Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:54, курсовая работа

Краткое описание

Рассматриваемая тема очень актуальна, представляется сложной и неоднозначной, потому что вопрос трудоустройства в нашей стране стоит очень остро. В настоящее время многие предприятия становятся банкротами и вынуждены закрываться. Вследствие этого появляются новые безработные, но это не единственный вариант, когда человек остается без работы. Ежегодно сотни ПТУ, техникумов, вузов выпускают молодых специалистов, из которых только половина сможет трудоустроиться. Остальные же будут вынуждены обратиться в службу занятости или, как ее еще называют, биржу труда, куда ежедневно приходят устраиваться десятки безработных. Каждый из них надеется, что в течение того времени пока он «будет стоять» на бирже, ему подвернется какая-нибудь более или менее устраивающая его работа. Но с течением времени надежды этих людей не оправдываются или оправдываются лишь частично.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Биржа труда: история создания, понятие, устройство и сущность……...5
1.1.Предпосылки создания службы занятости населения………………….…5
1.2.Государственная служба занятости населения и ее функции……………...8
1.3.Понятие и взаимосвязь рынка и биржи труда……………………………...13
Глава 2.Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений………17
2.1.Политика занятости и регулирования рынка труда……………………..…17
2.2.Роль биржи труда в регулировании рыночных отношений.......……….….21
2.3.Будущее российской политики в области занятости………………………25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список использованной литературы………………………………………………30

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный курсач.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.

В середине 80-х годов  в регулировании ранка труда  произошли значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада. Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов в его механизм.

В результате экономическая  жизнь стала характеризоваться  слабым повышением эффективности производства и устойчивой и массово безработицей. Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение конкуренции на внутреннем  и внешнем рынках предъявили особые требования к совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов, немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами. Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное дерегулирование, флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости, приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто без существенного усилия конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка  труда предполагает введение гораздо  более гибкой чем прежде системы  оплаты труда, которая должна базироваться не на методе аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-ч гг., а на принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков предприятия.

Возрастает роль работника  в свободном выборе форм оплаты труда, социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости. Получают распространение нестандартные формы занятости – надомничество, временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования  рынка труда все более отчетливо  проявляются требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений, относящихся к регламентации этого рынка, ровно как и об ослаблении системы социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал. Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом флексибилизации  рынка труда не может быть тотальный  демонтаж системы его регулирования  и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую эффективность с социальным прогрессом общества.

2.3.Будущее российской политики в области занятости.

Суть в том, что действенная  политика занятости должна в нынешних условиях иметь предупреждающий  характер и включать целый комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы и ее переход в застойную форму. Немаловажно при этом опираться на мировой опыт регулирования безработицы, изложенный выше.

Вот наиболее важные меры такого рода:

Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.

Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих  предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих. Предприятия, расширяющие занятость по отношению к ее уровню в прошлом году, могут получить льготный кредит, соразмерный зарплате, которая уплачена дополнительно занятым на производстве.

Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного  возраста. Такой же эффект может  обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.

Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.

Переход к созданию системы  социального партнерства, в том  числе создание механизма выработки  трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.

Расширение занятости в будущем зависит и от иностранных инвестиций. В целом инвестиции в реконструкцию и технологическое переоборудование предприятий будут иметь трудосберегающий эффект. Но увеличение капитальных вложений означает создание новых рабочих мест.11

Решение проблемы "очаговой" безработицы в регионах, где в городе находится 1-2 предприятия, будет осуществляться через стимулирование инвестиций и малого бизнеса на уровне регионов и реализацию региональных программ содействия занятости.

Значительно сократить  количество незанятых можно за счет структурных изменений в оборонной промышленности. Процесс конверсии обладает большим потенциалом для увеличения занятости, ходя даже ее стабилизация сегодня будет большим плюсом в регулировании рынка труда.

Нельзя жалеть средства на борьбу с безработицей. Во-первых, потому что ее предотвращение в начале потребует гораздо меньше затрат, чем в будущем.

Во-вторых, потому что  борьба с безработицей может быть достаточно эффективной. Например, кредитование государством дополнительных рабочих мест в США в 1977-78 гг. вовсе не было бросанием денег на ветер. При том, что заработная плата кредитовалась не больше чем на 2%, а абсолютная величина кредита не превышала 100 тысяч долларов, многие корпорации смогли создать до 50 новых рабочих мест.

В-третьих, потому что  финансовая стабилизация невозможна без  продуманного предотвращения ее негативных последствий и, как мы уже убедились, приводит к дефициту госбюджета, для  сокращения которого она и создавалась.

За последние два  года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ. Сегодня ясно, что роль безработицы как неизбежного последствия финансовой стабилизации была недооценена.

В мире накоплен большой  теоретический и практический опыт по регулированию рынка труда. Россия нуждается в особом, комплексном подходе. Сегодня результативная политика занятости должна идти чуть впереди реального развития рынка труда и превентивно устранять те препятствия, которые могут подхлестнуть безработицу.12

Похоже, что еще несколько  лет нам придется мириться с высоким уровнем безработицы. Сегодня основная цель - снизить безработицу уже если не в среднесрочном, то в долгосрочном периоде.

Парадоксально, но до сих  пор ни одна политическая партия, ни один влиятельный политик не высказали  вообще ни одной точки зрения по столь актуальной проблеме. Это всерьез заставляет усомниться в компетентности российских властных структур и их реального желания вывести экономику из спада в подтверждение к их словам об оптимистических прогнозах развития.

 

Заключение

 

Подводя итог работы можно  сделать следующие выводы.

Биржа труда помогает многим гражданам в поисках работы. Как уже говорилось она изучает спрос и предложение на рынке труда, занимается профориентацией молодежи, переподготовкой лиц, нуждающихся в работе, обучает новым профессиям, что является существенным вкладом в разрешение проблемы занятости населения.

Как уже говорилось, биржа труда  занимается переобучением, профориентацией, а что делать тем людям, стоящим  на бирже труда, которые не имеют  профессии, так как во времена  их молодости не было нужды в получении профессии, они находили работу без специальности и обучались прямо на производстве?

Один из выходов – это обучиться  чему-нибудь новому, но что делать человеку, который в силу возраста не может  заниматься переобучением. Единственный выход – это «стоять на бирже» и ждать приближения пенсионного возраста.

Ситуация же на рынке  труда в целом вполне приемлема и для молодых специалистом можно сказать даже благоприятна, несмотря на все прогнозы и трудности устройства на работу, показатели безработицы и другие проблемы они не столь устрашающе выглядят и вполне решаемы.

Тем более недостаток хорошего качества высшего образования  в негосударственных вузах вполне возместим самообразованием.

Итак, мы рассмотрели сложившуюся  ситуацию, связанную с биржей труда. И пришли к выводу, что положение здесь довольно сложное и требует внимательного и глубокого осмысления и принятия еще более действенных мер, чем принимаются в настоящее время.

 И, как нам кажется, расширение производства, привлечение молодых и более энергичных специалистов будут не самыми худшими их предпринятых решений этой проблемы. Однако, это самые поверхностные меры и не являются теми методами, которые бы позволили быстро и без излишних проблем и затрат справиться со сложившейся ситуацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Юрист, 2006
  2. Козырев В.М. Основы современной экономики – М.: «Финансы и статистика», 2005
  3. Кураков Л.П. Экономическая теория – М.:  2004
  4. Курс экономической теории. Под общей ред. Проф. Иепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров, Издательство «АСА», 2004
  5. Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина., М. 2002
  6. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций.— М., 2005
  7. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. Экономика. М.: Дело, 2006
  8. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник / Госкомстат России — М., 2007
  9. Суриков А.Е. Доходы населения.— М.: Финансы и статистика, 2005
  10. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2007

 

 

 

 

1 Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина., М. 2002. С.67.

2 Основы экономической теории. под ред проф. А.К. Шуркалина., М. 2002.С.68.

3 Суриков А.Е. Доходы населения.— М.: Финансы и статистика, 2003.С.214.

4 Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций.— М., 1999.С.78.

5 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Юрист, 2001.С.154.

6 Козырев В.М. Основы современной экономики – М.: «Финансы и статистика», 1999.С.95-96.

7 Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Юрист, 2001.С.206.

8 Козырев В.М. Основы современной экономики – М.: «Финансы и статистика», 1999.С.143.

9 Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.С.85.

10 Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001.С.86.

11 Курс экономической теории. Под общей ред. Проф. Иепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров, Издательство «АСА», 2002.С.135-136.

12 Курс экономической теории. Под общей ред. Проф. Иепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров, Издательство «АСА», 2002.С.138.


Информация о работе Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений