Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 14:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и организационно-методических положений анализа дебиторской и кредиторской задолженности, которые обеспечивают решение важных задач, имеющих существенное значение для управления финансово-хозяйственной деятельностью коммерческой организации.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- теоретическое изучение анализа дебиторской и кредиторской задолженностью;
- определение цели и задач анализа дебиторской и кредиторской задолженности, изучение информационных и организационных основ дебиторской и кредиторской задолженности;

Содержание

Введение……………...............................................................................3
1. Теоретико-методологические основы анализа и управления дебиторской и кредиторской задолженностью………………………………..5
1.1. Место анализа дебиторской и кредиторской задолженности в системе финансового анализа. Цель и задачи анализа……………………….5
1.2. Методика анализа дебиторской и кредиторской задолженности………..8
1.3. Оценка влияния дебиторской и кредиторской задолженности на основные характеристики финансового состояния организации…………….12
2. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности на примере ООО «Фаворит»…………………………………………………………………………...16
2.1. Экономическая характеристика ООО «Фаворит» ………………..16
2.2. Анализ эффективности управления дебиторской задолженность.22
2.3. Оценка кредиторской задолженности……………………………..29
3. Пути совершенствования анализа кредиторской и дебиторской задолженности…………………………………………………………………...33
3.1. Прогнозирование дебиторской и кредиторской задолженност…...33
3.2. Оценка эффективности применения факторинга в целях оптимизации дебиторской задолженности…………………………………….35
3.3. Расчет снижения кредиторской задолженности путем реструктуризации... ………………………………………………………….38
Заключение………………………………………………………….42
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

исправленая Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия.doc

— 510.50 Кб (Скачать файл)

Приведенные в таблице 6 данные показывают, что состояние расчетов с покупателями и заказчиками в 2012 году по сравнению с 2011 годом улучшилось почти в 2 раза: возросла с 1,59 до 2,52 оборотов оборачиваемость дебиторской задолженности. Средний период погашения дебиторской задолженности сократился на 83 дня, на что в первую очередь повлияло улучшение состояние расчетов по краткосрочной дебиторской задолженности, занимающей наибольшую долю в общем объеме дебиторской задолженности ООО «Фаворит». Доля дебиторской задолженности в общем объеме выручки от продажи товаров сократилась с 61,9% до 40,2%.

Между тем, приведенные показатели свидетельствуют о снижении качества дебиторской задолженности. В 2012 году по сравнению с 2011 годом доля сомнительной дебиторской задолженности в общем объеме дебиторской задолженности увеличилась на 0,6 процентных пункта и составила 9%. Учитывая, что доля дебиторской задолженности в общем объеме оборотных активов составляет 32,7%, а на долю задолженности покупателей и заказчиков в общем объеме оборотных активов приходится 26,1%, то можно сделать вывод о снижении ликвидности текущих активов из-за ухудшения качества дебиторской задолженности. Причинами увеличения продолжительности периода нахождения средств в дебиторской задолженности могут быть: неэффективная система расчетов, финансовые затруднения у покупателей, длительный цикл банковского документооборота и т.д. В связи с этим могут быть предложены следующие мероприятия для разрешения сложившейся ситуации:

  • создание условий расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований по оценке надежности дебиторов), тем выше остатки дебиторской задолженности;
  • разработка и внедрение политики взыскания дебиторской задолженности. Чем активнее предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше «качество» дебиторской задолженности;
  • совершенствование качества анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. При удовлетворительном состоянии аналитической работы на предприятии должна быть сформирована информация о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также о конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия.

Также, наличие просроченной дебиторской задолженности в размере 22408 тыс. рублей, сомнительной дебиторской задолженности в размере 5686 тыс. рублей, в случае признания их не возможными к взысканию, могут привести к списанию задолженности на уменьшение финансового результата 28094 тыс. рублей. Эта сумма впоследствии отразится по строке «Прочие расходы» в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и сформирует отрицательный финансовый результат.

 

2.3. Анализ  кредиторской задолженности

 

Для определения состояния обязательств  на исследуемом предприятии ООО «Фаворит»  необходимо рассмотреть состав и структуру кредиторской задолженности и рассчитать показатель соотношения дебиторской и кредиторской задолженности. Кредиторскую задолженность можно рассматривать как привлечение к собственным оборотным средствам, заемных, и если на нее не растут пени, то в принципе фирме выгодно иметь кредиторскую задолженность. В таблице 8 рассмотрим состав и структуру краткосрочных обязательств исследуемого предприятия.

 

Таблица 8 - Состав и структура краткосрочных обязательств ООО «Фаворит» за 2011-2012 гг.

Виды пассивов

2011 г.

2012 г.

Отклонение (+,-)

сумма, тыс.руб.

уд. вес,

%

сумма,

тыс. руб.

уд. вес,

%

сумма,

тыс. руб.

уд. вес,

%

 

1

2

3

4

5

6

1. Займы и кредиты

79462

71,2

59277

52,2

-20185

-19,0

2.Кредиторская  задолженность в т.ч.

25664

22,97

47210

41,6

21546

18,63

- поставщики  и подрядчики

16574

14,84

31513

27,8

14939

12,96

-задолженность перед персоналом

3526

3,2

5417

4,8

1891

1,6

-задолженность перед внебюджетными фондами

1677

1,06

3337

2,94

1660

1,88

-задолженность по налогам и сборам

1188

1,5

3365

2,96

2177

1,46

-прочие кредиторы

2699

2,4

3578

3,2

879

0,8

Итого:

111681

100

113470

100

1789

-


 

Как видно из приведенных в таблице 8 данных, общая сумма краткосрочных обязательств за 2012 г. значительно увеличилась и составила 47210 тыс. руб., увеличение составило 21546 тыс. руб. На данное увеличение повлияла, прежде всего, статья кредиторской задолженности: поставщики и подрядчики, которая является основной статьей кредиторской задолженности, ее удельный вес в структуре краткосрочных обязательств составляет   22,97 % за 2008 г. и 41,6 % за 2012 г. В целях снижения данной задолженности перед поставщиками и подрядчиками можно предложить такие мероприятия как реструктуризация кредиторской задолженности, в частности по поставщикам и подрядчикам, так как они занимают большую долю в общей задолженности, а также проведение взаимозачетов.

Статья займы и кредиты имеют тенденцию к уменьшению, что говорит о погашении предприятием этой статьи.

В 2012 г. наиболее весомой статьей является задолженность персоналом, которая в абсолютном значении увеличилась на 1891 руб., а ее удельный вес увеличился на 1,6 % и составил 4,8 % в 2009 г.

Статьи кредиторской задолженности имеют тенденцию к увеличению, что говорит об увеличении зависимости ООО «Фаворит»  от заемных источников.

 

Глава 3. Рекомендации по улучшению эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью ООО «Фаворит»

3.2. Оценка эффективности  применения факторинга в целях  оптимизации дебиторской задолженности

Катализатором бизнеса, как известно, являются деньги. Одним из самых доступных способов получения необходимых средств является факторинг.

Факторинг – комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.

Услуги факторинга включают не только предоставление поставщику и получение от покупателя денежных средств, но и контроль состояния задолженности покупателя по поставкам, осуществление напоминания дебиторам о наступлении сроков оплаты, проведение сверок с дебиторами, предоставление поставщику информации о текущем состоянии дебиторской задолженности, а также ведение аналитики по истории и текущим операциям.

Кроме того, факторинг помогает удовлетворить потребность предприятия в текущих оборотных средствах, не образуя при этом излишней денежной массы

Преимущества факторинга [8, с. 14]:

1) При правильно составленном  договоре финансирования под  уступку денежного требования происходит расщепление ответственности между фактором и клиентом, в то время как бремя кредита клиент несет практически единолично.

2) Поставщик экономит  на расходах по оформлению  кредитного договора, не платит  проценты за пользование чужими деньгами, от него не требуется при наступлении срока погашения кредита производить мобилизацию денежных средств, изымая их из оборота.

3) Факторинговые компании  могут дополнительно предоставлять  своим клиентам услуги по страхованию  рисков, связанных с неполной оплатой товаров, просрочкой платежа или изменением валютных курсов, информировать о платежной дисциплине покупателей, вести бухгалтерский учет, а также осуществлять управление дебиторской задолженностью

Факторинг – это оптимальное решение, так как у предприятия, как было выявлено во второй главе данного исследования, существует дебиторская задолженность.

Дополнительным мотивом к использованию факторинга является тот факт, что на рынке продажи мебели лучшие цены и лучшие объемы закупаемого товара доступны только на условиях предварительной оплаты, поэтому факторинг необходим для ООО «Фаворит».

Итак, ООО «Фаворит» необходимо закупить товар по предварительной оплате. Предварительная оплата составляет 800 тыс. руб. в год, оборачиваемость дебиторской задолженности – 2 раза.

В городе услуги факторинга предоставляются банком «ПромТрансБанк» на следующих условиях:

- 50% резерв дебиторской  задолженности;

- комиссионные – 16% на  среднюю дебиторскую задолженность, подлежащие оплате при приобретении  дебиторской задолженности;

- 10% от дебиторской задолженности  после вычисления комиссионных  и резерва.

1. Средняя дебиторская задолженность (находим путем деления продажи по предоплате на оборачиваемость):

800 / 2,52 = 317,46 тыс. руб.

2. Доходы от факторинга.

Средняя дебиторская задолженность равна 317,46 тыс. руб.

Резерв составляет 158,73 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,5)

Комиссионные расходы составят 50,8 тыс. руб. (317,46 тыс. руб. × 0,16)

Проведем необходимые расчеты.

Доходы от факторинга до выплаты процентов:

317,46 – 158,73 – 50,8 = 107,93 тыс. руб.

Далее найдем полученные доходы от факторинга.

Проценты составят 5,4, так как 107,93 тыс. руб. × (0,1: 2).

Таким образом, полученные доходы от факторинга составят:

107,93 тыс. руб. – 5,4 тыс. руб. = 102,53 тыс. руб.

Найдем стоимость факторинга.

Комиссионные расходы = 317,46 тыс. руб. × 0,3 = 95,24 тыс. руб.

Стоимость факторинга каждые 180 дней (360/2,52) = 143

Оборот равен 2,52.

Полная стоимость факторинга 36,4 тыс. р. (143 тыс. руб. × 2,52).

Результаты расчетов представлены в таблице 11.

 

Таблица 11- Расчет условий факторинга

Наименование показателя

Сумма

Средняя дебиторская задолженность

317 460

Обороты дебиторской задолженности

2,52

Стоимость факторинга

36 400

Доходы от факторинга:

 

-резерв

158 730

-комиссионные расходы

50 800

-доходы от факторинга  до выплаты процентов

107 930

Расходы от факторинга:

 

-комиссионные расходы

95 240

-проценты

5 400

Доходы от факторинга после налогообложения

102 530

Экономическая эффективность мероприятия

2,8


Выводы:

данные таблицы 11 показывают, что стоимость факторинга составит 36 400 руб., а доходы от данного мероприятия после налогообложения 102 530 руб. Экономическая эффективность – 2,8%. Таким образом, применение факторинга в данной ситуации позволяет увеличить "финансовый рычаг" и прийти к наиболее оптимальному соотношению "финансового" и "операционного" рычагов.

Далее проведём расчёт основных экономических показателей после проведённого исследования (таблица 12).

 

Таблица 12 - Основные экономические показатели после проведенного мероприятия

Наименование показателя

До внедрения мероприятия

После внедрения мероприятия

Изменения +/-

Себестоимость, руб.

69 744,00

106 144,00

+36 400,00

Прибыль предприятия, руб.

87 225

189 755

+102 530,00

Выручка предприятия, руб.

156 969,00

259 499,00

+102 530,00

Чистая прибыль, руб.

16 233

82 363,00

+66 130,00

Рентабельность производства, %

1,25

1,79

+0,54

Фондоемкость, руб./руб.

0,44

0,41

-0,03

Фондоотдача, руб./руб.

2,25

2,44

+0,19

Рентабельность продаж, %

0,103

0,317

+0,214

Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия