Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 11:47, дипломная работа

Краткое описание

В дипломной работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими процессами на местном уровне.
Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных факторов и региональных особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.
Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило разработать ряд предложений и практических мероприятий, направленных на совершенствование системы местного управления, повышения эффективности применяемых Форм и методов работы, улучшение результатов развития социально-экономической сферы.
В работе широко освещены такие пути формирования новой экономической среды как приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы индикативного планирования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

соц-эконом развитие.doc

— 893.50 Кб (Скачать файл)

--8

АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

     Отделение академической подготовки

Кафедра государственного управления

Специальность : Государственное управление

Допущена к  защите

Заведующий  кафедрой

_____Осмоловский  В.В

"   "              1999г.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему : Государственное  управление

социально-экономическим  развитием

города и  пути его совершенствования

(на примере  г. Бобруйска)

    

В.П. Пригода


 

Слушатель

Заместитель председателя

Бобруйского городского

исполнительного комитета

    

    

    

В.С. Волошин


 

Руководитель :

Профессор

кандидат экономических

наук

    

    

МИНСК - 1999г.

    

    

     АННОТАЦИЯ

В дипломной  работе рассмотрены вопросы управления социально-экономическими

процессами  на местном уровне.

Основное внимание уделено анализу и совершенствованию Форм и методов

управления  развитием социальной и экономической  сферы с  учетом рыночных

Факторов  и  региональных, особенностей, присущих в частности, г.Бобруйску.

Изучение отечественного и зарубежного опыта в данной области позволило

разработать ряд  предложений и практических мероприятий, направленных на

совершенствование системы местного управления, по-

вышения эффективности  применяемых Форм и методов работы, улучшение

результатов развития социально-экономической сферы.

В работе широко освещены такие пути формирования новой  экономической среды

как приватизация государственной (республиканской  и коммунальной)

собственности, развитие рыночной инфраструктуры и

предпринимательства, формирование и развитие рынка труда, вопросы

индикативного планирования.

Основные результаты работы, выводы и предложения используются в практической

деятельности  Бобруйского горисполкома и могут  представлять интерес для

руководителей и специалистов местных органов

управления.

.

     СОДЕРЖАНИЕ

     ВВЕДЕНИЕ

     1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-

СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

1.1.Сущность, цели  и задачи социально-

экономического  управления городом

1.2.Формы и  методы управления социально-

экономического  развития города

1.3.Особенности социально-экономического

развития в  условиях социально ориен-

тированной  рыночной экономики

1.4.Опыт зарубежных  государств в системе

муниципального  управления на примере

ФРГ

     2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-

ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

г.БОБРУЙСКА

2.1.Характеристика  и состояние промышлен-

ности и социальной сферы города

2.2.Анализ организации  и результатов управ-

ления социально-экономическими процес-

сами в городе

2.3.Анализ результативности  использования

рыночных инструментов в управлении со-

циально-экономического развития города

     3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-

НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА

3.1.Факторы влияющие  на результативность

деятельности  органов местного управ-

ления

3.2.Мероприятия  и предложения по совершен-

ствованию управления социально-эконо-

мической сферой

3.3.Обоснование целесообразности  и путей

реализации предложений  и мероприятий

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

     ВВЕДЕНИЕ

Построение демократического правового государства неразрывно связано с

развитием и укреплением  системы местного управления и самоуправления которая

выступает как форма организации  и деятельности граждан, а также  в качестве

представителя центральных (республиканских) органов  управления на местах и

предназначена для самостоятельного решения социально-экономических  проблем с

учетом интересов  населения, особенностей регионов и  городов.

Учитывая важную роль местных органов в реализации функций государственного

управления  и самоуправления общества, в Республике Беларусь создана развитая

система местных  органов управления и самоуправления, действующая на

достаточно  разработанной законодательной  основе.

Тем не менее, многообразие и сложность развития общества, регионов и городов,

формирование  новой модели государственного устройства, изменение

экономических условий и параметров народного  хозяйства вызывают острую

потребность в  совершенствовании нормативной  и правовой базы, организации и

механизма управления.

За последние  годы произошли существенные изменения в объекте управления,

которым являются регионы и города. Значительно  возросла доля

негосударственного  сектора в народном хозяйстве, изменились пропорции в

производственной  и непроизводственной сфере занятости

населения, получила развитие рыночная инфраструктура и, соответственно,

рыночные рычаги и механизмы управления.

Эти обстоятельства требуют применения новых Форм и  методов управления,

совершенствования организации и технологии деятельности органов управления на

местном уровне и указывают на особую актуальность исследуемой проблемы. В

свою очередь  это обусловило выбор

темы дипломной  работы и предопределило ее структуру.

Целью дипломной  работы является совершенствование  управления социально-

экономическими  процессами на местном уровне для  создания стабильных условий

выполнения  заданий государственной программы  социально-экономического

развития до 2015 года.

Задачами исследования явились:

- конкретизация  параметров, условий и региональных  особенностей социально-

экономической сферы;

- анализ форм  и методов управления, оценка их результативности - определение

недостатков и  Факторов,сдерживающих реализацию управленческого  потенциала

местных органов  власти;

- определение  путей, разработка предложений  и мероприятий по улучшению

механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-

экономическими  процессами.

Объектом исследования является социально-экономическая  сфера ( на примере

города Бобруйска).

Предметом исследования является система управления и, в  частности, механизм

реализации  функции управления социально-экономическими процессами городским

исполнительным  комитетом.

В решении поставленных задач использованы законодательные  акты Республики

Беларусь, научные, методические и нормативные материалы, отечественный и

зарубежный  опыт по местному управлению и самоуправлению.

На основе проведенного анализа разработан ряд предложений  и практических

мероприятий направленных на совершенствование системы местного управления,

повышения эффективности  применяемых форм и методов работы, улучшение

результатов развития социально-экономической сферы.

Результаты  работы могут быть использованы в  практической деятельности

исполнительных  комитетов, отраслевых министерств  и ведомств.

     1.ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ

     1.1.Сущность, цели и задачи управления социально- экономического развития города

Становление Республики Беларусь как суверенного государства, переход её

экономики к  рыночным отношениям требуют проведения целенаправленной

региональной  политики. Рациональное внутриреспубликанское разделение труда и

комплексное социально-экономическое  развитие административно-территориальных

единиц во многом способствуют этому процессу.

Региональная  политика в Беларуси определяется системой целей и задач органов

государственной власти по управлению социально-экономическим развитием

внутриреспубликанских регионов, а также механизмом их реализации. В качестве

внутриреспубликанских регионов

в Беларуси выступают  области и г.Минск, которые существенно  различаются как

по уровню социально-экономического развития так и по структуре хозяйства.

Сложившееся административно-территориальное  деление республики на 6 областей

существует  неизменным с 1960 года.

В результате в  каждой из них сформировался свой территориально-хозяйственный

комплекс, особенности  которого необходимо учитывать при проведении

региональной  политики.

Государственное регулирование развития регионов осуществляется на различных

уровнях управления - республиканском и региональном. Оно включает, с одной

стороны, регулирование  республиканскими органами развития областей, районов,

городов; а с  другой стороны -

регулирование местными органами власти развития соответствующих  регионов.

Переход экономики  к рыночным отношениям меняет Формы  и методы взаимодействия

территориальных органов управления с республиканскими органами, а также с

хозяйственными  субъектами рыночной системы. Необходимо четкое разграничение

функций государственных

республиканских и местных органов управления, их прав и сфер деятельности при

обеспечении наиболее благоприятных условий и возможностей для самоуправления

регионов. Это  обусловлено, прежде всего, децентрализацией процессов

управления, переносом  ряда направлений реформы на региональный уровень,

особенно в  малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и

использовании природных ресурсов, а также усилением ответственности

региональной  администрации за ход экономической  реформы. Каждый регион имеет

право

самостоятельно  использовать свои ресурсы, созданный  научно-технический и

социально-экономический  потенциал для ускорения территориального развития.

Должна проводиться  дифференцированная региональная политика в зависимости от

местных условий. Вместе с тем необходимо

обеспечение экономической  целостности экономики республики, единства

экономической системы. Следует учитывать при этом неодинаковые стартовые

условия вхождения  в рынок различных регионов, ограниченные

возможности самообеспечения  и самофинансирования.

Государство должно способствовать поддержанию экономической, социальной и

политической  стабильности в каждом регионе, обеспечению эффективного

взаимодействия  регионов, сочетанию конкретных подходов к решению проблем в

отдельных регионах и единства общих принципов  функционирования рынка на всей

территории. Основные параметры регионального развития задаются центром в виде

законодательных и нормативных актов. Это касается порядка и механизма

приватизации, ценообразования, налоговой политики и др. Центр должен

вырабатывать  единую научно-техническую политику, которая стала бы фактором

стабилизации  экономики в регионах; формировать интеллектуальный и кадровый

потенциал, особенно это касается фундаментальной науки.

На республиканском  уровне формируется общегосударственная  единая концепция

развития и  размещения производительных сил с  соответствующей ей схемой

межрегионального разделения труда, определяется приоритетность развития

отдельных регионов.

Серьёзно осложнил решение региональных проблем последовавший  в результате

распада СССР глубокий социально-экономический кризис. Вместе с тем

преодоление кризисного состояния экономики требовало единства действий

республиканских и местных органов управления по

активизации производства, проведению экономических реформ,социальной защите

населения, решению  экологических проблем.Для этого  Программой неотложных мер

по выходу экономики  из кризиса, разработанной в сентябре 1994 года,

предусматривалось восстановить вертикальную подчиненность  экономических

органов управления (Министерств

экономики- Комитеты по экономике и рыночным отношениям облисполкомов и

Минского горисполкома - экономические структуры горрайисполкомов).В связи с

этим в сентябре 1994 года в Минске состоялось совещание  председателей

областных, городских  и районных Советов депутатов, на котором обсуждался

вопрос " Реформа  системы государст-

венного управления и роль местных органов власти в преодолении кризиса". В

докладе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко  и выступлениях

участников  совещания рассматривался важный вопрос

о совершенствовании  системы государственного и местного управления, которая

должна обеспечивать как жесткую вертикальную централизацию, так и

самостоятельность на местах. Были поставлены задачи найти  оптимальное

сочетание взаимодействия государственного управления

территориями  и местного самоуправления, создать  такую систему управ ления  от

центральных до местных исполнительно-распорядительных орга нов, которая была

бы способна обеспечивать решение множества  сложнейших задач переходного

периода.

Основные направлениями  социально-экономического развития Республики Беларусь

на 1996-2000 годы определена главная цель региональной политики -

рациональное  использование социально-экономического и экологического

потенциалов регионов объективных преимуществ территориального разделения

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)