Франчайзинг: субъекты, условия заключения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 10:26, курсовая работа

Краткое описание

Первые обращения к франчайзингу в США в конце XIX - начале XX вв. были вызваны нехваткой дистрибьюторских каналов для реализации продукции. Производители и крупные торговые предприятия для охвата значительных рынков в то время не могли позволить себе приобретать в собственность, строить производственные и торговые мощности, содержать многочисленные магазины и филиалы, нанимать управляющих и обслуживающий персонал для них, снабжать их оборудованием для продажи. Взамен они продавали франчайзинговые системы предпринимателям, которые должны были брать на себя финансовую и организационную ответственность, создавать каналы сбыта.

Содержание

Введение
1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения.
2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга.
3. Перспективы использования франчайзинга в России
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика фирмы М.М..docx

— 68.21 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Факультет финансы и кредит

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Экономика фирмы»

Вариант №_____

 

 

Студент_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Преподаватель__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Москва 2013

 

 

  План

Введение

  1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения.
  2. Технико-экономическая характеристика предприятия, анализ преимуществ и недостатков использования франчайзинга.
  3. Перспективы использования франчайзинга в России

Выводы и предложения

Заключение

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первые обращения к франчайзингу в США в конце XIX - начале XX вв. были вызваны нехваткой дистрибьюторских каналов для реализации продукции. Производители и крупные торговые предприятия для охвата значительных рынков в то время не могли позволить себе приобретать в собственность, строить производственные и торговые мощности, содержать многочисленные магазины и филиалы, нанимать управляющих и обслуживающий персонал для них, снабжать их оборудованием для продажи. Взамен они продавали франчайзинговые системы предпринимателям, которые должны были брать на себя финансовую и организационную ответственность, создавать каналы сбыта. Малые фирмы получали эксклюзивные права продавать продукцию франчайзера на определенной территории, работать под его торговой маркой, что способствовало расширению сферы охвата этого вида партнерства. Вплоть до 1950-х гг. большинство крупных компаний, использовавших франчайзинговую систему, рассматривали франчайзинг как эффективный метод реализации продукции и услуг.

Некоторые авторы связывают развитие франчайзинга с появлением предприятий быстрого питания «Макдональдс» в 1950-х гг., но это уже другая более развитая форма франчайзинга, известная как «бизнес-формат франчайзинга». В данном случае франчайзинговая система признается, как особый метод ведения бизнеса таким образом, чтобы франчайзер получал выгоду от быстрого роста при ограниченном риске, а франчайзи - благодаря тому, что входил  в проверенную систему организации бизнеса.

В процессе своей эволюции франчайзинг прошел через два основных этапа:

1. Этап традиционного  франчайзинга характеризуется использованием  франчайзинга в следующих отраслях  экономики: в области продажи  автомобилей («Дженерал Моторс»), в  области розлива и продажи  прохладительных напитков («Кока-Кола»), в области реализации нефтепродуктов («Эксон», «Мобил», «Шелл»). На этом  этапе франчайзи пользовался  лишь торговой маркой франчайзера  для перепродажи товаров, купленных  им у франчайзера.

2. Этап современного франчайзинга. На этой ступени эволюции договорные отношения по системе «бизнес-формат» получили распространение практически во всех сферах экономики (Рис.1).

Рис.1 Эволюция системы франчайзинга

             1889 г.           1899 г.       1930-е гг.     1950-е гг.   1970-е гг. - по наст. время


 

 Традиционный франчайзинг                       Современный франчайзинг 

 

В литературе существует множество определений франчайзинга, но прежде отметим, что в отечественной литературе еще нет устоявшихся терминов, характеризующих данную систему.

Сравнительный анализ существующих подходов в исследовании системы франчайзинга позволил выделить в приведенных определениях несколько важных экономических характеристик:

    • создание  среды для расширения производства товаров и услуг;
    • использование брэнда франчайзера наряду с получением информации о технологии ведения бизнеса;
    •   контроль за качеством оказываемых услуг;
    •   ориентация на потребность рынка.

На мой взгляд, наиболее полно данным характеристикам отвечает следующее определение: франчайзинг - это особая форма организации «бизнес-среды», которая позволяет фирме-лидеру поддерживать и создавать свои господствующие позиции на рынке товаров и услуг.

Крупная фирма обеспечивает малого партнера механизмом мониторинга «бизнес-среды», направленным на поддержание своих лидирующих позиций на рынке конкретного продукта (проведение первоначального курса обучения, при проведении которого франчайзер передает франчайзи свое «ноу-хау» путем обучения персонала применяемым им самим методам управления и организации процесса работы; проведение маркетинговых исследований на территории деятельности франчайзи; оказание консультационной помощи в подборе помещения, доставке необходимого оборудования и подготовке его к работе), в обмен на информацию о качественных  изменениях структуры спроса на рынке товаров и услуг.

Необходимо отметить, что при формировании этого механизма фирма-лидер должна руководствоваться следующим основным принципом: предлагаемый ею набор услуг должен быть действительно необходимым для предпринимателя, а не заставлять его покупать ненужные ему услуги.

Господствующая фирма способна организовать эффективное управление, обеспечивающее полный контроль над интегрированной отраслевой структурой в силу того, что ей подвластно использование сложных управленческих подходов, как над собственностью, так и над поведением входящих в нее подразделений. С помощью организованного менеджмента осуществляет достаточно полный контроль  и при отсутствии его юридического оформления над собственностью фирм, вошедших в  франчайзинговую систему. В результате одна компания устанавливает контроль над поведением другой, юридически независимой фирмой. В этом случае рыночная власть корпорации, в значительной мере вытесняет механизм рыночного распределения ресурсов на этом участке отраслевого  рынка. Юридически независимые малые компании, в уставном капитале которых может и вообще не быть доли акций, принадлежащей крупной фирме, добровольно соглашаются на осуществление контроля над их поведением на рынке.

В то же время при реализации процесса контроля франчайзеру необходимо учитывать, что чрезмерно жесткий контроль, с одной стороны, лишает франчайзи какой-либо инициативы, порождая тем самым их безответственность и небрежность, а с другой - ведет к увеличению издержек, в результате чего средства, потраченные на организацию и функционирование системы контроля, не окупаются.

 

 

 

 

  1. Франчайзинг: субъекты, условия заключения.

Франчайзинг - это такая организация бизнеса, в которой компания (франчайзор) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта и услуг этой компании. Франчайзи обязуется продавать этот продукт или услуги по заранее определенным законам и правилам ведения бизнеса, которые устанавливает франчайзор. В обмен на осуществление всех этих правил франчайзи получает разрешение использовать имя компании, ее репутацию, продукт и услуги, маркетинговые технологии, экспертизу, и механизмы поддержки. Чтобы получить такие права, франчайзи делает первоначальный взнос франчайзору, а затем выплачивает ежемесячные взносы. Это своего рода аренда, потому что франчайзи никогда не является полным владельцем товарного знака, а просто имеет право использовать товарный знак на период выплаты ежемесячных взносов. Суммы этих взносов оговариваются во франчайзинговом договоре (контракте) и являются предметом переговоров. Франчайзинговый пакет (полная система ведения бизнеса, передаваемая франчайзи) позволяет соответствующему предпринимателю вести свой бизнес успешно, даже не имея предварительного опыта, знаний или обучения в данной области.

Франчайзор - это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзор создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзор исследует, и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый «брэнднэйм»). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

Франчайзи - это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзора и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзора. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзор предоставляет очень выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзора по более низкой цене, и таким образом это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзора. Франчайзи делает первоначальный взнос за помощь по созданию и открытию бизнеса. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользование торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

Франшиза - это полная бизнес система, которую франчайзор продает франчайзи. Другим названием для подобной системы служит франчайзинговый пакет, который обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзору. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 70 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга. Например, бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда и обучение, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлтерские компании, туризм и развлечение, прокат специального оборудования и туристические агентства.

Франчайзинговые взаимоотношения могут быть прибыльными для обеих сторон. Франчаизи заинтересован в максимальных продажах при минимальных затратах. Франчаизи должен следовать правилам ведения бизнеса по франшизе и участвовать в рекламных и маркетинговых компаниях, проводимых франчайзером. Франчайзор сосредоточенно работает над тем, чтобы лидировать в конкурентной борьбе, что было бы очень трудно сделать одному франчаизи. Франчайзор предоставляет необходимую поддержку, с тем, чтобы франчаизи мог уделять все внимание своим ежедневным операциям.

Для этого франчайзи должен выполнить определенные условия:

  • Полностью принять точку зрения франчайзора, его цели и ценности в данном бизнесе;
  • Доверять и уважать франчайзора и в свою очередь формировать уважение и доверие франчайзора к себе;
  • Принимать четко установленные правила и обязанности, описанные в договоре, поскольку после подписания договора они не подлежат никаким изменениям или дополнениям;
  • Стремиться работать и общаться с франчайзором;
  • Связать себя определенными обязательствами с бизнесом, быть верным ему в хорошие и плохие времена;
  • Следовать операционным процедурам и стандартам, установленным франчайзором;
  • Стать частью системы путем внесения в бизнес новых идей (с согласия франчайзора) и постоянного вкладывания усилий в бизнес.

 

  Один из наиболее  важных элементов франчайзинга - это постоянная поддержка от  франчайзора, поэтому важно, чтобы  вы чувствовали себя хорошо, общаясь  с представителями франчайзора  в течение многих лет.

После получения положительных результатов самооценки необходимо определить вид деятельности, в котором франчайзи будет работать.  
 
          Объектами франчайзинга могут быть многие товары и услуги. Применительно к российскому рынку можно выделить следующие 9 видов деятельности, в которых успешно применяется франчайзинг. 

1. Розничная торговля. 
2. Предприятия питания. 
3. Автотранспортные предприятия. 
4. Бытовое обслуживание. 
5. Обслуживание бизнеса. 
6. Развлечения, путешествия, спорт. 
7. Охрана здоровья. 
8. Строительные услуги. 
9. Учебные центры. 
 
          Потенциальный франчайзи должен оценить перспективы выбранного вида деятельности с точки зрения его развития на существующем рынке и затем приступить к оценке франчайзора. 
 
          Системы франчайзинга, предлагаемые на рынке, находятся на разной стадии развития. Чем больше сеть франчайзи, тем больше достоверно можно оценить франчайзора, так как со многими действующими франчайзи можно вступить в контакт.

Для франчайзи главной финансовой проблемой является поиск средств для приобретения франшизы. В связи с тем, что необходимо финансировать не приобретение какого-либо товара или имущества, а определенную бизнес-идею, то при обращении в банк за кредитом необходимо иметь очень убедительный бизнес-план. 
 
          Наличие партнерства с франчайзором конечно увеличивает надежность возврата кредитных средств, но для создания устойчивого механизма кредитования необходимы гарантии.  
 
          В целом, ответственность за успешное развитие отношений сторон лежит как на франчайзоре, так и на франчайзи. Однако, именно франчайзору принадлежит ведущая роль и он должен стремиться создать доверительный рабочий климат, когда франчайзи чувствует себя причастным к единой системе. От франчайзи же требуется работать с полной отдачей при соблюдении всех требований системы. Те партнеры, которым удаются гармоничные отношения во франчайзинге, становятся, как правило, самыми успешными предпринимателями.

Информация о работе Франчайзинг: субъекты, условия заключения