Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Различные варианты принимаемых для определения прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества показателей рентабельности.
Классификация показателей рентабельности:
Хозрасчетная рентабельность
- Рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг):
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость);
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость за вычетом материальных затрат);
прибыль от выпуска, реализации (стоимость по оптовым ценам).

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое исследование прибыли и рентабельности 7
1.1. Формирование прибыли предприятия 7
1.2. Методы расчета прибыли от реализации 18
1.3. Распределение и использование прибыли 21
1.4. Система показателей рентабельности 26
2. Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Анализ прибыли деятельности предприятия 31
2.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 42
2.2.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия 44
Заключение 48
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Rentabelnost.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

3. Суммарное  изменение прибыли:

 

 (21)

 

Этот же результат  получаем как сумму отклонений за счет влияния отдельных факторов:

 

(22)

 

Анализ показывает, что план прибыли был перевыполнен главным образом за счет уменьшения себестоимости единицы реализованной  продукции (увеличение составило 65,12 тыс. руб.). Ощутимый вклад внес и второй фактор - увеличение объема реализованной продукции. За счет влияния этого фактора прибыль увеличилась на 33,35 тыс. руб.

Проведем анализ влияния факторов на сумму фактической  прибыли отчетного года, по сравнению  с предыдущим годом, используя данные, в табл. 2.4.

Расчет влияния  этих факторов на сумму прибыли можно аналогично выполнить способом цепных подстановок.

Прибыль от реализации продукции в 2011 году по сравнению с 2010 выросла на 417,554 тыс. руб. (2198,47-1780,918), или на 23,45%.

 

Таблица 2.4

Исходные данные для факторной прибыли от реализации продукции в 2011 г. по сравнению с 2010 г. (тыс. руб.)

Показатель

2010

2011

Отклонение, (+,-)

Темп  роста

Объем реализованной  продукции

1959,320

1985,584

26,264

101,34%

Выручка от реализации продукции (без НДС)

10384,396

10920,712

536,316

105,16%

Полная себестоимость  реализованной продукции (ПС)

8603,478

8722,240

118,762

101,38%

Подоходный  налог от реализации продукции

1780,918

2198,472

417,554

123,45


 

Таблица 2.5

Расчет влияния  факторов на изменение суммы прибыли  от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Сумма прибыли,,

тыс. руб..

Объем реализованной  продукции тыс. канистр

Цена единицы  продукции

Себестоимость единицы продукции

База

1959,320

5,30

4,391

1780,918

Усл1

1985,584

5,30

4,391

1804,791

Усл2

1985,584

5,50

4,391

2201,907

Отчет

1985,584

5,50

4,391

2198,472


 

Это связано  с тем, что в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных  сдвигов в ассортименте выпускаемой  продукции, так как оно выпускает  всего один вид продукции.

1. Изменение  прибыли за счет изменения  объема реализации продукции:

 

 (23)

 

2. Изменение  прибыли за счет изменения  цены единицы продукции:

 

 (24)

 

3. Изменение  прибыли за счет изменения  себестоимости единицы продукции:.

 

 (25)

 

4. Суммарное изменение прибыли:

 

 (26)

Этот же результат  получаем как сумму отклонений прибыли  за счет влияния отдельных факторов:

 (27)

Анализ показывает, что наибольшее влияние на увеличение прибыли в отчетном году оказало повышение уровня среднереализационных цен (397,117 тыс.руб.).

Следует отметить отрицательное влияние увеличения уровня себестоимости на общую сумму  прибыли: незначительное повышение  себестоимости единицы продукции (на 0,002 руб.) уменьшило общую сумму прибыли на 3,435 тыс. руб.

Незначительное  уменьшение прибыли вследствие повышения  себестоимости было компенсировано за счет увеличения цены единицы продукции, а также за счет увеличения объема выпуска продукции. И в итоге  общая сумма прибыли в отчетном году увеличилась на 417,554 руб. по сравнению с предыдущим годом. И это, несомненно, является положительным результатом хозяйственной деятельности предприятия за отчетный год.

Как было видно  из предыдущих пунктов, уровень цен, их изменение влияет на уровень прибыли, поэтому при анализе прибыли предприятия нельзя не учитывать те факторы, которые непосредственно влияют на уровень цен на продукцию рассматриваемого предприятия.

На изменение  уровня цен влияют следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

При анализе  деятельности ООО ПКФ "Консалекс" особое внимание следует уделить  рассмотрению влияния такого фактора, как рынки сбыта, так как этот фактор значительно влияет на уровень  среднереализационных цен. Известно, что в условиях современной российской экономики большинство предприятий испытывают нехватку т.н. "Живых" денег. Поэтому в практике наших предприятий часто встречаются следующие виды хозяйственных операций, как бартер, взаимозачеты, взаимное списание задолженностей и др..

Рассматриваемое предприятие реализует свою продукцию  по достаточно широкому спектру сбытовых каналов. В силу вышеуказанной специфики, а также в силу недостатка оборотных  средств, предприятие вынуждено  устанавливать различные уровни цен на свою продукцию для разных покупателей. Например, большую часть своей продукции предприятие реализует по договорным ценам многочисленным оптовым покупателям (в основном, это юридические лица).

Рассчитаем  изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции (табл. 2.6)

 

Таблица 2.6

Влияние рынков сбыта продукции на замену средней  единицы продукции

Рынки сбыта

Цена за канистру., руб.

Объем реализации, тыс. канистр.

Структура

реализации, %

Изменение средней  цены за канистру, руб.

план

факт

план

факт

+/-

Реализовано

канистр

5,10

293,182

198,558

15

10

-5

-0,255

По договорным ценам

5,50

1563,636

1687,746

80

85

+5

0,275

Другие

5,30

97,727

99,279

5

5

-

-

Всего

-

1954,545

1985,584

100

100

-

0,02


 

В связи с  изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены 1 канистру увеличился на 0,02 руб., А сумма прибыли - на 39,712 тыс. руб. (0,02 руб. * 1985,854 тыс. канистр.).

Таким образом, мы видим, что в результате увеличения на 5% в общей массе доли продукции, продаваемой по договорным, более высоким ценам, сумма прибыли увеличилась на 39,712 тыс. руб. 

2.2 Анализ рентабельности деятельности предприятия

 

Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

1) показатели, характеризующие  рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;

2) показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

3) показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей. Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой  прибыли, прибыли от реализации  продукции и прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость  затрат) путем отношения валовой (Прп ") или чистой прибыли (ЧП) к  сумме затрат по реализованной или  произведенной продукции (И):

 

или        (28)

 

 

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом  по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продажи рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (ВР). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности:

показывает, сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

 

 или        (29)

2.2.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия

 

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию, зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Проведем расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию в отчетном году по сравнению с предыдущим способом цепных подстановок.

Так как предприятие выпускает один вид продукции, то структурный фактор учитываться не будет.

На основе данных вышеуказанных таблиц, составим табл. 2.7. в который покажем влияние  каждого фактора на изменение  уровня рентабельности.

1. Изменение  уровня рентабельности за счет  изменения объема реализованной  продукции:

 

   (31)

 

2. Изменение  уровня рентабельности за счет  изменения цены единицы продукции:

  (32)

 

Таблица 2.7

Расчет влияния  факторов первого уровня на изменение  уровня рентабельности предпринимательской  деятельности в отчетном году (2011 г.)

по сравнению  с предыдущим (2010 г.)

Показатель

Условия расчета

Уровень рентабельности, %

Объем реализации, тыс. канистр.

Цена единицы  продукции, руб.

Себестоимость единицы продукции, руб.

База

1959,320

5,30

4,391

20,70%

Усл 1

1985,584

5,30

4,391

20,70%

Усл 2

1985,584

5,50

4,391

25,26%

Отчет

1985,584

5,50

4,391

25,20%


 

 

3. Изменение  уровня рентабельности за счет  изменения себестоимости единицы  продукции:

 

  (33)

 

4. Общее изменение  уровня рентабельности:

 

  (34)

 

Тот же результат  можно получить как сумму изменений  за счет влияния каждого фактора:

 

 (35)

 

Полученные  результаты свидетельствуют о том, что увеличение уровня рентабельности произошло в связи с повышением среднего уровня цен. При увеличении цены единицы изделия с 5,30 руб. до 5,50 руб. рентабельность повысилась на 4,56%.

Рост себестоимости  реализованной продукции на 118,762 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 0,06%.

В итоге общее  изменение уровня рентабельности в 2011 г. по сравнению с 2010 г. составил 4,50%. То есть с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции, предприятие стало получать прибыли на 4,5 коп. больше в отчетном году по сравнению с предыдущим.

Аналогично  составим табл. 2.8 где и покажем влияние каждого фактора на уровень рентабельности продаж предприятия.

Таблица 2.8

Расчет влияния  факторов первого уровня на изменение  уровня рентабельности продаж в отчетном году (2011 г.) по сравнению с предыдущим (2010 г.)

 

Показатель

Условия расчета

Уровень рентабельности, %

Цена единицы  продукции, руб.

Себестоимость, руб.

База

5,30

4,391

17,15%

Усл 1

5,50

4,391

20,16%

Отчет

5,50

4,391

20,13%

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия