Аграрная политика государства России и зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2014 в 23:21, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение аграрной политики государства России и зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть понятие, сущность аграрной политики государства;
- ознакомиться с осуществлением аграрной политики в России на современном этапе;
- выявить особенности аграрной политики зарубежных стран на примере Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, США, Великобритании, Польши.

Вложенные файлы: 1 файл

Пр. Курсовая.docx

— 104.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

Введение

 

В условиях перехода к рынку термин «аграрная политика» и «аграрная реформа» используют параллельно, однако в последнем случае понимается аграрная политика, осуществляемая в условиях адаптации данного сектора экономики страны к рынку. Основываясь на подотраслевом вычленении сфер влияния государства внутри АПК, выделяют собственно аграрную политику, политику в области переработки сельхозпродукции, агропродовольственную политику, политику в области научного обеспечения АПК и т.д. В отечественной практике, принимая во внимание комплексообразующее значение сельского хозяйства для АПК в целом, употребление термина «агарная политика» все чаще расширяется до понимания «политика в сфере агропромышленного производства».

Выработка аграрной политики должна быть основана на идентификации целей развития агропромышленного производства на данный период времени и государственной экономической политики. Детализация глобальной цели экономического развития страны достигается достижением целей отраслевых или функциональных подсистем аграрного сектора в совокупности, разрабатывается научно-обоснованная стратегия и тактика, конкретизированная в мероприятиях по ее реализации; устанавливаются сроки и критерии достижения промежуточных ориентиров. Аграрная политика является способом решения задач, стоящих перед государством в плане оптимизации масштабов и качественных параметров агропромышленного производства.

Базой для формирования аграрной политики должен быть анализ отрасли с точки зрения интенсивности или экстенсивности исторических путей развития, места отрасли в секторе реальной экономики; характера, уровня и видов конкуренции, как обязательного элемента рынка; системы ценообразования, финансирования, кредитования, страхования, налогообложения и множества других факторов, игнорирование хотя бы одного из которых может привести к недостижению целей экономического развития экономики любой страны в целом.

Поэтому изучение аграрной политики является актуальным в современных условиях.

Целью курсовой работы является изучение аграрной политики государства России и зарубежных стран. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие, сущность  аграрной политики государства;

- ознакомиться с осуществлением аграрной политики в России на современном этапе;

- выявить особенности  аграрной политики зарубежных  стран на примере Франции, Германии, Финляндии, Венгрии, США, Великобритании, Польши.

Предметом исследования является аграрная политика государства, а объектом – органы осуществления аграрной политики в разных странах.

Методами исследования являются сравнение, сопоставление и анализ.

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, основной части из двух глав с подпунктами, заключения и списка литературы.

 

 

 

1. Понятие, сущность аграрной политики и её осуществление в России на современном этапе

 

1.1. Представление об аграрной политике – понятие и сущность

Углубление специализации в отраслях народного хозяйства привело к более тесным взаимосвязям между ними. На базе обособленных видов промышленной и сельскохозяйственной деятельности произошло формирование единого агропромышленного комплекса, участники которого органически взаимосвязаны и ориентированы на единую конечную цель.

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя.

Главная задача агропромышленного комплекса состоит в максимальном удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и товарах народного потребления. Агропромышленный комплекс России является крупнейшим народнохозяйственным комплексом. Он формировался как единое целое в середине семидесятых годов, когда были созданы материально-технические, научно-теоретические и социально-экономические предпосылки для объединения многочисленных отраслей народного хозяйства в единый комплекс.

Агропромышленный комплекс включает в себя три сферы. Первая сфера состоит из отраслей, которые обеспечивают агропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу входят отрасли и производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений [3, c-55].

Производство продуктов питания является самым первым условием жизни людей всякого производства вообще. Этим характеризуется жизненно важная роль, которую выполняет сельское хозяйство в любом обществе. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную актуальность развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей, развития аграрных отношений и аграрной политики.

Аграрная политика государства - это политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и обеспечения на этой основе роста жизненного уровня населения и общественного процесса в стране.

Выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей экономической политике государства обусловлено особенностями сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

По ходу объяснения аграрной политики несколько раз было упомянуто понятие «агробизнес», что означает все более полное вовлечение аграрного производства в общий механизм кругооборота общественного капитала. Он проявляется в разных сферах неодинаково: в сфере АПК - как подчинение промышленным капиталом аграрного производства; в сфере экономики в целом - как подчинение финансовым капиталом АПК [7, c-101].

Каждое государство осуществляет свою агарную политику в соответствии со своими методами и целями.

В аграрной политике государства выделяются следующие сегменты:

1. Земельная политика:

- правовое разрешение вопросов о полном или частичном праве собственности на землю, характере и способе его реализации;

- регламентация вопросов землепользования и оптимизация его структуры;

- регулирование процессов землеустройства, включая управление программами развития сельских регионов и ряд других направлений.

2. Финансовая политика:

- государственная поддержка системы кредитования аграрной сферы: виды и размеры кредитов, авансирования, система залога и поручительства;

- формированием доступности кредита: процентная ставка, сроки пользования и погашения;

- регулирование системы оперативного финансового обслуживания;

- формирование каналов и размеров бюджетного финансирования(субсидии, дотации, удешевление кредита, погашение обязательных страховых взносов и т.д.) и другие направления.

3. Социальная политика:

- политика формирование доходов, как результат участия в регулировании рынков земли, труда, капитала;

- обновление и развитие сельских территорий;

- развитие социальной инфраструктуры села, включающей консультативное обслуживание предпринимательской деятельности в агропромышленной сфере;

- социальные гарантии: система пенсионного обеспечение и страхования, здравоохранение и т.д.;

- экология.

4. Политика в области  формирования продовольственного  рынка:

- стабилизация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции: участники, их поведение на рынке, ценообразование, налогообложение, замещение экспорта, поддержка залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией; разработка и осуществление целевых межотраслевых, отраслевых, товарных, функциональных и региональных программ и многое другое;

- регулирование поведения агентов на внешних рынках сельскохозяйственной продукции: условия экспорта, экспортный контингент и т.д.;

- ограничение свободы входа и выхода на отдельные рынки, регламентация на них предпринимательской деятельности в соответствии с целевыми установками и приоритетами секторальной политики, формирование антимонопольной политики и института банкротства и т.д.

В качестве цели аграрной реформы в странах с переходной экономикой объективно рассматривается создание рыночно ориентированного аграрного сектора экономики. Сегодня в рамках достижения поставленной цели, независимо от стартовых условий страны политиками и учеными обычно выделяются следующие задачи:

- структурная перестройка сектора, приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных производственных единиц;

- создание новой рыночной инфраструктуры сектора, приватизация в I и III сферах АПК, либерализация рынков;

- формирование адекватной продовольственной политики.

Степень разрешения этих задач свидетельствует о достижениях страны на пути аграрных реформ и стабилизации экономики. Для сравнения прогресса предлагаются различные методики, среди которых лидирует предложенная Мировым Банком. В соответствии с ней, на основе экспертных оценок, страны условно ранжируются в соответствии с продвинутостью реформ [5, c-90].

 

1.2. Ситуация в агропромышленном  комплексе России

На современном этапе развития России происходят значительные изменения в структуре и экономике АПК, связанные с процессом проведения аграрной реформы, направленной на создание условий для формирования различных форм собственности, развития земельного рынка, свободной конкуренции товаропроизводителей.

Проведенная в России аграрная реформа была направлена на формирование многообразных организационно-правовых форм собственности на землю и средства производства. В процессе становления многоукладной экономики важной проблемой является выбор научнообоснованных направлений в развитии различных форм хозяйствования на основе анализа и оценки региональных особенностей проведения земельной реформы [2, c-49].

Принятие закона «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и др. способствовали активизации процесса создания фермерских хозяйств.

Наряду с этим происходила реорганизация колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы, и осуществлялось перераспределение находящихся в пользовании предприятий земель и имущества, их приватизация.

Проведение аграрной реформы не повлияло существенно на снижение кризисных явлений в аграрной экономике. Проведенная в кратчайшие сроки приватизация и реорганизация крупнотоварного производства и развитие мелкотоварного сектора пока еще с примитивной технологией производства не может решить проблему внутреннего продовольственного рынка страны. Аграрная реформа проходила в условиях неблагоприятной социально-экономической ситуации в стране, при отсутствии сбалансированной ценовой, кредитно-финансовой и налоговой политики государства, при недостаточно экономически разработанных процессах реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Реформа могла дать лучшие результаты на основе формирования и функционирования смешанной экономики, проводимой поэтапно.

В последние годы наблюдалось снижение инвестиций в агропромышленный комплекс по всем источникам финансирования. В 2001 г. они составляли 19,0% расходной части бюджета страны, в 2004 г. 9,0%, в 2009 г. 3,0%, а в 2008 г. 1,4%.

В структуре производства АПК доля сельского хозяйства снизилась на 10%, составив 43%, а доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте снизилась с 16,4 (2000 г.) до 7,5%(2009 г.). Наряду с этим заметно выросла доля отраслей пищевой промышленности до 31%, а капитальные вложения (в т.ч. иностранные инвестиции) в эту отрасль увеличились в 1,5 раза.

Начиная с 2001 года наблюдается снижение производства основных видов продукции сельского хозяйства. На уровень производства основных сельскохозяйственных культур повлияло как сокращение посевных площадей, так и снижение уровня урожайности. Общая посевная площадь уменьшилась на 8 %, в том числе: зерновых на 9 %, сахарной свеклы на 20%, льна-долгунца на 59 %. Снизилась урожайность основных сельскохозяйственных культур. Валовые сборы зерна сократились на 30 %, сахарной свеклы на 45 %, подсолнечника на 20 %, картофеля на 15 %.

В животноводстве также происходит постоянное снижение поголовья всех видов скота и его продуктивности. Только за последние годы поголовье крупного рогатого скота уменьшилось на 20%, коров на 9 %, свиней на 21 %, овец и коз на 33 %. По данным 2009 г., Россия по численности крупного рогатого скота находится на уровне 1970 года, свиней -- 1969 года, овец и коз -- 1956-57 годов. В результате, производство мяса на душу населения снизилось за последние пять лет с 68 до 46 кг (уровень 1976 г.), а молока с 376 до 216 л. (уровень 1966 г.).

По формам собственности сельскохозяйственные предприятия разделились следующим образом: государственная (Федеральная и субъектов Федерации) - 27%, муниципальная 3%, частная 65%, смешанная форма 5% (рис.1.).

Таким образом, основной формой собственности в сельскохозяйственном производстве стала частная собственность.

Рис.1. Доли форм собственности в общем объёме сельскохозяйственных предприятий России

Одним из существенных результатов нынешней аграрной реформы в России стало значительное увеличение доли хозяйств населения в сельскохозяйственном производстве, продовольственном обеспечении общества.

В 1999 г. доля продукции личных подсобных хозяйств и садово- огородных участков составляла 26% валовой продукции сельского хозяйства, в 2009 г. уже 59,8%. Такой рост был обусловлен как увеличением производства в хозяйствах населения, так и падением производства в крупных сельскохозяйственных предприятиях.

Доля хозяйств населения в производстве зерновых, технических и кормовых культур незначительна. Посевы этих культур сосредоточены на землях крупных предприятий. Доля же картофеля, овощей, плодов и ягод, производимых предприятиями мала и неуклонно снижается [8, c-112].

Информация о работе Аграрная политика государства России и зарубежных стран