Анализ взаимосвязи затрат, обьема производства (продаж) и прибыли.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли («затраты-объем-прибыль»). В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:
- рассмотрение основных элементов анализа соотношения «затраты - объем - прибыль»;
- сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль»;
- раскрытие методов расчета точки безубыточности;
- анализ практического использования зависимости «затраты - объем производства - прибыль» в хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль»
1.1 Маржинальный доход и его роль в анализе соотношения «затраты - объем - прибыль»
1.2 Анализ безубыточности и характеристика основных методов для вычисления точки безубыточности
1.3 Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты – объем - прибыль
Глава 2. Управление прибылью с помощью зависимости «затраты - объем - прибыль» на примере условного предприятия «Радуга» (г. Миллерово)
2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Возможности практического применения зависимости «затраты - объем - прибыль» на примере условного предприятия «Радуга»
Заключение
Список используемых источников и литературы

Вложенные файлы: 1 файл

комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.rtf

— 1.35 Мб (Скачать файл)

                                          

 

Курсовая работа

 

комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности

 

 

тема: Анализ взаимосвязи затрат, обьема производства (продаж) и прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              Содержание

 

Введение

Глава 1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль»

1.1 Маржинальный доход и его роль в анализе соотношения «затраты - объем - прибыль»

1.2 Анализ безубыточности и характеристика основных методов для вычисления точки безубыточности

1.3 Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты - объем - прибыль

Глава 2. Управление прибылью с помощью зависимости «затраты - объем - прибыль» на примере условного предприятия «Радуга» (г. Миллерово)

2.1 Общая характеристика и анализ хозяйственной деятельности предприятия

2.2 Возможности практического применения зависимости «затраты - объем - прибыль» на примере условного предприятия «Радуга»

Заключение

Список используемых источников и литературы

 

Ведение

 

Объективные процессы, происходящие в условиях обособления предприятий, требуют новых подходов к обеспечению специалистов информацией о затратах и результатах. Актуальной проблемой учета затрат является создание нетрадиционных систем формирования информации о затратах и управление ими через анализ возможностей. Одним из косвенных признаков наступления стабилизации экономики, является все более широкое понимание необходимости решения проблемы снижения затрат на производство продукции, как важного атрибута повышения ее конкурентоспособности. Современные тенденции отечественного развития рыночных отношений в условиях свободного ценообразования и ориентации предприятий на получение максимальной прибыли для принятия грамотных решений предполагают внедрение управленческого учета затрат. Но управленческий учет сам по себе не дает ответа на обоснование направлений обновления техники и технологии, смену ассортимента товаров, изменения цен и т.д. Ответы на эти вопросы дает управленческий анализ, который неразрывно связан с управленческим учетом, признан на высоком государственном уровне и в будущем займет достойное место в формировании системы управления затратами. Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовом результате предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности - определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является методика анализа безубыточности производства или анализа соотношения «затраты - объем - прибыль» (Cost - Volume - Profit; CVP - анализ)  Этот вид анализа является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Кроме того, анализ «издержки-объем-прибыль» (CVP-анализ), является одним из основных инструментов ценообразования и определения прогнозного объема продаж при составлении сводного бюджета предприятия на текущий период. Анализ взаимосвязи затрат, объема и прибыли, называемый «затраты-объем-прибыль», позволяет менеджерам подготовить данные, необходимые для определения прогнозируемой цены единицы продукции, выбора поставщика сырья и материалов, анализа процесса производства, а также решения задачи «производить или покупать». Учет с использованием такого подхода называется учетом по усеченной себестоимости. Анализ соотношения «затраты-объем-прибыль» (СVР-анализ) - это один из самых действенных инструментов, которыми обладают менеджеры. Он разрешает проблемы взаимоотношения между ценой изделия, объемом производства, прямыми (переменными) затратами на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, а также смешанными затратами. Данный анализ выступает решающим моментом в процессе принятия управленческих решений, например, определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой стратегии и т.д.

CVP-анализ является лучшим средством управления, чтобы добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации, так как позволяет решать широкий круг задач.

Целью настоящей работы является рассмотрение анализа взаимосвязи затрат, объема производства и прибыли («затраты-объем-прибыль»). В соответствие с поставленной целью задачами данной работы является:

- рассмотрение основных элементов анализа соотношения «затраты - объем - прибыль»;

- сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль»;

- раскрытие методов расчета точки безубыточности;

- анализ практического использования зависимости «затраты - объем производства - прибыль» в хозяйственной деятельности предприятия.

Объект исследования: условное предприятие «Радуга» (г. Миллерово).

Методы исследования:

- предварительная оценка финансового состояния условного предприятия «Радуга»;

- экспресс-анализ хозяйственной деятельности;

- углубленный анализ финансового состояния условного предприятия «Радуга».

 

Глава 1. Сущность анализа «затраты - объем производства - прибыль»

 

1.1 Маржинальный доход и его роль в анализе соотношения «затраты - объем - прибыль»

 

На базе системы учета затрат «Директ-костинг» проводится анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» (в различной литературе CVP-метод, анализ безубыточности, анализ ВЕР), являющийся мощным информационным инструментом при принятии управленческих решений. Главной целью проведения такого анализа является исследование поведения затрат и финансовых результатов при различных уровнях деловой активности организации. В основе CVP-метода лежит принцип безубыточности, то есть покрывать расходы можно только тогда, когда совокупный доход за вычетом совокупных переменных издержек равен уровню постоянных издержек. Любой уровень производства сверх точки безубыточности будет рентабельным. Методика проведения данного анализа включает построение на основе данных о предполагаемой выручке, затратах и объемах производства графика безубыточности и расчета целого ряда показателей, центральным из которых является маржинальный доход.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат. Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Производственный леверидж - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Маржинальный запас прочности - это процентное отклонение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) от пороговой выручки (порога рентабельности).

Для проведения анализа безубыточности производства необходимым условием является деление затрат предприятия на постоянные и переменные. Как известно, постоянные затраты не зависят от объема производства, а переменные - изменяются с ростом (снижением) объема выпуска и продаж. Для расчета объема выручки, покрывающего постоянные и переменные затраты, производственные предприятия в своей практической деятельности используют такие показатели, как величина и норма маржинального дохода. Величина маржинального дохода показывает вклад предприятия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Существует два способа определения величины маржинального дохода. При первом способе из выручки предприятия за реализованную продукцию вычитают все переменные затраты, т.е. все прямые расходы и часть накладных расходов (общепроизводственные расходы), зависящих от объема производства и относящихся к категории переменных затрат. При втором способе величина маржинального дохода определяется путем сложения постоянных затрат и прибыли предприятия. Под средней величиной маржинального дохода понимают разницу между ценой продукции и средними переменными затратами. Средняя величина маржинального дохода отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных затрат и получение прибыли. Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара. Использование этих показателей помогает быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска.

 

1.2 Анализ безубыточности и характеристика основных методов для вычисления точки безубыточности

 

Анализ соотношения «затраты - объем - прибыль» на практике иногда называют анализом точки безубыточности. Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объем производства предприятия, которые обеспечивают покрытие всех его затрат и нулевую прибыль, т.е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Эту точку также называют «критической», или «мертвой», или точкой «равновесия». В литературе часто можно встретить обозначение этой точки как BEP (аббревиатура «break-even point»), т.е. точка или порог рентабельности.

Анализ безубыточности является одним из наиболее эффективных средств планирования и прогнозирования деятельности предприятия. Он помогает руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Однако при его проведении необходимо исследовать целый ряд допущений, в случае невыполнения которых полученная информация будет необъективной: производится единственное изделие или постоянная номенклатура изделий. Во втором случае при проведении анализа используются усредненные данные по всей номенклатуре. Существуют неизменные цены реализации, с одной стороны, и цены на потребляемые производственные ресурсы, с другой стороны. Поведение постоянных и переменных затрат можно измерить с высокой степенью достоверности. Объем производства должен быть равен объему реализации. Поступающая выручка должна быть прямо пропорциональной объему реализации, при этом и затраты, и выручка имеют линейные зависимости. Производительность внутри релевантного уровня деловой активности не меняется. Это допущение объясняется тем, что изменение производительности приведет к изменению затрат, а соответственно, и к смещению точки безубыточности. Существует лишь одна точка безубыточности. Приверженцы микроэкономического подхода к изучению затрат и анализу безубыточности могут справедливо возразить на данное допущение - такая модель предусматривает наличие двух точек безубыточности (рис. 1)

 

Рис. 1 - Экономическая модель поведения затрат, объема производства и прибыли

 

Поведение кривой совокупного дохода (TR) объясняется тем, что на определенном этапе происходит насыщение рынка продукцией, и предприятие вынуждено снижать цену для того, чтобы не потерять свою долю рынка. Когда кривая совокупного дохода начинает ниспадать, это означает, что отрицательный эффект от снижения цены превысил эффект от увеличения масштаба. Таким образом, получается две точки безубыточности (А и В), но предварительно рассчитать их величины практически невозможно. Еще одним фактором возникновения нескольких точек безубыточности являются скачкообразные затраты. И здесь также величины точек безубыточности весьма трудно поддаются анализу и контролю. Однако, несмотря на вышеперечисленные исключения, на практике совсем необязательно знать совокупные издержки и доход абсолютно для всех уровней производства. Достаточно знать релевантный уровень деловой активности организации, то есть диапазон между объемом производства, которого предприятие придерживалось и которого планирует достичь, и информацию о доходах и затратах, которые имеются. И в этом случае можно говорить о наличии одной точки безубыточности. Порог рентабельности (точка безубыточности) - это показатель, характеризующий объем реализации продукции, при котором выручка предприятия от реализации продукции (работ, услуг) равна всем его совокупным затратам. То есть это тот объем продаж, при котором хозяйствующий субъект не имеет ни прибыли, ни убытка. На практике для вычисления точки безубыточности используются три метода: графический, уравнений и маржинального дохода. При графическом методе нахождение точки безубыточности сводится к построению комплексного графика «затраты - объем производства - прибыль». Последовательность построения графика заключается в следующем:

- на графике строится линия постоянных затрат (FC), для чего проводится прямая, параллельная оси абсцисс;

- на оси абсцисс выбирается какая-либо точка, то есть какая-либо величина объема. Для нахождения точки безубыточности рассчитывается величина совокупных затрат (постоянных и переменных). Строится прямая ТС на графике, отвечающая этому значению;

- вновь выбирается любая точка на оси абсцисс и для нее находится сумма выручки от реализации. Строится прямая (TR), отвечающая данному значению.

 

Рис. 2 - Диаграмма безубыточности по бухгалтерской модели

 

Изображенная на рис. 2 точка безубыточности (порог рентабельности) - это точка пересечения графиков валовой выручки и совокупных затрат.

Точка безубыточности, на графике это точка А, расположенная на пересечении прямых, построенных по значению затрат и выручки (рис. 2). Размер прибыли или убытков заштрихован. В точке безубыточности получаемая предприятием выручка равна его совокупным затратам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производств (продаж) в точке безубыточности называется пороговым объемом производства (продаж). Если предприятие продает продукции меньше порогового объема продаж, то оно терпит убытки, если больше - получает прибыль. Метод уравнений основан на исчислении прибыли предприятия последующей формуле:

Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты = Прибыль (1)

Детализируя порядок расчета показателей данной формулы для расчета точки безубыточности, ее можно представить в следующем виде:

 

Р*Х - Yvc*X - Yfc = 0, (2)

 

где Р - цена единицы продукции; Yvc - переменные затраты на единицу продукции; Yfc - постоянные затраты; Х - пороговый объем производства. Отсюда нетрудно рассчитать пороговый объем производства.

 

Х= YFC /(P-Yvc) (3)

 

Разновидностью метода уравнений является метод маржинального дохода, при котором точка безубыточности (порог рентабельности) определяется по следующей формуле:

 

Х = Уfс / Нмд - (4)

 

Нормой маржинального дохода называется доля величины маржинального дохода в выручке от реализации или (для отдельного изделия) доля средней величины маржинального дохода в цене товара (величина P-Yvc из формулы 3). Кроме показателей, рассмотренных при проведении анализа «затраты - объем производства - прибыль», необходимо рассчитать показатели маржинального запаса прочности и уровень производственного рычага. Использование этих показателей поможет быстро решить некоторые задачи, например, определить размер прибыли при различных объемах выпуска. Маржинальный запас прочности (МЗП) - это величина, показывающая превышение фактической выручки от реализации продукции (работ, услуг) над пороговой, обеспечивающей безубыточность реализации. Этот показатель определяется следующей формулой:

МЗП _ Фактическая выручка - Пороговая выручка х 100 /Фактическая выручка, (5)

Чем выше маржинальный запас прочности, тем лучше для предприятия.

 

1.3 Управление прибылью предприятия с помощью зависимости «затраты - объем - прибыль»

 

Производственный рычаг - это механизм управления прибылью предприятия в зависимости от изменения объема реализации продукции (работ, услуг). Данный показатель характеризует долю постоянных затрат в структуре общих затрат данной организации. Эффект производственного рычага может быть рассчитан по следующей формуле: Эпр = МД/П, (6)

Информация о работе Анализ взаимосвязи затрат, обьема производства (продаж) и прибыли.