Анализ состояния и перспективы развития субъектов малого предпринимательства Российской Федерации и Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предпринимательство в России в основном сформировано за счет субъектов малого предпринимательства, так называемых «малых предприятий». Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества или товарищества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица (частный предприниматель, индивидуальный предприниматель), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Некоммерческая организация не может иметь статус малого предприятия.

Содержание

Введение
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса. Необходимость разделения предприятий на крупные, средниеи малые.
1.2 Критерии малых предприятий России.
1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России
2.2 Основные проблемы малого бизнеса.
3. Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

       Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них - это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства.

       Деление предприятий на крупные малые и средние связано с объемом деятельности и численностью работающих на предприятии. Именно, исходя из этих критериев, различают малый, средний и большой бизнес. В разных странах мира эти критерии различны. Однако чаше всего используется следующее деление предприятий:

- крупное - предприятие с численность работающих более 500 человек;

- среднее - от 100 до 500 человек;

- малое - до 100 человек.

В Российской Федерации этот критерий неодинаков для разных отраслей экономики.

Малые предприятия, осуществляющие несколько  видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

1.2 Критерии малых предприятий России

 

Деятельность субъектов малого и среднего бизнеса в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным  законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому бизнесу.

К субъектам малого и среднего предпринимательства  относятся внесенные в единый государственный реестр юридических  лиц потребительские кооперативы  и коммерческие организации (за исключением  государственных и муниципальных  унитарных предприятий), а также  физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным  ниже условиям.

К малому и среднему бизнесу относятся  средние, малые и микро-предприятия  соответствующие следующим критериям:

1. Число постоянных работников  не должно превышать 250 человек

2. Средняя численность работников  за предшествующий календарный  год не должна превышать следующие  предельные значения средней  численности работников для каждой  категории субъектов малого и  среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних  предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди  малых предприятий выделяются микро-предприятия - до пятнадцати человек. [Федеральный закон № 209-ФЗ от 24.07.2007]

3. С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

· Микро-предприятия -- 60 млн. рублей;

· малые предприятия -- 400 млн. рублей;

Наибольшее распространение такое  разделение получило развитие в сфере  налогообложения, бухгалтерского и  статистического учета. В налоговой системы субъектам малого предпринимательства предоставлялся обширный круг налоговых льгот (в настоящее время уже практически не применяются из-за реформирования налоговой системы), в системе регулирования бухгалтерского учета предусмотрена упрощенная форма его ведения, а также упрощенные процедуры и формы отчетности. На основании данного деления Госкомстатом РФ освобождаются субъекты малого предпринимательства от предоставления широкого перечня статистической отчетности.

 

1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.

 

Те, кто впервые сталкивается с  малыми предприятиями, обычно допускают  типичную ошибку: считают малые предприятия  одним из видов предприятий, подобно  государственным, арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые  предприятия в этот перечень не могут  быть включены. Малые - это не вид, не организационно-правовая форма, а размер предприятия. Малое предприятие - всегда какое-то применительно к выделяемым в законодательстве видам предприятий. Из всех имеющихся видов предприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д., выделяется их часть  по критериям численности работающих. Таким образом, существуют малые  государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малых  предприятий.

В этой связи становится очевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общей для  всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения, оплаты труда, управления и т.д. Все  эти системы функционирования предприятия  определяются по их видам.

Бытует и еще одно широко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятия предопределяется тем, какая организация является его  учредителем. Безусловной связи  здесь нет. Малые предприятия  могут создаваться гражданами, членами  семьи и совместно с другими  лицами, государственными, арендными, совместными предприятиями, общественными  организациями и т.д. Кроме того, малые предприятия могут создаваться  совместно указанными органами, предприятиями, организациями и гражданами.

Если учредителем малого предприятия  является государственная организация, то это отнюдь не означает, что новое  образование будет именно малым  государственным предприятием. Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сдано в  аренду кооперативом. Вид созданного предприятия - кооператив. Могут быть и другие варианты.

В то же время индивидуальные и  семейные частные предприятия, названные  так именно применительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видам малых предприятий  учредительство и вид малых предприятий  совпадают.

Особенности и функции малого предприятия.

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей.

В первую очередь стоит отметить единство права собственности и  непосредственного управления предприятием.

Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала  и более высокой степени его  удовлетворенности трудом.

Третья - относительно небольшие рынки  ресурсов и сбыта, не позволяющие  фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий  отраслевой объем реализации товара.

Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже  отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.

Пятое - ключевая роль руководителя в  жизни предприятия: он полностью  ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс  и все связанное с его организацией.

Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется  родственниками хозяина, чем диктуется  прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

Наконец, седьмая особенность связана  с характером финансирования. Если “гиганты” черпают необходимые  ресурсы главным образом через  фондовые биржи, то малые предприятия  полагаются на сравнительно небольшие  кредиты банков, собственные средства и “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и  т.д.).

Так же, как одну из особенностей, можно  выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это  соотношение 80:20, то у малых оно  составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические  функции, определяемые его ролью  как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя продукции и услуг, в-третьих - катализатора научно-технического прогресса, в четвертых - налогоплательщика, в пятых - агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции  социальные. Во-первых, через малые  формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют  свой творческий потенциал. Во-вторых, в основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут  найти себе применение на крупных предприятиях. В - третьих, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров. В-четвертых, небольшие предприятия, прежде всего в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении (но его они лишены, например, в супермаркетах).

Уже сегодня актуальна и будет  актуализироваться и далее экологическая  функция малого бизнеса, которая  уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой.

 Сфера деятельности малых  предприятий.

Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с  постоянно обновляемой номенклатурой  и ассортиментом выпускаемых  изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в  условиях ограниченного количества потребителей. Таким образом, малые  предприятия при сравнительном  насыщении рынка, находят себя в  доработке продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производстве мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении  является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия  утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия  для сборочных предприятий. Кроме  того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким  риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых  видов изделий.

Хотелось бы особенно обратить внимание на две большие группы малых предприятий, имеющих разные функции и соответствующие  результаты. Это предприятия, деятельность которых направлена на интенсивное  и экстенсивное развитие экономики.

Малые предприятия интенсивного направления  призваны давать мощный импульс развитию крупных предприятий, именно здесь  закладывается основа глобальных структурных изменений. Поощрение малых инновационных предприятий в приоритетной сфере, целенаправленно избранной государством, призвано подготовить научно-технический прорыв в этой области, апробировать рынок сбыта новой продукции, отладить технологические процессы, отработать основные вопросы переподготовки кадров для крупных предприятий. Интенсивная малая экономика - это полигон для отработки всех аспектов научно-технической политики. Однако нет возможности, да и нет необходимости учитывать все до мелочей при глобальных изменениях в экономике.

Эту “доводку крупных преобразований”  призваны обеспечивать малые предприятия, но только экстенсивного направления. Наполнением новыми товарами рынков небольших населенных пунктов, отдаленных районов будут также заниматься малые предприятия данного направления.

Каждое крупное структурное  изменение в экономике сопровождается массовым высвобождением работников с  предприятий отмирающих отраслей, их переподготовкой и привлечением на новые рабочие места. В значительной мере груз сглаживания социальных конфликтов в этот период, обеспечение временной  занятости берут на себя малые  предприятия экстенсивного типа. В данном случае они выполняют  функции стабилизации общественного  развития.

Важно учитывать, что малые предприятия  занимают традиционную только для них  сферу деятельности, в которую  крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением  ручного труда, к которым относятся  ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения  необходимыми материалами и сбыта  изделий, такие малые предприятия  дают значительную отдачу.

Но так, же важно отметить, что  крупное производство и не противопоставляется  малому, что является одной из причин успешного развития малого бизнеса  в странах с развитой рыночной экономикой. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют малые фирмы, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых новых десяти технологических идей рождаются в малых фирмах.

Предприниматели стремятся быть индивидуалистами. И часто именно это позволяет  им раздвигать границы знаний. Идеи являются их “товарными запасами”. Хотя, по словам экономиста Леонарда Вайса: “большинство исследований показывает, что размеры предприятия мало влияют на интенсивность исследований, но могут снизить ее в некоторых отраслях”.

Малые предприятия дали миру персональный компьютер, вертолет, бритву, транзисторный  приемник, фотокопировальную машину, реактивный двигатель и многое другое.

В самом деле, трудно рассчитывать на устойчивое развитие экономики, если в ней не могут развиваться  конкурентные начала, или крупный  и малый бизнес существуют параллельно. Это неизбежно выталкивает малый  бизнес на обочину каких-то торгово-посреднических операций, которые характерны для  современной России. А крупный  бизнес становится либо неповоротливым, либо практически отрывается от потребностей экономики и переходит на обслуживание потребностей мирового рынка. То есть возникает схема, которая известна по ряду, так скажем, не очень благополучных  стран третьего мира.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития субъектов малого предпринимательства Российской Федерации и Ставропольского края