Рыночное равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 23:27, реферат

Краткое описание

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить механизм установления рыночного равновесия. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
• определить понятие рынка;
• определить равновесную цену;
• установить причины и механизм достижения рыночного равновесия;
• устойчивость равновесия;
• виды рыночного равновесия;
• рассмотреть модели рыночного равновесия;
• применение моделей рыночного равновесия;
• рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 121.46 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Как известно, любая система  стремится к достижению равновесного  состояния и его сохранению. Это  характерно и для микроэкономических  систем, однако, поскольку их функционирование  обеспечивается посредством деятельности  людей, наделенных волей, сознанием  и разнонаправленными интересами, равновесие не достигается стихийно  и имеет специфические законы  и условия.

             Рыночное равновесие проявляется  в количественном соответствии  спроса и предложения товаров,  услуг и ресурсов и затрагивает  интересы домохозяйств как поставщиков  ресурсов и потребителей товаров  и услуг и предприятий как  потребителей ресурсов и производителей  товаров и услуг. Другими словами,  это оптимальная реализация совокупных  экономических интересов в обществе. Здесь можно привести сравнение  со здоровым "экономическим кровообращением", в котором нет явлений распада,  вызываемых "болезнями" экономики  - инфляцией, безработицей и т.п.  Идея такого равновесия очевидна  и желаема всем обществом, поскольку  означает полное удовлетворение  потребностей без излишне затраченных  ресурсов и нереализованного  продукта.

Цель работы: охарактеризовать рыночные элементы и изучить  механизм установления рыночного равновесия. В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:

  • определить понятие рынка;
  • определить  равновесную цену;
  • установить причины и механизм достижения рыночного равновесия;
  • устойчивость равновесия;
  • виды рыночного равновесия;
  • рассмотреть модели рыночного равновесия;
  • применение моделей рыночного равновесия;
  • рассмотреть равновесие в мгновенном, коротком, длительном периодах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

 

    1. Понятие рыночного равновесия и цены равновесия

 

Рыночное равновесие – ситуация на рынке, когда спрос (D) и предложение (S) находятся в состоянии равновесия, которое характеризуется равновесной  ценой (Pe) и равновесным объемом. Т.е. объем спроса (QD) равен объему предложения (QS) при данной равновесной цене.

Равновесная цена - единая цена, по которой продается и покупается равновесное количество товара.

На рынке интересы покупателей  сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар, но по более дешевой цене и удовлетворить свою потребность. Ему противостоит производитель - продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Потребители приходят на рынок с определенным объемом совокупного дохода, предназначенного для приобретения товаров. Стремясь купить товар подешевле, потребители понимают, что продавец хочет продать его подороже. Поэтому потребители предлагают за товары цены, равные так называемым ценам спроса. Под ценой спроса понимается та предельная максимальная цена, за которую покупатели еще согласны взять товар. Выше этой цены рыночная цена подняться не может - у потребителей больше нет денег на покупку. Чем ниже цена спроса, тем большее количество товара желает и может приобрести покупатель за одну и ту же сумму денег.

     У производителей - продавцов другие интересы. Они заинтересованы в продаже товара подороже и поэтому предлагают цены предложения - такие предельные минимальные цены, по которым производители-продавцы еще готовы продавать свои товары.  Рыночная цена не может опуститься ниже цены предложения, потому что тогда производство и сбыт становятся нерентабельными. Это несовместимо с экономическим интересом производителя - продавца. Чем ниже цена предложения, тем меньше количество товаров поступит в продажу. У многих производителей издержки производства и сбыта окажутся выше этой цены, а поэтому они понесут убытки.

     На рынке происходит конкурентная  борьба между продавцами и  покупателями за более выгодную для них цену и удовлетворение своих интересов. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Экономический смысл данного равновесия заключается в том, что оно отражает единство продавцов и покупателей, равенство их возможностей и желаний.

 

 

    1. Механизм достижения рыночного равновесия

 

 

Свободное движение цены в соответствии с изменением спроса и предложения, приводит к  тому, что товары, проданные на рынке, распределяются в соответствии со способностью покупателей оплатить цену, предлагаемую производителем. Если спрос превышает  предложение, то цена будет расти  до тех пор, пока спрос не перестанет превышать предложение. Если предложение  больше, чем спрос, то на рынке совершенной  конкуренции цена будет снижаться  до тех пор, пока все предлагаемые товары не найдут своих покупателей.

Равновесие  спроса и предложения достигается  при пересечении кривых спроса и  предложения. В точке пересечения  объем предложения будет равен  объему спроса и устанавливается  цена равновесия, одинаково удовлетворяющая  как продавцов, так и покупателей. При любой более низкой цене излишек  спроса будет толкать цену вверх, а при цене выше равновесной предложение превысит спрос, и цена снизится до уровня равновесия.

 

 

1.3. Виды рыночного равновесия

 

Равновесие бывает устойчивым и неустойчивым. Если после нарушения равновесия рынок приходит в состояние равновесия и устанавливаются прежние равновесные цена и объем, то равновесие называют устойчивым. Если после нарушения равновесия устанавливается новое равновесие и изменяется уровень цен и объем спроса и предложения, то равновесие называют неустойчивым.

Мгновенный период.

Мгновенный период характеризуется следующими факторами:

  • количество произведенных ресурсов (факторов производства) не меняется, т.е. все факторы являются постоянными;
  • продавец лишен возможности приспосабливать величину предложения к объему спроса и равновесная цена определяется только кривой спроса;
  • как следствие, кривая предложения, является либо строго вертикальной линией (для товаров, не подлежащих хранению), либо имеет возрастающий отрезок (для скоропортящихся товаров).

Рисунок №1.

Краткосрочный период.

В краткосрочном периоде:

  • часть факторов производства является постоянной, а часть переменной;
  • продавец может приспосабливать величину предложения в соответствии с рыночным спросом, но только в пределах производственных мощностей предприятия;
  • кривая предложения состоит из двух участков, где Q* -максимально возможный объем производства при данных мощностях;
  • рыночная цена определяется взаимодействием спроса и предложения на возрастающем отрезке кривой предложения, и только спросом - на вертикальном отрезке кривой SS.

 Рисунок 2.

Долгосрочный период.

Для долгосрочного периода характерно то, что:

  • все факторы производства являются переменными, что предполагает возможность изменения масштабов производства;
  • в зависимости от динамики издержек (затрат) производственная кривая предложения может иметь вид: 1.) горизонтальной линии - издержки являются постоянной величиной, и рост равновесного объема происходит без изменения равновесной цены; 2.) возрастающей линии - издержки увеличиваются, например, из - за роста цен на ресурсы, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесной цены; 
    3. убывающей линии - издержки сокращаются, и рост равновесного объема сопровождается ростом равновесных цен.

Рисунок №3.

 

    1. Устойчивость равновесия

 

 

Равновесие механической системы  устойчиво, если при малом возмущении (смещении, толчке) точки системы  во всё последующее время мало отклоняются от равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях  точки системы, находящейся в  положении устойчивого равновесия, совершают около их равновесных  положений малые колебания, которые  вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается. Более строго Устойчивое равновесие определяется и исследуется так же, как и устойчивость движения. В случае механической консервативной системы достаточное условие Устойчивое равновесие даётся теоремой Лагранжа - Дирихле, согласно которой равновесие устойчиво, если в положении равновесия потенциальный энергия системы минимальна. Виды устойчивости:

  • абсолютная;
  • относительная;
  • локальная (колебания цен происходит, но в определенных пределах);
  • глобальная (устанавливается при любых колебаниях). 
    2. МОДЕЛИ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

2.1. Модели равновесия по Л.Вальрасу и по А.Маршаллу

 

Существует два подхода к  исследованию установления равновесной  цены: Л.Вальраса и А.Маршалла. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения. Если рыночная цена P1> PE, то величина предложения больше величины спроса QS1>QD1, на рынке – избыток предложения (при цене P1), избыток равняется QS1 - QD1. В результате конкуренции продавцов происходит понижение цены PE и избыток исчезает. Если рыночная цена P2> PE, то величина спроса больше величины предложения QD2> QS2, на рынке избыток спроса (при цене P2), то есть дефицит равен QD2 - QS2. в результате конкуренции покупателей происходит повышение цены до PE и дефицит исчезает.

Рисунок 4.



 

 

 

Рис.4 - Рыночное равновесие по Л.Вальрасу.

Главным в подходе А.Маршалла является разность цен P1 и P2. А.Маршалл исходит из того, что продавцы, прежде всего, реагируют на разность цены спроса и цены предложения.

Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту  разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Л.Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров  - продавцы. Согласно версии А.Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Рисунок 5.


 

 

 

 

 

Рис.5. - Рыночное равновесие по А.Маршаллу.

Цена равновесия обычно ниже максимально  предполагаемой потребителями цены, на величину излишка потребителя, который  составляет излишек, прежде всего для  состоятельных потребителей, которые  могли бы приобрести товар выше равновесной  цены PE вплоть до самой максимальной Pmax, но приобретают товар именно по рыночной цене.

Графически излишек потребителя, можно изобразить через площадь  фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и равновесной ценой  PE, то есть площадь PmaxE PE. Излишек потребителя - это часть общественного излишка от существования рыночного механизма. В свою очередь, равновесная цена обычна выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее эффективные фирмы.

Следовательно, совокупные издержки производителей равны площади фигуры PminEQE, а излишек производителя составляет площадь PEEPmin. Это излишек наиболее эффективных фирм, которые могут предложить товар на рынок ниже равновесной цены PE, но предлагают товара по более высокой рыночной цене. Общественный излишек от существования рынка равен сумме излишка потребителя и излишка производителя.

Рисунок 6.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Рис.6. - Излишек производителя и потребителя

2.2. Паутинообразная модель

 

Паутинообразная модель - модель, изображающая траекторию движения к состоянию равновесия, когда реакция предложения или спроса запаздывает. Она описывает динамический процесс: траекторию корректировки цен и объема производства при движении от одного состояния равновесия к другому; используется для описания колебаний цен на рынках сельскохозяйственной продукции; на биржевом рынке, где предложение реагирует на изменение цен с некоторым запозданием.

Равновесие в паутинообразной  модели зависит от углов наклона  кривой спроса и предложения. Равновесие устойчиво, если угол наклона предложения S круче кривой спроса D. Движение к общему равновесию проходит ряд циклов. Избыток предложения (AB) толкает цены вниз (BC), и в результате возникает избыток спроса (CF), который поднимает цены вверх (FG). Это приводит к новому избытку предложения (GH) и так далее до тех пор, пока не устанавливается равновесие в точке E. Колебания носят затухающий характер. Движение может, однако, приобрести иное направление, если угол наклона кривой D круче угла наклона кривой предложения S. В этом случае колебания носят взрывной характер, и равновесие не наступает.

Информация о работе Рыночное равновесие