Анализ состояния и перспективы развития субъектов малого предпринимательства Российской Федерации и Ставропольского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 15:55, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время предпринимательство в России в основном сформировано за счет субъектов малого предпринимательства, так называемых «малых предприятий». Малые предприятия - это юридические лица, создаваемые в форме хозяйственного общества или товарищества (закрытое акционерное общество, открытое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив). Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица (частный предприниматель, индивидуальный предприниматель), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Некоммерческая организация не может иметь статус малого предприятия.

Содержание

Введение
1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.
1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса. Необходимость разделения предприятий на крупные, средниеи малые.
1.2 Критерии малых предприятий России.
1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения.
2.1 Итоги развития и структура малого бизнеса в экономике России
2.2 Основные проблемы малого бизнеса.
3. Государственная поддержка малого бизнеса.
Заключение.
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 66.54 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

1. Характеристика малого бизнеса и необходимость его развития в России.

1.1 Исторические аспекты развития  малого бизнеса. Необходимость разделения предприятий на крупные, средниеи малые.

1.2 Критерии малых предприятий России.

1.3 Виды, особенности и функции, сфера деятельности малых предприятий.

2. Проблемы развития малого бизнеса  в России на современном этапе  и пути их решения.

2.1 Итоги развития и структура  малого бизнеса в экономике  России

2.2 Основные проблемы малого  бизнеса.

3. Государственная поддержка малого бизнеса.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться.

    Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет

необходимость организационно-экономических  новаций во всех областях

хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений  экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

   Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает

необходимость наличия в  любой национальной экономике высокоразвитого  и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

     Хозяйственная практика в малом бизнесе находится в причинно-следственной зависимости углубляющейся специализацией общественного производства и дифференциацией товаров и услуг. Экономическая маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность делает малый бизнес необходимым в современном, постиндустриальном обществе.

     Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов:

     Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А.,

Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э.,

Иорданской Э., Медведева  А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

    Но в то же время недостаточно внимания уделено изучению влияния малого предпринимательства на структурные преобразования региональной экономики; формированию рациональной структуры индустриальных центров на основе развития малого бизнеса; разработке экономического взаимодействия территориальных органов власти и малого бизнеса; методологии комплексной оценки предпринимательских проектов и проведению их экспертизы в отдельных городах и регионах нехарактерных для промышленно развитых стран условиях, условиях переходного периода, переживаемого Россией.

     Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Характеристика малого  бизнеса и необходимость его развития в России

1.1 Исторические аспекты развития малого бизнеса

Изучая сущность малого бизнеса, необходимо знать его истоки и процесс  развития. Малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, но его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый  бизнес все больше признается как  созидательная сила экономики.

В течение 1980-х годов престиж  малого бизнеса в мире начал повышаться в немалой степени благодаря  его способности изобретать новые  товары и создавать новые рабочие  места. Вследствие этого в последние  годы все чаще стали обращать внимание на его достижения и возможности, перспективы и проблемы.

В российской истории малого бизнеса  можно выделить ряд этапов.

Для первого этапа (1985-1987гг.) характерно зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов при общественных организациях, распространение бригадных подрядов, малочисленность участников предпринимательства и его экспериментальный характер, формирование эмоционально-психологических основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности. Этот этап можно назвать экспериментальным.

Во время второго этапа (1987 - 1988 гг.) сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. Этот этап назвали этапом "кооперативного движения". Он послужил акселератором в накоплении и перераспределении капиталов, позволил обрести начальные знания, навыки работы малого предприятия.

Третий этап (1989 - 1990 гг.) связан с принятием законодательных актов, направленных на активизацию малых предприятий. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации. Она создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Именно в это время было узаконено частное предпринимательство. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

Для четвертого этапа (1991- 1992 гг.) характерны коммерциализация и появление среднего и крупного бизнеса. Произошли коренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Были приняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развития предпринимательства.

Пятый этап (1993-1994гг.) стал полосой широкомасштабной приватизации и развития всех видов предпринимательства, появления множества собственников и интенсивного участия малого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Однако на этом этапе ещё не обеспечено стимулирование производства товаров и услуг.

Тем на менее заложенные основы рыночных отношений, сформировавшиеся капиталы, их способность к инвестиционной деятельности дают возможность предположить, что очередной - шестой этап (с 1995 г.) развития предпринимательства сможет изменить соотношение деятельных сил в пользу инновационных процессов. Тогда предпринимательство сможет проявляться во всем многообразии и обнаруживать силы, способные двигать рынок, обеспечивать нормальное функционирование рыночной экономики, сосуществование различных субъектов, каждому из которых отведены свои сферы приложения деятельности и свои задачи. После 1995 года происходит определенный подъем развития малого бизнеса, частного сектора экономики. Впервые начинает создаваться правовая основа предпринимательской деятельности. Принимаются законы: Гражданский кодекс, «О некоммерческих организациях» и т.д.

С 1998 года появляется новое законодательство, ужесточаются требования к предприятиям малого бизнеса. Отныне при регистрации  необходимо проходить много различных  фондов (Пенсионный фонд, Фонд социального  страхования, ФОМС и т.д.). Малый бизнес наталкивается на бюрократические  процедуры, процесс регистрации  предприятий усложняется.

Последнее время государство пытается упростить процесс регистрации  малый предприятий, уменьшить количество бюрократических процедур. Учитывая трудный путь развития малого бизнеса, государственная политика отныне направлена на расширение, поддержку и развитие малого предпринимательства в России.

В 2006-м, впервые с 2002 года, был преодолен  порог неудовлетворенности по поводу развития малого бизнеса. Число удовлетворенных  в той или иной мере происходящими  изменениями в сфере МБ в отличие  от предыдущих лет перевесило количество неудовлетворенных. Вместе с тем 2006 год ознаменовался обострением  ряда проблем в функционировании предприятий малого бизнеса. Проблематичной малый бизнес продолжает для себя считать такую сферу, как перерабатывающее производство. Уверенность в возможности  развиваться в этом направлении  с годами практически не растет.

2006 год ознаменовался ростом  интереса в среде малого бизнеса  к инновационной сфере. Значительная  часть предпринимателей - от 40 до 50 процентов  - прогнозируют возрастание числа  малых предприятий в инновационном  секторе, рост количества занятых  на малых инновационных предприятиях, а также объема высокотехнологической  продукции, произведенной малым  бизнесом. Вместе с тем осуществление  радужных прогнозных ожиданий предопределено тем, насколько будут благоприятными условия для создания и развития МИП. Пока подавляющее большинство предпринимателей (56 процентов) их оценивают как плохие, 32 процента - как удовлетворительные и только 6 процентов - как хорошие.

24 июля 2007 года принят Федеральный  закон № 209-ФЗ "О развитии  малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации". Закон  изменил критерии отнесения хозяйствующих  субъектов к малому и среднему  бизнесу, уточнил цели и принципы  государственной поддержки, установил  особенности нормативно-правового  регулирования развития малого  и среднего предпринимательства,  в том числе специальные налоговые  режимы, упрощенные правила ведения  налогового учета, упрощенные  формы налоговых деклараций по  отдельным налогам и сборам  для малых предприятий.

В последние годы предприятия малого бизнеса развиваются несколько  опережающими темпами по сравнению  со всей экономикой. В валовом объеме выпуска товаров и услуг доля малых предприятий составила 10%.  Исходя из прогноза динамики ВВП на 2009 - 2011 годы, по итогам 2009 года количество компаний в сегменте малого и среднего бизнеса сократилось на 3%. Но уже в 2010 году ожидается начало роста количества компаний малого и среднего бизнеса.

Таким образом, увеличение количества зарегистрированных субъектов с  малого бизнеса также сопровождалось ростом среднесписочной численности  занятых в данном секторе экономики. Ожидается, что в 2011 году рост числа  занятых составит 12 521 тыс. работников.

В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности  того или иного предприятия зависят  не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  другое. Поэтому конкурентоспособности  придается огромное значение. Так, в  докладах Всемирного экономического форума «The Global Competitiveness Report» (2000 г.) выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительности труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства (либеральной или с государственным регулированием), глубину институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой). На наш взгляд, эти показатели следует дополнить еще двумя группами факторов, оцениваемых в основном экспертно: показателями, во-первых, уровня развития малого бизнеса, включая «насыщенность» экономики малыми предприятиями, в том числе инновационными, степени поддержки малого предпринимательства и, во-вторых, антикоррупционности, уменьшения административных барьеров[.

 

 

 Необходимость разделения предприятий на крупные, средние и малые.

     В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Это –деление экономики по отраслевому признаку, по территориальному, по формам собственности и т.д.

     Существовало и деление предприятий по критерию их размера в зависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей. Такое деление использовалось для определения категории предприятий, что является базой для формирования оплаты труда. Реформа оплаты труда, казалось бы, сделала ненужными определения “категорийности” предприятия. Однако жизнь дает другой вывод: необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий.

Информация о работе Анализ состояния и перспективы развития субъектов малого предпринимательства Российской Федерации и Ставропольского края