Анализ конкурентного окружения предприятия при разработке стратегического решения на примере ЗАО «Углехимпродукт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 20:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – научиться проводить анализ на основе теоритических данных, внутренних показателей предприятия, общей конъектуры рынка самого предприятия, отрасли предприятия. Выявление слабых и сильных сторон предприятия, принятие решения на основании исходных данных, выявление приоритетных позиций развития.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Теоретические основы разработки стратегических решений на предприятии……………………………………………………………5
1.1 Понятие и виды стратегических решений……………………..5
1.2 Оценка конкурентного окружения предприятия……………14
2. Технико – экономическая характеристика ЗАО «Углехимпродукт»…………………………………………………...19
2.1 Общие сведения о предприятии………………………………..19
2.2 Организация экономической работы на предприятии……..22
2.3 Анализ и оценка основных экономических показателей деятельности предприятия……………………………………...24
3. Анализ и оценка конкурентов ЗАО «Углехимпродукт» при разработке стратегии его развития………………………………..28
3.1 Разработка приоритетных направлений развития предприятия………………………………………………………28
3.2 Оценка конкурентного окружения…………………………….35
3.3 Выбор стратегических решений по результатам оценки конкурентов……………………………………………………….40
Заключение……………………………………………………………….43
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике предприятия.docx

— 167.88 Кб (Скачать файл)

Уровни стратегического  управления

В организации стратегии планируются  и осуществляются одновременно или  последовательно на нескольких уровнях. Можно рассмотреть три уровня — корпоративный, уровень предприятия  или бизнес-единиц, составляющих корпорацию, и функциональный.

1. Корпоративная  стратегия. Первым является корпоративный уровень. Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность и отвечает на вопрос: каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий.

Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом  корпорации и т. д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим  стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности  этих руководящих лиц входит определение  назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов для каждого  вида деятельности, а также формулирование стратегий, которые охватывают индивидуальную деятельность. Корпоративная стратегия  включает также вопросы финансовой и организационной структуры  предприятия в целом. Стратегическими  задачами корпоративного уровня могут  быть, например, такие: открыть новое предприятие за рубежом или создать оффшорное производство в стране с дешевой рабочей силой.

2. Стратегия  предприятия. Второй уровень часто характеризуется как конкурентная или деловая стратегия. Фундаментальным здесь является вопрос, как конкурировать на конкретном рынке — с кем мы конкурируем? В многонациональной компании уровень предприятия состоит из руководителей отдельных хозяйственных подразделений, входящих в организацию, а также обеспечивающего их персонала. Главная роль этих управляющих состоит в том, чтобы перерабатывать общие сведения, поступающие с корпоративного уровня, в конкретные стратегии групповой и индивидуальной деятельности. Типичные стратегические вопросы на этом уровне могут выглядеть следующим образом.

  1. Должна ли продукция предприятия соответствовать ассортименту товаров конкурента?
  2. Насколько должны быть модернизированы предприятие и оборудование?
  3. Каким образом будет финансироваться предполагаемая деятельность?
  4. Нужно ли оставлять нераспределенную прибыль для будущих вложений?
  5. Нужно ли стремиться к тому, чтобы организация была технологическим лидером?

На уровне предприятия стратегические задачи чаще всего нацелены на успех  в конкурентной борьбе. Это могут  быть, например, задачи внедрения новой  продукции или услуги, а также  создания отдела по исследованиям и  разработкам.

3. Функциональная  стратегия. Третьим уровнем стратегии является оперативный или функциональный уровень. Фундаментальным здесь является вопрос, что вносят различные действия в другие уровни стратегии. Исполнители не имеют возможности оценить всю широту картины, однако они отвечают за развитие функциональных стратегий, которые вписываются в стратегические задачи, поставленные управляющими на корпоративном уровне и уровне предприятия. Финансовые органы дают существенную информацию для формулировки стратегии и обеспечивают меры по оценке степени воплощения ее в жизнь.

На уровне оперативного управления создаются предпосылки и условия  для решения стратегических задач. Это могут быть, например, требования разработать и ввести программу  овладения несколькими профессиями  или автоматизировать производственный процесс.

1. Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.

2. Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.

3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.

4. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.

5. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

6. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.

7. Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.

В последнее время многие предприятия перестраивают свою внутреннюю производственно-технологическую  и организационно-управленческую структуру, осуществляют перераспределение прав и обязанностей различных подразделений  и подсистем. В связи с этим представляется целесообразным на данном этапе развития экономики выделить дополнительный раздел стратегии.

8. Стратегия реструктуризации – совокупность решений по приведению производственно-технологической и организационно-управленческой структуры в соответствие с изменившимися условиями и стратегией функционирования предприятия.

На практике разработка стратегии – это выполнение следующих этапов: 
·   уточнение границ предприятия, его идентификацию в хозяйственной, деловой, административной и иных средах в системе рыночной экономики; 
·   анализ стратегического потенциала предприятия; 
·   определение в соответствии с потенциалом предприятия возможных зон хозяйствования; 
·   анализ рынка продукции в сфере, определяемой стратегическим потенциалом предприятия, – зоне хозяйствования; 
·   позиционирование предприятия в зоне хозяйствования; 
·   определение технологической стратегии; 
·   формирование вариантов и выбор товарно-рыночной стратегии предприятия; 
·   формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной стратегии предприятия; 
·   анализ возможностей создания интеграционной зоны предприятия, определение интеграционной стратегии предприятия; 
·   разработка финансово-инвестиционной стратегии предприятия; 
·   разработка вариантов и выбор социальной стратегии предприятия; 
·   определение стратегии управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Оценка конкурентного окружения предприятия

Структурный анализ отраслей М. Портер рекомендует проводить на основе анализа пяти сил, определяющих конкуренцию:

Рис. 1. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли 

Позицию фирмы в отрасли  определяют ее конкурентные преимущества, которые укрупненно делятся на два основных вида:

• более низкие цены;

• дифференциация товаров.

Низкие издержки отражают способность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем конкуренты. Продавая товар по такой же цене, что и конкуренты, фирма получает большую прибыль.

Дифференциация — это  способность обеспечить покупателя уникальной и большей ценностью  в виде нового качества товара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.

К наиболее типичным причинам новаций, дающих конкурентное преимущество, М. Портер относит следующие:

1. Новые технологии. Изменение технологии может создать новые возможности для разработки товара, новые способы маркетинга, производства или доставки и улучшение сопутствующих услуг. Именно оно чаще всего предшествует стратегически важным нововведениям. Новые отрасли появляются тогда, когда изменение технологии делает возможным появление нового товара. Смена лидерства вероятнее всего происходит в тех отраслях, где резкое изменение технологии делает устаревшими знания и фонды прежних лидеров. Фирмам, "вросшим" в старую технологию, трудно понять значение новой, только что появившейся технологии.

2. Новые или изменившиеся запросы покупателей. Часто конкурентное преимущество возникает или переходит из рук в руки тогда, когда у покупателей появляются совершенно новые запросы или же их взгляды но то, "что такое хорошо и что такое плохо", резко меняются. Те фирмы, которые уже закрепились на рынке, могут этого не заметить или своевременно не создадут новую цепочку ценности.

3. Появление нового сегмента отрасли. Тут есть возможность не только выйти на новую группу покупателей, но и найти новый, более эффективный способ выпускать некоторые виды продукции или новые подходы к определенной группе покупателей.

Новый сегмент для конкурентов, уже утвердившихся на рынке может  оказаться трудным.

4. Изменение стоимости или наличия компонентов производства. Конкурентное преимущество часто переходит из рук в руки из-за изменения абсолютной или относительной стоимости компонентов, таких как рабочая сила, сырье, энергия, транспорт, связь, средства информации, оборудование и т.п. Это говорит об изменении условий у поставщиков или о возможности использовать новые или другие по

своим качествам компоненты. Фирма добивается конкурентного  преимущества, приспосабливаясь к новым  условиям, тогда как конкуренты связаны  по рукам и ногам капиталовложениями и тактикой, приспособленными к старым условиям.

5. Изменение правительственного регулирования. Изменение политики правительства в таких областях, как стандарты, охрана окружающей среды, таможенная и налоговая системы, требования к новым отраслям и торговые ограничения, — еще один распространенный стимул для новаций, влекущих за собой конкурентное преимущество.

 

М. Портер рассматривает три фактора удержания конкурентного преимущества.

Первый фактор определяется источником преимущества. Существует целая иерархия конкурентного преимущества с точки зрения их удерживаемости. Преимущества низкого ранга (например, дешевая рабочая сила, сырье) довольно легко могут получить и конкуренты. Преимущества более высокого порядка (патентованная технология, дифференциация на основе уникальных товаров или услуг, репутация фирмы, основанная на усиленной маркетинговой деятельности, тесные связи с клиентами и т.п.) можно удерживать более длительное время, но они связаны со значительными инвестициями, риском получения дополнительной прибыли.

Второй фактор определяется количеством имеющихся у фирмы явных источников конкурентного преимущества перед конкурентами.

Третий фактор — постоянная модернизация производства и других видов деятельности. Надежда на неуспех новой технологии, применяемой конкурентом, игнорирование нового сегмента рынка или канала сбыта — явные признаки того, что конкурентное преимущество ускользает.

 

Конкурентное  преимущество — это те характеристики, свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Эти атрибуты или характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару (базовой услуге), так и к дополнительным услугам, сопровождающим базовую, к формам производства, сбыта или продаж,

специфичным для фирмы  или товара.

 

 

Весьма близок к анализу позиции бизнеса  по схеме Майкла Портера анализ, проводимый по схеме SWOT.

SWOT — метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы).

Сильные стороны  предприятия — то, в чем оно преуспело или особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся у  опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.

Слабые стороны  предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Рыночные возможности — это благоприятные обстоятельства, которые предприятие может использовать для получения преимущества. В качестве примера рыночных возможностей можно привести ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения и т.п. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые может использовать предприятие.

Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.

Один и тот же фактор для разных предприятий может быть как угрозой, так и возможностью. Например, для магазина, торгующего дорогими продуктами, рост доходов населения может быть возможностью, так как приведет к увеличению числа покупателей. В то же время, для магазина-дискаунтера тот же фактор может стать угрозой, так как его покупатели с ростом зарплат могут перейти к конкурентам, предлагающим более высокий уровень сервиса.

Информация о работе Анализ конкурентного окружения предприятия при разработке стратегического решения на примере ЗАО «Углехимпродукт»