Версия рыночного равновесия А.Маршалла

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2015 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является взгляд А.Маршалла на проблему рыночного равновесия.
В данной курсовой работе решаются соответствующие теме задачи, а именно:
• Рассмотреть точку зрения А. Маршалла на проблему рыночного равновесия;
• на основе данных ООО «Навигатор» провести практический анализ и показать, что такое рыночное равновесие.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Версия рыночного равновесия А. Маршалла 4
1.1. Место А.Маршалла в экономической науке 4
1.2. Суть экономической концепции рыночного равновесия А. Маршалла 5
1.3. Факторы производства 12
Глава 2. Анализ рыночного равновесия на примере ООО «Навигатор» 20
2.1. Общая характеристика предприятия 20
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и рентабельности 20
2.3. Анализ рыночного равновесия 27
Заключение 35
Список литературы: 36

Вложенные файлы: 1 файл

«Версия рыночного равновесия А. Маршалла».docx

— 112.25 Кб (Скачать файл)

Анализ закономерностей движения цен в условиях конкурентной экономики, проведенный А.Маршаллом, является непревзойденным. В отличие от своих предшественников, которые придавали решающее значение в формировании цены то предложению (например, представители теории факторов производства), то спросу (представители предельной полезности), А.Маршалл не разъединяет эти категории, а рассматривает их во взаимодействии как равнодействующие факторы, влияющие на уровень цен. "Мы могли бы с равным основанием спорить о том, - пишет он, - регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц"12.

Маршалл дает качественную и количественную трактовку категорий "спрос" и "предложение". Со стороны качества они трактуются в психологическом плане, а именно: "спрос" основан на желании покупателя приобрести блага, "предложение" же зависит главным образом от преодоления нежелания подвергнуться неудобствам из-за тяжести труда и жертвы капитала (идея взята у Н.Сениора).

Для обоснования количественных характеристик этих категорий А.Маршалл вводит в экономическую науку совершенно новые категории - "цена спроса" и "цена предложения" и разрабатывает ихТ'Рассмотрим поочередно эти категории.

Под ценой спроса (т.е. под ценой покупателя) Маршалл понимает ту максимальную цену, которую потребитель согласен уплатить за тот или иной товар в зависимости от его полезности. После этого он строит график (кривую) спроса и формулирует закон спроса, согласно которому количество товара, на которое предъявляется спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены13.

Далее Маршалл рассматривает не только влияние спроса на цену, но и обратную зависимость, т.е. динамику спроса в зависимости от изменения цены. В связи с этим он вводит понятие эластичность спроса и разрабатывает его14. Это явилось серьезным вкладом не только в теорию цены, но и в экономическую науку в целом.

Под эластичностью спроса понимается степень колебания спроса при изменении цены, т.е. в какой мере объем спроса возрастает или сокращается при снижении или повышении цены на товар. Если снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, так что общая выручка остается неизменной - это будет единичная эластичность. Если снижение цены вызывает меньший рост спроса - спрос неэластичен.

После решения этой проблемы Маршалл переходит к исследованию цены предложения. Он устанавливает функциональную связь между ценой и предложением товара с учетом издержек производства.. Под последними он понимает необходимые затраты на последнюю единицу товаров данного вида, т.е. предельные затраты. Маршалл рассматривает предельные издержки (затраты) как основу не просто цены, а только минимальной цены. Эту минимальную цену он назвал ценой предложения. Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продавать данное количество товаров по данной цене. Затем Маршалл строит график кривой предложения15.

После этого Маршалл показывает, что цена находится в функциональной зависимости от спроса и предложения. Он представил эту зависимость в графической форме и совместил кривые спроса и предложения16. Цена равновесия устанавливается на пересечении этих кривых. Маршалл пишет: "Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой"17.

Значительным вкладом в теорию равновесной цены явился маршаллианский анализ изменения спроса и предложения. Он сформулировал причины, сдвигающие кривые спроса и предложения18. Этот инструментарий используется сегодня во всех учебниках и монографиях, посвященных как микро-, так и макроэкономическому анализу.

 

1.3. Факторы производства

 

В процессе производства полезностей человек использует три главных фактора: труд, землю и капитал. Увеличение использования каждого из этих факторов должно вести к росту выпуска. Однако в первичном секторе выпуск возрастает в меньшей степени, чем увеличиваются затраты. Эта зависимость получила название закона убывающей отдачи (частным случаем которого является известный по учениям классиков закон убывающего плодородия почвы). С другой стороны, во вторичном секторе изменение масштабов производства может принести известные преимущества, благодаря которым становится возможной экономия рабочей силы, машин и сырья. Каковы же преимущества крупномасштабного производства по сравнению с мелким?

Крупное предприятие может применять специализированное оборудование, которое наилучшим образом приспособлено к изготовлению данного вида продукции, а значит, позволяет выпускать его с меньшими издержками. Однако специализированное оборудование, как правило, стоит дороже, чем неспециализированное, поэтому мелкие производители не всегда могут его использовать.

Предприятие может получить преимущество над своими конкурентами благодаря изобретению им нового вида продукции или открытия нового более совершенного технологического процесса. Однако не всякое нововведение оказывается удачным, поэтому перед тем, как внедрить свое нововведение, предприятие должно провести целый ряд испытаний и экспериментов, а значит, затратить немалые средства. Естественно, что у крупного предприятия в этом отношении больше возможностей, чем у мелкого.

Крупное предприятие, осуществляя большие закупки сырья, получает большие скидки со стороны поставщиков, чем мелкое. Больше средств оно может израсходовать также и на сбыт, что во многом предопределяет успех продаж готовой продукции.

Все эти преимущества, которыми обладает крупное предприятие, получили название внутренней экономии от масштабов. Эту зависимость можно суммировать следующим образом: с ростом масштабов предприятия его затраты на единицу выпуска снижаются. Конечно, происходит это не автоматически, а во многом обусловлено личными качествами руководителей предприятия, от того, насколько успешно они ведут дела своей фирмы. Но в качестве общего вывода можно заключить, что, по крайней мере, во вторичном секторе крупные предприятия более эффективны, чем мелкие.

А. Маршалл выступил против примитивного представлении о том, будто предприниматели всегда заинтересованы в понижении заработной платы «Никакое снижение заработной платы не будет неизменно соответствовать интересам работодателей, поскольку оно будет выталкивать квалифицированных рабочих на другие рынки». Кроме того, заработкам плата должна быть достаточно высокой в среднем за год, чтобы привлекать молодых людей к данному виду занятий. Этим устанавливается нижний предел уровня за работной платы, а верхний предел определяете л потребностями, соответствующими предложению капитала. «Однако в какой точке между этими двумя пределами окажется заработная плата, может быть определено лишь путем споров и торговли.

При этом А. Маршалл считал неверным распространенный в профсоюзной среде предрассудок, согласно которому заработную плату можно постоянно поднимать путем ограничения предложения труда. «Наоборот, спрос на работу идет от национального дивиденда работы, т. е. идет от работы. Чем меньше работы одного вида, тем меньше спрос на остальные виды труда, и если труд редок, будет создано меньше предприятий». Этот предрассудок недооценивает влияния предлагаемой меры ни предложение капитала.

Маршал указывает, что во всякой попытке определить реальную заработную плату рабочего какой-нибудь профессии в любом месте и в любое время первым шагом является учет колебаний покупательной силы денег, в форме которых выступает номинальная заработная плата. Этот вопрос нельзя досконально уяснить, пока мы не подойдем к рассмотрению теории денег в целом19.

Размер доходов в какой-либо профессии следует брать как среднюю между заработками преуспевающих и неудачливых ее работников, но необходимо приложить большие старания, чтобы вывести подлинную среднюю. Если средние доходы преуспевающих составляют в год 2 тыс. ф.ст., а неудачливых - 400 ф.ст., то средний доход всех работников данной профессии будет равен 1200 ф.ст. лишь в том случае, когда численность обеих групп равна; однако, если число неудачливых в десять раз превышает число преуспевающих, как это, очевидно, имеет место у адвокатов, подлинная средняя составит лишь 550ф.ст20.

Маршалл считал, что привлекательность профессии зависит от многих причин, кроме тягости и напряжения выполняемой работы, с одной стороны, и денежных заработков от нее - с другой. Когда считают, что доходы от любой профессии влияют на предложение рабочей силы для этой профессии, или когда говорят, что эти доходы представляют собой цену ее предложения, мы всегда должны помнить, что термин "доходы" употребляется лишь как краткое выражение "чистых выгод" от данной профессии. Следует учитывать те обстоятельства, что одна профессия здоровее или чище другой, что связанная с нею работа выполняется в более здоровой или приятной местности или что она приносит больший общественный престиж; это подтверждается хорошо известным замечанием Адама Смита о том, что отвращение многих людей к работе мясника, а в какой- то степени и к самому мяснику, поднимает заработки мясников выше уровня заработков рабочих других профессий равной трудности21.

А. Маршалл стремился исследовать динамику изменения доли труда и доли капитала в совокупном доходе. «Если труд и капитал растут одинаковыми темпами и если законом производства становится постоянная отдача, тогда не будет изменений в ее разделении на долю труда и долю капитала. Если же, однако, капитал возрастает намного быстрее, чем труд, норма процента, вероятно, упадет, и тогда уровень заработной платы поднимется за счет доли данной массы капитала. Тем не менее совокупная доля капитала может при этом расти быстрее, чем совокупная доля труда». Сегодня яти взгляды общеприняты.

Маршалл рассматривает также вопрос о том, к какой рубрике следует относить те дополнительные доходы, которые приносят необычные природные способности. Поскольку они не являются результатом вложения человеческих усилий в фактор производства с целью повышения его производительности, существует, казалось бы, большое основание считать их производительским избытком, проистекающим из обладания дарованным природой дифференциальным преимуществом в осуществлении производства. Но эта аналогия закономерна и полезна лишь тогда, когда мы анализируем составные части дохода, получаемого индивидуумом. Представляет известный интерес выяснение того, какой долей своего дохода преуспевающие люди обязаны счастливому случаю, благоприятно сложившимся обстоятельствам, той или иной конъюнктуре, а какой — хорошему старту в их карьере, как велика прибыль на капитал, вложенный в их специальное обучение, как велико вознаграждение за исключительно упорный труд, а какая часть их доходов остается им в качестве производительского избытка или ренты, источником которой служит обладание редкими природными дарованиями22.

А. Маршалл понял также, что происходят значительные и весьма важные изменения в разделении времени на рабочее и свободное. «На протяжении многих поколений индустрия западного мира постоянно становилась все более работящей: число праздников сокращалось, рабочее врем, увеличивалось. Однако эта тенденция теперь ослабевает. В работе любой сложности, включая и высшие ее ступени, люди ценят отдых выше, и все более нетерпимы к усталости, связанной с чрезмерным напряжением». Падение относительной значимости рабочего времени прозорливо связывает с ростом темпов изменений в окружающем мире, повышением роли творческого труда. «Для полной отдачи в труде нужны три жизненно необходимые вещи: свобода, надежда и изменения».

А.Маршалл придерживался концепции трех факторов производства. К земле, труду и капиталу он добавил фактор организации. Согласно Маршаллу уровень ренты, заработной платы, процента и прибыли определяется высотой спроса и предложения, причем в кратковременном аспекте “доходы факторов”  как превышение цены над издержками производства и нормальной прибылью имеют характер ренты и названы им квазирентой: “Если какое-либо имущество, например дом, фортепьяно или швейную машину, на время одалживают, плату за его использование часто называют рентой. Экономисты могут без ущерба для себя применять этот термин в тех случаях, когда просматривается доход с позиции индивидуального предпринимателя. Однако, как следует из дальнейшего, как только рассмотрение хозяйственной деятельности переносится с позиции индивидуума на общество в целом, преимущество оказывается на стороне применения термина “рента” по отношению к доходу, извлекаемому из даров природы. Вот почему термин квазирента будет в настоящем труде употребляться по отношению к доходу, извлекаемому из созданных человеком машин и других орудий производства. Иными словами, всякая машина может давать доход, носящий характер ренты и иногда называемый “рентой”, хотя, в общем, представляется более правильным называть его “квазирентой”. 

В отличие от своих предшественников, А. Маршалл рассматривал капитал не как совокупность вещей, а как нечто, имеющее невещественную, но тесно связанную с вещами форму. «Никогда не следует рассматривать капитал как какой-то фонд вещей вообще. Его следует рассматривать как фонд только одной вещи, а именно денег, которые должны представлять все другие вещи».

К капиталу относятся и нематериальные блага: деловые способности и профессиональное мастерство, деловые связи предпринимателя и доверие к нему как к личности. «Знание – это наш самый мощный двигатель производства». По это не обязательно производственные знания. «В подавляющем большинстве отраслей технические знания и навыки становятся с каждым днем все менее существенными по сравнению с такими качествами, как способность правильно принимать решения, оперативность, находчивость, осторожность и настойчивость в осуществлении цели».

Маршалл под прибылью понимал процент с капитала и писал: “Плата, которую вносит заемщик за пользование ссудой, скажем, в течение года, выражается в отношении размера этой оплаты к размеру ссуды и называется процентной ставкой. И этот термин применяется в более широком смысле как представляющий денежный эквивалент всего дохода, извлекаемого из капитала. Обычно его выражают в виде определенной процентной доли суммы капитала, предоставленной в заем.…Если человек использует в своем предприятии капитал в виде набора всякого рода товаров, общая стоимость которых оценивается в 10тыс.ф.ст., то при условии неизменной совокупной стоимости капитала, образуемый всеми этими вещами, можно сказать, что 400тыс.ф.ст. составляют процентную ставку в размере 4%  на капитал. Однако этот же человек не захочет продолжать вести свое предприятие, если он не будет рассчитывать на то, что чистый доход от него превысит процент на капитал  по текущему курсу. Такой доход называется прибылью”. 

Каждый из современных методов предпринимательства имеет свои преимущества и недостатки: использование различных методов продолжается до тех пор, пока не достигнут определенного предела, при котором специфические преимущества этого метода в данном применении не превышают более его недостатков.

Однако в действительности та доля нормальных издержек производства любого товара, которая обычно классифицируется как прибыль, таким образом регулируется с каждой стороны в результате воздействия принципа замещения, что она не может на длительное время отклоняться от нормальной цены предложения требующегося капитала, к которой добавлена нормальная цена предложения способностей и энергии, требующихся для управления предприятием, и, наконец, нормальная цена предложения той организации, посредством которой соединяются соответствующие деловые способности и требующийся капитал23.

Информация о работе Версия рыночного равновесия А.Маршалла