

 

Апр

1925

13890

 

Май

1980

13445

 

Июн

2039

12123

 

Июл

2089

13675

 

Авг

2139

13823

 

Сен

2189

14464

 

Окт

2238

15123

1

2

3

4

 

Ноя

2287

14780

 

Дек

2331

14865

2012

Янв

2389

15092

 

Фев

3414

25764

 

Мар

5189

40623

 

Апр

5964

46798

 

Май

6164

45846

 

Июн

6373

48124

 

Июл

6852

49383

 

Авг

6912

50920

 

Сен

7016

51220

 

Окт

7123

52087

 

Ноя

7206

53070

 

Дек

7200

56700


 

 

                                                                                                        Таблица 3.4.

 

Коэф-ты

А1

А0

7,872006318

-2591,148375

Ошибка коэф.

0,118918456

546,9711733

Коэф.детерм.

Ошибка У

0,995004541

1305,970941

Статистика

Степ.св.

4381,999742

22

Регр.сум.кв.откл.

Ост.сум.кв.откл.

7473763912

37522322,17


 

Из данной таблицы видно, что показатель А1 уменьшился, а показатель А0 увеличился.

Затем убираем столбец число клиентов а анализируем показатели А1, А0.

                                                                                                          Таблица 3.5.

Год

Месяц

Затраты на ПО

Прибыль

2011

Янв

3200

10500

 

Фев

3460

12128

 

Мар

3500

12160

 

Апр

3750

13890

 

Май

4260

13445

 

Июн

4870

12123

 

Июл

4880

13675

 

Авг

5680

13823

 

Сен

5720

14464

 

Окт

5830

15123

 

Ноя

5940

14780

 

Дек

6890

14865

1

2

3

4

2012

Янв

7550

15092

 

Фев

8340

25764

 

Мар

10120

40623

 

Апр

12230

46798

 

Май

12470

45846

 

Июн

14890

48124

 

Июл

16240

49383

 

Авг

16710

50920

 

Сен

17560

51220

 

Окт

18430

52087

 

Ноя

18500

53070

 

Дек

19500

56700


 

                                                                                                         Таблица 2.6.

   

А1

А0

Коэф-ты

3,065457841

-418,5975648

Ошибка коэф.

0,165746604

1842,313766

Коэф.детерм.

Ошибка У

0,939570286

4542,250529

Статистика

Степ.св.

342,0593117

22

Регр.сум.кв.откл.

Ост.сум.кв.откл.

7057381357

453904877,2


 

Из данной таблицы видно, показатель А1 уменьшился, а показатель А0 увеличился.

 

3.1. Множественная корреляция  на примере 2-х факторов

 

Строим график по исходным данным ( на примере линейной функции П ):

                                                                                                                Таблица 3.1.

x1

x2

y

1

1707,00

3200,00

10500,00

2

1801,00

3460,00

12128,00

3

1864,00

3500,00

12160,00

4

1925,00

3750,00

13890,00

5

1980,00

4260,00

13445,00

6

2039,00

4870,00

12123,00

7

2089,00

4880,00

13675,00

8

2139,00

5680,00

13823,00

9

2189,00

5720,00

14464,00

10

2238,00

5830,00

15123,00

11

2287,00

5940,00

14780,00

1

2

3

4

12

2331,00

6890,00

14865,00

13

2389,00

7550,00

15092,00

14

3414,00

8340,00

25764,00

15

5189,00

10120,00

40623,00

16

5964,00

12230,00

46798,00

17

6164,00

12470,00

45846,00

18

6373,00

14890,00

48124,00

19

6852,00

16240,00

49383,00

20

6912,00

16710,00

50920,00

21

7016,00

17560,00

51220,00

22

7123,00

18430,00

52087,00

23

7206,00

18500,00

53070,00

24

7200,00

19500,00

56700,00

Информация о работе Метод прогнозирования на основе многофакторной модели