Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эконом развитие.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

высокоэффективной гибкой экономики, восприимчивой к  нововведениям, социально

ориентированной.

     2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ  города БОБРУЙСКА

     2.1. Характеристика и состояние  промышленности и социальной  сферы города

Город Бобруйск представляет собой крупный промышленный центр. В настоящее

время в городе зарегистрировано 552 субъектов хозяйствования и 2543

предпринимателя без образования юридического лица. Из общего количества

субъектов хозяйствования 16 (или 2,3%) арендных предприятий, 2 (0,4%) ассо-

циации смешанной  формы собственности, 13 (2,4%) закрытых акционерных обществ,

24 (4,4%) открытых  акционерных общества, 231 (41,8%) обществ  с ограниченной

ответственностью, 126 (22,8%) малых предприятий, 20 (3,6%) дочерних

предприятий, 108 (19,6%) предприятий из которых 8 унитарных. Из предприятий

малого и  среднего бизнеса 60 (или 15,1%) занимается производством товарной

продукции назначения, 33 (8,3%) - строительством, оптовой торговлей  – 151

(или 37,9%), розничной  торговлей – 29 (или 7,3%), прочими  видами деятельности

– 125 (или 31,4%) предприятий.

Промышленность  города представляют 47 промышленных различных форм

собственности. Структура форм собственности промышленных предприятий города в

общем объеме промышленного           производства приведена на  рисунке 2.1.

Как видно наибольший удельный вес в общем объеме промышленного производства

приходится  на предприятия государственного сектора

- 62,9%, в т.ч.  на предприятия республиканской  собственности 57,2%. Из

предприятий негосударственного сектора наибольший удельный вес  приходится на

акционерные общества - 23,7%.

Значительное место в промышленном производстве  занимает нефтехимическая

(45,5%), пищевая  (12,5%), лёгкая (12,3%),деревообрабатывающая (10,2%),отрасли

машиностроения  и металлообработки (14,9%), промышленность строительных

материалов (1,3%). Структура отраслей промышленности города представлена на

рисунке 2.1.

В промышленности города занято 20264 человек, что составляет 59,7% от общего

числа занятых  по народному хозяйству города.

Представляя собой  довольно мощный промышленный потенциал, в 1991-1995гг.

промышленность  города оказалась в крайне тяжелом положении: практически во

всех ее подотраслях  обозначился спад производства, несоответствующей

возможностям  и потребностям ока-

залась ее структура, значительная часть средств труда  и технологий в отрасли

и Физически, и  морально устарели.

Анализируя  сложившуюся в промышленности города ситуацию, можно выделить три

группы Факторов, обусловивших ее. К первой группе можно  отнести: структурные

изменения в  экономике; распад

республиканских экономических связей; спад внутреннего  и внешнего спроса;

низкую конкурентноспособность товаров, обусловивших потерю традиционных

рынков сбыта  продукции и возможностей закупок  сырья и материалов. Ко второй

группе относятся: высокий уровень инфляции; неплатежи, высокие налоги,

дефицит оборотных  средств; спад инвестирования промышленности; жесткая

денежная политика,

приведшая к  сужению внутреннего реального  спроса и не обеспечившая

стабилизацию  курса национальной валюты в условиях высокой инфляции. К третьей

- неспособность  большей части предприятий Функционировать в условиях

зарождающихся рыночных отношений; снижение спроса на

новые производственные мощности; недостаток финансовых средств  у предприятий

и государства.

Выход промышленности города из сложившейся ситуации зависел, прежде всего, от

самих предприятий, их скорейшей адаптации к особенностям функционирования в

условиях зарождающихся  рыночных отношений, когда обязательной Функцией,

предшествующей  процессу производства продукции, становится изучение спроса и

наличие рынков

сбыта продукции.

Однако собственных усилий предприятий по выходу из сложившейся ситуации

недостаточно. Нужна действенная государственная  поддержка. Лишь их сочетание

способно остановить спад производства и обеспечить его  дальнейший подъем.

В течение последних  пяти лет усилия Президента Республики Беларусь и

Правительства были направлены на противодействие  разрушающим экономику страны

негативным  процессам.

Городским исполнительным комитетом в 1996-1999 годах велась целенаправленная

работа по поиску и реализации новых методов и  подходов для решения социально-

экономических задач в соответствии с намеченным Президентом и Правительством

страны курсом в усло-

виях переходной экономики.

С целью обеспечения  экономической стабилизации в городе проводилась

конкретная  работа по выходу из кризисной ситуации. Важнейшей задачей

экономической политики в этот период было обеспечение  устойчивого

экономического  роста.

На заседаниях исполкома, совещаниях с руководителями предприятий и

организаций рассматривались  актуальные вопросы жизнедеятельности  города,

принимались необходимые  меры по улучшению положения дел. Причем, приоритетный

характер носили вопросы преодоления кризисных  явлений в экономике,

стабилизации  социально-    экономического развития предприятий и организаций,

повышения

эффективности работы отделов исполкома.

С целью повышения  прогнозных показателей, улучшения  качественных параметров

продукции, развития социальной сферы горисполкомом  разработано и утверждено

ряд комплексных  целевых программ, такие как: повышения  качества и

конкурентоспособности продукции промышленных предприятий города на 1997-

2000гг.; развития  производства товаров и услуг,  государственной поддержки

малого предпринимательства; занятости населения; «Молодежь»; «Дети  Беларуси»,

развития культуры и искусства до 2005г., развития физической культуры, спорта

и туризма на 1997-2000г.г. и другие.

Значительное  внимание уделяется в городе развитию социальной сферы.

С 1996 года ежегодно городскими исполнительным комитетом  и Советом депутатов

принимается решение  «О поддержке субъектами хозяйствования объектов

социальной  сферы».Согласно решению, средства в  размере от 3 до 5 %(в разные

годы) балансовой прибыли предприятий, входящих в  Ассоциацию промышленников и

предпринимателей, перечисляются на оказание финансовой помощи объектам

социально-культурной сферы города.

В течение 1999 года обеспечена стабильная работа учреждений здравоохранения,

сохранилась доступность  для населения медицинской помощи.

Обеспеченность  койками на 10 тыс.населения составила 112 против105,5 в 1998

году.

Управлением здравоохранения совместно  с местными исполнительными органами

проведена работа по совершенствованию функционирования отрасли, улучшению

материально-технической  базы лечебно-профилактических учреждений, оснащению

современным оборудованием, внедрению новых медицинских технологий, подготовке

кадров.

За последние 5 лет введены в действие после  капитального ремонта: детская

стоматологическая поликлиника, гинекологический корпус роддома. Проведен

текущий ремонт в лечебно-профилактических учреждениях  города. Проведен

капитальный ремонт детской поликлиники №1, капитальный  ремонт филиалов

поликлиник: Кривой Крюк, авиагородок, воинская часть «Киселевичи». В детской

поликлинике №4 идет реконструкция помещений для  увеличения площадей под

реабилитационное  отделение.

Реконструировано  здание под эндокринологическое  отделение в городской

больнице скорой помощи. Расширены площади в поликлинике  №5, готовится

проектно-сметная  документация на реконструкцию здания бывшего краеведческого

музея под детский  реабилитационный центр, изготовлено проектно-сметная

документация  по строительству новой базы кожвендиспансера на 400 посещений в

смену.

В настоящее  время идет реконструкция здания терапевтического корпуса и

психоневрологического отделения городской больницы скорой помощи.

Продолжается строительство поликлиники в 6-м микрорайоне на 480 посещений в

смену.

Горисполкомом проводится целенаправленная работа по созданию в городе

целостной образовательно-воспитательной системы, повышения качества

образования.

В апреле т.г. совместно  с Министерством образования, Академией

последипломного образования, Национальным институтом образования проведен

республиканский семинар «Региональные системы воспитания».

На укрепление материальной базы направляются бюджетные  ассигнования,

оказывается шефская  помощь предприятиями.

Горисполкомом за последние 3 года переданы на баланс управления образования 8

дошкольных  учреждений, что дало возможность  открыть в 1998 году первый в

области детский  социальный приют, в апреле 2000 года – центр коррекционно-

развивающего  обучения и реабилитации.

Соответсвующая  материально-техническая база, профессиональный кадровый состав

позволяют на должном  уровне вести музыкальное образование и эстетическое

воспитание  детей и подростков, обеспечивать грамотную справочно-

информационную  работу и библиотечное обслуживание, организовывать досуговую

деятельность, развитие самодеятельности народного  творчества среди различных

групп и возрастных категорий населения города.

В г.Бобруйске  действуют 162 клубных объединений  и 93 коллектива

художественной  самодеятельности, объединяющих свыше 5 тыс.человек.

Созданный в 1996 году решением горисполкома краеведческий  музей на

сегодняшний день стал базой для сохранения, увековечения и приумножения

историко-культурного  наследия. Бобруйский горисполком постоянно  держит на

контроле ход  работ по созданию экспозиций музея.

Проводится  определенная работа по совершенствованию  материальной базы

объектов физической культуры и спорта. Началась реконструкция городского

стадиона на 7,5 тыс. посадочных мест, который будет  отвечать требованиям

международного  уровня, ведется строительство спортивного  комплекса с игровым

залом, теннисным  кортом.

В 1999 году подготовлено 29 мастеров спорта Республики Беларусь, 60

кандидатов  в мастера, 5 спортсменов завоевали  лицензии на Олимпийские игры

2000 года в  Сиднее.

     2.2. Анализ организации и результатов

     управления социально-экономическими

процессами  в городе

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и  Законом "О местном

управлении  и самоуправлении в Республике Беларусь" Бобруйский городской

исполнительный  комитет является исполнительным и  распорядительным органом на

территории  города с правом юридиче-

ского лица, подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету

Министров Республики Беларусь, областному исполнительному  комитету и

городскому  Совету депутатов по вопросам, отнесен-

ным к компетенции  Совета. В своей деятельности исполнительный комитет

руководствуется Законом "О местном управлении и самоуправлении в Республике

Беларусь", другими  Законами, Указами Президента Республики Беларусь,

постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.

Горисполком входит в систему исполнительной власти и является органом

местного управления  общей компетенции, независим в  выборе форм и методов

организации выполнения решений вышестоящих органов  государственной власти и

управления, городского Совета депутатов.

Деятельность  городского исполнительного комитета основывается на

коллективном, свободном, деловом обсуждении и  решении вопросов, гласности,

учете общественного  мнения, сочетании коллегиального

рассмотрения  и решения вопросов с персональной ответственностью членов

исполкома, руководителей  отделов, управлений, комитетов и других-отраслевых

органов за выполнение принятых решений и состояния  дел на порученных участках

работы.

Городской исполнительный комитет осуществляет:

- управление  и контроль за объектами коммунальной  собственности,

устанавливает пределы распоряжения имуществом, закрепленным за предприятиями,

учреждениями, организациями городской коммунальной собственности в порядке,

определен-

ном законодательством, приостанавливает их хозяйственную  деятельность или

строительство объектов в случаях нарушения природоохранного и других

законодательств;

- контроль за  исполнением решений исполнительных  и распорядительных органов,

принятых в  пределах их компетенции, предприятиями  всех форм собственности,

расположенными  на территории города. Горисполком  может вмешиваться в

деятельность  предприятий и организаций всех форм собственности,

если нарушаются права государственных органов  по осуществлению контроля за

деятельностью предприятий, организаций, предусмотренных  действующим

законодательством;

- систематический контроль за деятельностью отделов, управлений горисполкома,

администраций районов и других подведомственных организаций по исполнению ими

Указов Президента Республики Беларусь, Постановлений  Совета Министров

Республики  Беларусь, решений областного, городского исполнительных комитетов

и возложенных  на них полномочий.

Исполнительный  комитет:

- в необходимых  случаях отменяет решения и  распоряжения администраций

районов, акты руководителей  отделов, управлений горисполкома, а  также в

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)