Методики прогнозирования продаж на месяц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:54, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка методики прогнозирования продаж на месяц (по-недельно и по дням) в ООО «ТС «Вэлс». Для того, чтобы осуществить поставленную цель необходимо выполнить следующие задачи дипломной работы:
анализ системы планирования ООО «ТС «Вэлс», выявление недостатков существующей ситуации;
изучение, выбор и составление методики прогнозирования;
составление базы данных на основе отчетов о реализации продукции, включающей в себя переменные, необходимые для построения прогноза;
построение регрессионных моделей динамики продаж, выбор «наилучшей», исходя из принципа минимума СКО и максимума коэффициента детерминации, оценивание ошибок;
применение полученной методики для составления перспективного плана продаж на следующий месяц и оценивание его точности путем сравнения с фактическими продажами.

Содержание

Введение
1 СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ И АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ООО «ТОРГОВАЯ СЕТЬ «ВЭЛС» ЗАО «СИБИРСКАЯ АГРАРНАЯ ГРУППА»
1.1 Информация о предприятии…………………………………….....9
1.2 Система планирования в ООО «ТС «Вэлс»……………………..11
2 МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ ДАННЫЕ, МОДЕЛИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
2.1 Некоторые определения…………………………………….……..13
2.2 Корреляционный анализ…………………………………….….….14
2.3 Линейные по коэффициентам модели…………………….……...16
2.4 Анализ погрешностей…………………………………………..….19
3 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Прогноз предпраздничных продаж…………………………….…21
3.1.1 Прогноз предпраздничных продаж на 23 февраля и
8 марта…………………………………………………………….21
3.1.2 Сравнение полученных прогнозных данных с реальными данными……………………………………………………………26
3.1.3 Прогноз предпраздничных продаж на
31 декабря 2007г…………………………………………………..28
3.2 Недельный прогноз и прогноз по дням месяца……………….….29
4 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НИР
4.1 Планирование НИР…………………………………………….…..44
4.1.1 Организация и планирование этапов и работ по выполнению НИР…………………………………………………44
4.2 Определение плановой себестоимости проведения НИР….……48
4.2.1 Материальные затраты…………………………………..….49
4.2.2 Затраты на оплату труда работников,непосредственно занятых выполнением НИР………………………………………50
4.2.3 Отчисления из заработной платы (ЕСН)……………….….52
4.2.4 Работы, выполняемые сторонними организациями………53
4.2.5 Амортизация основных фондов…………………………....53
4.2.6 Прочие прямые расходы…………………………………....54
4.3 Расчет показателей организационно-экономической эффективности………………………………………………………….54
5 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
5.1 Анализ опасных и вредных факторов……………………….……56
5.1.1 Электромагнитное излучение………………………….…..56
5.1.2 Статическое электричество…………………………….…..57
5.1.3 Освещенность…………………………………………….…57
5.1.4 Некомфортабельные условия………………………….…...58
5.2 Электробезопасность………………………………………….…...58
5.3 Производственная санитария……………………………….……..60
5.3.1 Микроклимат………………………………………….…….60
5.3.2 Расчет потребного воздухообмена……………...…….……62
5.3.3 Расчет искусственного освещения……………………..…..63
5.3.4 Психоэмоциональное напряжение……………….………...67
5.4 Пожарная безопасность……………………………………….…...68
Заключение………………..……….…………….…………………..……...…70
Den Schluss………………..……….…………….…………………..……...…71
Список литературы………………...………...……………………….….…....72
……………

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 4.05 Мб (Скачать файл)

       Временной ряд обычно колеблется вокруг тренда, причем отклонения от тренда часто  обнаруживают правильность. Это связано с естественной периодичностью, например, сезонной или недельной, месячной или квартальной. Иногда наличие периодичности и тем более ее причины неясны, и наша задача – выяснить, действительно ли имеется периодичность.

    Будем брать за единицу времени период в одну неделю, т.к. существуют недельные колебания, т.е. понижение активности в пятницу и субботу, и всплеск активности в остальные дни недели.

       Общее представление о характере поведения  экономических показателей дает график их изменений, представленных на рисунках.

      Рассмотрим  подробно такую позицию как колбаса.

Рисунок 3.1- Динамика изменения проданной продукции с 1.01.06 – 7.01.07г.г. (время - в неделях, значения - в кг.) 

      Анализируя  динамику, представленную на  рисунке видно, что новогодняя предпраздничная неделя, а также неделя после праздника выпадает из общей линии тренда. Поэтому построим модель без учета этого «особого» периода.

    Построим  график выборочной автокорреляционной функции – коррелограмму.

Рисунок 3.2- Коррелограмма продаж колбасы 

    Из  анализа коррелограммы можно  сделать вывод о нестационарности временного ряда, а также можно  определить сезонность, так как значение выборочной автокорреляционной функции  убывает достаточно медленно с ростом лага. Под не стационарным понимается временной ряд, в котором случайный процесс, равный абсолютным приращениям значений временного ряда с некоторым лагом, не меняет функции распределения, и его параметры не зависят от времени.

    Согласно  обработанным данным можно сказать, что присутствует годовая сезонность. В связи с этим было принято решение включить в модель периодические функции синус и косинус, которыми можно описать происходящие на рынке сезонные колебания. Составим уравнение тренда:

    

,

    где   - время, в неделях;

                 - константы уравнения регрессии;

                 - искомое уравнение тренда.

                Для определения  коэффициентов и оценки модели будем  использовать программу “EViews 3.0”. Для определения коэффициентов модели программа проводит расчеты методом наименьших квадратов. 

Таблица 3.1 Формализованное описание математической модели

 

    Из  таблицы видно, что все коэффициенты значимы по критерию Стьюдента ( ). Значит построенный нами тренд адекватно описывает исходные данные.

    На  следующем рисунке  показана динамика фактического и модельного значения продукции.

    

Рисунок 3.3- Динамика фактического и модельного значения продаж колбасы (сверху) и график ошибок (снизу)

(время  – в неделях, значения –  в кг.) 

     Можно сделать вывод, что зависимость  продукции представляется уравнением вида:

Y1=90 402, 17

Y53=114 674, 48

     Таким образом, средний годовой коэффициент прироста равен:

     Предположим, что в 2007 году не произошло никаких  существенных изменений и тренд 2006 года можно продолжить и на 2007, найдем изменение объема продукции  на 23 февраля и 8 марта 2007 года.

     Так как в 2006 году 23 февраля приходилось  на четверг, а 8 марта - на среду, а в 2007 году 23 февраля – пятница, 8 марта  – четверг, то прогнозные данные на 2007 необходимо сместить на 1 день.

       Дадим оценку полученным результатам. Сделаем  это при помощи среднеквадратического отклонения. По формуле (2.6) найдем среднеквадратическое отклонение.

     Для того чтобы определить, с каким уровнем доверия мы рассчитали погрешность, можно воспользоваться неравенством Чебышева (2.10).

      Таким образом, можно сделать вывод, что при уровне доверия 0,95 прогноз на предпраздничные продажи будет лежать в коридоре: 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 3.2 Прогноз на предпраздничные продажи 2007 года.

  Колбаса

2006

Колбаса

2007

13 февраля 16781,219 23018,26232
9200
14 февраля 18124,616 13573,31169
9200
15 февраля 10687,647 17800,09902
9200
16 февраля 14015,826 18562,63242
9200
17 февраля 14616,246 13856,75664
9200
18 февраля 10910,832 4874,99025
9200
19 февраля 3838,575 21606,95069
9200
20 февраля 17013,347 26761,64828
9200
21 февраля 21072,164 19958,94662
9200
22 февраля 15715,706 13074,53443
9200
  Колбаса 2006 Колбаса

2007

27 февраля 15729,446 18875,18069
9200
28 февраля 14862,347 16484,06025
9200
1 марта 12979,575 15409,7863
9200
2 марта 12133,69 19227,78984
9200
3 марта 15139,992 17599,0123
9200
4 марта 13857,49 5233,04643
9200
5 марта 4120,509 30871,50036
9200
6 марта 24308,268 26767,14611
9200
7 марта 21076,493 8887,22378
9200
 

3.1.2 Сравнение полученных прогнозных данных с реальными данными 

    Проанализировав рис. 3.4 и 3.5, можно сделать вывод о том, что построенный нами тренд не всегда адекватно описывает исходные данные. Это объясняется тем, что данные за 2006 год, по которым строился прогноз, имеют необъяснимые спады и падения. Следует учитывать, что в некоторых случаях значение ошибки практически равно прогнозному значению.

    

Рисунок 3.4- Прогноз, реальные данные и коридор ошибок для февраля 2007 г.

    

   Рисунок 3.5- Прогноз, реальные данные и коридор ошибок для марта 2007 г. 

 

3.1.3  Прогноз предпраздничных продаж на 31 декабря 2007г. 

     Исходя  из анализа данных, было установлено, что рост продукции в целом имеет линейный тренд и сезонность. Коэффициент прироста для колбасы составляет 1,27.

     Таким образом, проанализировав данные с 18.12.06 по 31.12.06, можно дать прогноз  на 2007 год. При этом считаем, что общая тенденция развития производства не меняется.

     При прогнозе следует учитывать, что 31 декабря 2006 года – это воскресенье, а в 2007 году – понедельник. При этом необходимо учитывать, что прогнозные значения лежат в интервале  9200.

     Новогодние продажи 2007 года будут иметь вид (рис.3.6).

       
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 3.6- Прогноз и коридор ошибок для декабря 2007 г. 

 

3.2  Недельный прогноз и прогноз по дням месяца  

       Для анализа были использованы данные об объеме проданной продукции, кг. –  дневные данные с 02.01.2006 по 25.04.2007.

Рисунок 3.7- Динамика изменения проданной продукции с 2.01.06 по 25.04.07 (время - в днях, значения - в кг.) 

       Анализируя  динамику, представленную на  рисунке 3.7 видно, что в 2006 году 6 марта и 29 декабря выпадают из общей линии тренда. Это связано с праздниками. В предпраздничные дни продажи увеличиваются, после праздников - уменьшаются. Также если обратить внимание на февраль и март 2007 года, то можно заметить, что на последние дни этих месяцев приходилась усиленная продажа колбасы. Это связано с стремлением выполнением плана продаж. Построим модель, учитывающую эти «особые» точки

       Построим  график выборочной автокорреляционной функции – коррелограмму.

Рисунок 3.8- Коррелограмма продаж колбасы 

     Из  анализа рисунков 3.7 и 3.8 можно сделать вывод о нестационарности временного ряда, так как значение выборочной автокорреляционной функции убывает достаточно медленно с ростом лага. Не трудно заметить, что каждый седьмой день (воскресенье) выделяется на общем фоне. Под не стационарным понимается временной ряд, в котором случайный процесс, равный абсолютным приращениям значений временного ряда с некоторым лагом, не меняет функции распределения, и его параметры не зависят от времени. По рис. 3.8 также можно определить сезонность и недельную цикличность.

     Рассмотрим  некоторые модели. 

     Модель  № 1

     

    где   - время, в днях;

                 - константы уравнения регрессии;

                 - искомое уравнение тренда.

    Для определения коэффициентов и  оценки модели будем использовать программу  “EViews 3.0”. Для определения коэффициентов модели программа проводит расчеты методом наименьших квадратов. 

     Таблица 3.3 Формализованное описание математической модели

     

    На  следующем рисунке показана динамика фактического и модельного значения продаж колбасы для этой модели.

Рисунок 3.9- Динамика фактического и модельного значения продаж для модели №1 (сверху) и график ошибок (снизу)

(время  – в днях, значения – в кг.) 

     Данная  модель отражает только годовые колебания (период 365 дней) и не отражает колебания «внутри» недели.  Поэтому оценка дисперсии имеет большой порядок ( ) и коэффициент детерминации близок к нулю (R2=0,029).

     В следующей модели опишем дневную динамику внутри недели. Введем специальные функции:  fst , отражающую спад в воскресенье, и косинус с периодом семь дней (одна неделя), отражающий пики в течение недели. 

     Модель  № 2

     

    где   - время, в днях;

                 - константы уравнения регрессии;

                 - искомое уравнение тренда;

                   
 

 

 
 

Рисунок 3.10- Динамика фактического и модельного значения продаж для модели №2 (сверху) и график ошибок (снизу)

(время  – в днях, значения – в кг.)

     Оценка  дисперсии уменьшилась( ) и коэффициент детерминации увеличился (R=0.54), но функция косинус не достаточно отражает пики в течении недели. В следующей модели учтем каждый день недели специальной функцией. 

Информация о работе Методики прогнозирования продаж на месяц