Анализ конкурентного окружения предприятия при разработке стратегического решения на примере ЗАО «Углехимпродукт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – научиться проводить анализ на основе теоритических данных, внутренних показателей предприятия, общей конъектуры рынка самого предприятия, отрасли предприятия. Выявление слабых и сильных сторон предприятия, принятие решения на основании исходных данных, выявление приоритетных позиций развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы разработки стратегических решений на предприятии……………………………………………………………5
1.1 Понятие и виды стратегических решений……………………..5
1.2 Оценка конкурентного окружения предприятия……………14
2. Технико – экономическая характеристика ЗАО «Углехимпродукт»…………………………………………………...19
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………..19
2.2 Организация экономической работы на предприятии……..22
2.3 Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...24
3. Анализ и оценка конкурентов ЗАО «Углехимпродукт» при разработке стратегии его развития………………………………..28
3.1 Разработка приоритетных направлений развития предприятия………………………………………………………28
3.2 Оценка конкурентного окружения…………………………….35
3.3 Выбор стратегических решений по результатам оценки конкурентов……………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………….43
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 167.88 Кб (Скачать файл)

 

В общем, продукция  предприятия между собой взаимосвязана. Так изоляция для труб тесно связана  с позицией Henco и полипропилена и зависит от этих двух позиций. Лишь поэтому сумма по позиции изоляции дл труб является максимальной, и поскольку позиции труб тоже являются не низкими. Позиция радиаторов требует большего продвижения на рынок. Если взять позицию котлов, то фирма не может заниматься этой позицией в связи с недостатком кадров, отсутствия лицензии на осуществление данной деятельности. Улучшение позиции котлов может быть осуществлено с помощью поиска новых партнеров (фирм в Калининграде, осуществляющих обслуживание котельного оборудования).

Ценовая политика предприятия  «Углехимпродукт» зависит от колебаний  цен на рынке. Эти колебания зависят  от уровня инфляции, также, поскольку  в данной отрасли реализуется  продукция импортных производителей, и основные поставщики являются европейскими, то в данной отрасли ценовая политика организации существенно зависит  от курса Евро по отношению к Рублю, который сильно колеблется и поэтому  уровень цен в данной отрасли  нельзя считать стабильным. Так курс Евро за последний месяц (на ноябрь 2010 года) колебалась в пределах от 41.4, 42.8 рублей за единицу, в октябре же этого же года курс составлял чуть больше 39 рублей за единицу по данным ЦБ. Такие колебания составляют в  среднем 2-3% в течении месяца. Также  цены зависят от затрат на автоперевозки, таможенное оформление, изменение цен  самих поставщиков. В общем весь рынок взаимосвязан и изменение  цен у всех фирм практически одинаковый, так как на это влияют одни и  те же общие факторы.  

При проведении товарной и  ценовой политики необходимо ориентироваться на проверенные коммерческой практикой подходы:

  • принципиально важно, особенно если речь идет о серийных и массовых товарах, добиться того, чтобы они в глазах покупателя выгодно отличались от товаров конкурирующих организаций благодаря фирменному стилю, упаковке, оригинальной окраске (это относится в том числе к серийным изделиям машиностроения), особым элементам дизайна и другим, на первый взгляд малозначительным, деталям;

В отрасли отопительного  оборудования в последнее время, по позиции полипропиленовой трубы, играет значительную роль цвет продукции. На рынке сложилось определенное мнение о качестве продукции. Так  немецкая труба – зеленого цвета, именно немецкое качество больше всего  ценится на рынке, польская труба  – серого цвета. Так же есть зеленая  труба китайского производства. Дешевле  всего китайская продукция, польская цена примерно такая же, немецкая же дороже всего, в принципе качество продукции  примерно одинаковое, но также влияние  на мнение о качестве продукции является бренд. Так немецкий бренд считается  качественнее всех остальных.

Кроме того серый цвет для  клиента предпочтительнее, если труба  монтируется в наружном виде (не скрываясь в стене) и важно, чтобы  сама труба не бросалась в глаза (серый цвет мало заметен, а зеленый  больше бросается в глаза).

  • из ряда товаров, выпускаемых организацией, в определенных ситуациях целесообразно выбрать один товар, который может быть привлекательным для многих покупателей, и обесцечить этому товару так называемый концентрированный (недифференцированный) маркетинг. Удачно введенный на рынок таким образом, товар может, как локомотив, «вывезти» на рынок другие товары организации, заранее создав им благоприятный имидж;

     Для данной организации таким видом товара является металлопластиковая труба HENCO Бельгийского производства. Данный вид продукции имеет высокое качество, производитель работает в отрасли отопительного оборудования более 50 лет. Сама труба является новой технологией фирмы и реализуется в течение последних 10 лет. Недавно труба признана интеллектуальной собственностью в России, что обеспечивает большую защиту данной продукции от подделок. Данная труба может быть дороже при реализации, чем полипропилен, но при правильном подходе эта разница является незначительной. И система смонтированная данной трубой является намного надежнее, чем полипропилен. 

  • применяя дифференцированный подход, можно попытаться создать разновидности одного и того же товара для различных сегментов рынка, разработать соответствующие программы маркетинга и обеспечить, по спортивной терминологии, прессинг в отношении конкурентов по всему полю;

В принципе в данной отрасли, фирмы занимающиеся отоплением также  осуществляют услуги по поставке материалов  монтажу вентиляции, водоснабжения, канализации. Для фирм осуществляющих один вид деятельности существуют трудности  реализации продукции по сравнению  с конкурентами.

Также трубы HENCO  и ППР могу применять как для отопления так и для водоснабжения.

  • весьма плодотворным может оказаться поиск новых областей применения для уже выпускаемого товара, поддержанный широкой рекламной кампанией и другими мероприятиями по стимулированию сбыта;
  • желательно выйти на рынок с новым товаром (рыночная новизна);

Компания в данный момент начало закупку ППР китайского производства. В принципе сам ППР не является новшеством для Калининграда, но в  этой области важны цены, которые  китайские производители могут  предоставить выгодные. Кроме того у китайской фирмы существуют и другие позиции товаров, некоторые  из которых являются редкими для  Калининграда.

Кроме того, компания имеет  интерес по новым твердотопливным  котлам литовского производства. Твердотопливные  котлы для копании является новым  видом продукции, этот рынок нуждается  в проработке и планировании, в  анализе спроса в Калининградской  области и поиске поставщиков  с выгодными для рынка ценами. Причем, естественно, приоритетным является продукция с меньшими теплопотерями, с новыми характеристиками.  

  • можно добиться особого внимания покупателей к товарам предприятия на рынке за счет их подчеркнуто высокого качества, надежности и удобства в эксплуатации;

Если взять трубу HENCO, то для продвижения этой продукции на рынок является удобный коллекторный способ монтажа без использования каких-либо дополнительных соединений, а также труба HENCO имеет возможность изгиба, что дает возможность монтировать системы без использования тройников, колен для подсоединения трубы к радиаторам.

  • можно разработать и выйти на рынок с принципиально новым товаром, который может быть лидером в течение определенного периода времени, обеспечивая превосходство над конкурентами и создавая организации репутацию новатора;
  • при разработке ценовой политики необходимо основываться на концепции жизненного цикла товара.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Анализ конкурентного  окружения предприятия.

На предприятие Углехимпродукт экономические факторы воздействуют незначительно. Поскольку предприятие  не задействует посторонние денежные средства в своей деятельности (банковские кредиты, не продает акции), то уровень  инфляции воздействует только на ценовую  политику предприятия, что мало ставит его в невыгодное положение перед  конкурентами, поскольку конкуренты также подвержены влиянию инфляции, а возможно, и в большей степени, чем данное предприятие. Изменение  кредитной процентной ставки не влияет на финансовое положение предприятия. Производительность труда на предприятии  постоянная, нормы налогообложения  практически не изменяются. Уровень  безработицы в стране предприятие  никоим образом не затрагивает.    

Поскольку предприятие является импортером продукции иностранных  производителей, то для предприятия  важное значение представляет изменение  политики государства в области  таможенного законодательства. Также  немаловажным является колебание курсов по отношению рубль/евро. Последний  показатель зависит не только от политики государства, но так же и от мировых  цен на нефть, что является определяющим фактором укрепления или ослабления рубля на мировом валютном рынке, поскольку бюджет России зависит  от экспорта энергоресурсов на 50%.

В Калининграде сильно развита  строительная отрасль. Не смотря на то, что общие объемы строительства  снижаются в связи с экономическим  кризисом, спрос на обслуживающие  строительство инженерные отрасли  остается высоким (да и сам объем  строительства остается высоким).  В отрасли отопительного оборудования конкуренция довольно высока, много  фирм торгующих этим оборудованием  в Калининграде (Контуртерм, Дюйм-К, Термосистема, Алитприм…), также много  организаций производящих монтаж данного  оборудования, кроме того осуществляют свою деятельность и индивидуальные мастера.        

   В последнее время рынок отопительного оборудования мало изменился. Но предприятие «Углехимпродукт» в начале своего развития начало одно из первых поставлять в Калининград новые материалы. На рубеже 90-х годов рынок сильно видоизменился и старые советские компании, придерживающиеся старых систем, старых материалов не смогли выдержать конкуренции, некоторые перепрофилировались. Предполагается, что с развитием новых технологий (нано-технологий, технологий по удерживанию тепла…) конъектура рынка вновь видоизменится. Но в целом развитие новых технологий в данной отрасли идет медленно (несопоставимо с развитием рынка компьютерных технологий, технологий связи…).

 

В отрасли теплоснабжения очень сложен вход на международный  рынок. Для больших предприятий  производящих данное оборудование не является интересным партнерство с  мелкими фирмами – новичками. Наличие посредников влечет за собой дополнительные затраты.

На развитие отрасли теплоснабжения влияет недостаток специалистов. Существует много направлений в жизнеобеспечении жилых домов, но в Калининградской  области основное внимание сосредоточено  на подготовке кадров рыбопромысловой  промышленности, что является также  историческим фактором, берущий начало с Советского Союза. Хорошим показателем  является улучшение уровня жизни  в Калининграде – улучшение здравоохранения, состояние и увеличение количества объектов здравоохранения; постройка  школ нового типа (большое Исаково…), увеличение числа детских домов. То, что движет отрасль строительства  и обслуживающие его отрасли  вперед.   

Предприятие «Углехимпродукт» всегда обеспечивало клиентов услугами высшего качества. Конечно, сама организация  мало известна на рынке, но имеет хорошие  отношения с постоянными клиентами  и покупателями, когда либо, имеющих  дело с данной фирмой.

Предприятие также имеет  постоянных поставщиков, хорошие отношения  с ними. Некоторые поставщики готовы работать с компанией в кредит.

Конкурентами предприятия  являются крупные строительные фирмы  с большим ассортиментом товаров  и услуг. Кроме того, существует немало небольших предприятий осуществляющий данный вид деятельности. 

Фирма имеет высококвалифицированных  людей, но средний возраст кадров очень высокий, что говорит о  небольшом потенциале для развития этих кадров. Кроме того кадры компании имеют узкую специализацию, что  не дает компании выходить на новые  позиции.

Маркетинговая политика предприятия  является слабой стороной и нуждается  в развитии.

ЗАО «Углехимпродукт» всегда имела связь с поставщиками новых  материалов. Фирма внедрила многие новшества на рынок и планирует  дальнейший поиск новых возможностей.

Финансы фирмы ограниченны, что ставит некоторые барьеры в развитии компании.

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ  ПРЕДПРИЯТИЯ: успешная кредитная история и стабильные финансовые показатели; компания осуществляет свою деятельность уже в течение 17 лет; компания всегда соблюдала условия договоров с клиентами, подрядчиками и поставщиками; позитивный имидж компании в общественной жизни («Углехимпродукт» осуществляло финансовую поддержку союзов строителей, ветеранов); специализация на узкой под отрасли в строительной отрасли; большой опыт в данной деятельности, наличие высококвалифицированных сотрудников; компания имеет основной вид продукции, обладающий высоким качеством, являющийся брендом на европейском рынке.

ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ  ВО ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ: предприятие осуществляет обслуживание в основном коттеджных домов, поэтому важен выход на многоквартирные дома, обслуживание которых компания уже осуществляло; закрепление за собой старых товарных позиций (Henco, изоляция) и открытие новых позиций (котлы, фильтры для воды); создание подробного информационного интернет ресурса о компании; освоение новых пригородных территорий;

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ  КОМПАНИИ: ограниченность финансовых ресурсов; узкая специализация и отсутствия или плохого состояния у компании некоторых позиций отопительного оборудования; хоть компания и старается устанавливать качественные материалы, но все-таки на Калининградском строительном рынке важна больше всего низкая цена материалов, что касается в основном больших объектов, а именно в позиции некоторых дешевых материалов компания отстает; небольшая загруженность некоторых сотрудников (компания вынуждена иметь несколько продавцов, что не является для компании необходимым в связи с отсутствием больших торговых площадей, но иногда существует необходимость замещения одного сотрудника другим, низкая загруженность бухгалтерии).

УГРОЗЫ ВНЕШНЕЙ  СРЕДЫ: усиление  конкуренции в связи с уменьшением объемов строительства; резкие колебания курсов валют, что может привести к большим убыткам в момент погашения задолженностей с поставщиками; возможен приход на рынок крупных Московских, Питерских компаний; существенные изменения в таможенном и налоговом законодательстве, а так же в законе об Особой экономической зоны Калининградской области.

Информация о работе Анализ конкурентного окружения предприятия при разработке стратегического решения на примере ЗАО «Углехимпродукт»