Экононика труда, основные показатели, уровень занятности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:46, доклад

Краткое описание

Рынок – это совокупность сделок купли и продажи товаров. Если рыночную сделку представить с экономической точки зрения, то она представляется в виде акта товарно-денежного обращения. С юридической же стороны – это действие граждан и юридических лиц, обретающее форму договора купли-продажи.
Рынок труда – сфера взаимоотношений продавцов рабочей силы и покупателей-работодателей. На нём взаимодействуют те, кто имеет желание работать (к ним относятся как занятые, так и безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Доклад по экономике труда.doc

— 64.00 Кб (Скачать файл)

Приднестровский государственный  университет им. Т. Г. Шевченко

 

 

 

 

Доклад

 

по дисциплине: "Экономика труда"

 

на тему: «Регулирование занятости и рынка труда»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка  3 курса,  307 группы

экономического  факультета

Кожухарь М.С.

 

Работу проверила:

Преподаватель Терзи Н.В.

Тирасполь 2012г.

 

Оглавление

 

Введение

Как известно, рыночная экономика помимо финансового, товарного  и других рынков в качестве составляющего  включает и рынок труда.

Рынок – это  совокупность сделок купли и продажи  товаров. Если рыночную сделку представить  с экономической точки зрения, то она представляется в виде акта товарно-денежного обращения. С юридической  же стороны – это действие граждан  и юридических лиц, обретающее форму договора купли-продажи.

Рынок труда  – сфера взаимоотношений продавцов  рабочей силы и покупателей-работодателей. На нём взаимодействуют те, кто  имеет желание работать (к ним  относятся как занятые, так и  безработные) и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг.

Рынок труда  исследователи относят к списку самых несовершенных рынков.1

Данная тема занимает одно из первых мест в спектре  современных экономических проблем, поскольку занятость является значительным сектором социально-экономического развития общества, сочетающим в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. А рынок труда, в свою очередь, – один из главных факторов, формирующих ВВП, с одной стороны, а с другой – через него в значительной мере осуществляется социальная функция государства.

Целью моей работы служит исследование государственной  деятельности, нацеленной на регулирование  рынка труда и занятости населения, ознакомление с понятием рынка труда, с его составляющими, определение главных тенденций и направлений развития и регулирования занятости.

 

Глава 1. Специфика рынка труда

Как на всяком рынке, количество реализуемого товара (в  рассматриваемом случае – это  уровень занятости) и его цена (заработная плата) устанавливаются вследствие взаимодействия спроса и предложения. Всё же рынок труда значимо отличается от других рынков, например, рынка обычных товаров и услуг. В чём специфика рынка труда?

1. Неотделимость труда от его обладателя. На рынке труда покупатель приобретает право на использование трудовых услуг и в то же время вступает в контакт с человеком, права которого обязан соблюдать.

2. Длительная продолжительность контакта продавца и покупателя.

3. Существенная роль неденежных аспектов договора. Покупатель должен соблюдать регламентированные условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы карьерного и профессионального роста, микроклимат в коллективе и т.д.

4. Наличие немалого числа институциональных структур специфического рода. К ним относят:

- система трудового законодательства, регламентирующая условия найма, оплаты и увольнения работников;

- разнообразные организации  и службы регулирования занятости;

- государственные программы  в сфере труда и занятости;

5. Высокая степень индивидуализации сделок. Каждый работник в своём роде уникален, а всякое рабочее место в той или иной степени отличается от другого и запрашивает к претендентам свои специфические требования.2

Глава 2. Концепции регулирования

Известно несколько  теорий функционирования рынка труда, и каким является механизм его регулирования. Можно выделить два главных подхода к решению данного вопроса.

Первая концепция  – неоклассическое направление  регулирования занятости.

Эта концепция родилась в  период расцвета капитализма. Представители  неоклассического подхода (американские и английские экономисты Дж. Перри, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Д. Гилдер, Р. Холл и др.) выступали за либерализацию экономических отношений и избавление от государственного вмешательства в эту сферу. Согласно данному подходу главным рыночным регулятором выступает цена рабочей силы (заработная плата). Именно с помощью зарплаты регулируется спрос и предложение рабочей силы, поддерживается их равновесие. При определённых условиях равновесие нарушается и тогда вероятно возникновение такого негативного явления как безработицы. К условиям, способствующим отклонению заработной платы от её равновесного значения, представители неоклассической теории относят государство, профсоюзы и крупные корпорации.

Вторая концепция –  кейнсианское направление регулирования занятости. Неоклассическая теория в трудах Дж. Кейнса подверглась критике и модификации.

Рынок труда, по мнению Кейнса, находится в состоянии постоянного  неравновесия. Регулирование подобного  рынка за счёт ставок заработной платы  и гибкости цен не представляется возможным, поскольку цена рабочей силы (заработная плата) жёстко фиксирована. Полная занятость обеспечивается путём регулярного вмешательства в экономику государства, которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос (объем производства), может устранить имеющееся неравновесие на рынке труда. При этом нужно тщательно выбирать направления и средства осуществления государственной политики на рынке труда, соблюдать баланс между экономическим ростом и гуманными принципами развития общества.

Глава 3. Методы государственного регулирования

«Ситуация в  сфере занятости свидетельствует  о том, что способность рынка  труда к саморегулированию на сегодняшний момент всё ещё незначительна. Данное обстоятельство предопределяет необходимость использования элементов государственного правового регулирования в этой сфере».3

В целях уменьшения остроты  социальных проблем, вызванных ростом безработицы, и создания условий  экономического роста государством разрабатываются меры противодействия  росту безработицы и обеспечения устойчивого функционирования рынка труда. Вся совокупность употребляемых форм и методов при этом подразделяется на две группы: меры активного и пассивного характера.

Активный метод  содержит меры, стимулирующие создание новых рабочих мест, расширение производственного  потенциала, развитие малого и среднего предпринимательства, профессиональное обучение безработных, привлечение  их к активной трудовой деятельности, меры по сохранению занятости на функционирующих предприятиях.

Пассивный метод  охватывает мероприятия по оказанию материальной помощи безработным, досрочное  оформление пенсий, предоставление неоплачиваемых отпусков.

Активные меры оказывают содействие заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивные меры выполняют функцию социальной поддержки.

Глава 4. Меры обеспечения  занятости населения

Важнейшим направлением деятельности государства на рынке  труда служит разработка и проведение мер, нацеленных на обеспечение занятости. Эти меры заключаются в содействии трудоустройству лиц, потерявших работу, и в виде материальной помощи безработным.

Для осуществления  государственной политики в области  занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий создается государственная служба занятости населения.

Государственная служба занятости является структурой особых государственных органов, призванных обеспечить решение вопросов занятости  населения, координацию, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки и оказании социальной поддержки безработным.

Влияние государственного регулирования в сфере занятости  идёт по следующим важнейшим направлениям:

1) программы  по стимулированию повышения  занятости и увеличению числа  рабочих мест в госсекторе;

2) программы  по подготовке и переподготовке  рабочих кадров;

3) программы  содействия найму рабочей силы.

Глава 5. Содействие занятому населению

Регулирующая  функция государства на рынке  труда не может ограничиваться содействием  трудоустройству незанятого населения, а охватывает и область «занятого» наёмного труда. Политику занятости  нельзя сводить лишь к помощи безработным, так как пространство рынка труда – это ещё и вся совокупность отношений в сфере занятости. «Тот факт, что рынок труда не сводится к отношению безработные – вакансии, а охватывает всю сферу наёмного труда, имеет сугубо практическое значение. Из этого следует, что объектом политики рынка труда и занятости должен быть широкий спектр трудовых отношений и вовлечённых в него лиц».4 Политика же помощи безработным обязана являться лишь узкой частью общей стратегии политики государства на рынке труда.

Политика занятости  призвана задействовать весь спектр факторов, определяющих успех трудовой деятельности человека, критериями которого служат размер заработка, продвижение по службе, стабильность занятости, возможность переобучаться и повышать свою квалификацию непосредственно на производстве.

Если заострить  внимание на области трудовых отношений, участниками которых являются работник и работодатель, то и здесь, если общество желает достичь результативного  взаимодействия этих субъектов, необходимо вмешательство государства. В этом случае государство обеспечивает защиту интересов работника, как менее сильного партнёра, в рамках законотворческой деятельности, путём установления гарантированного минимума трудовых прав работников и максимума его обязанностей, учреждая правила приёма и увольнения работников.

Так, например нормы  Кодекса законов о труде Российской Федерации доскональное регламентируют основания и порядок прекращения  трудового договора (контракта) по инициативе работодателя, предусматривает компенсации  при увольнении работника, ограничивает условия привлечения к материальной ответственности работника и виды дисциплинарных взысканий.

Говоря о  связи работодателей и государства  на рынке труда, подобает отметить деятельность государства по стимулированию работодателей  к сохранению и организации новых рабочих мест, развитию предпринимательской активности, участию в процессе социального партнёрства. Так, например, Департаментом службы занятости сообща с Администрацией Нижегородской области и города Нижнего Новгорода был организован областной конкурс работодателей – женщин, создающих новые рабочие места для безработных граждан. В конкурсе принимали участие 34 женщины, уже имеющие личное дело. По итогам конкурса трём предпринимательницам была выражена финансовая помощь в размере 550 тыс. рублей для создания 32 рабочих мест.

Заключение

В современных  условиях экономического и социального  развития необходимость государственного регулирования рынка труда не порождает сомнений. Отдельно следует  отметить, что те меры, предпринимаемые  государством, путём воздействия на рынок труда, должны соответствовать интересам и наёмных работников, и предпринимателей.

Государство должно стать "катализатором" в сотрудничестве и взаимодействии работодателей, профсоюзов и местных органов власти в  обеспечении наибольшей и результативной занятости. Многое можно осуществить в рамках предприятий, но при содействии органов власти. Это – решение проблем избыточной рабочей силы путём создания альтернативной занятости, переобучения, расширения производства предметов потребления, помощи высвобождаемым рабочим в создании мелких предприятий или кооперативов, увеличения сроков заблаговременного уведомления рабочих и служащих о предстоящих увольнениях, что, как показывает практика, укорачивает период вынужденной безработицы.

Государственная политика устремлена на развитие трудовых ресурсов, в том числе, разработку специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы.

Список литературы

 

  1. Программа содействия занятости населения Нижегородской области на 1998 год.
  2. Экономика труда. Социально-трудовые отношения: учебник. / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. − М: ЭКЗАМЕН, 2006.
  3. Котляр А.Н. О понятии рынка труда. / Вопросы экономики. − 1998.
  4. Рынок труда и занятость населения: учебное пособие. / Под ред. Л.А. Кузнецовой, И.Ю. Нестеренко, А.П. Мельникова. − Челябинск, 1994. – 91 с.

1 Самуэльсон П. Экономика. Вводный курс. − М., 1964. − С. 613.

2 Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений. − М., 1995. − С. 121-123.

3 Трудовое и социальное право России. Учебное пособие для ВУЗов. / Под ред. проф. Анисимова Л.Н. − М., 1999. − С. 79.

4 Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека: учебное пособие для высших учебных заведений.  − М. 1995. С. − 121.




Информация о работе Экононика труда, основные показатели, уровень занятности