Экономический анализ деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 00:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты производственной мощности;
2) рассмотреть методики ее расчета;
3) провести общую характеристику предприятия ОАО «Вита»;
4) проанализировать степень использования производственной мощности в целом, по предприятию и по отдельным цехам;
4) разработать мероприятия, способствующие рациональному использованию производственной мощности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...2
Глава 1. Производственная мощность предприятия
1.1 Теоретические основы производственной мощности………………........4
1.2 Методика расчета производственной мощности……………………..…..17
Глава 2. Анализ использования производственной мощности предприятия на примере ОАО «Вита»
2.1 Общая характеристика предприятия……………………………………...22
2.2 Степень использования производственной мощности ОАО «Вита»…..29
2.3 Пути рационального использования производственной мощности ОАО «Вита»……………………………………………………………………………….44
Заключение……………………………………………………….……..49
Список литературы…………………………………………………….52

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая трубочкина.docx

— 106.64 Кб (Скачать файл)

Разработаны и предложены следующие варианты рационального использования производственных мощностей ОАО «Вита».

Первый вариант, реализация которого принесет предприятию наибольший эффект, – это использование всех имеющихся производственных мощностей предприятия в полную силу, включая пассивную часть основных производственных фондов.

Известно, что причиной недозагруженности мощностей является, главным образом, недостаток покупателей-заказчиков.

Вторая, не менее важная причина, – дефицит качественного молочного сырья, что также влияет на снижение объемов производимой продукции.

Снижение в 2011 году уровня производства таких значимых для предприятия видов продукции, как масло, творог и сухое молоко подтверждает незначительное сокращение спроса на них.

Решением данной проблемы может быть освоение новых рынков сбыта, завоевание большего сегмента потребителей, успешное позиционирование своей продукции на рынке, проведение промо-акций с целью создания благоприятного имиджа компании. Необходимо усилить маркетинговую стратегию, активно вести рекламную политику с целью повышения информированности о торговой марке.

Поскольку ОАО «Вита» производит виды молочной продукции, уникальную по свойствам, и отличную от производимой конкурентом, поэтому для завоевания большего сегмента омских потребителей необходимо стимулировать спрос именно на такие виды продукции.

Новые заказы позволят увеличить выпуск продукции, загрузив производственные мощности предприятия. Однако этот путь развития потребует значительных денежных вложений на продвижение продукции в омской области и в других регионах. Окупаемость данных проектов происходит через 3–6 месяцев, посредством повышения объема продаж.

Повышение объемов производства напрямую зависит от эффективной эксплуатации основных производственных фондов предприятия. Улучшение использования действующих основных фондов, в том числе вновь введенных в эксплуатацию, может быть достигнуто благодаря:

1) повышению  интенсивности использования производственных  мощностей и основных фондов;

2) повышению экстенсивности их  загрузки. Более интенсивное использование  производственных мощностей и  основных фондов достигается, прежде  всего, за счет технического совершенствования  последних.

Существенным направлением повышения эффективности использования производственных мощностей является совершенствование структуры основных производственных фондов. Поскольку наибольшее увеличение выпуска продукции достигается, в основном, в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных фондов.

Увеличение основных фондов вспомогательного производства ведет к росту фондоемкости продукции, так как непосредственного увеличение выпуска продукции при этом не происходит. Но без пропорционального развития вспомогательного производства основные цехи не могут функционировать с полной отдачей. Поэтому установление оптимальной производственной структуры основных фондов на предприятии – важнейшее направление улучшения их использования

Интенсивность использования производственных мощностей повышается также путем совершенствования технологических процессов. Организации непрерывности производства на базе оптимальной концентрации производства однородной продукции, выбора сырья, его подготовки к производству в соответствии с требованиями заданной технологии и качества выпускаемой продукции.

Обеспечение равномерной, ритмичной работы цехов и производственных участков, проведение ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость производственных процессов и обеспечить увеличение производства продукции в единицу времени, на единицу оборудования или на 1 м.2 производственной площади.

Улучшение экстенсивного использования основных фондов предполагает, с одной стороны, увеличение времени работы действующего оборудования в календарный период (в течение смены, суток, месяца, квартала, года).

С другой стороны, увеличение количества и удельного веса действующего оборудования в составе всего оборудования, имеющегося на предприятии и в его производственном звене. В том числе запуск в производство пригодного, но простаивающего оборудования. Увеличение времени работы оборудования можно достичь за счет:

1) улучшения ухода за основными фондами, соблюдения предусмотренной технологии производства;

2) совершенствования организации производства и труда, что способствует правильной эксплуатации оборудования;

3) недопущение простоев и аварий, осуществление своевременного и  качественного ремонта, сокращающего  простои оборудования в ремонте.

Для лучшей информированности управленческого аппарата информацией о фактическом времени работы оборудования, времени плановых остановок и о времени незапланированных простоев необходимо вести строгий учет времени работы оборудования, вести учет брака с целью его минимизации и устранения.

Рассчитанные коэффициенты сменности по приемно-аппаратному, цельномолочному цеху, маслоцеху и цеху сухого молока в 2011 году составили 56%, 66,7%, 46% и 87,5% соответственно, их возможный прирост определяется путем вычитания из максимально-возможного уровня (100%).

Исходя из этих данных, можно рассчитать годовой резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности по данным 2011 года.

 

 

 

 

 

 

Таблица 11. Резерв увеличения выпуска продукции за счет повышения коэффициента сменности ОАО «Вита»

Название цеха

Возможный прирост коэффициента сменности, %

Планируемое количество дней работы всего оборудования цеха

Текущий уровень сменной выработки (тонн)

Резерв увеличения выпуска продукции, (тонн)

Приемно-аппаратный

44,0

264

50

5808

Цельномолочный

33,3

264

44,6

3886

Маслоцех

54,0

264

3,8

541,7

Цех сухого молока

12,5

264

3,4

107,7


 

Рассчитанные резервы повышения выпуска продукции за счет коэффициента сменности по формуле (4) показали, что наибольший и основной резерв скрыт в приемно-аппаратном цехе. В случае увеличения работы оборудования в смену на 7 часов, цех может дополнительно переработать 5808 тонн молочного сырья в год. При увеличении на 33,3% (8 часов) рабочего времени в смене цельномолочного цеха возможно увеличение объема производимой продукции на 3886 тонн.

Соответственно, увеличение смен до максимально-возможного уровня в цехе сухого молока и маслоцехе позволит повысить объем производимой продукции 107,7 тонн и 541,7 тонн в год.

Данный метод рационального использования производственных мощностей достаточно дорогостоящий и сложный, но наиболее доходный. Более приоритетным направлением рационального использования производственных мощностей является повышение объема производства.

 

 

 

                                              Заключение

 

Главным препятствием в развитии предприятий и экономики в целом, является недозагруженность и простой производственных мощностей. Анализ использования производственных мощностей, выявление причин, отклонение выпуска продукции от уровня мощности и разработка предложений, направленных на устранение выявленных недочетов имеют для предприятия важное значение.

В соответствии с целью и задачами данной работы были изучены основные направления деятельности ОАО «Вита», был проведен анализ степени использования производственной мощности предприятия за 2010 и 2011 гг.

Основным видом деятельности ОАО «Вита» является производство и реализация молочной продукции. Ведением бухгалтерского учета и аналитической работы занимаются отдельные структурные подразделения: бухгалтерия и планово-экономический отдел. Аналитическая работа в направлении использования производственных мощностей на предприятии развита слабо.

Для установления степени использования производственной мощности предприятия необходимо проанализировать изменение объема производимой продукции за два года. Анализ проводится в разрезе основных производственных цехов. Объем продукции представлен в натуральном выражении. Далее идет расчет изменения объема производства за счет изменения количества оборудования, экстенсивности и интенсивности его использования.

После анализа объема производимой продукции, следует анализ изменения продолжительности рабочего времени в сменах основных производственных цехов.

По результатам анализа использования производственной мощности предприятия можно сделать выводы о неполном использовании имеющихся мощностей.

Анализ использования производственной мощности ОАО «Вита» выявил, что 2010 и в 2011 годах производственные мощности использовались на 72,7% и 64,8% соответственно, уровень недозагрузки мощностей в 2011 году составил 35,2%. Это является отрицательным моментом в деятельности предприятия.

Уровень недозагрузки машин и оборудования свидетельствует о том, что значительная часть машин и оборудования бездействует, не участвует в процессе производства.

Главная причина недозагрузки оборудования – это планирование объемов производства с учетом принятых заявок от покупателей. Ограниченное количество заявок объясняет неполное использование производственных мощностей во всех цехах предприятия. Дефицит молочного сырья также оказывает влияние на неполную загрузку мощностей.

Необходимо использовать имеющиеся производственные мощности предприятия в полную силу, включая пассивную часть основных производственных фондов, с целью увеличения объема производства.

Существенным направлением повышения эффективности использования производственных мощностей является совершенствование структуры основных производственных фондов. Поскольку наибольшее увеличение выпуска продукции достигается, в основном, в ведущих цехах, то важно повышать их долю в общей стоимости основных фондов.

Обеспечение равномерной, ритмичной работы цехов и производственных участков, проведение ряда других мероприятий, позволяющих повысить скорость производственных процессов и обеспечить увеличение производства продукции в единицу времени, на единицу оборудования или на 1 м.2 производственной площади.

Реализацию данного мероприятия следует начать с освоения новых рынков сбыта, завоевания большего сегмента потребителей, успешное позиционирование своей продукции на рынке. Необходимо усилить маркетинговую стратегию, активно вести рекламную политику с целью повышения информированности о торговой марке. Для повышения интереса к торговой марке со стороны потребителей необходимо, помимо рекламных акций проводить конкурсные соревнования и дегустации новых продуктов среди покупателей. Возможно проведение социальных и благотворительных мероприятий, которые позволят укрепить мнение потребителей о надежности и стабильности компании. Что создаст благоприятный имидж предприятию. Для увеличения рынков сбыта, важно вести переговоры по поставке продукции в другие регионы, налаживать связи с дистрибьюторами других областей.

Реализация данных мероприятий позволит повысить эффективность использования оборудования и достичь полной загрузки производственных мощностей предприятия.

 

 

                                        Список литературы

 

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2000 г. – 415 с.
  2. Басовский Л.Е., Лунева А.А. Экономический анализ. – М.: ИНФРА-М», 2003 г. – 220 с.
  3. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 212 с.
  4. Водянов А. Промышленные мощности. Состояние и использование. // Экономист. 2004 г. – №9. – с. 38–45.
  5. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПб: Питер, 2003 г. – 176 с.
  6. Грузинов В.П., Грибов В.Д Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2004 г. – 336 с.
  7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленных предприятий. – М.: ИНФРА-М, 2001 г. – 358 с.
  8. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2004 г. – 424 с.
  9. Любушин Н.П, Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: Юнити-Дана, 2000 г. – 471 с.
  10. Павлов К. Актуальные методологические вопросы интенсификации производства // Общество и экономика. 2002 г. – №8–9. – с. 42–67.
  11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003 г. – 400 с.
  12. Чернов В.А. Экономический анализ. – М.: Финансы и статистика, 2003 г. – 686 с.
  13. Хотинская Г.И., Харитонова Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Дело и сервис, 2004 г. – 240 с.
  14. http://www.lobanov-logist.ru/engine/print.php? newsid=5406&news_page=1
  15. http://www.esp-izdat.ru/? article=654

Информация о работе Экономический анализ деятельности фирмы