Анализ оборотных средств предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ оборотных средств предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат».
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие оборотных средств, их роль в процессе производства;
2) изучить цели, задачи, информационные источники анализа оборотных средств;
3) изучить организационно-экономическую характеристику ОАО «Череповецкий мясокомбинат»;
4) проанализировать состав и структуру оборотных средств и источников их формирования;
5) проанализировать основные показатели эффективности использования оборотных средств на предприятии;
6) выявить пути улучшения эффективности использования оборотных средств.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы анализа оборотных средств на предприятии 5
1.1. Понятие оборотных средств, их роль в процессе производства 5
1.2. Цели, задачи, информационные источники анализа оборотных средств 5
2. Анализ оборотных средств предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат» 5
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Череповецкий мясокомбинат» 5
2.2. Анализ состава и структуры оборотных средств и источников их формирования 5
2.3.Основные показатели эффективности использования оборотных средств 5
2.4. Пути улучшения эффективности использования оборотных средств 5
Заключение 5
Библиографический список 5

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая анализ.docx

— 323.71 Кб (Скачать файл)

Управление оборотными средствами наиболее важное звено в финансовой политике предприятия, так как именно оборотные средства обеспечивают большую норму рентабельности производства и практически полностью отвечают за платежеспособность предприятия в текущей деятельности4.

Основная цель анализа: своевременное выявление и устранение недостатков управления оборотными средствами и нахождение резервов повышения интенсивности и эффективности их использования.5

Основные задачи анализа оборотных средств:

  1. Изучение изменения состава и структуры оборотного капитала;
  2. Определение основных источников формирования оборотных средств;
  3. Определение основных показателей оборачиваемости и эффективности использования оборотных средств;
  4. Изучение влияния объективных и субъективных внешних и внутренних факторов на эффективность использования оборотных средств;
  5. Поиск резервов повышения эффективности использования оборотных средств;
  6. Разработка рекомендаций по рациональному использованию оборотных средств.

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в обеспечении его действенности. Источники информации для анализа оборачиваемости оборотных средств носят учетный характер, т.е. это данные, которые содержат документы бухгалтерского учета. К ним относятся бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2)6.

Бухгалтерский баланс характеризует состав, размещение и назначение средств предприятия на определенную дату. Баланс имеет форму таблицы, состоит из двух частей - актива и пассива. В активе показывают состав, размещение и использование средств, сгруппированных в зависимости от их функциональной роли в хозяйстве.

Отчет о прибылях и убытках содержит информацию о финансовых результатах предприятия (прибыль), как эффект от использования оборотного капитала.

К исходной информации предъявляются определенные требования7. Среди наиболее важных можно выделить:

  1. Уместность;
  2. Достоверность;
  3. Сопоставимость;
  4. Рациональность;
  5. Содержательность.

Уместность учетной информации означает ее своевременность, ценность, полезность для оценки результатов и прогнозирования.

Достоверность информации характеризуется правдивостью, соответствию нормативным актам и внутрихозяйственным положениям, нейтральностью, возможностью проверки и прозрачностью, осмотрительностью - отражением расходов и убытков прежде, чем доходов и прибылей.

Рациональность экономической информации предполагает ее достаточность, оперативность и отсутствие излишних данных.

Важным этапом в анализе является подготовка информации, которая включает проверку данных, обеспечение их сопоставимости, упрощение числовой информации.

В первую очередь информация, собранная для анализа, должна быть проверена на доброкачественность. Проверка проводится с двух сторон. Во-первых, аналитик проверяет, насколько полными являются данные, которые содержат отчеты, таблицы и иные документы, правильно ли они оформлены. Обязательно проверяется правильность арифметических расчетов, а также согласованность показателей приведенных в разных отчетах и таблицах.

Во-вторых, проводится проверка всех привлеченных к анализу данных по существу, в процессе которой определяют, насколько тот или иной показатель соответствует действительности. Средствами этой проверки являются как логическое осмысление данных, так и проверка состояния учета, взаимосогласованности и обоснованности показателей разных источников.

Анализ будет значительно менее трудоемким, если обеспечена сопоставимость показателей8. Для этого всю числовую информацию после проверки ее доброкачественности приводят в сопоставимый вид, используя способы нейтрализации воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Рассмотрим подробнее источники информации для анализа оборотных средств.

Форма №1 - бухгалтерский баланс - характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату. Данные для целей нашего анализа, т.е. информация о состоянии оборотных средств, а также их элементов: запасов, расчетов с дебиторами, краткосрочных финансовых вложений и денежных средств отражаются во II разделе баланса.

В статье «Запасы» сосредоточена основная часть оборотных активов предприятия, а точнее активов, имеющих материально-вещественную природу, непосредственно включаемых в производственно-технологический процесс (готовая продукция, незавершенная продукция, сырье и материалы, товары отгруженные).

Данная статья может составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных средств, но и активов предприятия в целом, что может свидетельствовать о трудностях предприятия со сбытом своей продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, спецификой конкретного производства, связанной, например, с длительностью производственного цикла или его сезонной цикличностью.

Дебиторская задолженность - следующий элемент оборотных средств, который представляет собой требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям, клиентам на получение денежных средств за поставку товаров или оказание услуг.

Выделяют два вида дебиторской задолженности - нормальную и просроченную. Нормальная дебиторская задолженность возникает в следствии применяемых форм расчетов за поставленную продукцию, оказанные услуги, выполненные работы и не является следствием недочетов в работе предприятия. Просроченная дебиторская задолженность возникает вследствие неудовлетворительной работы предприятия, например, при нарушении получателями продукции условий расчетов, при выявлении недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение предприятия, а ее рост в динамике - об ухудшении финансового положения.

Краткосрочные финансовые вложения - ликвидные ценные бумаги, приносящие доход предприятию в виде процентов или дивидендов. Они могут быть легко реализованы на рынке ценных бумаг и превращены в наличные денежные средства.

Денежные средства представляют собой специфический вид активов предприятия, которые являются универсальным платежным средством для привлечения на предприятие любых ресурсов.

По статье прочие оборотные активы показаны суммы, не нашедшие отражения по другим статьям II раздела баланса.

Форма №2 - отчет о прибылях убытках - содержит сравнение сумм всех доходов предприятия от продажи товаров, оказания услуг, а также доходов и поступлений по другим видам деятельности с суммой всех расходов, понесенных предприятием для поддержания его деятельности за период с начала года9.

 

 

  1. Анализ оборотных средств предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат»

 

    1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Череповецкий мясокомбинат»

Открытое акционерное общество «Череповецкий мясокомбинат» учреждено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерное общество» от 1 июля 1992 года № 721, зарегистрировано постановлением Мэрии г. Череповца 11 июня 1993 года с присвоением номера государственной регистрации № 689. Обществу присвоен основной государственный регистрационный номер (ОГРН) – 1023501248055 от 25 октября 2002 года10.

Учредителем является Комитет по управлению имуществом Мэрии г. Череповца.

Целью деятельности является получение прибыли.

Основными видами деятельности являются: производство готовых и консервированных продуктов из мяса, мяса птицы, мясных субпродуктов и крови животных; производство мяса и пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, свиней, овец, коз, животных семейства лошадиных.

Уставный капитал составляет 26 478 рублей.

Общество имеет следующие органы управления:

  1. общее собрание акционеров;
  2. Совет директоров;
  3. Единоличный исполнительный орган (генеральный директор) Общества.

Высшим органом управления является общее собрание акционеров.

Аппарат управления предприятия представляет собой систему взаимосвязанных органов и работников управления. На предприятии существуют постоянно действующие отделы и службы, отвечающие за выполнение отдельных функций на производстве. Работники этих подразделений несут ответственность за результаты хозяйственной деятельности.

Структура управления представлена в следующем виде:

Рис.1 Структура управления ОАО «ЧМК»

Производство представлено:

  1. Основными цехами;
  2. Вспомогательными (котельная, компрессорная, прачечная, очистные сооружения;
  3. Обслуживающими производствами (столовая, медицинский кабинет, квартиры).

Административно-управленческий аппарат представлен планово-экономическим отделом, бухгалтерией, отделом материально-технического снабжения, отделом продаж, отделом кадров и юридической службой.

Открыты три торговых склада – в г.Устюжна, в г.Вологда и г.Тотьма без выделения на отдельный баланс.

За отчетный период на предприятии работало по списочному составу 602 человека. Фонд заработной платы в 2010 году составил 172045,60 тыс.руб. В 2011 году – 181461,40 тыс.руб.

Ассортимент ОАО «Череповецкий мясокомбинат» насчитывает около 150 наименований, способных удовлетворить пожелания даже самого взыскательного мясного гурмана: вареные, варено-копченые и полукопченые колбасы, сосиски и сардельки, копчено-вареные и сырокопченые мясопродукты, зельцы, паштет и холодец, продукция из куриного мяса под брендом «ЧаККо», а также полуфабрикаты натуральные и рубленые11.

При этом неизменно высокое качество гарантировано для продукции любой ценовой категории, так как девиз успешно развивающегося предприятия звучит так: качество — это убеждение, а не надзор. Поэтому на ОАО «ЧМК» уже с 2006 г. работает международная система качества ХАССП, которая помогла добиться высоких результатов в производстве колбасных изделий и мясопродуктов стабильного качества, гарантируя сто процентную безопасность продукции.

Но останавливаться на достигнутом коллектив не желает, поэтому руководством предприятия было принято решение внедрить современную систему качества ГОСТ Р ИСО 22000 — стандарт качества более высокого уровня, более востребованную систему в условиях вступления России в ВТО.

ОАО «Череповецкий мясокомбинат» известен своими строгими критериями в выборе поставщиков и требовательностью к ним, уделяя пристальное внимание качественным характеристикам мяса. Предприятие тесно сотрудничает с основными поставщиками свинины — ЗАО «Уломское» Вологодской области, ЗАО «Залесье» Ярославской области, поставщиками говядины являются хозяйства: Вологодской, Архангельской, Тверской, Ленинградской областей и Республики Карелия. Использование  охлажденного сырья дает неоспоримые преимущества перед другими производителями мясной продукции, так как позволяет выпускать такие виды, как зельцы, холодец, паштет, основой рецептуры которых являются субпродукты; натуральные полуфабрикаты: рагу из свинины, шашлыки и другие, в производстве которых исключено использование замороженного мяса. Осваивая новые сферы деятельности, последние два года руководство ОАО «ЧМК» уделяет огромное внимание упаковке готовой продукции в условиях газомодифицированной среды и под вакуумом. Такое новшество торговля по праву оценила, что незамедлительно сказалось на росте продаж колбасных изделий.

Сегодня осуществляется грандиозная реконструкция отделения упаковки готовой продукции и оснащение этого отделения новым модернизированным оборудованием. ОАО «ЧМК» постоянно развивается, внедряя новые технологии и продукты.

Для того, чтобы покупателю было легче найти новинки на прилавках магазинов, было принято решение внедрять новые виды, используя бренды, принадлежащие предприятию. Так например под брендом «ЧаККО» выпускаются уникальные продукты из куриного мяса: пастрома сырокопченая, филе копчено-вареное «Южное» и другие; под брендом «Фамильные ценности» - варено-копченые колбасы, в которых применены лучшие разработки специалистов предприятия: сервелаты «Ореховый», «Коньячный» и другие.

Информация о работе Анализ оборотных средств предприятия на примере ОАО «Череповецкий мясокомбинат»