Формы продажи и методы обслуживания покупателей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 21:24, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является - рассмотрение форматов розничной торговли, форм продаж и методов обслуживания покупателей, а также выявление целесообразности их применения.
В курсовой работе для достижения цели поставлены следующие задачи:
-дать понятие термина формат магазина, рассмотреть классификацию форматов;
-дать понятие терминам форма продажи и метод обслуживания покупателей, рассмотреть их классификацию;
-охарактеризовать форматы магазинов, формы и методы обслуживания, используемые в розничном торговом предприятии;
-рассмотреть технологию продажи товаров;
-проанализировать разнообразие существующих форматов магазинов, а также целесообразность появления новых;
-сделать анализ форматов магазинов, форм продаж и методов обслуживания на примере действующего торгового предприятия.

Содержание

Введение………………………………………………….……………………......3
Форматы предприятий розничной торговли………………………5
Формы продаж и методы обслуживания покупателей…………13
Анализ форматов магазинов торговой сети ОАО «Седьмой континент»………………………………………………………………..21
Заключение…………………………………………………….….……………..27
Список информационных источников…………………….…………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 62.65 Кб (Скачать файл)

      лоСодержание

Введение………………………………………………….……………………......3

  1. Форматы предприятий розничной торговли………………………5
  2. Формы продаж и методы обслуживания покупателей…………13
  3. Анализ форматов магазинов торговой сети ОАО «Седьмой континент»………………………………………………………………..21

Заключение…………………………………………………….….……………..27

Список информационных источников…………………….…………………...29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

     В процессе коммерциализации российской экономики особую значимость приобретает  такая важная форма реализации товаров  как, розничная торговля.

       Розничная торговля - это завершающая  форма продажи товаров конечному  потребителю в небольших объемах. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности. Розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

     Торговое  обслуживание населения предполагает наличие специально устроенных и  оборудованных помещений, приспособленных  для наилучшего обслуживания покупателей, подбора и формирования торгового  ассортимента и возможности его  оперативного изменения в соответствии с изменившимся спросом населения, постоянного изучения и учета  потребительских запросов покупателей, умения предложить и продать товар  каждому конкретному человеку.

     В связи с чем приоритетное значение для торгового предприятия приобретает  четкое определение форматов действующих  и открываемых магазинов, а также  оптимальный выбор необходимых  форм и методов обслуживания.

     Актуальность  данной темы также обусловлена тем, что существующее многообразие форматов магазинов в России на данный момент, а также постоянное возникновение  новых, в последнее время не облегчает  работу торговых предприятий, а только способствует рассредоточению ресурсов компаний. Границы форматов размываются, а компании, в стремлении следовать  тенденциям, осваивают все  новые  и новые форматы. Целесообразность такого подхода будет рассмотрена на примере ОАО «Седьмой континент»

     Целью курсовой работы является -  рассмотрение форматов розничной торговли, форм продаж и методов обслуживания покупателей, а также выявление целесообразности их применения.

     В курсовой работе для достижения цели поставлены следующие задачи:

     -дать  понятие термина формат магазина, рассмотреть классификацию форматов;

     -дать понятие терминам форма продажи и метод обслуживания покупателей, рассмотреть их классификацию;

     -охарактеризовать форматы магазинов, формы и методы обслуживания, используемые в розничном торговом предприятии;

     -рассмотреть  технологию продажи товаров;

     -проанализировать  разнообразие существующих форматов  магазинов, а также целесообразность появления новых;

     -сделать анализ форматов магазинов, форм продаж и методов обслуживания на примере действующего торгового предприятия.  
 Объектом курсовой работы является ОАО «Седьмой континент»

     При написании курсовой работы были использованы экономическая и учебная литература, отчетные материалы ОАО «Седьмой Континент». 
 
 
 

I. Форматы предприятий розничной торговли

       Формат  магазина – сложное комплексное  понятие, включающее в себя форму  организации магазина, модели и схемы  его взаимоотношений с поставщиками и покупателями, социальную миссию и иные особенности функционирования. Формат магазина дает возможность отличить один магазин от другого. Покупателю формат магазина помогает определиться с тем, будет ли ему интересен  этот магазин или нет. Широкое  распространение понятия «формат  магазина» связано с тем, что  потребительский спрос становится все более разнообразным. Поэтому  даже самые универсальные торговые сети вынуждены искать свой формат магазина, чтобы максимально соответствовать  ожиданиям покупателей и в  то же время оптимально охватить целевую  аудиторию.

       Четко определенный формат магазина помогает его владельцу понять, на какую  аудиторию он ориентируется. Также  формат магазина позволяет уточнить рамки, в которых предполагается дальнейшее развитие магазина. Можно  сказать, что формат магазина – это  способ четко определить место магазина в окружающем мире. Формат магазина - это своеобразный фундамент, на котором  будет строиться все прочее.

       Очень часто обычные люди, приобретая товар, не задумываются о том, к какому формату принадлежит магазин, в котором они часто бывают. И тут возникает несколько вопросов. Что такое формат магазина? Зачем ритейлеры производят деление по этим форматам? И как обычному человеку в них разобраться?

       Сейчас  в России существует достаточно большое  количество сетей, владельцами которых являются как отечественные, так и зарубежные компании. С каждым годом конкуренция увеличивается с приходом на рынок более крупных иностранных игроков. Стоит отметить, что последние вносят свою лепту в развитие форматов на нашем рынке. И чтобы быть более конкурентоспособными по отношению к иностранным ритейлерам, российские сети также прибегают к «форматированию».

      1. Магазинные форматы

       В настоящее время на нашем рынке  представлены следующие основные форматы сетевых магазинов:

    • дискаунтер;
    • магазин у дома;
    • супермаркет;
    • гипермаркет;
    • магазин формата «cash and carry».

      Уточним основные отличия данных форматов.

      Супермаркет (от лат. super + mercatus — сверхторговля) — крупный универсальный магазин  самообслуживания по продаже полного  ассортимента продуктов питания  и напитков, а также бумажных изделий  для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и мойки посуды, предметов  санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов для домашних животных (собачьего и кошачьего корма), автомобильных товаров, игрушек, поздравительных  открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецепта), бытовой  техники и т. п. В некоторых  супермаркетах есть свои хлебопекарни, предлагаются различные услуги (брокерские, страховые и др.). Супермаркеты часто  являются отделениями крупных торговых сетей.

      Итак, супермаркет - это аналог когда-то существовавших универсамов, так называемых «универсальных магазинов», где десять процентов представленных товаров приходится на непродовольственную продукцию. Также стоит отметить, что ассортимент супермаркета рассчитан на еженедельную потребительскую корзину. Другими словами, представлены те продукты, которые потребители используют каждую неделю. Так, например, плечики для одежды в супермаркете можно не искать, их там нет и не будет.

       Гипермаркет — это магазин самообслуживания с универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров преимущественно повседневного спроса. Он призван удовлетворить самые широкие потребности покупателей (акцент делается на то, чтобы клиент мог купить все, что ему необходимо в одном месте - от продуктов до одежды). Для данного формата характерно большое разнообразие товаров в рамках одной ассортиментной категории (30–60 тысяч наименований и более). Средний объем покупок высокий. Торговая площадь такого магазина может составлять от 5 тысяч до нескольких десятков тысяч кв.метров.

     Гипермаркет обычно располагается вблизи оживленных трасс и преимущественно на окраинах городов. В сервисе гипермаркета предусматривается наличие большого количества бесплатных парковочных мест, а также маршрутов автобусов для покупателей до ближайших станций метро, существование службы доставки, контроля качества товара, гарантийного обслуживания и другое. Также здесь стоит отметить концептуальность продажи, т.е. грамотная презентация товара (его непосредственная выкладка и раскладка, а также положение на полке по отношению к другим товарам), четкое разделение ассортимента товара, невысокие цены и удобные часы работы для покупателей.

     Магазин формата «Cash & Carry» — это магазин самообслуживания, предоставляющий возможность покупателям приобретать различные товары в розницу и мелким оптом. Магазины «Cash&Carry» ориентированы на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчёт. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых и мелкооптовых партий товаров позволяет поддерживать высокий товарооборот во всех категориях продукции. Магазин «Cash&Carry» предоставляет широкий ассортимент как продуктов питания, так и промышленных товаров. Глубина же ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, чем в гипермаркете. Магазин данного формата работает по нескольким прайс-листам, в зависимости от объёма покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж.

     Дискаунтер (от англ. discount — скидка, делать скидку) — магазин с широким ассортиментом  лучших товаров по оптовым ценам. Управление таким магазином направлено на снижение издержек за счёт минималистского исполнения торгового зала, упрощённой выкладки товаров, снижения количества работающего персонала. В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар. Таким образом, достигается экономия на складских помещениях. В период экономического кризиса дискаунтеры пользуются повышенной популярностью. Посещаемость и оборот продуктов в этот период вырастает существенно-на 20-30%.

     Магазин у дома (магазин «шаговой доступности») — небольшой магазин, предназначенный  для обеспечения текущих потребностей живущих неподалеку покупателей. Зачастую расположен непосредственно в самом  доме, на его первом или цокольном этаже.Ассортимент такого магазина должен быть максимально сбалансированным и состоять из товаров повседневного спроса, поскольку покупки «рядом с домом» совершаются ежедневно и включают в себя основные товары потребительской корзины.

     Таким образом, можно составить сравнительную  таблицу форматов магазинов по основным критериям:

     Таблица 1.1.

     Сравнительная характеристика основных форматов розничной  торговли 

Параметры Гипермаркет Супермаркет Дискаунтер «Магазин у  дома»
Площадь торгового зала, кв.м 4000-10000 500-2000 450-800 200-400
Площадь склада, кв.м До 2000 250-600 Незначительны или отсутствуют 100-200
Количество  кассовых узлов 25-40 5-16 5-10 2-6
Количество  позиций в ассортименте, тыс 25-50 4,5-15 1-2,5 0,8-1,2
Уровень цен по рынку Специальная ценовая  политика Выше среднего Низкий Средний
Количество  покупок в день До 10000 1200-2300 1200-2700 1000-1500
Численность персонала, чел. 900 50-190 34 28
Собственные производственные цеха Представлены  широко Имеются Отсутствуют Отсутствуют
Уровень цепочки поставок Прямые связи  с производителем,иногда без участия  распределительного центра РЦ с возможностью прямых поставок РЦ с возможностью прямых поставок Поставки через  оптовиков и/или сеть распределительных  центров
Уровень логистического сервиса розничного торговца Средний (дефицит  возможен) Высокий (дефицит  не допустим) Низкий (в наличии  находится ряд основных позиций, остальные позиции товарной матрицы  могут постоянно отсутствовать) Средний (дефицит  возможен)

Информация о работе Формы продажи и методы обслуживания покупателей