Эффективность фискальной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: изучить основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики, инструменты бюджетно-налоговой политики и их эффективность в различных экономических условиях. Сделать анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси, оценив влияния применения отдельных инструментов бюджетно-налоговой политики на уровень ВВП, занятость.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Основные подходы в реализации бюджетно-налоговой политики 5
1.1 Сущность и виды бюджетно-налоговой политики 5
1.2 Эффективность фискальной политики 11
2 Монетаризм и кейнсианство о механизме реализации и эффективности бюджетно-налоговой политики 20
2.1 Бюджетно-налоговая политика. Кейнсианская концепция 20
2.2 Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция 21
3 Анализ применения бюджетно-налоговых инструментов в Беларуси 31
3.1 Бюджетная политика Республики Беларусь 31
3.2 Анализ развития бюджетно-налоговой политики Беларуси за период 2008–2011 гг 32
3.3 Бюджетно-налоговая политика Республики Беларусь в 2012 году 38
3.4 Проблемы реализации фискальной политики Республики Беларусь на современном этапе 42
3.5 Налоговая нагрузка в Беларуси до 2015 г. 46
3.6 Совершенствование бюджетно-налоговой политики Республики Беларусь 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный курсач.docx

— 492.63 Кб (Скачать файл)

Кейнс не исключал государственного воздействия на потребительский спрос, но считал это делом второго ранга.

Он выступал за более равномерное распределение национального дохода. Увеличение доходов и покупательной способности малообеспеченных слоев населения (через повышение пенсий, стипендий, льготное налогообложение) способствовало бы росту эффективного спроса на предметы потребления.

Стимулирование потребления как канала подкачки эффективного спроса, по Кейнсу, носит подчиненный характер.

Рассматривая эффект мультипликатора, Кейнс имел ввиду в первую очередь расходы из государственного бюджета, в том числе на общественные работы. Он иронично замечал, что можно было бы организовать и бессмысленные работы, чтобы только занять безработных. Например, наполнять старые бутылки банкнотами и закапывать их в землю в бездействующих шахтах, предоставив возможность безработным выкапывать эти банкноты из земли. Это способствовало бы исчезновению безработицы и увеличению как реальных доходов общества, так и его капитального богатства.

Стимулирующий эффект мультипликатора зависит от многих факторов. Если увеличиваются налоги, то величина реального мультипликатора снижается. Если слишком значителен импорт, то часть новых доходов «уплывет» за границу, увеличится дефицитность платежного баланса. [1, c.270-272]

Инвестиционная деятельность, как известно, наименее стабильна, она сильнее подвержена внешним воздействиям, чем, скажем, сфера потребления. На учете действия мультипликационных связей строится экономическая политика, принимаются решения по регулированию экономической жизни. [5, c.34-36]

    1. Бюджетно-налоговая политика. Монетаристская концепция

 

Монетаризм – школа экономической мысли, отводящая деньгам определяющую роль в колебательном движении экономики. Главную причину нестабильности экономики представители этой школы усматривают в неустойчивости денежных параметров.

В центре внимания монетаристов находятся денежные категории, денежно- кредитные инструменты, банковская система, денежно-кредитная политика. Они рассматривают эти процессы и категории, чтобы выявить связь между объемом денежной массы и уровнем совокупного дохода. По их мнению, банки – ведущий инструмент регулирования, при непосредственном участии которого изменения на денежном рынке трансформируются в изменения на рынке товаров и услуг.

Внимание к монетаристской теории возросло со второй половины 70-х – начала 80-х гг. В этот период обнаружилось, что кейнсианские методы дают сбои. Начался поиск новых подходов к восстановлению экономического равновесия. У Кейнса наиболее острой проблемой, поставленной в центр анализа, была безработица, обеспечение занятости и экономического роста. Теперь на первый план выдвинулась задача регулирования инфляции. [7, c.320]

В спорах и дискуссиях экономистов возникали самые различные трактовки причин инфляции. Многие по-прежнему считали, что надо регулировать спрос, но расходились относительно того, как это делать. Меры, направляемые на текущий ремонт хозяйственного механизма, игнорировали задачи долгосрочной политики.

Среди экономистов стал популярен лозунг «Назад к Смиту», что означало отказ от методов активного государственного вмешательства и регулирования, поспешную разработку новой доктрины.

Следует заметить, что с моненатаристскими концепциями сторонники этого направления и их признанный глава Милтон Фридмен выступали еще в 50-х гг., но тогда из предложения и выводы особой популярностью не пользовались. Они были востребованы позже, когда на повестку дня выдвинулись новые проблемы.

Чтобы представить концепцию Фридмена, выделим исходные положения, в той или иной мере разделяемые его сторонниками.

1.Признание устойчивости  денежного хозяйства. Рыночная экономика, по мнению монетаристов, сама в силу внутренних тенденций и условий стремится к стабильности, к саморегулированию. Система рыночной конкуренции обеспечивает высокую стабильность. Цены выполняют роль главного инструмента, обеспечивающего корректировку в случае нарушения равновесия.

Постулат об устойчивости частного, рыночного хозяйства направлен против утверждения Кейнса о необходимости государственного вмешательства, которое, дескать, нарушает естественный процесс.

2. Приоритетность денежных  факторов. Среди различных инструментов, воздействующих на экономику, предпочтение  предлагается отдать денежным  инструментам. Именно они (а не  административные, не ценовые инструменты, не налоговая система) способны  наилучшим образом обеспечить  экономическую стабильность как  главную цель регулирования.

Кейнс оценивал бюджетную политику как инструмент, достаточно точный, быстрый и предсказуемый по результатам. В отличие от него Фридмен характеризует подобным образом денежно-кредитную политику.

Он исходит из того, что между движением денег (темпами роста денежной массы) и динамикой валового национального продукта существует достаточно тесная корреляционная связь. Ускорение или замедление темпов роста денежной массы сказывается на совокупном денежном обороте, а значит, на развитии деловой активности, циклических колебаниях производства.

3.Регулирование должно  ориентироваться не на текущие, а на долгосрочные задачи. Последствия  колебаний денежной массы сказываются  на основных экономических параметрах  не сразу, а с некоторым разрывом  во времени. Временной разрыв  составляет обычно несколько  месяцев. Он неодинаков по странам, зависит от состояния конъюнктуры, других факторов.

Текущие коррективы с целью воздействия на конъюнктуру обычно запаздывают. Экономические условия быстро меняются. Денежная политика призвана ориентироваться не текущие эффекты и краткосрочные изменения, а носить долгосрочный характер.

Монетаристская концепция опирается на количественную теорию денег, хотя ее интерпретация несколько отличается от традиционной. [7, c.321-322]

Исходные положения монетаристской теории – устойчивость рыночного механизма, его способность к саморегулированию; при этом имеется в виду наличие в обществе определенных условий. Оптимизация структуры богатства предполагает, что средний класс обладает основными факторами богатства и может выбирать, что полезнее для максимизации доходов. Необходимы предпосылки для свободного вложения ресурсов и перемещения активов; совокупный спрос на деньги должен стабилизироваться. [1, c.328]

Согласно представлениям монетаристов, инфляция – чисто денежное явление. По словам Фридмена, «центральным актом является то, что инфляция всегда и везде представляет собой денежный феномен». Причина инфляции – избыток денежной массы, «много денег – мало товаров». Изменения в спросе на деньги обычно возникают как реакция на происходящие процессы, на рыночную ситуацию, перемены в сфере хозяйственной политики.

Монетаристы различают две разновидности инфляции: ожидаемую (нормальную) и непредвиденную (не соответствующую прогнозам и представлениям участников экономического процесса). При ожидаемой инфляции создаются предпосылки для достижения равновесия на рынках товаров и услуг: темп роста цен соответствует ожиданиям и расчетам людей. Государство в той или иной форме информирует о предполагаемом росте цен, скажем, на 3% в год, и к этому приспосабливаются продавцы, покупатели.

Иное дело, если темп инфляции выходит за границы ожидаемого.Резкий рост цен сопровождается различными нарушениями, отклонениями от привычного ритма хозяйственной деятельности.

Цены на товары, по Фридмену, похожи на термометр в том смысле, что последний регистрирует жару, но не создает ее. Но подобная аналогия вводит в заблуждение. «Разбитый термометр не оказывает никакого влияния на измеряемое им явление; он просто увеличивает нашу неосведомленность. Цены не только измерительный инструмент, они также играют жизненно важную роль в самом экономическом процессе».

В данном случае более уместна аналогия с паровым котлом, приводящим в движение воздуходувку. «Контролируя температуру в одной комнате путем отключения находящегося в ней радиатора, вы просто увеличите опасность его взрыва. Отключая или включая отдельные радиаторы, вы находите способ регулировать температуру в различных комнатах».

Используя аналогию с паровым котлом, Фридмен стремится подкрепить свое отрицательное отношение к регулированию роста цен. Он утверждает, что контроль над ценами и заработной платой не способен устранить инфляцию. [1, c.328-329]

Непредвиденная инфляция ведет к увеличению безработицы. Если в краткосрочном периоде имеет место обратная зависимость между инфляцией и безработицей, то в долгосрочном периоде эта зависимость исчезает. В долгосрочном плане не существует альтернативы между уровнем инфляции и размерами безработицы. Постоянно возобновляемая политика денежного стимулирования совокупного спроса порождает не стабильную, а все увеличивающуюся инфляцию; среднегодовой рост цен происходит уже не 3%, 6%, затем 10% и т.д. Вместе с ростом цен происходит увеличение числа безработных.

Отсюда делается вывод: необходимо перекрыть каналы, порождающие непредвиденную инфляцию. Программа борьбы с инфляцией направлена на обеспечение низких темпов роста денежной массы.

Нужно устранить дефицит государственного бюджета («дефициты бюджета часто служат источником денежной экспансии», «дефициты являются источником инфляции», если «они финансируются путем денежной эмиссии»). Нужно ограничить давление профсоюзов; сократить государственные расходы, в том числе средства, выделяемые на поддержание полной занятости («политика полной занятости может стать источником инфляции, если она рождает чрезмерную денежную эмиссию»).

Оптимальный рост цен должен быть стабильным на протяжении длительного времени, этому призвана способствовать денежно-кредитная политика государства. Между темпом роста денежной массы и ростом цен не существует точного, жестко определенного соотношения. В начальный период инфляции денежная масса в обращении растет быстрее, чем цены.

Рост цен рассматривается в этот период «жизненного цикла» инфляции как временное, случайное явление. Затем ситуация меняется: «Так как покупательная способность денег снижается, то они становятся дорогим способом хранения активов». От «лишних» денег стремятся освободиться. «Поэтому на данной ситуации цены растут быстрее, чем количество денег, и иногда намного быстрее».

Что касается инфляции издержек, то, по словам Фридмена, она не заслуживает особого внимания: «теория инфляции издержек имеет очень ограниченное применение». При этом делается ссылка на то, что подлинные источники денежной экспансии были очень различны в разные времена и в разных районах. Чтобы притормозить инфляцию издержек, монетаристы выдвигают два рецепта: поддержание конкуренции и использование плавающего курса валют. [1, c.329-330]

Как было отмечено выше, денежная политика должна быть направлена на достижение соответствия между спросом на деньги и их предложением. Рост денежного предложения (процент прироста денег) должен быть таким, чтобы обеспечивалась стабильность цен. Фридмен исходит из того, что маневрировать с различными показателями прироста денег весьма сложно.

Прогнозы центрального банка нередко ошибочны. Трудно, а скорее, и невозможно выяснить, какие именно факторы оказывают воздействие на экономическое развитие. Принимаемые решения, как правило, запаздывают.

«Если рассматривать кредитно-финансовую область – в большинстве случаев скорее всего будет принято неправильное решение, поскольку принимающие решение рассматривают лишь ограниченную область и не принимают во внимание совокупность последствий всей политики в целом», - писал Фридмен. По его мнению, центральному банку следует отказаться от конъюнктурной политики краткосрочного регулирования и перейти к политике долгосрочного воздействия на экономику, постепенного увеличения денежной массы.

Как уже было отмечено, монетаристская концепция и монетаристские рецепты отличаются от кейнсианских, а иногда и противоречат им. Вместе с тем было бы неправильно проводить резкую грань между этими двумя подходами к проблеме экономического регулирования. Обе теории построены применительно к условиям, прежде всего, рыночной экономики. В известной мере они взаимодополняют друг друга, составляя теорию определения общего дохода, Фридмен – зависимость доходов от денег. Вместе с тем между подходами Кейнса и Фридмена имеются немалые различия. В самом общем, схематическом виде они представлены в таблице 2.1

 

Таблица 2.1 - Основные постулаты концепций монетаристской и кейнсианской школ

Кейнс

Фридмен

Необходимо вмешательство государства

Рынок способен к саморегулированию

Занятость зависит от совокупного спроса

Экономика сама установит уровень производства и занятости

Денежная масса нейтральна к производству

Денежная масса – причина роста цен и изменения конъюнктуры

Главная проблема - безработица

Главная проблема - инфляция

Нужна гибкая денежная политика

Необходима стабильная денежная политика

Бюджетный дефицит – способ стимулирования спроса

Дефицит бюджета – причина инфляции

Кейнсианство – теория экономического роста

Монетаризм – теория экономического равновесия


 

 

Следует иметь ввиду, что концепция Фридмена представляет собой не только теорию монетарного режима и монетарной политики для стабильной экономики с невысоким темпом инфляции. По сути, она содержит и другую часть (или раздел), включающую систему мер для экономики переходного периода. Для решения задач переходного характера предусматриваются иные эффекты, стимулы и меры, другой монетарный режим. Предусматривается отказ от регулирующей роли государства и его участия в создании денег. Предлагается система мероприятий для перехода к свободным ценам. Делается упор на проведение приватизации и всемерное расширение частного сектора. [1, c.330-333]

Информация о работе Эффективность фискальной политики