Метод прогнозирования на основе многофакторной модели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2014 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время для решения задач подобного рода используются различные подходы: адаптивный регрессионный анализ, эволюционные алгоритмы самоорганизации, искусственные нейронные сети.
Адаптивные алгоритмы регрессионного анализа базируются на модифицированном методе наименьших квадратов и позволяют определить параметры и структуру регрессионного уравнения, которая обеспечивает наилучшие аппроксимационные свойства. Эти алгоритмы успешно используются для задач малой и средней размерности.

Содержание

Введение
I Теоретическая часть
1.Теоретические основы использования методов моделирования и оптимизации в задачах обоснования маркетинговых решений на данном предпри-ятии………………………………………………………………………………..
1.1. Прогнозирование спроса в туризме с помощью регрессионного модели-рования……………………………………………………………………………
2. Методы маркетингового исследования в туризме, основные этапы маркетингового исследова-ния………………………………………………………...
3. Общая характеристика предприятия………………………………………….
II Математическая часть
2. Основы изучения корреляционного анализа…………………………………
III Практическая часть
3. Метод прогнозирования на основе многофакторной модели…………….
3.1. Множественная корреляция на примере 2-х факторов…………………

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_emm.doc

— 421.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

       Работа посвящена исследованию методов прогнозирования в задачах обоснования маркетинговых решений. Для решения задач прогнозирования используются адаптивные модели, позволяющие оценивать степень влияния факторов на моделируемый показатель в динамике.

В настоящее время для решения задач подобного рода используются различные подходы: адаптивный регрессионный анализ, эволюционные алгоритмы самоорганизации, искусственные нейронные сети.

Адаптивные алгоритмы регрессионного анализа базируются на модифицированном методе наименьших квадратов и позволяют определить параметры и структуру регрессионного уравнения, которая обеспечивает наилучшие аппроксимационные свойства. Эти алгоритмы успешно используются для задач малой и средней размерности.

В случае большой размерности применяются эволюционные алгоритмы самоорганизации, которые базируются на методе группового учета аргументов.

Отличительная особенность алгоритмов на основе моделирования искусственных нейронных сетей заключается в возможности аппроксимировать моделируемый показатель с высокой точностью, обеспечивая хорошие экстраполяционные свойства. Использование рассматриваемых алгоритмов позволяет также решать задачу оптимизации моделируемого показателя, в том числе и при наличии неопределенности исходной информации.

 Целью данной курсовой работы является закрепление  теоретических знаний по курсу «ЭММ».

В данной курсовой работе выполнено использование методов моделирования и оптимизации.

Объектом исследования является малое предприятие, специализирующееся на туристических путевках.

Работа состоит из введения, основной части, заключения.

Основная часть состоит из двух глав. В первой главе дается теоретическое обоснование темы.

Во второй главе рассчитываются методы прогнозирования.

При написании работы использовалась учебная и научная литература в области «ЭММ».

 

 

I Теоретическая часть

 

       1.Теоретические основы использования методов моделирования и оптимизации в задачах обоснования маркетинговых решений на данном предприятии

1.1. Прогнозирование спроса в туризме с помощью регрессионного моделирования

 

Развитие туризма, как никакая другая отрасль экономики, стимулирует создание рабочих мест и развитие малого бизнеса. Она распределяет ресурсы между отраслями, оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, сфера услуг, торговля, строительство, производство товаров народного потребления и составляет одно из наиболее перспективных направлений структурной перестройки экономики России. 
    Специфика рыночной деятельности предполагает оперативность и гибкое реагирование туристских фирм на обстановку, складывающуюся на рынке.  
    Индивидуализация потребительского спроса, использование как массового – стандартизированного, так и дифференцированного предложения туристских товаров и услуг, концентрация капитала и технологические процессы в индустрии туризма обуславливают необходимость усиления внимания к проблемам маркетинговых исследований, стратегий и планирования.  
    Обобщения научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и украинских предприятий позволяет определить характерные черты развития рынка туристских услуг. 
    На сегодняшний день – это интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения.  
   Многие компании индустрии туризма периодически испытывают трудности и встречаются с неопределенностью в будущем. В постоянно меняющейся конкурентной среде бизнеса возрастает необходимость прогнозирования спроса, что является основой эффективного планирования.  
    Спрос в туризме выражается количеством прибывших из страны происхождения туристов в страну назначения или расходами, осуществляемыми в стране. 
    В экономическом анализе существует несколько направлений, работа в которых обещает увеличение точности прогнозов, но ни все они могут учитывать специфические характеристики туристских услуг.  
    Для прогнозирования спроса в туризме целесообразно воспользоваться регрессионной моделью, так как этот метод базируется на вероятностной оценке развития процесса в будущем на основе статистической закономерности, выявленной по данным прошлого периода.  
    Такой подход позволяет оценить количественные соотношения между прогнозируемыми переменными и теми переменными, которые скорее всего оказывают влияние на эти переменные.

Для оценки используются ретроспективные данные.  
     Далее перспективные значения определяются с помощью прогнозирования влияния переменных и уже оцененного соотношения. 
     На первом этапе построения модели для прогнозирования размера рынка оценивают те переменные, которые влияют на спрос международного туризма. В качестве переменных модели принимают участие следующие величины:  
1. Доход на душу населения в стране происхождения (при частных туристских поездках или поездках с целью навестить родственников и друзей обычно используют персональный доход, а при деловых поездках – другие общие показатели дохода, например, национальный доход).  
2. Стоимость, которая включает расходы на транспортировку до места назначения, выраженные в валюте страны происхождения (расход на транспортировку определяется с помощью тарифов перелета на воздушном транспорте, либо стоимости горючего при использовании наземного транспорта), и затраты, произведенные в месте назначения (цена проживания и т.д.).  
3. Обменный курс, хотя он уже инкорпорирован (присоединен) в некоторой мере в другие ценовые показатели. На практике люди могут быть более осведомлены об обменных курсах, чем об относительной цене проживания как в стране происхождения, так и в стране пребывания.  
4. Стоимость замещающих продуктов. Потенциальные туристы обычно при планировании своего отпуска в каком-либо туристском центре сравнивают расходы на его проведение с расходами дома и расходами во время предыдущих отпусков, проведенных в других местах. Такой сравнительный анализ может являться важным детерминантом спроса для международного туризма в данное место назначения из определенного места происхождения. Следовательно, сравниваемые расходы могут быть включены в приведенную выше модель в виде средневзвешенных величин (расходы на транспорт и проживание).  
5. Переменная составляющая события может быть включена в модель спроса международного туризма для утверждения влияния одного из исторических событий.  
6. Параметр, называемый трендом, может отображать изменения популярности туристского центра за исследуемый период времени.  
7. Показатель активности продвижения туристского продукта отражают расходы на его продвижение за рубежом. Эти расходы учитываются руководством туристского центра и могут играть существенную роль при определении уровня спроса международного туризма. Они исчисляются в валюте страны, где осуществляются, т.е. страны происхождения.  
8. Переменные, которые подтверждают привязанность к той или иной местности (если проведенный отпуск у туристов оставит приятные воспоминания о туристском центре, то они непременно вернутся туда).  
    Процесс прогнозирования в туризме с помощью регрессионного анализа включает следующие этапы:

- отбор переменных, влияющих на  прогнозируемую переменную спроса, и установление математической формы взаимоотношениями между ними;  
     - использование базы данных для установления меры воздействия влияющих переменных на прогнозируемые переменные в прошлом. 
    Очень важно проводить оценку параметров (их знака и величины), получаемых с помощью регрессионной модели, для определения корректных (допустимых) теоретически (соответствующих требованиям экономической теории) параметров.

    Проведенный анализ позволит выявить распространение обнаруженных в прошлом закономерностей на будущее, а также изучить воздействие изменений разных экономических факторов на спрос международного туризма. 
    Исследование также позволит лучше понять запросы рынка и снизить вероятность риска в соответствии с изменениями, которые постоянно там происходит.

2. Методы маркетингового  исследования в туризме,

                основные этапы маркетингового исследования

Маркетинговые исследования – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.

Маркетинговые исследования различной глубины и направленности проводятся компаниями на протяжении всего существования. Без данных о Вмкетинговой ситуации ни одно предприятие не сможет вырабатывать стратегические и тактические решения относительно рынка. Исследования могут проводиться силами предприятия либо с помощью специализированных агентств.

Система маркетинговых исследований является составляющей частью системы маркетинговой информации предприятия, включающей сведения о целевых рынках, каналах маркетинга, конкурентах, контактной аудитории, факторах макросреды.

Основные цели маркетинговых исследований связаны с мониторингом за процессом реализации маркетинговых планов, уменьшением неопределенности, снижением рисков и получением информации для принятия маркетинговых решений.

Чаще всего необходимость в маркетинговых исследованиях возникает при наличии маркетинговых проблем. К типичным признакам наличия Вмкетинговых проблем можно отнести:

-  снижение объемов продаж;

-  неудовлетворенность потребителя;

-  ситуацию, когда реальные результаты отличаются от прогнозируемых и др.

Возникает вопрос «Почему»? Почему возникли эти проблемы? Причин может быть множество: неудовлетворительное качество продукта, более грамотная политика конкурентов, изменившиеся предпочтения потребителей, не информированность потенциальных клиентов, определенное влияние СМИ на потребительское поведение и пр. Маркетинговое исследование позволяет определить причину и собрать необходимую информацию для решения данных проблем.

Компании, прибегающие к маркетинговым исследованиям, должны быть хорошо знакомы с их спецификой, чтобы уметь получать нужную информацию по приемлемой цене. В противном случае они могут допустить сбор ненужной информации или нужной информации, но с непомерно высокими издержками, либо неправильно истолковать полученные результаты. Даже если компания привлекает для проведения исследований высококвалифицированных специалистов, важно знать технологию проведения маркетинговых исследований с тем, чтобы участвовать в его планировании и последующей интерпретации полученной информации.

Если рассматривать маркетинговое исследование как  целенаправленный процесс, необходимо выделить ряд последовательных этапов, представляющих в совокупности некую схему действий (рис.1.1). 

 

 

 

                                                       Рис. 1.1. Схема маркетингового исследования  

 

Выявление проблем и формулирование целей исследования. На первом этапе необходимо четко определить проблему и  согласовать цели исследования. Некорректной будет формулировка «Собрать данные о рынке туристских услуг». Любой рынок может исследоваться по сотням параметров, поэтому важно конкретизировать маркетинговую проблему. Например, для туристского предприятия время от времени актуализируется проблема, связанная с недостаточным количеством привлекаемых клиентов. В связи с этой проблемой возникает ряд вопросов.

1. Каким образом клиенты выбирают  себе туристскую компанию?

2. Как заинтересовать своим предложением большее количество Вмииальных туристов? После такой конкретизации проблемы и вытекающих под –проблем можно приступить к формулировке целей исследования.

Цели маркетинговых исследований могут быть поисковыми, т. Е. предусматривать сбор каких-то предварительных данных, проливающих свет на проблему, а возможно и помогающих выработать гипотезу. Они могут быть описательными, т. Е. предусматривать описание определенных явлений. Например, выяснить численность потребителей, предпочитающих активный отдых, или численность тех, кто слышал о турфирме «ХХХ». Бывают и экспериментальные цели, т. Е. предусматривающие проверку гипотезы о какой-то причинно-следственной связи, например о том, что снижение цены на тур на 10 % приведет к увеличению продаж на 15 %.

Отбор источников информации. На втором этапе необходимо определить вид информации и пути ее наиболее эффективного сбора. Информация может быть первичной или вторичной. «Первичными» являются данные, являющиеся результатом нового исследования. «Вторичными» – полученные сведения из уже опубликованных материалов маркетинговых исследований. Источники вторичной информации, в свою очередь, разделяются на: внутренние и внешние. Информация является внутренней в том случае, если она касается проблем самой организации, и внешней – если имеет отношение к факторам маркетинговой среды за пределами фирмы, например, информация о потребительском поведении или о конкурентах.

На рис. 1.2. показаны основные ресурсы вторичной информации. 

 

 

 

                                                                                   Рис. 1.2. Вторичные ресурсы 

 

Вторичные данные служат отправной точкой исследования. Они выгодно отличаются тем, что обходятся дешевле и более доступны. Однако нужных сведений во вторичных ресурсах может и не быть либо они могут оказаться устаревшими, неполными или ненадежными. В этом случае нужно собирать первичные данные, которые, вероятно, окажутся и более актуальными, и более точными. В то же время сбор первичной информации требует гораздо больше времени и связан со значительными затратами средств.

Для сбора первичных данных составляется специальная программа, включающая разработку решений, относительно механизмов получения информации. На рис. 1.3. показаны основные элементы этой программы. 

 

 

 

                                       Рис. 1.3. Основные элементы программы исследования  

 

Сбор информации. Разработав программу исследования, необходимо собрать информацию. Как правило, это самый дорогой и самый чреватый ошибками этап исследования. В зависимости от объема выборки требуется определенное количество обученных работников, владеющих технологией сбора информации.

Собранная информация заносится на различные носители: бумажные, электронные, аудиовизуальные. Следует учитывать, что во время сбора информации исследователи могут столкнуться с рядом трудностей. Например, некоторых опрашиваемых может не оказаться ни дома, ни на работе, и попытку вступить с ними в контакт придется повторить. Часто встречается ситуация, когда респонденты отказываются отвечать вообще или на некоторые вопросы. Некоторые ответы на вопросы могут быть пристрастны или неискренни. И, наконец, пристрастным и неискренним может оказаться и сам ведущий исследование. Соответственно чем сложнее метод исследования, тем больше требований предъявляется к исследователям и организационным аспектам самого процесса.

Анализ собранной информации. Следующий этап маркетингового исследования – извлечение из совокупности полученных данных наиболее важных сведений и результатов. Количественные данные, в отличие от качественных, анализировать несколько проще. Хотя и здесь можно столкнуться с элементарными ошибками в подсчетах. Сложность анализа качественной информации в том, что результаты могут интерпретироваться по-разному, в зависимости от квалификации аналитика.

Исследователь сводит полученные данные в таблицы.  На основании этих таблиц выводят или рассчитывают такие показатели, как распределение частотности, средние уровни, степень рассеяния и пр. Затем исследователь обрабатывает полученные данные с помощью современных статистических методик и моделей принятия решений, применяемых в системе анализа маркетинговой информации.   

Информация о работе Метод прогнозирования на основе многофакторной модели