Государственная аттестация качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 16:11, реферат

Краткое описание

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Содержание

Теоретическая часть.
1. Понятие и показатели качества продукции
2. Аттестация, стандартизация, сертификация качества продукции
3. Основные пути повышения качества
Практическая часть
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ЭП.doc

— 94.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

Теоретическая часть.

  1. Понятие и показатели качества продукции
  2. Аттестация, стандартизация, сертификация качества продукции
  3. Основные пути повышения качества

Практическая  часть

Список литературы 

1. Понятие и  показатели качества продукции 
 

Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В современном мире выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями — уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции. 

Качество —  это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, и работа по управлению качеством на фирме — альфа и омега для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. 

Качество продукции  — важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции — характерная тенденция работы всех ведущих фирм мира. Она охватила европейские, американские и азиатские предприятия. И качество выпускаемой продукции — основной фактор конкуренции между фирмами. 

Что же такое  качество продукции? Данное понятие  регламентировано ГОСТ 15 467—79 Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения. Качество — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее Пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. 

Качество как  фактор конкурентоспособности распространяется на всю национальную экономику. Оно способствует рациональному использованию ресурсов. 

Последствия недостаточного уровня качества продукции таковы: 

1. Экономические 

1.1. Потеря материальных  и трудовых ресурсов, израсходованных на изготовление, транспортировку и хранение продукции, вышедшей из строя раньше плановых сроков физического износа. 

1.2. Потери в  производственной инфраструктуре (плохой  битум — плохие дороги, плохой  цемент — плохие средства хранения (элеваторы), плохие коммуникации, плохая связь и т.д.). 

1.3. Дополнительные  затраты на ремонт техники. 

1.4. Дополнительные  затраты времени у населения  на ремонт бытовой техники. 

1.5. Потери природных  ресурсов в результате использования  низкокачественных машин, используемых для добычи этих ресурсов. 

1.6. Недополученная  валютная выручка из-за низкой  доли экспорта готовой продукции. 

1.7. Дополнительная  потеря валютных средств для  импорта техники и товаров  народного потребления. 

1.8. Дополнительные  затраты материальных и трудовых ресурсов на осуществление многозвенной и многоступенчатой системы органов технического контроля качества. 

2. Социальные 

2.1. Дефицитность  отечественной продукции. 

2.2. Падение престижа  продукции, изготовляемой на национальных  предприятиях.  

2.3. Недостаточное  удовлетворение потребностей производственно-технического  и личного плана. 

2.4. Снижение  темпов роста благосостояния  населения: 

2.5. Нерациональная  трата свободного времени населения  на устранение дефектов изготовления  товаров народного потребления. 

2.6. Ухудшение  морального климата в коллективе. 

2.7. Уменьшение  прибыли предприятия.  

3. Экологические 

3.1. Дополнительные  затраты на очистку: воздушного  бассейна, водного бассейна, земельных  ресурсов. 

3.2. Дополнительные  затраты на меры по оздоровлению населения. 

3.3. Потеря продуктивности  продукции сельского хозяйства  из-за недостаточного качества  воздуха, воды и почвы. 

3.4. Ускоренная  амортизация и дополнительные  затраты на ремонт гражданских  зданий и транспорта из-за плохого  качества воздушной среды. 

С понятием качества тесно связано и понятие технического, уровня продукции — относительной  характеристики качества продукции, основанной на сопоставлении значений показателей, определяющих техническое совершенство оцениваемой продукции, с соответствующими базовыми показателями, их значениями. 

Качество продукции  не ограничивается только одним свойством, это совокупность свойств. Свойства продукции количественно выражаются в показателях качества. Общепризнанна  классификация на десять групп свойств и соответственно показателей. 

Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования  продукции по назначению и обусловливают  область применения продукции. Для  продукции производственно-технического назначения основным показателем может служить производительность, показывающая, какой объем продукции может быть выпущен с помощью оцениваемой продукции или какой объем производственных услуг может быть оказан за определенный промежуток времени. 

Показатели надежности — безотказность, сохраняемость, ремонтопригодность, а также долговечность изделия. В зависимости от особенностей оцениваемой продукции для характеристики надежности могут использоваться как все четыре, так и часть из указанных показателей. Для некоторых изделий, связанных с безопасностью людей, безотказность может быть основным, а иногда и единственным показателем надежности. Чрезвычайно важна безотказность бытовых электроприборов, некоторых механизмов автомобилей (тормозная система, рулевое управление). Для воздушных судов безотказность — единственный и основной показатель качества. Для характеристики сохраняемости — свойств изделия сохранять свои показатели в течение хранения и транспортирования — применяются такие показатели, как средний срок сохраняемости, гамма-процентный срок сохраняемости. Сохраняемость играет важную роль для пищевой продукции. Ремонтопригодность определяют такие показатели, как средняя стоимость технического обслуживания, вероятность выполнения ремонта в заданное время. Долговечность определяется величиной затрат на поддержание изделия в работоспособном состоянии. 

Показатели технологичности  характеризуют эффективность конструкторско-технологических  решений для обеспечения высокой  производительности труда при изготовлении и ремонте продукции. Именно с помощью технологичности достигаются массовость выпуска продукции, рациональное распределение затрат материалов, средств, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. 

Показатели стандартизации и унификации — это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все детали изделия делятся на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем меньше оригинальных изделий, тем лучше как для изготовителя продукции, так и для потребителя. 

Эргономические  показатели отражают взаимодействие человека с изделием и комплекс гигиенических, антропометрических, физиологических  и психологических свойств человека, проявляющихся при пользовании изделием. Это могут быть усилия, необходимые для управления трактором, расположение ручки у холодильника, кондиционер в кабине башенного крана или расположение руля у велосипеда, освещенность, температура, влажность, запыленность, шум, вибрация, излучение, концентрация угарного газа и водяных паров в продуктах сгорания и т.д. 

Эстетические  показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство исполнения и стабильность товарного вида изделия. 

Показатели транспортабельности  выражают приспособленность продукции  для транспортирования. 

Патентно-правовые показатели характеризуют патентную  защиту и патентную чистоту продукции  и являются существенным фактором при  определении конкурентоспособности. При определении патентно-правовых показателей следует учитывать наличие в изделии новых технических решений, а также решений, защищенных патентами в стране, наличие регистрации промышленного образца и товарного знака как в стране-производителе, так и в странах предполагаемого экспорта. Экологические показатели — это уровень вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при эксплуатации или потреблении продукции, например, содержание вредных примесей, вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и эксплуатации продукции. 

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции  для безопасности покупателя и обслуживающего персонала, т.е. обеспечивают безопасность при монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании, потреблении продукции. 

Совокупность  перечисленных показателей формирует  качество продукции. Изделие должно быть надежным, эстетически радующим глаз, хорошо выполнять свои функции, т.е. удовлетворять те потреб­ности, для которых оно предназначено. Но помимо всех этих показателей важна и цена изделия. Именно с ценой связан вопрос экономически оптимального качества, или экономически рационального качества. Покупатель, приобретая изделие, всегда сопоставляет, компенсирует ли цена изделия набор свойств, которыми оно обладает. Помимо цены важны и эксплуатационные характеристики изделия, поскольку они влекут за собой затраты по эксплуатации и ремонту, а если изделие характеризуется длительным сроком службы, эти затраты вполне сопоставимы с ценой изделия, а по некоторым изделиям и существенно превосходят продажную цену изделия. 

Качество выпускаемой  продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли. 
 

4. Правовое регулирование  качества продукции 
 

 Правовое  обеспечение управления качеством  продукции состоит в использовании  средств и форм юридического  воздействия на органы и объекты  управления организации на всех  стадиях жизненного цикла продукции с целью обеспечения ее высокого качества. Правовое обеспечение управления качеством продукции направлено на решение следующих основных задач: 

• правовое регулирование  отношений, складывающихся на всех уровнях  управления качеством продукции; 

• создание  нормативно-правовой  базы, обеспечивающей надлежащее правовое регулирование  для эффективной реализации функций  управления качеством продукции; 

• защита прав и  интересов работников, вытекающих из трудовых отношений. 

Нормативно-правовая база управления качеством продукции включает в себя различные нормативные акты и правила. 

 Нормативный  акт как самостоятельная форма  права представляет собой издаваемый  компетентным и уполномоченным  на то государственным органом  акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий юридические нормы (правила поведения). Например, соблюдение требований стандартов обеспечивается нормативными актами гражданского, трудового, административного и уголовного права. Общая классификация выделяет среди нормативных актов две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Схема нормативных актов РФ. 

Верхнюю ступень  в иерархии занимает закон, т.е. закон  — это нормативный правовой акт, принятый высшим органом государственной  власти или непосредственно населением и обладающий высшей юридической силой. 

Все иные нормативные  акты называются подзаконными и принимаются  уполномоченными на то органами власти и управления: 

• указы (и распоряжения) Президента РФ, изданные в пределах его компетенции; 

• акты {постановления и распоряжения) Правительства РФ (большинство ненормативных правительственных актов именуются распоряжениями); 

• акты государственных  региональных и местных муниципальных  органов {представительных органов  и органов администрации), которые  в соответствии с компетенцией данных органов обязательны для всех лиц в пределах данной территории — региона, области, города, района; 

Информация о работе Государственная аттестация качества продукции