Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 04:46, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы социально-экономического прогнозирования развития муниципального образования
2.Сущность социально-экономического прогнозирования
3.Этапы прогнозирования социально-экономического развития муниципального образования
4.Необходимость стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная по муницип. управлению.docx

— 37.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Этапы прогнозирования социально-экономического  развития муниципального образования

 

Необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории, является анализ социально-экономического положения муниципального образования. Он проводится путем сопоставления  фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с  фактическими показателями за предшествующие периоды.

Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и  негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной  деятельности, выявление резервов роста.

С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования  обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям.

По завершении анализа  возможно сравнение отдельных показателей  с показателями соседних муниципальных  образований, сходных по специализации  и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и  стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее  принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования.

Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие  нормативно-правовые акты различных  уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей.

Оценивается также воздействие  на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ показателей для  каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций.

На этой основе экономическая  служба администрации проводит сводный  анализ социально-экономического положения  территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов  и планов социально-экономического развития муниципального образования.

Основными исходными данными  для анализа социально-экономического положения муниципального образования  являются данные, получаемые от органов  государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и пр.

Органы местного самоуправления могут также получать отдельные  интересующие их данные непосредственно  от хозяйствующих субъектов, расположенных  на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании  должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб  и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т.д. При использовании  такой информации важно оценивать  уровень ее достоверности и объективности.

Измерителями уровня отдельных  показателей социально-экономического положения муниципальных образований  служат минимальные государственные  социальные стандарты и нормативы, а также строительные, экологические и другие нормативы. Строительные нормы и нормативы определяют, в частности, параметры и размеры земельных участков градостроительных объектов различного назначения и используются в качестве расчетных при разработке градостроительных решений. Такие нормы и нормативы разработаны для учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения, спортивных и физкультурно-оздоровительных сооружений, учреждений культуры и искусства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания, предприятий связи, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.

Социальные нормы и  нормативы используются при решении  вопросов, связанных с развитием  учреждений социальной сферы муниципального образования. В 1999 г. Правительство РФ одобрило Методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры. Органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать указанную методику при разработке планов инвестиционной деятельности по развитию социальной инфраструктуры на территории субъектов РФ.

Экологические нормы и  нормативы по загрязнению воздушного бассейна, водоемов и почв на территории муниципального образования устанавливаются  государственными органами и могут  служить основанием для принятия управленческих решений по исправлению  сложившейся экологической ситуации.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования  завершается формулированием и  количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем  создает объективную основу для  системного построения структуры целей  и задач программ комплексного социально-экономического развития.

Система планирования комплексного социально-экономического развития муниципального образования включает в себя три  взаимосвязанных элемента: прогнозирование, текущее планирование и перспективное (стратегическое) планирование.

Для муниципального хозяйства  в целом и отдельных муниципальных  предприятий и учреждений может  быть разработан директивный план, обязательный для исполнения.

Основу прогноза составляют показатели социально-экономического развития Российской Федерации и  соответствующего субъекта РФ, а также  дефляторы, характеризующие изменение  ценовых факторов по сравнению с  предыдущим годом. Эти показатели доводятся  до сведения муниципального образования  органами государственной власти.

Разработка прогноза комплексного социально-экономического развития осуществляется по тем же группам показателей, которые  использовались при анализе социально-экономического положения. В прогнозе важно сформулировать основные цели и задачи муниципального образования на планируемый период и пути их достижения. Далее эти  цели конкретизируются по направлениям. Разработка прогноза развития и бюджета  муниципального образования на очередной  год должны вестись совместно.

Для большинства муниципальных  образований, особенно имеющих моноструктурный характер экономики, в основу прогноза должны быть положены прогнозы и планы развития градообразующих предприятий. Именно они определяют налоговый контингент местного бюджета, занятость населения, участие предприятий в комплексном социально-экономическом развитии территории и содержании отдельных сфер муниципального хозяйства. Прогнозные показатели развития градообразующих предприятий и формы их участия в развитии территории должны быть предметом совместного детального рассмотрения и согласования между администрацией муниципального образования и руководителями предприятий. Сложнее прогнозировать показатели развития малых и средних предприятий, когда основой исследования служат данные предыдущих лет и экспертные оценки.

Текущее планирование и  прогнозирование в муниципальном  образовании осуществляется на очередной  год с разбивкой по кварталам. На основании прогноза социально-экономического развития территории и вытекающих из него бюджетных проектировок администрация  разрабатывает комплексный годовой  план социально-экономического развития территории. В нем устанавливаются конкретные задачи и показатели для всех сфер муниципальной деятельности: жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, связи, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной поддержки отдельных слоев населения, образования, культуры, спорта, молодежной политики и т. д. Поскольку сумма отраслевых заявок всегда превышает возможности бюджета, необходимо организовать компетентное рассмотрение всех предложений, обеспечить их отбор в соответствии с выбранными приоритетами. Решающая роль в этой работе принадлежит экономической службе администрации.

Существенной составной  частью годового плана являются муниципальные  целевые программы по решению  отдельных задач развития, которые  также должны быть увязаны с прогнозируемыми  объемами бюджетных ассигнований. И  здесь необходим тщательный анализ и отбор заявок. Комплексный план социально-экономического развития территории и целевые программы к нему вносятся главой администрации на рассмотрение представительного органа местного самоуправления вместе с бюджетом и  должны утверждаться совместно, во взаимной увязке.

 

 

 

 

 

1.3 Необходимость  стратегического планирования в  муниципальном образовании

 

Разделение планирования на текущее и стратегическое —  одна из важнейших особенностей современной  теории управления. В отличие от текущего, стратегическое планирование предполагает учет влияния внешней среды на современное и будущее состояние муниципального образования, его сильных и слабых сторон (недостатков и преимуществ) и активное использование этой информации для определения стратегии развития. Стратегическое планирование является важнейшей составной частью общей системы стратегического управления муниципальным образованием.

Необходимость стратегического  планирования комплексного социально-экономического развития муниципальных образований  все больше осознается органами местного самоуправления. Однако недостаток опыта  стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей  и приоритетов перспективного развития муниципальных образований создает  почву для неэффективных управленческих решений. Вследствие слабой научной  и организационно-методической обеспеченности стратегического планирования разработанные концепции и стратегические планы зачастую носят декларативный характер, отсутствуют механизмы их реализации.

Недоучет стратегических факторов может привести к серьезным  последствиям для муниципального образования, особенно если требуется структурная  перестройка экономики территории. Такая необходимость может возникнуть, например, в связи с исчерпанием запасов полезных ископаемых, снижением потребности в продукции градообразующего предприятия, утраты им конкурентоспособности в результате старения технологии и оборудования, сокращения государственного заказа на оборонную продукцию и т. п. Следствием таких событий являются массовая безработица в муниципальном образовании, снижение жизненного уровня населения, рост социальной напряженности. Поэтому одна из важнейших задач стратегического планирования — предвидение грядущих перемен и своевременное принятие необходимых упреждающих решений.

Обобщение результатов теоретических  исследований и опыта практических разработок в сфере комплексного социально-экономического развития муниципальных  образований России позволяет рекомендовать  два основных прогнозных документа, подлежащих разработке на муниципальном  уровне. Это концепция социально-экономического развития и разрабатываемая на ее основе комплексная программа (стратегический план) социально-экономического развития муниципального образования. Может  быть разработан и один обобщающий документ.

В зависимости от стоящих  задач концепции и стратегические планы бывают среднесрочные (3-4 года) и долгосрочные (до 10-15 лет). Чем глубже характер предстоящих перемен, тем  на больший срок разрабатывается  стратегический план, но и в долгосрочных программах важно выделять среднесрочную  перспективу.

Структура этой концепции  обусловлена системой целей и  задач социально-экономического развития муниципального образования может включать следующие разделы.

Для этих разделов характерно следующее содержание.

1. Стартовые условия и  оценка исходной социально-экономической  ситуации. Прежде всего анализируется имеющаяся информация о социально-экономической ситуации и концепции развития страны и региона, без чего разработка реального стратегического плана развития отдельного муниципального образования невозможна. Затем рассматриваются роль и место данного муниципального образования в стране и регионе, особенности его социально-экономического положения, предпосылки и условия развития. Объем и задачи анализа были рассмотрены выше.

2. Стратегические цели  и приоритеты социально-экономического  развития. Здесь рассматривается  стратегический выбор муниципального  образования. Две крайних позиции  в этом вопросе могут быть  следующими:

сохранение существующего  направления развития (инерционная  стратегия);

полная смена приоритетов  и структурная перестройка экономики  муниципального образования (инновационная  стратегия).

В действительности, скорее всего, потребуется сочетание обеих  этих стратегий в разных пропорциях, в зависимости от конкретных условий  данного муниципального образования. С учетом этого должны быть определены ч основные цели и задачи перспективного развития. Они должны носить вариантный характер и учитывать возможные сценарии развития государства в целом, его экономической политики и политики субъекта РФ. Чаще всего рассматриваются три сценария: оптимистический, пессимистический и средний.

Стратегический выбор  — самый ответственный момент в разработке концепции и стратегического  плана, поскольку он предопределяет все остальные решения.

Информация о работе Экономический анализ, планирование и прогнозирование экономического развития МО