Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.
Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-провести анализ литературы по теме исследования;
-рассмотреть основные понятия и определения по теме исследования;
-проанализировать преимущества и недостатки основных организационно-правовых форм предприятий в России;
-выделить основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий;

Содержание

Введение
1.Основные понятия и определения
1.1.Отношения между предприятием и фирмой
1.2.Классификация предприятий
2. Организационно-правовые формы предприятия
2.1.Хозяйственные товарищества и общества
2.2.Другие организационно-правовые формы
3.Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России
4.Основные направления изменения организационно-правовых форм предприятий
5.Практические рекомендации по внедрению новых организационно-правовых форм предприятий
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятия .docx

— 54.99 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Введение

1.Основные понятия и определения

1.1.Отношения между предприятием  и фирмой

1.2.Классификация предприятий

2. Организационно-правовые формы  предприятия

2.1.Хозяйственные товарищества  и общества

2.2.Другие организационно-правовые  формы

3.Анализ и сравнение различных  организационно-правовых форм предприятий  в России

4.Основные направления изменения  организационно-правовых форм предприятий

5.Практические рекомендации по  внедрению новых организационно-правовых  форм предприятий

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Актуальность исследования. В России большинство предприятий функционируют в условиях жесткого ограничения финансовых средств. В подобных условиях основной задачей, решаемой на государственном уровне, является поиск наиболее эффективного использования имеющихся ограниченных ресурсов, организационно-правовых форм предприятий. Наиболее остро эта проблема встает в период проведения реформ, затрагивающих социальные и экономические аспекты общественного устройства. Преобладающие в настоящее время организационно-правовые формы предприятий оказываются неэффективными по ряду параметров, а предусмотренные законодательством формы коммерческих организаций не могут быть полностью использованы.

Гражданский кодекс допускает существование следующих организационно-правовых форм предприятий: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации. Очень важно различать общие характерные черты предприятий различных организационно-правовых форм, которые определяют выбор той или иной формы. Практика показывает, что если предприятия не учитывают тех или иных особенностей, характерных для выбранной ими формы, то это приводит к конфликтам между собственниками, управляющими и работниками.

В настоящее время в России существуют различные организационно-правовые формы предприятий, а также частное предпринимательство и патент на определенный вид деятельности.

Выбор определенной организационно-правовой формы предприятия зависит от множества различных факторов. Набор и действие этих факторов неодинаковы для разных видов бизнеса.

Объект исследования: организационно-правовые формы предприятий.

Предмет исследования: преимущества и недостатки организационно-правовых форм предприятий России.

Цель исследования: комплексное исследование организационно-правовых форм предприятий в России с выявлением их преимуществ и недостатков.

Теоретической и методологической основой исследования являются законодательные и нормативные акты, научные труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов по проблемам, рассматриваемым в исследовании.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

-провести  анализ литературы по теме  исследования;

-рассмотреть  основные понятия и определения  по теме исследования;

-проанализировать  преимущества и недостатки основных  организационно-правовых форм предприятий  в России;

-выделить  основные направления изменения  организационно-правовых форм предприятий;

-разработать  практические рекомендации по  внедрению новых организационно-правовых  форм предприятий.

В процессе исследования были использованы следующие методы: общенаучные методы (синтез, анализ, индукция, дедукция, обобщение, сравнение, исторический и логический метод и т.д.), специально-юридические методы (метод сравнительного правоведения), аналитически-правовой.

 

1. Основные понятия и определения

 

В современной экономике предприятия (фирмы) производят основную массу всех товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности населения. 
Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора. Предприятие, как правило, является юридическим лицом, однако, как будет показано ниже, это утверждение не всегда верно1.

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном введении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязанностям этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять от своего имени имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Вообще, юридическое лицо – это учреждение, предприятие, фирма, корпорация, которые отвечают определенным атрибутам, установленным законодательством соответствующего государства.

Вышеприведенное определение соответствует существующему законодательству Российской Федерации. В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. Юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, представляют из себя хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют право собственности или иное вещное право, относят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Юридические лица могут представлять из себя организации, основная цель которых извлечение прибыли – коммерческие организации, либо их основная цель не связана с извлечением прибыли – некоммерческие организации. Юридические лица, которые являются коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, т.е. в форме тех лиц, в отношении которых их учредители имеют имущественные и обязательственные права.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль2.

Предприятие – это отдельная экономическая производственная единица (субъект), которая располагает и ведет производство товаров и услуг.

Фирма – это экономическая хозяйственная единица, которая имеет право собственности и хозяйствования. Фирма может самостоятельно принимать решения, она реально использует факторы производства для изготовления и продажи продукции, а также стремится к получению максимальной прибыли.

 

1.1 Отношения между предприятием  и фирмой

 

В российской экономике принято рассматривать термины “предприятие” и “фирма” в качестве синонимов, хотя это не всегда соответствует действительности. В зарубежной практике эти понятия различают. За рубежом предприятие не обязательно является собственником. Отношения между предприятием и фирмой могут складываться различными путями:

1)Фирма как бы “тиражирует” оптимальный тип предприятия на разных территориях. Предприятие может накапливать капитал и вкладывать его не в уже освоенное производство, а в создание дочерних, зависимых обществ, филиалов и т.д.

2)Фирма образуется путем интеграции (объединения) предприятий (добровольное слияние, поглощение, скупка акций и т.д.). Конкретные пути реализации отношений:

а)горизонтальная интеграция, то есть объединение предприятий, которые производят один вид продукции, тем самым доля фирмы на рынке данного вида товара увеличивается;

б)вертикальная интеграция, то есть объединение производств, которые находятся на разных стадиях технологического процесса;

в)конгломерат, так называемая диверсификация капитала, то есть объединение производств, которые никак не связаны друг с другом.

В данной работе термины “предприятие” и “фирма” для упрощения принято считать синонимами3.

 

1.2 Классификация предприятий

 

Предпринимательский сектор национального хозяйства, как правило, содержит огромное количество предприятий, которые можно для удобства, для определенных целей экономического анализа, сгруппировать по определенному ряду признаков. Наиболее распространенными являются группировки, классификации, по формам собственности, по размерам, по характеру деятельности, по отраслевой принадлежности, по доминирующему фактору производства, по правовому статусу. Исходя из двух основных параметров - числа работников на предприятии и объема производства (продаж), по размерам предприятия можно разделить на малые, средние и крупные. В Российской Федерации более всего распространены малые предприятия: на них приходится около 60 процентов от общего числа российских предприятий. В разных странах малое предприятие определяют различным образом.

 

2. Организационно-правовые формы  предприятия

 

Организационно-правовая форма предприятия есть просто форма юридической регистрации предприятия, которая создает этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить на: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Из всех типов предприятий (фирм) в России наиболее распространены хозяйственные товарищества и общества, поэтому сначала и рассмотрим эти типы.

 

2.1 Хозяйственные товарищества  и общества

 

Данные формы можно подразделить на:

Полное товарищество – это товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. 
Управление предпринимательской деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех его участников. Каждый участник полного товарищества как правило имеет один голос при решении каких-либо вопросов на общем собрании. Участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. Т.е. фактически это утверждение означает неограниченную ответственность товарищей4.

Полные товарищества распространены преимущественно в сельском хозяйстве и сфере услуг; обычно они представляют собой небольшие по размеру предприятия и их деятельность контролировать достаточно просто.

Товарищество на вере (коммандитное товарищество) – товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами) , имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов) , которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Данная организационно-правовая форма предприятия характерна для более крупных предприятий из-за возможности привлечения значительных финансовых ресурсов через фактически неограниченное число коммандитистов.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Уставный капитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимости вкладов его участников. Данная организационно-правовая форма распространена среди мелких и средних предприятий.

Общество с ограниченной ответственностью является юридическим лицом и имеет собственное название5.

Все участники общества с ограниченной ответственностью отвечают по своим обязательствам в пределах своих вкладов. Это отличает данную организационно-правовую форму от частного предпринимателя, поскольку частный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом.

Главное достоинство общества с ограниченной ответственностью заключается в том, что платежеспособность каждого участника по обязательствам общества ограничена суммой, внесенной им в уставный капитал в соответствии с договором.

Это имеет значение в том случае, если Вы собираетесь брать большие суммы денег в кредит или большое количество товаров на реализацию, либо же планируете осуществление каких-нибудь рискованных хозяйственных операций. Общество с ограниченной ответственностью продолжает существовать даже в том случае, если некоторые участники решили выйти из него, индивидуально обанкротились или умерли. Это не влияет на состояние общества в целом.

Еще одно преимущество состоит в том, что Ваши дети могут стать участниками данного общества по наследству.

Но и эта форма имеет ряд определенных недостатков:

  • величина налоговых платежей резко возрастает по сравнению с налоговыми платежами частного предпринимателя;
  • существенно увеличивается время на оформление большого количества бухгалтерских документов;
  • от Вас официально требуется готовить и сдавать на аудиторскую проверку бухгалтерские отчеты. Они должны быть также представлены участникам на ежегодном собрании учредителей;
  • Вам придется каждый раз раскрывать детали своего бизнеса, представляя в государственные органы необходимую финансовую документацию. В этом смысле частный предприниматель имеет определенные преимущества;
  • все участники по договоренности должны внести в общей сложности половину уставного капитала на момент регистрации.

Общество с дополнительной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Т. е. фактически общество с дополнительной ответственностью представляет из себя гибрид полного товарищества и общества с ограниченной ответственностью. Преимущества товариществ заключаются в следующем6:

Информация о работе Анализ и сравнение различных организационно-правовых форм предприятий в России