Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:06, курсовая работа

Краткое описание

Различные варианты принимаемых для определения прибыли, текущих расходов, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительного количества показателей рентабельности.
Классификация показателей рентабельности:
Хозрасчетная рентабельность
- Рентабельность отдельных видов продукции (работ, услуг):
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость);
прибыль от выпуска, реализации (себестоимость за вычетом материальных затрат);
прибыль от выпуска, реализации (стоимость по оптовым ценам).

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое исследование прибыли и рентабельности 7
1.1. Формирование прибыли предприятия 7
1.2. Методы расчета прибыли от реализации 18
1.3. Распределение и использование прибыли 21
1.4. Система показателей рентабельности 26
2. Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия 2.1. Анализ прибыли деятельности предприятия 31
2.2. Анализ рентабельности деятельности предприятия 42
2.2.1. Анализ рентабельности производственной деятельности предприятия 44
Заключение 48
Список литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_Rentabelnost.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

 

         (3)

 

Рентабельность  продаж характеризует доходность основной деятельности предприятия.

3. Рентабельность активов (RОА – Return of Assets) определяется как отношение прибыли (балансовой или чистой) (Пб или Пч) к средней величине активов за какой-то период (Аср):

 

       (4)

 

Этот показатель служит для определения эффективности использования капитала, поскольку дает общую оценку доходности вложенного в производство капитала, как собственного так и заемного.

Рентабельность  активов можно представить как  эффективность использования материальных и финансовых ресурсов: рентабельности продаж и оборачиваемости активов (Оа):

 

          (5)

 

Чем меньше доля прибыли в цене, тем больше должна быть скорость оборота, чтобы рентабельность вложений в предприятие было достаточным. И наоборот, чем ниже скорость оборота, тем больше должна быть доля прибыли в цене товара.

4. Рентабельность  текущих активов (РТА) представляет  собой отношение чистой прибыли  предприятия (Пч) к средней величине  текущих активов (оборотных средств)  предприятия (Ат.ср):

 

          (6)

 

Этот показатель характеризует величину прибыли, полученную с каждого рубля, вложенного в текущие активы.

5. Рентабельность  собственного акционерного капитала (RОЕ – Return of Equity) определяется как отношение чистой прибыли (Пч) к средней величине собственного капитала предприятия (Кс) за какой-то период:

 

          (7)

 

Этот показатель занимает особое место среди показателей  рентабельности и характеризует  эффективность использования собственных  средств акционеров, величину прибыли, полученную на каждый рубль вложений акционеров в предприятие. Значение этого показателя отражает степень привлекательности объекта для вложения средств акционеров. Чем выше этот показатель, тем больше прибыли приходится на одну акцию, тем выше потенциальные дивиденды.

На величину рентабельности собственного акционерного капитала влияет показатель рентабельности активов.

2. Анализ прибыли и  остальные стабильности производственно-хозяйственной  деятельности предприятия

2.1. Анализ прибыли деятельности предприятия

 

Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятие получает главным  образом от реализации продукции, а  также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

Прибыль - это  часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно  получают предприятия. Только после  продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности изучаются в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

Объем реализации, величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

• систематический  контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

• определение  влияния как объективных, так  и субъективных факторов на объем  реализации продукции и финансовых результатов;

• выявление  резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

• оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

• разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов.

Основными источниками  информации при анализе реализации продукции и прибыли являются:

1. накладные  на отгрузку продукции;

2. данные аналитического  бухгалтерского учета;

3. данные финансовой  отчетности ф. № 2 "Отчет  о прибылях и убытках";

4. форма №  5-ф "Краткий отчет о финансовых  результатах";

5. соответствующие  таблицы плана экономического  и социального развития предприятия.

Следует отметить, что в анализе используются следующие  показатели прибыли:

- Балансовая  прибыль;

- Прибыль от  реализации продукции, работ и услуг;

- Прибыль от  прочей реализации;

- Финансовые  результаты от внереализационных  операций;

- Налогооблагаемая  прибыль;

- Чистая прибыль.

Балансовая  прибыль состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п. .) минус внереализационные расходы (затраты на производство, убытки от списания долгов и т.д.). Учитывается также и прибыль от прочей реализации.

Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разницу  между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость.

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислении в благотворительные фонды.

В процессе анализа  необходимо изучить состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год.

Проведем анализ состава, динамики и выполнения плана  балансовой прибыли ООО НКФ «Консалекс» (Табл. 2.1.)

Как показывают данные табл. 2.1. план по балансовой прибыли  перевыполнен на 9,13%. Темп ее прироста к прошлому году составил 21,04%. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (95,93%). Удельный вес внереализационных финансовых результатов в 2011 г. составил 4,07%.

Удельный вес  прибыли от реализации продукции  в общей сумме балансовой прибыли  в 2011 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 1,87% (95,93-94,06).

Таблица 2.1.

Динамика и  выполнение плана балансовой прибыли  за 2011 год

 

Содержание  балансовой прибыли

2010 г.

2011 г.

Сумма, тыс. руб.

Струк тура, %

План

Факт

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Сумма, тыс. руб.

Структура, %

Балансовая  прибыль

1893,35

100

2100

100

2291,73

100

Прибыль от реализации продукции

1780,92

94,06

2100

100

2198,47

95,93

Внереализационные финансовые результаты

112,43

5,94

   

93,26

4,07


 

Основную часть  прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию  зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности:

- Объема реализации  продукции (Qрп);

- Структуры  продукции;

- Себестоимости продукции (С)

- Уровня среднереализационных  цен.

Объем реализации продукции может оказывать положительное  и отрицательное влияние на сумму  прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как  положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли  и наоборот.

Изменение среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Проведем анализ влияния вышеперечисленных факторов на сумму фактической прибыли  отчетного года, по сравнению с  плановой, используя данные, приведенные в табл.2.2.

Расчет влияния  этих факторов на сумму прибыли можно  выполнить способом цепных подстановок.

План по сумме  прибыли от реализации продукции  в отчетном году предприятие перевыполнило  на 98,47 тыс. руб. (2198,47-2100), или на 4,69%.

 

Таблица 2.2.

 

Исходные данные для факторного анализа прибыли  от реализации продукции (тыс. руб.)

 

Показатель

План

Факт

Отклонения(+,-)

Выполнения плана

Объем реализованной  продукции

1954,545

1985,584

31,038

101,59%

Выручка от реализации (продукции НДС, акцизного налога и других отчислений)

10750

10920,710

170,71

101,59%

Полная себестоимость  реализованной продукции

9650

9722,240

72,24

100,84%

Прибыль от реализации продукции (П)

2100

2198,470

98,47

104,69%


 

Проведем факторный  анализ методом цепных подстановок, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2.3.)

Сначала нужно  найти сумму прибыли при фактическом  объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого  следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение  плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном и в стоимостном  выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, чем выручка.

На данном предприятии  выполнение плана по реализации составляет:

 

   (16)

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма  прибыли должна была бы увеличиться  на 1,59% и составить 2133,348 тыс. руб. (2100 101,59%).

Следует отметить, что на изменение уровня фактической прибыли по сравнению с ее плановым уровнем влияло лишь два фактора: объем реализованной продукции и себестоимость единицы продукции. Это связано с тем, что фактическая цена по сравнению с планом не изменилась. Также в условиях рассматриваемого предприятия нет структурных сдвигов в ассортименте выпускаемой продукции, так как оно выпускает всего один вид продукции.

Таблица 2.3

Расчет влияния  факторов первого уровня на изменение  суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

Сумма прибыли

Объем реализации

Себестоимость единицы продукции

План

1954,545

4,43

2100,00

Условный

1985,584

4,43

2133,35

Факт

1985,584

4,39

2198,47


 

1. Изменение  прибыли за счет изменения  объема реализации продукции:

 

 (19)

 

2. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:

 

 (20)

Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности производственно-хозяйственной деятельности предприятия