Анализ кадрового потенциала предприятия и пути повышения эффективности использования персонала на примере ООО «Конвент Плюс» ресторана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 19:44, дипломная работа

Краткое описание

В настоящее время на рынке ресторанных услуг сложилась довольно интересная ситуация. С одной стороны появилось очень много частных заведений, готовых предложить своим Гостям достаточно качественные блюда, напитки умеренного качества. С другой стороны рынок уверенно и достаточно быстро занимают сетевые корпорации, которые, несомненно, обладают большими возможностями для захвата этого рынка.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты анализа кадрового потенциала предприятия

.1 Кадровый потенциал: сущность, основные характеристики

.2 Понятие трудовых ресурсов и персонала предприятия

.3 Методика обеспеченности предприятия персоналом

.4 Анализ текучести кадров

.5 Понятие производительности труда и методы ее измерения

.6 Анализ рентабельности персонала предприятия

.7 Анализ эффективности использования фонда заработной платы

2. Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО «Конвент Плюс» в 2005-2007гг.

.1 Общая характеристика ООО «Конвент Плюс»

.2 Анализ основных технико-экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия

.3 Организационная структура ООО "Конвент Плюс"

3. Анализ эффективности использования кадрового потенциала предприятия

.1 Оценка обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами

.2 Анализ производительности труда

.3 Оценка рентабельности персонала

.4 Анализ эффективности использования фонда заработной платы

.5 Мероприятия по повышению эффективности использования кадрового потенциала ООО «Конвент Плюс»

.5.1 Выявление и использование скрытых резервов роста производительности труда

.5.2 Снижение текучести кадров

.5.3 Внедрение новейших технологий и модернизация оборудования

.5.4 Создание должности менеджера по персоналу

.5.5 Совершенствование системы стимулирования труда на предприятии

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

ООО Конвет плюс.docx

— 170.46 Кб (Скачать файл)

 
Основные показатели по премированию

 
Размер выплаты премии, %

 
Выполнение количественных плановых заданий по итогам работы предприятия  за месяц: Для работников по должностным  окладам Для работников по часовым тарифным ставкам Разовые премиальные выплаты: Освоение новых приемов и методов труда и их применение в работе Личное участие в оформлении помещения ресторана Внедрение конкретных предложений по эффективному использованию торговых площадей и улучшению организации труда на рабочем месте. Внедрению предложений, направленных на сокращение издержек обращения и производства Задержание клиентов, не оплативших счет.

 
40 50 20 15 25 25 50


 
 
Одновременно разработано положение  о снижении размеров выплаты премии за различные упущения в работе, нарушения трудовой и технологической  дисциплины. Лишение и уменьшение размеров премий в обязательном порядке  оформляется приказом генерального директора с обязательным указанием  причины (табл.2.5). 
Таблица 2.5 Показатели снижения размеров премиальных выплат в ООО «Конвент Плюс»

 
Виды нарушений

 
Размер снижения премий, %

 
Наличие жалоб от клиентов. Нарушение  правил обслуживания клиентов Нарушение  санитарных норм и правил, в том  числе и нарушение формы санитарной (фирменной) одежды Нарушение сроков медицинского осмотра. Наличия нарушений трудовой дисциплины и трудового распорядка: Опоздание на работу Прогул, самовольный уход с рабочего места Нахождение на рабочем месте в нетрезвом состоянии Невыполнение своих функциональных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией Необеспечение сохранности товарно-материальных ценностей. При этом предусмотрено полное возмещение нанесенного ресторану ущерба. Грубость, нетактичное поведение, создание конфликтных ситуаций с клиентами Неправильное обращение с оборудованием Нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда и техники безопасности Нарушение правил подачи заказа в обеденный зал Совершение хищений на рабочем месте. Невыполнение указаний и распоряжений руководства Пропуски и ошибки в расчетах с клиентами.

 
10 - 30 10 - 30 до 30 50 до 50 100 100 10 - 100 20 - 100 50 - 100 10 - 40 до 20 20 - 30 100 30 - 50 10 - 100


 

 
 
Примечание 1: Повторное нарушение, предусмотренное в 5.2 и 5.3 автоматически влечет за собой увольнение работников 
 
Примечание 2: Хищение на рабочем месте влечет за собой возмещение причиненного предприятию ущерба по розничным ценам. Повторное совершение хищения влечет за собой увольнение работника с соответствующей записью в трудовой книжке. 
 
Как видно из приведенной таблицы, оснований для сокращения размеров и полного лишения работника премий гораздо больше, нежели оснований для ее выплаты.  
 
Для стимулирования труда и повышения его эффективности работникам выдается фирменная специальная одежда и специальная обувь.  
 
Затраты, направленные на материальное стимулирование, предприятие осуществляет за счет фонда заработной платы и не использует в этих целях чистую прибыль. 
 
Совершенствование материального стимулирования работников обеспечивает рост не только экономической, но и социальной эффективности деятельности ресторана, которая является важнейшей предпосылкой благополучия, как самого предприятия, так и его работников. 
 
Для повышения материальной заинтересованности работников при заключении коллективного трудового договора были предусмотрены следующие виды доплат: 
 
1. За выполнение, наряду со своей основной работой, обязанностей временно отсутствующих работников с использованием на эти цели части тарифной ставки временно отсутствующих работников на время их отсутствия; 
 
2. На период наставничества часовая тарифная ставка работника увеличивается на 15 % за счет соответствующего снижения часовой тарифной ставки обучаемого; 
 
. За совмещение профессий, расширение зон обслуживания или увеличение объема работ - вопрос решается в индивидуальном порядке в каждом указанном случае; 
 
. За работу в праздничные дни оплата труда работников, исчисленная по одинарной тарифной ставке, удваивается; 
 
. Доплата за работу в ночное время осуществляется в размере 40 % от тарифной ставки. 
 
Помимо этого, на предприятии действуют следующие меры по материальному стимулированию работников: 
 
1. Субсидированное питание в рабочие дни и на рабочем месте;  
 
2. Доставка работников после вечерней смены осуществляется за счет предприятия;  
 
. На предприятии действует система нематериальных (неэкономических) льгот и привилегий персоналу: 
 
· Предоставление права на скользящий гибкий график работы; 
 
· Предоставление отпусков, увеличение продолжительности оплачиваемых отпусков за определенные достижения и успехи в работе. 
 
4. Мероприятия, повышающие содержательность труда, самостоятельность и ответственность работника, стимулирующие его квалификационный рост. Привлечение работников к управлению предприятием также повышает их мотивацию, поскольку в данном случае решается проблема их отчуждения от предприятия и его руководителей. Всемерное развитие горизонтальных связей и горизонтальных структур управления является организационной основной для мотивации работников. 
 
5. Создание благоприятной социальной атмосферы, устранение статусных административных, психологических барьеров между работниками и работниками аппарата управления, развитие доверия и взаимопонимания внутри коллектива.  
 
Руководство предприятия не пренебрегает и моральным поощрением работников. В частности, в определенных случаях предприятие оплачивает повышение квалификации работников и не препятствует получению ими среднего специального и высшего профессионального образования, предоставляя им очередные оплачиваемые отпуска и отпуска без содержания в удобное для них время. 
 
Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд заработной платы, величина которого определяется методом прямого счета. При этом в состав фонда заработной платы включается: 
 
1. Основная заработная плата, включающая в себя: 
 
· Оплату по тарифным ставкам и окладам; 
 
· Приведенные выше доплаты, не включающие стоимость субсидированного питания, и составляющие в совокупности 5 % от тарифной оплаты труда; 
 
· Премиальные выплаты по установленной шкале премирования; 
 
· Доплаты за работу в ночное время в размере 40 % от тарифной ставки. 
 
. Дополнительная заработная плата, составляющая 20 % от основной. 3. Анализ эффективности использования кадрового потенциала предприятия

 

3.1 Оценка обеспеченности  предприятия трудовыми ресурсами

 
 
Обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами характеризуется данными, представленными в табл.3.1. 
Таблица 3.1 Состав и структура трудовых ресурсов ООО «Конвент Плюс»

 
Категория персонала

 
2005 год

 
2006 год

 
2007 год

 
Измене-ние

 
2007 год в % к 2005 году

 
Численность персонала, чел.

 
Руководители

 
7

 
8

 
8

 
+ 1

 
114,29

 
Специалисты

 
6

 
7

 
7

 
+ 1

 
116,67

 
Оперативно-торговый персонал

 
33

 
35

 
37

 
+ 4

 
112,12

 
Младший обслуживающий персонал

 
5

 
5

 
5

 
-

 
100,00

 
ВСЕГО

 
51

 
55

 
57

 
+6

 
111,77

 
В % к численности по штатному расписанию (62 человека)

 
82,26

 
88,71

 
91,94

 
+ 9,68

 
-

 
Удельный вес, % к итогу

 
Руководители

 
13,73

 
14,55

 
14,04

 
+0,31

 
-

 
Специалисты

 
11,77

 
12,73

 
12,28

 
+0,51

 
-

 
Оперативно-торговый персонал

 
64,71

 
63,64

 
64,91

 
+0,20

 
-

 
Младший обслуживающий персонал

 
9,79

 
9,08

 
8,77

 
-1,02

 
-

 
ВСЕГО

 
100,00

 
100,00

 
100,00

 
-

 
-


 
 
Из представленных данных видно, что  в течение анализируемого периода  обеспеченность предприятия трудовыми  ресурсами существенно возросла: если в 2005 году среднесписочная численность  персонала составляла 51 человек (82,25 % от численности по штатному расписанию), то уже в 2006 году она возросла до 55 человек (88,71 %), а в 2007 году составила 57 человек (91,94 %). Увеличение численности  персонала вполне естественно и  оправдано экономически, так как  с течением времени упрочились позиции  ресторана на рынке, существенно  расширились объёмы предоставляемых  им услуг. 
 
В течение анализируемого периода численность персонала возросла на 6 человек, или на 11,77 %, при этом на 4 человека возросла численность оперативно-торгового персонала, то есть персонала, непосредственно занятого обслуживанием клиентов. Численность руководителей и специалистов возросла незначительно, а младшего обслуживающего персонала вообще осталась неизменной. 
 
В качестве положительного момента необходимо отметить увеличение удельного веса оперативно-торгового персонала с 64,71 % в 2005 году до 64,91 % в 2007 году, причём в 2006 году удельный вес данной категории работников был существенно ниже и составлял всего 63,64 %. В рассматриваемом случае рост удельного веса оперативно-торгового персонала отражает увеличение производственного потенциала предприятия. 
 
Некоторое увеличение численности руководителей и специалистов связано с совершенствованием системы управления предприятием и усложнением задач по обработке управленческой информации. 
 
Наиболее ответственный этап в анализе обеспеченности предприятия рабочей силой - изучение её движения. Данные для изучения движения рабочей силы приведены в табл.3.2. 
Таблица 3.2 Движение рабочей силы в ООО «Конвент Плюс»

 
Показатели 

 
2005 год

 
2006 год

 
2007 год

 
Численность персонала на начало года

 
49

 
52

 
56

 
Принято на предприятие

 
5

 
8

 
3

 
Выбыло с предприятия, всего В том числе: На учёбу В Вооружённые силы На пенсию и по другим причинам, предусмотренным законом По собственному желанию За нарушение трудовой дисциплины

 
3 - - - 2 1

 
4 - - - 4 -

 
1 - - - - 1

 
Численность персонала на конец  года

 
52

 
56

 
58

 
Среднесписочная численность персонала

 
51

 
55

 
57

 
Коэффициент оборота по приёму

 
0,098

 
0,146

 
0,053

 
Коэффициент оборота по выбытию

 
0,059

 
0,073

 
0,018

 
Коэффициент текучести

 
0,059

 
0,073

 
0,018


 
 
Как видно из представленных данных, в течение всего анализируемого периода коэффициент оборота  по приёму существенно превышает  коэффициент оборота по выбытию, что отражает отмеченное ранее увеличение среднесписочной численности персонала. 
 
Динамика приёма персонала и выбытия его с предприятия отражает прежде всего завершение периода становления трудового коллектива ресторана: если в 2005 и 2006 году соответственно с предприятия выбыло 3 и 4 человека, причём в основном по личному желанию, то в 2007 году предприятие потеряло только одного работника - за нарушение трудовой дисциплины. Желающих покинуть ресторан в 2007 году не оказалось. 
 
Коэффициент текучести кадров в 2005 году составил 0,059, то есть 5,9 % от среднесписочной численности персонала покинуло предприятие по личному желанию и за нарушение трудовой дисциплины. В 2006 году значение показателя достигло максимума - 7,4 %, причём работники уходили лишь по собственному желанию. В 2007 году значение коэффициента текучести кадров упало до исторического минимума - 1,8 %, причём, как уже отмечалось ранее, единственный работник покинул предприятие с соответствующей записью в трудовой книжке. Таким образом, предприятие безжалостно расстаётся с нарушителями трудовой дисциплины, поддерживая тем самым в коллективе нормальную морально-психологическую обстановку.

3.2 Анализ производительности  труда

 
 
Основными анализируемыми показателями по труду в торговле и общественном питании является фонд заработной платы, или расходы на оплату труда, Численность  работников, производительность труда  и средняя заработная плата. Система  показателей, характеризующих использование  труда и расходов на его оплату, дана в Приложении 7. 
 
Традиционно для оценки эффективности труда в торговле и общественном питании применяются такие показатели, как производительность труда и уровень фонда заработной платы. Однако показатель производительности труда, исчисленный как отношение товарооборота к среднесписочной численности персонала, изменяется по причинам, не зависящим или мало зависящим от качества труда торгового персонала и в наибольшей степени отражает действие факторов изменения товарооборота. Именно по этой причине в общественном питании и торговле не принято проводить анализ использования рабочего времени, а применение показателя производительности труда для оценки эффективности труда ограничено определёнными условиями, которые рассмотрены ниже. 
 
Эффективность труда в торговле и общественном питании оценивается преимущественно показателями качества обслуживания: сокращением времени обслуживания, количеством оказываемых услуг и т.д. Результативным показателем качества труда служит скорость обращения товаров. 
 
Данные для сравнительного анализа показателей по труду приведены в табл.3.3. 
Таблица 3.3 Данные по использованию труда в ООО «Конвент Плюс»

 
Показатели 

 
2005 год

 
2006 год

 
2007 год

 
Откло-нение

 
Темп изме-нения

 
Товарооборот, тыс. руб.

 
30 088

 
34 129

 
38 709

 
+8 621

 
128,65

 
Среднесписочная численность персонала, чел.

 
51

 
55

 
57

 
+ 6

 
111,77

 
Среднегодовая выработка, тыс. руб.

 
589,961

 
620,527

 
679,105

 
+89,144

 
115,11

 
Фактически отработанный фонд времени  за год, часов

 
1 760

 
1 766

 
1 780

 
+ 20

 
101,14

 
Среднечасовая выработка, тыс. руб.

 
0,335

 
0,351

 
0,382

 
+0,047

 
114,03

 
Фонд заработной платы, тыс. руб.

 
2 234

 
2 614

 
2 916

 
+ 682

 
130,53

 
Среднегодовая заработная плата, тыс. руб.

 
43,804

 
47,527

 
51,158

 
+7,354

 
116,79

 
Уровень фонда заработной платы, %

 
7,43

 
7,66

 
7,53

 
+0,10

 
101,35


 

 
 
Темпы роста товарооборота несколько  выше, нежели темпы роста среднесписочной  численности персонала и выработки  на одного работника, то есть прирост  товарооборота на 28,65 % обусловлен как  увеличением среднесписочной численности  персонала на 11,77 %, так и ростом среднегодовой выработки на 15,11 %. Положительное влияние на величину среднечасовой выработки и товарооборота  оказало сокращение потерь рабочего времени на 1,14 %. Сокращение потерь рабочего времени и рост среднечасовой  выработки способствовали росту средней заработной платы на 16,79 %. Опережающий темп роста средней заработной платы по сравнению с темпом роста среднегодовой выработки, или, аналогично, опережающий темп роста фонда заработной платы по сравнению с темпом роста товарооборота означают увеличение удельных затрат на оплату труда на единицу товарооборота и указывают на недостаточно эффективное использование трудовых ресурсов на предприятии. 
 
Отметим, что в 2006 году уровень фонда заработной платы был максимальным, а в 2007 году он несколько снизился. 3.3 Оценка рентабельности персонала

 
 
На наш взгляд, не совсем корректно  говорить о рентабельности персонала, более верным было бы назвать данный показатель в соответствии с его  экономическим содержанием - доля прибыли  от продажи, приходящаяся на одного работника  и выраженная в процентах. 
 
Необходимые расчёты проведём в таблице 3.4. 
Таблица 3.4 Исходные данные для анализа рентабельности персонала ООО «Конвент Плюс»

 
Показатели 

 
2005 год

 
2006 год

 
2007 год

 
2007 год в % к 2005 году

 
Прибыль от продажи, тыс. руб.

 
2 240

 
3 013

 
3 963

 
176,92

 
Среднесписочная численность персонала, чел.

 
51

 
55

 
57

 
111,77

 
Рентабельность персонала, %

 
0,439

 
0,548

 
0,695

 
158,31


 
 
Опережающие темпы роста прибыли  от продажи по сравнению с темпами  роста среднесписочной численности  персонала обусловили увеличение рентабельности персонала в течение анализируемого периода более, чем в полтора раза, то есть с этих позиций трудовые ресурсы стали использоваться более эффективно.

3.4 Анализ эффективности  использования фонда заработной  платы

 
 
Анализ эффективности использования  фонда заработной платы проведём на основе данных 2006 и 2007 годов, что  обусловлено в данном случае необходимостью проведения факторного анализа. Помимо этого, в 2007 году по сравнению с предыдущим годом произошло существенное снижение уровня фонда заработной платы и  имеется необходимость выявления  причин, за счёт которых произошли  эти благоприятные изменения. 
 
Исходные данные для анализа представлены в табл.3.5. 
 
Таблица 3.5 Исходные данные для оценки эффективности использования фонда заработной платы ООО «Конвент Плюс»

Информация о работе Анализ кадрового потенциала предприятия и пути повышения эффективности использования персонала на примере ООО «Конвент Плюс» ресторана