Государственные и муниципальные унитарные предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 20:06, реферат

Краткое описание

Целью работы является исследование государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Задачи: – рассмотреть сущность и признаки унитарных предприятий;
рассмотреть виды унитарных предприятий;
исследовать принципы создания, ликвидации и реорганизации унитарных предприятий;

Вложенные файлы: 1 файл

реферат корпоративное право.docx

— 38.25 Кб (Скачать файл)

Положения данного пункта представляются недостаточно точными: из текста непонятно, кем разрабатывается проект устава - собственником имущества или руководством создаваемого предприятия; в общем случае руководитель унитарного предприятия может быть назначен и назначается до начала формирования уставного капитала. Также не вполне понятно, какова процедура внесения изменений в устав унитарного предприятия - предоставлено ли право разработки и внесения таких изменений исключительно собственнику имущества, или руководитель унитарного предприятия имеет право (или обязан) разрабатывать и представлять на утверждение проект изменений в устав, исходя из финансового состояния предприятия и изменений законодательной и нормативной базы.

- принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;

- формирует уставный фонд государственного или муниципального предприятия; 10

Порядок реорганизации и ликвидации унитарного предприятия установлен отдельными статьями Закона об унитарных предприятиях. Что же касается права формирования уставного фонда (а в названии статьи 20 речь идет именно о правах), то это, скорее, обязанность, так как никто иной формировать уставный фонд унитарных предприятий не может.

- назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права нормативными правовыми актами;

- согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;

- утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;

- дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок.

Собственник имущества казенного предприятия помимо указанных правомочий, вправе:

-изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;

-доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд;

-утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.                              Иные правомочия собственника имущества федерального казенного предприятия осуществляются Правительством Российской Федерации или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.11

Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод о том, что основные решения в управлении унитарным предприятием принимает собственник имущества унитарного предприятия, например он может принимать решения о ликвидации, реорганизации, об использовании имущества унитарного предприятия, о различного рода проверках и многое другое.

1.3. Создание, реорганизация  и ликвидация унитарных предприятий

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Об этом сказано в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.12                                                                                                                      От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

Муниципальные унитарные предприятия создаются в распорядительном порядке в случаях:

-необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое требуется для обеспечения безопасности Российской Федерации;

- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;

-необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.

Порядок определения состава имущества, закрепляемого за муниципальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, утверждения устава унитарного предприятия, заключения контракта с его руководителем, устанавливается органами местного самоуправления.

Согласно статье 12 Закона № 161-ФЗ, уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий соблюдение интересов кредиторов такого предприятия. А из норм статьи 8 этого закона следует, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для оценки имущества необходимо привлечь независимого оценщика.13                       Согласно статье 29 Закона об унитарных предприятиях унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом об унитарных предприятиях и иными федеральными законами.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 года №739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» решение о реорганизации в форме разделения, выделения федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и преобразования их в федеральные государственные учреждения, а также об изменении вида указанных предприятий на федеральные казенные предприятия принимается Правительством Российской Федерации.

Проект решения Правительства Российской Федерации о реорганизации предприятия должен предусматривать цели, предмет и виды его деятельности.

Проект указанного решения вносится в Правительство Российской Федерации федеральным министерством, федеральным агентством или федеральной службой, руководство деятельностью, которое осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации;14                                                                    Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:

-слияния двух или нескольких унитарных предприятий;

-присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;

-разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;

-выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;

-преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных Законом об унитарных предприятиях или иными федеральными законами случаях.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику.

Ликвидация унитарного предприятия:

- унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

- унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.

В случае, если при проведении ликвидации государственного или муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании государственного или муниципального предприятия банкротом.

Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.15                                              Исходя из вышесказанного можно сделать следующий вывод: учредителем унитарного предприятия является муниципальное образование или уполномоченный орган местного самоуправления. Создаётся унитарное предприятие с определенными целями и предметом его деятельности, а также в определенном распорядительном порядке в определенных случаях.

Реорганизация может быть произведена в нескольких формах: слияния, распределения, образования, выделения и разделения. Ликвидация также производится по определённым причинам и в определённом законом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом, это имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам.

Функционирует унитарное предприятие на основании устава, составленного при его создании. Устав унитарного предприятия должен содержать: сведения характерные для юридического лица, сведения о предмете и целях деятельности, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования. Его имущество находится соответственно в государственной собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Существуют 2 вида унитарных предприятий:                                                                     -УП, основанные на праве хозяйственного ведения;                                             - УП, основанные на праве оперативного управления.

Учредителем муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование. Решение об учреждении такого предприятия принимает уполномоченный орган местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Это решение должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия. Муниципальные унитарные предприятия создаются в определенных случаях.

Такие решения, как ликвидация, реорганизация, распоряжение имуществом предприятия принимает собственник имущества унитарного предприятия.

 

 

 

                          Список используемой литературы

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу 1.03.2013) // СПС КонсультантПлюс. – 127 с.

2. Борисов Е.Ф. Экономика: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2012. – 256 с.

3. Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы). - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.

4. Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. / Волков О.И., Скляренко В.К. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с.

5. Градов А.П. Национальная экономика. - СПБ,2005. -240с.

6. Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2006.-415с.

7. Котельникова Е.А., Экономика фирмы. - М.: Эксмо, 2009. -160 с.

8. Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 309с.

9. Полный сборник кодексов Российской Федерации: - Москва, Эксмо, 2009 г.- 1344 с.

10. Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие.– Улан-Удэ, изд. ВСГТУ, 2007.–240с.

11. <http://base.garant.ru/12128965/5/> - информационно-правовой портал

12.<http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html> Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.

 

1 Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие.– Улан-Удэ, изд. ВСГТУ,- 25 с.

2 Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. / Волков О.И., Скляренко В.К. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 42 с.

3 Борисов Е.Ф. Экономика: Учебное пособие. – М.: Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2012. – 32 с.

4 Волков О.И. Экономика предприятия: Курс лекций. / Волков О.И., Скляренко В.К. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 43 с.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу 1.03.2013) // СПС КонсультантПлюс. – 44 с

6 <http://base.garant.ru/12128965/5/> - информационно-правовой портал

7 Зайцев Н. Л. Экономика промышленного предприятия.-М.: ИНФРА-М, 2006.- 246 с.

8 <http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html> - Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.

9 Котельникова Е.А., Экономика фирмы. -М.: Эксмо, 2009. -106 с.

10 Поздняков В.Я., Казаков С.В. Экономика отрасли. - М.: ИНФРА-М, 2010. – 233 с.

11 Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы).-М.: ИНФРА-М, 2007. – 524 с.

12 Полный сборник кодексов Российской Федерации: - Москва, Эксмо, 2009 г.- 897 с.

13 <http://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a100/202842.html> - Бухгалтерский учет. Налогообложение. Аудит.

14 . Градов А.П. Национальная экономика. - СПБ,2005. -182 с.

Информация о работе Государственные и муниципальные унитарные предприятия