Nokia

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:49, статья

Краткое описание

Сегодняшняя структура компании состоит из четырех бизнесс-групп: мобильные телефоны, мультимедия, корпоративные решения, сетевое оборудование. Все четыре направления объединены двумя общими подразделениями Customer and Market Operation (продажи, маркетинг, логистика) и Technology Platforms (технологические разработки).

Вложенные файлы: 1 файл

nokia.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

     Nokia 

     Год основания: 1865

     Год запуска бренда: 1865

     Страна: Финляндия

     Генеральный директор: Олли-Пекка Калласвуо (Olli-Pekka Kallasvuo)

     Кратко  о компании 

          Сегодняшняя структура компании  состоит из четырех бизнесс-групп:  мобильные телефоны, мультимедия, корпоративные решения, сетевое оборудование. Все четыре направления объединены двумя общими подразделениями Customer and Market Operation (продажи, маркетинг, логистика) и Technology Platforms (технологические разработки).

       Интересно знать, что: 

     Nokia является создателем стандарта NMT (1981 г.).

     В 1987 году выпущен первый мобильный  телефон стандарта NMT - Mobira Cityman.

     В 1992 году выпущен первый мобильный  телефон стандарта GSM Nokia 1011.

     Nokia 3210 - первый телефон со сменными панелями.

     Nokia 7110 - первый телефон c WAP-броузером.

     Nokia 5140 - первый GSM-телефон c технологией Push-To-Talk.

     Nokia 7600 - первый телефон WCDMA.

     Nokia 6220 - первый телефон с поддержкой EDGE.

     Nokia 7610 - первый телефон с мегапиксельной камерой.

     Nokia 3230/7710 - первые телефоны с функцией Visual Radio. 

     История компании Nokia

     История Nokia - одна из самых невероятных саг  о бизнесе 90-x годов прошлого века. Как написал журнал BusinessWeek, в начале 90-х финский конгломерат беспокоили весьма далекие от сотовой связи  проблемы: тогда начал резко снижаться объем продаж в стоявший на пороге распада Советский Союз: туалетной бумаги. А уже к концу тысячелетия те же финны, переориентировавшись на производство сотовых телефонов, превзошли на новом для себя рынке и Ericsson и Motorola. Достаточно быстро Nokia стала одним из ведущих игроков мирового рынка телекоммуникаций, а также одной из самых богатых европейских компаний. Но все по порядку... 

     Вышли из леса

     Историю компании Nokia принято отсчитывать  с 1865 года. 12 мая 1865 года финский горный инженер Фредрик Идестам получил разрешение на строительство фабрики для выпуска древесной массы у реки Нокия. Так было положено начало будущей Nokia Corporation. Именно на эти годы пришелся бурный рост промышленности. Индустриализация, потребность в бумаге и картоне для растущих городов и офисов росла с каждым днем. И вот уже на месте фабрики-мельницы вырос целлюлозно-бумажный комбинат. Со временем комбинат Nokia привлек к себе большое количество рабочих, так что вскоре вокруг него образовался одноименный город - Nokia. Предприятие выросло из национальных масштабов, бумага Нокии стала поставляться сначала в Россию, затем в Англию, Францию, и даже Китай. В конце 1860-х годов спрос на бумажную продукцию в Финляндии во много раз превзошел объемы внутреннего производства, из-за чего возрос импорт сырья из России и Швеции. В феврале 1871 года была основана Nokia Corporation (Nokia Aktiebolag). Фирма уверенно завоевывала рынки Дании, Германии, России, Англии, Польши и Франции. Кстати, важную роль в выходе Nokia на международную арену играли деловые люди из Санкт-Петербурга.  

     Коалиция  трех

     А тем временем в Соединенных Штатах "резиновая горячка" начала 1830-х  годов закончилась столь же неожиданно, как и началась. Многие инвесторы  потеряли миллионы долларов. Но обанкротившийся производитель оборудования из Филадельфии Чарльз Гудьер продолжал проводить эксперименты с резиной. В феврале 1839 году он открыл такое явление, как вулканизация. В то же время он создал водозащитную резину, что позволило использовать этот материал в самых разных условиях. В 1898 году Фрэнк Сейберлинг основал фирму Goodyear Tire and Rubber Company и купил для нее первый завод. Через десять лет Goodyear стала крупнейшим в мире предприятием по выпуску резины.

     В Финляндии товары из резины появились в конце XIX века. Первыми изделиями были обувь и различные предметы из прорезиненной ткани. Сначала они были роскошью, но очень быстро дождевики и калоши завоевали популярность в городах и сельской местности. Резиновая продукция стала принадлежностью не только потребительского, но и делового рынка. В связи с индустриализацией появился спрос на различное оборудование, что означало потребность во всевозможных резиновых изделиях. В Финляндии основным производителем таких изделий была компания Finnish Rubber Works (FRW). Когда руководство FRW решило переместить свое производство из Хельсинки в сельскую местность, оно остановило выбор на участке рядом c Nokia. Возможность недорого покупать у Nokia электроэнергию стала определяющей, - река, около которой находился комбинат, служила не только украшением ландшафта, но и являлась источником дешевой электроэнергии.

     В 1912 году в центре Хельсинки открылась  компания, получившая позже название Finnish Cable Works. Увеличивающаяся потребность  в передаче электроэнергии, а также бурное развитие телеграфных и телефонных сетей обеспечили быстрый рост компании. Забегая вперед, надо отметить, что после окончания Второй мировой войны фирма практически являлась монополистом, владевшим абсолютным большинством финских производителей кабеля. В 1920 году эти три фирмы: Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works, вошли в коалицию, сформировав Nokia Group.. Участие в этом промышленном конгломерате предполагало противостояние Nokia социальным, политическим и экономическим событиям: и "бурным двадцатым", и Великой депрессии, и вторжению Советского Союза, и последующим войнам, и выплате репарации Москве. 

     История создания компании Nokia

     Хотя Nokia и потеряла свою корпоративную автономию, ее название очень скоро стало общим фундаментом для трех фирм, и в эти же годы FRW стала использовать название "Nokia" в качестве своей марки. Правда, вскоре третья из компаний, Finnish Cable Works (FCW), заманила Nokia в новый для нее сектор - строительство электростанций. В 1920-30-е годы Nokia уже лидировала на всех направлениях своей деятельности. Именно диверсификация помогала фирме практически безболезненно переживать тяжелые в экономическом плане времена: когда какой-то сектор экономики находился в упадке, Nokia выживала за счет предприятий других отраслей.

     Компания Nokia начала деятельность в Советском  Союзе в 60-е годы. В 1966 началось и  в 1967 году было окончательно оформлено  слияние трех предприятий - Nokia, FRW и FRC. Oy Nokia Ab представляла собой промышленный конгломерат, работавший по четырем основным направлениям: лесная промышленность, производство резины, кабелей и электронной техники. Старые направления, в особенности производство кабелей, продолжали обеспечивать прибыльность Nokia. Некоторые финские обозреватели считают, что система управления была взята от завода по производству кабелей; а деньги приносила резиновая промышленность. А отделение электроники помогло возродить конкурентоспособность Nokia на новом витке развития компании. 

     Nokia и мобильная связь

     Еще в 60-х годах президент Finnish Cable Works Бьёрн Вестерлунд учреждает отдел  электроники, который проводит исследования в области полупроводников. Основным персоналом отдела являются сотрудники университетов и колледжей, с  которыми Вестерлунд давно поддерживал хорошие отношение. Глава отдела, Курт Викстедт, называвший себя "помешанным на цифрах", прекрасно представлял себе все перспективы развития электронной связи и умело направлял усилия разработчиков именно в этих, приоритетных направлениях. Витавшие тогда в воздухе настроения можно было охарактеризовать словами "все возможно и все нужно попробовать".

     В 1963 году был разработан первый радиотелефон, а в 1965 году - модем для передачи данных. Тем не менее, большинство  телефонных станций на тот момент имело электромеханические коммутационные устройства и никто даже не помышлял о возможной "цифровизации" своего оборудования. Несмотря на подобный консерватизм, царивший тогда в этой области, Nokia все таки берется за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции (РСМ). В 1969 она первой выпускает РСМ-передающее оборудование, отвечающее стандартам CCITT (Международный консультационный комитет по телеграфу и телефону). Переход на цифровой телекоммуникационный стандарт стал для компании одним из самых важных стратегических решений, что и подтвердилось в начале 70-х выпуском коммутатора DX 200. Снабженный по тем временам компьютерным языком высокого уровня и микропроцессорами Intel, он оказался настолько удачным, что и по сей день идеи заложенные в него являеются основанием для телекоммуникационной инфраструктуры компании.

     В то же самое время новое законодательство разрешило, по примеру Швеции, установку  мобильных телефонов в автомашины и подключение их к общей сети. Так как в 1980-е годы основной стратегией Nokia стало быстрое расширение по всем направлениям, открывшиеся перспективы подтолкнули Nokia к решительным действиям. И результат не заставил себя ждать: в 1981 году создается сотовая сеть, охватившая Швецию и Финляндию и получившая название Nordic Mobile Telephony (NMT). Позднее в нее вошли другие страны как в Европе, так и за ее пределами. Система базировалась на технологиях Nokia. Началось быстрое развитие индустрии мобильных телефонов. Появившись в 1981 году, NMT стал первым общераспространенным стандартом сотовой связи

     В 1987 году, когда все выпускаемые  мобильные телефоны были достаточно тяжелы и имели большие габариты, Nokia выпустила один из самых легких и транспортабельных мобильников. Это позволило отвоевать значительную часть рынка.

     В связи с постепенным объединением европейских рынков в конце 80-х  годов, назрела необходимость разработки единого цифрового стандарта  мобильной связи, позднее получившего  название GSM (Global System for Mobile Communications).

     В 1989 году Nokia и два финских телекоммуникационных оператора создали союз, чтобы наладить работу первой сети GSM. Чтобы не потерять позиции в конкурентной борьбе с Telecom Finland, которая владела многолетней, поддерживаемой государством монополией на дальнюю телефонную связь, провайдеры услуг аналоговой мобильной связи Helsinki Telephone Corporation и Tampere Telephone Company создали компанию Radiolinja. Эта фирма купила у Nokia инфраструктуру на сумму в 50 млн. долларов, даже несмотря на отсутствие лицензии на новую сеть.

     Йорма Оллила, приглашенный в Nokia Кари Каирамо, в 1990 году возглавил отделение мобильных  телефонов компании. По поводу нового проекта было много разговоров, сомнения вызывало всё: от принципиальной необходимости  в существовании сети до технологических вопросов. И все же команда Nokia верила в цифровую связь и продолжала свою работу.

     1 июля 1991 года самый первый звонок  через коммерческую сеть GSM был  сделан премьер-министром Финляндии  - по телефону Nokia. Успех проекта  произвел впечатление на совет  директоров компании, и год спустя Оллила был назначен генеральным директором Nokia. Эту должность и пост председателя Йорма Оллила занимает и сегодня.

     С 1996 года телекоммуникации стали основной сферой деятельности компании Nokia. Не зря  рисковали финны. Ведь когда Nokia вкладывала свои ресурсы в GSM, она была умеренно успешной компанией из маленькой страны, бросившей вызов уже прочно стоящей на ногах инфраструктуре, в которую вложены миллиарды долларов, и повсеместно принятому стандарту. Вскоре компания заключает соглашения на обеспечение сетями GSM еще 9 европейских государств. К августу 1997 года Nokia поставляла GSM системы 59 операторам в 31 стране.

     Надо  сказать, что к этому времени  Финляндию охватывает глубочайший  спад производства. И несмотря на то, что в 80-х Nokia становится третьим  в Европе производителем телевизоров, а также большую популярность получают спутниковые ресиверы фирмы  и отделение, занимающееся производством автомобильных покрышек, особенно, если учесть неизменно высокое качество всего ассортимента предлагаемой продукции, Nokia пришлось сделать рискованный выбор. В мае 1992 года возглавивший компанию Йорма Оллила принимает решение о сокращении всех остальных отделений и сосредоточении научных и производственных мощностей на телекоммуникациях. Сегодня, когда Nokia является мировым лидером в мобильной связи и телекоммуникациях, мы можем по достоинству оценить правильность этого решения. 

     Секреты успеха

     Именно  когда компания всерьез занялась выпуском мобильных телефонов и  других телекоммуникационных продуктов, она вышла на международные рынки. В результате в конце 90-х Nokia стала  лидером рынка цифровых технологий связи.

     За  короткое время, благодаря своей способности чутко реагировать на частые рыночные перемены и мгновенно брать на вооружение новейшие разработки и технологии, компания добилась мирового успеха. Именно за счет грамотного и вдумчивого подхода, а также верных решений - как в области технологий, так и в области управления и кадровой политики - Nokia превратилась в мегакомпанию мирового класса. За каких-то 6 лет эта компания совершила скачок к мировой известности.

     Йорма Оллила возглавил Nokia как раз в  тот момент, когда ей требовался глоток свежего воздуха. И компания вскоре начала стремительно наращивать обороты. К 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM 900, GSM 1800, GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. Благодаря столь обширным возможностям компании удалось быстро укрепить свои позиции в Европе и Азии.

     Уже в 1998 г. она объявила о 70-процентном росте прибыли (210 млрд. евро), тогда  как ее главные конкуренты Ericsson и Motorola ограничились лишь сообщениями  о снижении темпов производства. Спрос на мобильные телефоны продолжал расти, вместе с ним росла и рыночная доля Nokia. В 1999 г. компания отвоевала 27% рынка мобильных телефонов, причем Motorola, шедшая второй, отстала от нее на целых 10%. На сегодняшний день Nokia по-прежнему лидер на рынке мобильных телефонов. Чем объясняется этот взлет? Попытаемся разобраться в причинах такого успеха.

     Когда многие high-tech-корпорации в США и  Канаде сосредоточились исключительно  на компьютерных информационных технологиях, европейские и японские компании серьезно занялись мобильными телекоммуникациями, беспроводными технологиями. И Nokia была в первых рядах этих "преобразователей мира". Люди хотят общаться "когда угодно и где угодно", и Nokia удовлетворяет этот спрос. Даже американцы признали, что благодаря Nokia будущее беспроводной связи принадлежит Европе. Такие показатели, как доля владельцев мобильных телефонов среди населения и охват территории сотовой связью, в Европе намного выше, чем в США. И это еще не все: сейчас стирается грань между технологиями - они сливаются в единое целое, а мобильные телекоммуникационные устройства воцаряются в самом центре беспроводного информационного общества нового века. 

Информация о работе Nokia